Научная статья на тему 'Предпринимательская деятельность ассоциаций (союзов) и других объединений предпринимателей'

Предпринимательская деятельность ассоциаций (союзов) и других объединений предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2823
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская деятельность ассоциаций (союзов) и других объединений предпринимателей»

Антипов А.А.,

аспирант МГЮА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИЙ (СОЮЗОВ) И ДРУГИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Объединительный принцип, положенный в основу организации корпоративных структур, дает очевидный и лежащий на поверхности эффект не столько от сложения сил, суммирования потенциалов ранее автономных участников, сколько, и это главное, от возникающего от структуры нового качества за счет синергетического эффекта. Подобный эффект возникает у любой структуры, объединяющей самостоятельных участников предпринимательского процесса, однако величина эффекта, его уровень разнятся в зависимости от формы объединения.

Общее понятие «объединение» в действующем законодательстве отсутствует, и получается, что «легитимное» применение этого понятия возможно только по отношению к перечисленным видам объединений — некоммерческим организациям.

ГК РФ непосредственно называет следующие возможные виды объединений — объединения юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) (ст. 121), общественные и религиозные объединения (ст. 117).

Как следует из российского законодательства и правоприменительной практики, коммерческие организации для повышения эффективности предпринимательской деятельности путем ее координации и кооперации, достижения иных не противоправных целей в настоящий момент могут объединяться путем создания: ассоциаций (союзов), некоммерческих партнерств, холдингов, простых товариществ.

Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.

Некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации или союза, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. В случае если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразовывается в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество

или участвовать в таком обществе. Данное требование не распространяется на ассоциации некоммерческих организаций.

Для некоммерческих организаций, входящих в состав ассоциации, не только предпринимательская деятельность, но все осуществляемые виды деятельности должны соответствовать целям деятельности этих некоммерческих организаций, которые предусматривают ее учредительные документы. Это положение закреплено в ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях»1, где сказано: «Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами».

Ассоциации (союзы), учрежденные коммерческими организациями, конечно, не относятся к собственно предпринимательским объединениям. Их правильно именовать объединениями предпринимателей, а не предпринимательскими объединениями, поскольку они являются некоммерческими добровольными организациями, созданными на началах членства не для непосредственного занятия предпринимательской деятельностью, а только для содействия и координации предпринимательской деятельности участников, для организации конструктивного диалога бизнеса с властью и, в конечном итоге, для создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности. Таким образом, они имеют не общую, а специальную правоспособность.

Однако в соответствии со ст. 121 ГК РФ ассоциации (союзы) в пределах, установленных законодательством, могут заниматься предпринимательской деятельностью путем создания хозяйственных обществ и нередко специально создаются для координации предпринимательской деятельности участников. И.С. Шугрин пишет: «Стоит обратить внимание на конфликт интересов, определенный в ст. 27 Закона «О некоммерческих организациях». Конфликт интересов может возникнуть, когда, к примеру, один и тот же человек будет руководителем и в самой некоммерческой организации, и в дочерней коммерческой организации»2.

Следующая особенность осуществления предпринимательской деятельности для некоммерческих организаций кроется в самом определении некоммерческой организации: некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом рассмотренных выше ограничений. Однако

1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

2 Шугрин И. С. Целевое финансирование (гранты) и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций. Методическое пособие. Новосибирск, 2001. С. 71.

следует помнить, что для ведения некоторых видов деятельности требуется получение специального разрешения — лицензии. Перечень таких видов деятельности определяется законодательством.

В ст. 49 ГК РФ говорится, что право юридического лица заниматься деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии (или в указанный в ней срок) и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1 предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 13 этого же Закона одним из видов предприятий названы их объединения, а п. 1 указанной статьи гласит о том, что предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Полномочия ассоциаций (союзов) были намного шире, что подтверждается правом заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли.

ГК РФ, помимо придания ассоциациям статуса некоммерческих организаций, специально запретил им от своего имени заниматься коммерческой деятельностью.

