Научная статья на тему 'Предпринимательская деятельность муниципальных образований'

Предпринимательская деятельность муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1966
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна, Шабалин Глеб Юрьевич

В статье анализируются признаки понятия предпринимательской деятельности муниципальных образований, выделены особенности предпринимательской деятельности муниципальных образований, определён круг видов их деятельности, которые можно отнести к предпринимательской сфере. Автор обосновывает необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF MUNICIPAL ENTITIES

In the article, the author analyzes signs of definition «entrepreneurial activity of municipal entities». Features of entrepreneurial activity of municipal entities were identified. The range of activities of municipalities, which can be attributed to entrepreneurial activity, was defined. The author substantiates the necessity of developing new legal tools for implementation of entrepreneurial activity of municipal entities.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская деятельность муниципальных образований»

т

Гражданское право и процесс

УДК 342.55

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Кондратенко Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: mati07@rambler.ru

Шабалин Глеб Юрьевич,

студент ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: gleb. shabalin@yandex. ru

В статье анализируются признаки понятия предпринимательской деятельности муниципальных образований, выделены особенности предпринимательской деятельности муниципальных образований, определён круг видов их деятельности, которые можно отнести к предпринимательской сфере. Автор обосновывает необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Ключевые слова: местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальное образование, муниципальное имущество, правовые инструменты.

Муниципальное образование является субъектом гражданских правоотношений с особым правовым статусом и специальной правоспособностью. Как публично-правовой субъект муниципальное образование имеет субъективные гражданские права и обязанности юридического лица. В то же время реализация тех или иных прав муниципальных образований сопряжена с определенными ограничениями.

В конституционных и муниципальных правоотношениях субъектом и носителем прав и обязанностей выступает непосредственно муниципальное образование. Однако гражданско-правовая реализация таких прав и обязанностей осуществляется органами местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли [1]. Рассмотрим основные понятийные признаки предпринимательской деятельности применительно к такому субъекту, как муниципальное образование.

Самостоятельность предпринимательской деятельности муниципальных образований нельзя назвать полной. Распоряжение имуществом, принадлежащим муниципальным образованиям на праве собственности, следует воле законодателя, устанавливающего различные ограничения по целевому назначению. Например, не всеми денежными средствами,

поступающими в бюджет, муниципальное образование может распоряжаться по своему усмотрению, существуют ограничения на цели использования средств местных бюджетов, которые находятся под жестким контролем со стороны государства [3]. Так, муниципальное образование не может самостоятельно распоряжаться средствами, направляемыми через субвенции федерального бюджета, средствами, предоставляемыми для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти органам местного самоуправления, средствами самообложения граждан, субсидиями субъектов Российской Федерации.

Публичный характер муниципальной предпринимательской деятельности накладывает на органы местного самоуправления соответствующий перечень таких регламентированных обязанностей [2], как соблюдение интересов населения, гласность и открытость, взаимодействие с субъектами общественного контроля, следование установленному порядку реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Стоит отметить также социальную роль деятельности органов местного самоуправления. Не стоит забывать, что по конституционно-правовой сути муниципальное образование ставит перед собой задачу повышения уровня благосостояния населения, а, следовательно, орган местного самоуправления реализует предпринимательскую деятельность только в том объеме, в котором позволяют нормативные и бюджетные акты, а извлекаемая прибыль не может быть направленна в оборот, а должна направляться в бюджет для решения вопросов местного значения.

Кондратенко З. К., Шабалин Г. Ю.

Следующий признак предпринимательской деятельности - риск - в деятельности муниципальных образований ставится под сомнение. Муниципальные образования не могут рисковать муниципальным имуществом наравне с иными субъектами предпринимательской деятельности: финансовые потери в ходе осуществления предпринимательской деятельности (например, содержание убыточных предприятий) создают бюджетные трудности для муниципального образования, что ставит под сомнение целесообразность такой деятельности и требует её оптимизации.

Тем не менее, муниципальные образования обладают необходимым потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности, соблюдая строгие требования законодательства, и с учетом ее публичного характера. Императивность регулирующих данную сферу норм при отсутствии прямых правовых механизмов осуществления предпринимательской деятельности создает необходимость разработки новых правовых инструментариев для осуществления данной деятельности.

