Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1710
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / SELF-EMPLOYED / PROFESSIONAL INCOME TAX / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко Евгений Сергеевич, Колесова Татьяна Станиславовна

Рассматриваются способы осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица: регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Рассматриваться новеллы правового регулирования, установившие новый порядок налогообложения так называемых «самозанятых» граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY WITHOUT THE FORMATION OF A LEGAL ENTITY

Methods of carrying out entrepreneurial activity without forming a legal entity are considered: registration of an individual as an individual entrepreneur, registration of an individual as a payer of professional income tax. Consider the novelties of legal regulation, which established a new taxation procedure for the so-called "self-employed" citizens.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 9(189)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ЛЫСЕНКО Евгений Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России. Email: gheka@inbox.ru;

КОЛЕСОВА Татьяна Станиславовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и административной деятельности в органах внутренних дел Юридического института МВД РФ им. И.Д. Путилина. Email: vigrou@km.ru

Краткая аннотация: Рассматриваются способы осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица: регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Рассматриваться новеллы правового регулирования, установившие новый порядок налогообложения так называемых «самозанятых» граждан.

Abstract: Methods of carrying out entrepreneurial activity without forming a legal entity are considered: registration of an individual as an individual entrepreneur, registration of an individual as a payer of professional income tax. Consider the novelties of legal regulation, which established a new taxation procedure for the so-called "self-employed" citizens.

Ключевые слова: Индивидуальные предприниматели, самозанятые, налог на профессиональный доход, предпринимательская деятельность физических лиц.

Keywords: Individual entrepreneurs, self-employed, professional income tax, entrepreneurial activity of individuals.

Лицо, желающее реализовать свое конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности, может осуществить его через создание юридического лица, либо без такового.

Без создания юридического лица предпринимательская деятельность может осуществляться физическим лицом, получившем в установленном порядке статус индивидуального предпринимателя, или без такой регистрации, физическим лицом, извлекающим профессиональных доход и зарегистрированным в таком качестве.

Правоспособность индивидуального предпринимателя носит универсальный характер [1, С.18]. Положения ст. 23 и 49 ГК РФ, устанавливают право заниматься любыми видами деятельности, за исключением тех, которые запрещены законом [2, С. 47].

Как следует из системного толкования положений абз. 3 п.1 ст. 2 и ст. 23 ГК РФ предпринимательская деятельность на территории РФ может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [3, С. 61]. При этом согласно п. 4. ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ - то есть без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В настоящее время для физических лиц появилась возможность осуществлять предпринимательскую деятельности и без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при соблюдении определенных условий. Речь идет о категории физических лиц, осуществляющих деятельность, подпадающую под признаки предприни-

мательской, но официально не зарегистрированных, так называемых «самозанятых».

Достаточно определенного, легального определения «самозанятый» на сегодняшний день нет. На официальном сайте Федеральной налоговой службы России (ФНС России) [4], к самозанятым гражданам относят физических лиц и индивидуальных предпринимателей, перешедших на специальный налоговый режим, предусмотренный Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон № 422-ФЗ). На сайте Пенсионного фонда России (ПФР России) в качестве самозанятых также рассматриваются индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, а с 1 января 2019 г. и лица, применяющие специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» (далее - НПД)[5].

Законом № 422-ФЗ, профессиональный доход раскрывается, как доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам (ч. 7 ст. 2 Закона № 422-ФЗ). Исходя из анализа иных норм Закона № 422-ФЗ, могут признаваться самозанятыми, и, соответственно применять специальный налоговый режим физические лица и индивидуальные предприниматели, одновременно отвечающие следующим основным условиям: получающие доход от деятельности, осуществляемой самостоятельно, то есть без привлечения наемной рабочей силы (по трудовым договорам) или получающие доход от использования имущества; не имеющие работодателя, с которым заключен трудовой договор; доход от получаемой деятельности не должен превышать размера в 2400000 в год.

Вообще следует отметить, что понятие «самозанятый» не является новым для отечественного права. Так, например, в официальных документах и ранее можно было

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

столкнуться с тем, что к самозанятым относили индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П [6]).

Таким образом, на сегодня к самозанятым, наряду с индивидуальными предпринимателями можно отнести физических лиц, извлекающих профессиональный доход и зарегистрированных в таком качестве.

