Научная статья на тему 'Предпринимательские риски деятельности строительной организации муниципалитета в условиях конкурентной среды'

Предпринимательские риски деятельности строительной организации муниципалитета в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жесткова С. Р.

Рассмотрены предпринимательские риски деятельности строительной организации муниципалитета в условиях конкурентной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские риски деятельности строительной организации муниципалитета в условиях конкурентной среды»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛИТЕТА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

С.Р. ЖЕСТКОВА

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

аспирант

46500, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Рассмотрены предпринимательские риски деятельности строительной организации муниципалитета в условиях конкурентной среды.

Ключевые слова: предпринимательские риски; рынок строительных материалов; конкурентоспособность; конкурентная среда.

Коды классификатора ^ЕЬ: L74, И11.

В деятельности строительных организаций муниципалитета на пути реализации проекта возникает достаточно много рисков. Для их своевременной нейтрализации предприятиям необходимо постоянно изучать конъюнктуру рынка, проводить соответствующую ценовую политику, создавать сеть сервисного обслуживания, проводить рекламную компанию для формирования общественного мнения и имиджа.

Рассмотрим типичные ситуации на примере деятельности ООО «Шахтинский комбинат строительных материалов» (ШКСМ), специализирующегося на производстве изделий из бетона для использования в строительстве.

Перечень типичных рисков такого рода строительных предприятий, а также меры по их минимизации приведены в табл. 1.

Таблица 1

Перечень рисков и меры по их минимизации

Содержание предпринимательского риска Меры по минимизации риска

Нарушение сроков финансирования со стороны заказчика Создание резерва собственных оборотных средств

Удорожание стоимости материальных ресурсов Заблаговременное заключение договоров на поставку материальных ресурсов с твердой фиксированной ценой на них

Срыв сроков поставки материальных ресурсов Создание альтернативных вариантов приобретения материальных ресурсов

Поставка некачественных материальных ресурсов Входной контроль качества материальных ресурсов, подача исковых заявлений в суд о нарушении условий контракта

Увольнение квалифицированных рабочих Создание эффективной системы материальной и нематериальной мотивации персонала

Увеличение тарифа на электроэнергию Строгое соблюдение режима экономии

Форс-мажорные обстоятельства Включение таких обстоятельств и правил решения вопросов при их возникновении во все договоры предприятия

Для оценки коммерческих рисков используем экспертный метод (табл. 2). Сущность этого метода состоит в том, что экспертам предоставляется перечень возможных коммерческих рисков и предлагается оценить вероятность их наступления на основе следующей системы оценок:

0 — несущественный риск;

25 — рисковая ситуация, вероятнее всего, не наступит;

50 — о возможности риска нельзя сказать ничего определенного;

75 — рисковая ситуация, вернее всего, наступит;

100 — рисковая ситуация наступит наверняка.

Затем оценки экспертов подвергаются анализу на их противоречивость (табл. 3); их совокупность должна удовлетворять следующему правилу: максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50%, что позволяет устранить недопустимые различия в оценках экспертами вероятности наступления отдельного риска:

Мах (а, — Ь) < 50, где а,, Ь1 — векторы оценок каждого из двух вариантов;

г — вид оцениваемого риска.

При трех экспертах должно быть сделано три оценки: для попарного сравнения мнений первого и второго экспертов, первого и третьего, второго и третьего.

Данные табл. 3 свидетельствуют о приемлемой согласованности экспертов и возможности использования в расчетах, так как выполняются правила непротиворечивости мнений экспертов:

Правило 1: тах (а. — Ь) < 50.

Правило 2: £"=1 (а.— Ь) / п < 25.

При определении общей оценки риска проекта были использованы удельные веса каждого из рисков, определенные экспертами (табл. 4).

© Жесткова С. Р., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

Общая оценка риска проекта составляет 39,894 балла, что свидетельствует о небольшой вероятности проявления коммерческих рисков и возможности принятия предпринимательского риска к реализации.

В данной рисковой ситуации дальнейшее совершенствование деятельности строительного предприятия возможно по пути развития его коммерческой деятельности. При этом необходимо использовать сильные стороны деятельности и возможности внешней среды, с одновременной нейтрализацией слабых сторон и угроз внешней среды в соответствии с проводимым БШОТ-анализом деятельности предприятия. Оцениваемая с позиций возможных рисков конкурирования емкость рынка железобетонных изделий «шахтинской зоны» Ростовской области представлена в табл. 5.

Таблица 2

Оценка экспертами вероятности наступления коммерческих рисков

Обозначе-ние Эксперты

Риски Первый Второй Третий Средняя вероятность

Нарушение сроков финансирования со стороны заказчика 51 Б0 2Б 2Б 33,3

Удорожание стоимости материальных ресурсов 52 7Б 100 7Б 83,3

Срыв сроков поставки материальных ресурсов 53 0 2Б 2Б 16,7

Поставка некачественных материальных ресурсов 54 Б0 Б0 2Б 41,67

Увольнение квалифицированных рабочих 5Б 2Б 0 0 8,3

Увеличение тарифа на электроэнергию 5б Б0 2Б 2Б 33,3

Форс-мажорные обстоятельства 589 2Б 2Б 0 16,67

Таблица 3

Анализ мнений экспертов

Риски Эксперты Мах (а, — Ьі)

первый второй третий

1 2 Э 4 Б

51 Б0 2Б 2Б 2Б

52 7Б 100 7Б 2Б

5Э 0 2Б 2Б 2Б

54 Б0 Б0 2Б 2Б

5Б 2Б 0 0 2Б

5б Б0 2Б 2Б 2Б

58 2Б 2Б 0 2Б

Примечание: а,, Ь, — оценки каждой г-й пары экспертов.