В настоящее время не определен круг видов деятельности муниципальных образований, подпадающий под понятие предпринимательской деятельности. Для определения соответствующего круга рассмотрим такие виды деятельности муниципальных образований, которые связаны с получением дохода в местный бюджет, на предмет их соответствия понятию предпринимательской деятельности.

Такой признак, как систематическое получение прибыли, проявляется в следующих видах деятельности муниципальных образований: оказание муниципальных услуг, приватизация муниципального имущества, участие в коммерческих организациях, инвестиционная деятельность, предоставление муниципального имущества в аренду.

Приватизация муниципального имущества может быть признана предпринимательской деятельностью. Муниципальное образование выделяет определенный объем имущества в целях создания коммерческой организации. Данная организация получает доход от своей деятельности, часть которого поступает в муниципальный бюджет в виде дивидендов по вкладу муниципального образования.

Существует также инвестиционная деятельность муниципальных образований. В качестве субъекта инвестиционной деятельности органы местного самоуправления обозначены в Федеральном законе «Об

инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5]. Капитальные вложения могут осуществляться муниципальными образованиями в пределах, ограниченных законодательством. Конечной целью инвестирования является получение реального результата в виде улучшения благосостояния населения муниципального образования, достижения социальных и экономических целей, получение доходов [6].

Предоставление муниципального имущества по договорам аренды может рассматриваться как вид предпринимательской деятельности муниципальных образований. Муниципальное образование, кроме случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно и под свой риск выделять имущество для сдачи в аренду, при этом получая прибыль. Примером такой деятельности может служить предоставление земельных участков в аренду, что является прогрессивным инструментом как развития и освоения земельного фонда, так и увеличения доходной части бюджета муниципальных образований.

Таким образом, предпринимательская деятельность муниципальных образований имеет публичный характер, подчинена жестким требованиям законодательства. Существует необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. С. 3301.

2. Егоров А. И., Хорошев С. В. Участие муниципальных образований в предпринимательской деятельности // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 35-37.

3. Седельникова Р. И. К вопросу о праве собственности на местный бюджет в Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С.74-78.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

6. Кондратенко З. К., Мустакимов Н. С. Стимулирование инвестиционных процессов, обеспечивающих повышение эффективности использования земель в Республике Марий Эл // Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (44). С. 86-90.

Гражданское право и процесс

Z. K. Kondratenko, G. Y. Shabalin ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF MUNICIPAL ENTITIES

In the article, the author analyzes signs of definition «entrepreneurial activity of municipal entities». Features of entrepreneurial activity of municipal entities were identified. The range of activities of municipalities, which can be attributed to entrepreneurial activity, was defined. The author substantiates the necessity of developing new legal tools for implementation of entrepreneurial activity of municipal entities.

Key words: local self-government, entrepreneurial activity, municipal entity, municipal ownership.

KONDRATENKO Zarina Kamilevna - PhD, assistant professor of civil law and process of the Mari State University in Yoshkar-Ola.

E-mail: mati07@rambler.ru

SHABALIN Gleb Jur'evich - student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: mati07@rambler.ru

УДК 349.4

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ

Мустакимов Наил Салимович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: mustaklm@bk.ru

Попрухина Екатерина Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: Ecce.Katerina@yandex.ru

Статья посвящена выявлению особенностей правового регулирования отношений земельной собственности на различных исторических этапах Российской государственности. С этой целью произведен анализ развития института права собственности на землю основных исторических периодов с позиций современного правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: исторический аспект, право собственности на землю, виды земельной собственности, земельные законы, регулирование отношений собственности, статус земельной собственности, современное понимание.

Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, в первую очередь - сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю [3].

Необходимость рассмотрения исторического аспекта правового регулирования права собственность на землю в России обуславливается спецификой перехода к многообразию его форм в различных периодах. Кроме того, существование значительного количества научных подходов к осмыслению прав собственности на землю на различных этапах развития Российского государства оказывает непосредст-

венное влияние на качество правового регулирования земельных отношений в современной России [2].

Земельная собственность как правовая категория в российской истории претерпела сложную эволюцию. В дореволюционный период (до 1917 г.) этот процесс в целом отражал общие закономерности в формировании и развитии института земельной собственности, имея при этом свои особенности. Так, если иметь в виду период до Древнерусского государства, то преобладали родовые земельные отношения [1]. Начиная с VI в. родовая община заменяется соседской. Идет процесс формирования господствующего класса. В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство - Киевская Русь. Племенные земли объединяются под властью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.