Активная работа по учету данной категории граждан ведется с 2019 г. Так, с января 2019 г. на основе Закона № 422-ФЗ, вступил в действие эксперимент по применению специального налогового режима для самозанятых в четырёх регионах Российской Федерации, который в течение 2020 г. распространился ещё на 80 регионов.

Отмечая преимущества указанного налогового режима (отсутствие необходимости посещения налоговых органов для регистрации, не обязательность предоставления декларации и пр.), прежде всего отмечается главное -низкая налоговая ставка, составляющая для физических лиц 4% и 6% для индивидуальных предпринимателей [7, С.41]. Также несомненным плюсом для самозанятых физических лиц является возможность воспользоваться мерами государственной поддержки для «малого бизнеса», применяемыми в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для самозанятых физических лиц существует достаточно много факторов, свидетельствующих в пользу регистрации в качестве плательщика НПД: доход который они получают от своей деятельности теперь может быть официально подтвержден; отпадает риск быть привлеченным к ответственности (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и пр.); официальный статус самозанятого, повышает степень доверия к деятельности (и её результатам) такого лица и может помочь в привлечении новых клиентов, в-четвертых, само налогообложение рассматриваемых субъектов происходит в льготном режиме.

Следует отметить, что ранее государством уже предпринималась попытка легализации предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими лицами без официальной регистрации. Так, в январе 2017 г. было предложение для самозанятых граждан, предполагающее

регистрацию в налоговых органах с последующим освобож-Библиография:

дением от уплаты налогов в течение 2х лет. Однако, в связи с отсутствием четкой регламентации системы налогообложения по истечению 2х летнего периода, ограниченным перечнем видов деятельности и недостаточным освещением рассматриваемой системы в средствах массовой информации, предложение получило мало откликов от самозанятых.

На сегодняшний день в рассматриваемом отношении достигнуты более высокие показатели. Так по состоянию на конец августа 2020 г., по данным ФНС, число зарегистрировавшихся самозанятых в России достигло 1 млн. человек (на конец 2019 г. таких лиц было всего 330000), с ежемесячным приростом в 3500 человек, а количество показанных ими («выведенных из тени») доходов составило 130 млрд. рублей, что позволило направить в бюджет 3,5 миллиарда рублей налоговых отчислений [8].

Таким образом, современный подход к легализации самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей можно уже признать достаточно успешным. Все это явилось следствием достаточно грамотной государственной политики, реализуемой в данном направлении. Следует отметить, что плюсы от регистрации в качестве самозанятых получают не только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, но и индивидуальные предприниматели, которые могут получить обозначенный статус в случае соответствия определенным условиям (названным выше) и пользоваться соответствующими льготами. Очевидно, что для государства учет самозанятых физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, помогает увеличить поступления в бюджет за счет налогообложения указанных граждан. Однако наполнение бюджета не должно быть основной задачей. В данном случае основной должна являться задача по легализации самозанятых граждан, что в целом позволит сделать Российскую экономику более прозрачной. Полученные положительные успехи в данном направлении являются ярким примером проведения грамотной государственной политики, сочетающей в себе меры грамотного правового регулирования, адекватного подхода к преподнесению информации, и создания удобной инфраструктуры (ресурсов позволяющих осуществлять регистрацию и последующую отчетность без постоянного посещения соответствующих органов).

Семеусов В. А. Предпринимательство и право: учебное пособие. Иркутск, 2001. С. 18. Комментарий к ГК РФ. Ч. 1 (постатейный) / отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. С. 47.

Трофимова Е.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2. С. 59 - 65.

Федеральная налоговая служба России. Налог на профессиональный доход // URL [https://npd.nalog.ru/ (дата обращения: 10.11.2020).] Кто относится к самозанятому населению? // URL [http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/ kto_otnos/], (дата обращения: 10.11.2020).] Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.

Капелюк С.Д., Сухих А.О. Последствия установления налога для самозанятых // Вестник Сибирского ун-та потребительской кооперации. 2020. № 3(33). С. 40-45. О.Агаева ФНС сообщила о 130 млрд выведенных из тени доходов самозанятых // Офиц. сайт РБК [URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2020/5f479f9a9a7947f30cef78b0].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.