Таблица 4

Общая оценка риска предпринимательского проекта

Риски Эксперты Средний удельный вес W Вероятность Р. Балл х р, / 100

первый второй третий

Б1 13 17 20 16,67 33,33 5,55б

Б2 20 32 28 26,67 83,33 22,224

Б3 10 9 11 10,0 1б,б7 0,бб7

Б4 13 7 12 10,67 41,б7 4,44б

ББ 22 14 1б 17,33 8,33 1,444

Б6 10 12 4 8,67 33,33 2,89

Б8 12 9 9 10,0 1б,б7 1,бб7

Итого по всем рискам 100 100 100 100 — 39,894

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ

69

Таблица 5

Емкость рынка железобетонных изделий «шахтинской зоны» Ростовской области

Конкуренты Выручка от продажи ЖБИ, тыс. руб. Доля рынка, %

ООО «ШКСМ» 20836,0 3,8

ООО «Монолит — Юг», г.Шахты 25696,0 4,7

ЗАО «Ростовский завод ЖБИ» 348100,0 б3,2

ООО завод «Стройдеталь» 156200,0 28,3

Итого 550832,0 100,0

Для оценки конкурентоспособности предприятия используют несколько методов: метод суммы мест, метод балльной оценки; метод построения профиля требований; метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов. У фирмы существует ряд серьезных конкурентов, которые представляют практически такой же ассортимент продукции, но конкурируют не только ценовыми, но и качественными параметрами.

Одним из направлений расширения бизнеса предприятия является эффективное использование имеющихся основных фондов. Фактический коэффициент использования производственной мощности в рассматриваемом случае значительно меньше нормативного.

С целью выявления возможности реализации строительных материалов, производимых ООО «ШКСМ» при расширении производства, проведем анализ уровня удовлетворения спроса на ЖБИ. В 2008 г. заявленная потребность потребителей практически по всем наименованиям продукции была выполнена на 85%. Наибольший удельный вес удовлетворения заказчиков наблюдался по плитам перекрытия и стеновым панелям (88%).

В целях минимизации рисков развитие коммерческой деятельности строительных муниципальных организаций следует осуществлять по результатам БШОТ-анализа, который позволяет выявить во внешней среде факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой — угрозы для развития предприятия (схема 1).

Схема 1

Типовые результаты 5№0Г-анализа для строительных организаций среднего российского города (на примере г. Шахты)

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны

Продукция — Возможность расширения ассортимента; — Хорошее качество продукции — Часть ассортимента производится только по заказу

Организация — Компетентное руководство — Адекватная организационная структура предприятия — Эффективная система контроля — Слабых сторон не наблюдается

Маркетинг — Эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта продукции — Предоставление дополнительных услуг (погрузка транспортировка продукции) — Недостаточная реклама продукции — Отсутствие маркетинговых исследований рынка — Отсутствие системы скидок

Персонал — Небольшая текучесть кадров — Предоставление предприятием социальных гарантий работникам — Низкий уровень заработной платы — Отсутствие системы мотивации персонала

Финансы — Предприятие является платежеспособным — собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным — Низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек

С помощью проведенного анализа сильных и слабых сторон можно установить, что названный тип предприятий имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны предприятия обобщены в табл. 6.

Общая оценка риска деятельности муниципальных строительных организаций среднего российского города свидетельствует (при заданных выше условиях) о небольшой вероятности проявления коммерческих рисков и возможности принятия инвестиционных проектов к реализации. Результаты 5Мг0Г-анализа являются основой для разработки стратегического бизнес-плана в целях повышения конкурентоспособности предприятия и минимизации предпринимательского риска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

Таблица 6

Угрозы и возможности строительных организаций городского муниципалитета

Возможности Сильные стороны

— Рынок строительных материалов продолжает развиваться — Развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков и новых потребителей — Опыт производства и продажи продукции — Предприятие является платежеспособным — Собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным — Высокое качество продукции — Эффективное использование различных каналов сбыта продукции — Предоставление дополнительных услуг потребителям — Высокий профессионализм работников предприятия — Компетентное руководство — Адекватная организационная структура предприятия

Угрозы Слабые стороны

— Повышение энерготарифов — Повышение налоговых ставок — Нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса — Ужесточения конкуренции — Ухудшение отношений с поставщиками — Низкая рентабельность продаж из-за высокой себестоимости продукции — Низкий уровень зарплаты — Часть ассортимента производится только по заказу — Недостаточная реклама продукции — Отсутствие маркетинговых исследований рынка — Отсутствие системы скидок — Отсутствие системы мотивации персонала

ЛИТЕРАТУРА

1. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2004.

2. Магомедов А.Г., Якубов Т.В. Методические подходы к выбору оценочных показателей эффективности функционирования и развития предприятий строительного комплекса // Экономический вестник РГУ. 2008. № 1, ч. 2.

3. Россингер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товара : пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

4. Фатхудинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. М.: Издательство и Экономика, 2005.

5. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.