Объединениями юридических лиц, созданными по корпоративному (членскому) принципу, являются также некоммерческие партнерства — организационная форма некоммерческой организации, предусмотренная ФЗ «О некоммерческих организациях»2, в развитие ГК РФ, в котором содержится открытый перечень форм некоммерческих организаций.

Некоммерческое партнерство (ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях») — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ. К таким целям наряду с другими может относиться защита интересов организации, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и прочее. В качестве объединения коммерческих организаций, конечно, может выступать только некоммерческое партнерство, учрежденное коммерческими организациями.

Правовой статус некоммерческого партнерства во многом соответствует статусу ассоциации, однако некоммерческое партнерство в рамках

1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418. Документ утратил силу.

2 Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышлен-ные группы, простые товарищества. М., 2008. С. 52.

специальной правосубъектности для реализации своих уставных целей вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе путем непосредственного производства, реализации товаров, услуг, ценных бумаг, а не только путем создания и участия в хозяйственных обществах.

Объединение холдингового типа является разновидностью предпринимательских объединений. В.А. Лаптев так определяет понятие «холдинг»: «Холдинг — это объединение двух и более коммерческих организаций, в состав которого входят холдинговая (головная) компания и дочерние организации, между которыми существуют холдинговые отношения (отношения зависимости) в силу преобладающего участия в уставных (паевых, складочных) капиталах (фондах) дочерних обществ, в силу договора или иной возможности определять решения, принимаемые дочерними организациями, и проводящее единую экономическую политику»1.

Производственно-хозяйственный комплекс, возглавляемый холдинговой компанией, не является в целом субъектом права и не пользуется правами юридического лица. Он представляет собой неправосубъектную хозяйственную систему, единство которой основывается на праве холдинговой компании — центра этой системы — определять решения дочерних предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат холдинговой компании. Лишь в отдельных отношениях, в частности, в области антимонопольного законодательства, холдинговая компания вместе с дочерними предприятиями признается хозяйствующим субъектом и субъектом права, действующим в качестве «группы лиц»2.

М.К. Сулейманов пишет: «Представляется, что попытки признать правосубъектность групп лиц, хотя бы частичную, являются бесперспективными. Не может быть частичной правосубъектности: она либо есть, либо ее нет. Признание какого-либо образования субъектом права означает резкий скачок в его правовом статусе, переводящий это образование в качественно новое состояние. Он должен обладать всеми признаками, присущими субъекту права, и в первую очередь самостоятельно нести имущественную ответственность. Таким признаком обладает в нашей правовой системе только юридическое лицо, никакие другие образования, в том числе группы лиц, этих признаков не имеют»3.

И.С. Шиткина4 выделяет следующие признаки холдинга:

— наличие устойчивых внутренних отношений контроля и зависимости между головной компанией и другими участниками холдинга, закреп -

1 Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник. М., 2006. С. 52.

2 Там же. С. 70.

3 Сулейманов М.К. Коллективные образования в праве//Цивилистические исследования. Сборник научных трудов. Вып.1. М., 2004. С. 55.

4 Шишкина И. С. Холдинги. Правовой и управленческие аспекты. М., 2003. С. 15.

ленных в договоре об образовании холдинга и уставах его участников, определяющих организационную целостность данного предпринимательского объединения;

— имущественная обособленность и юридическая самостоятельность участников холдинга, каждый из которых является полноправным субъектом.

Помимо указанных признаков холдинга, К.Я. Портной1 добавляет еще третий — проведение единой экономической политики в сфере хозяйственного оборота.

Участниками холдинга являются юридические лица, в уставе которых закреплена возможность участия в холдинге. Причем участие более чем в одном холдинге не допустимо.

Цель создания холдинга заключается в повышении эффективности коммерческой деятельности его участников за счет использования экономических преимуществ объединения, что, в свою очередь, увеличивает эффективность деятельности холдинга в целом. Невыполнение данной цели ведет к возникновению опасности ликвидации холдинга, т.е. продажу головной компанией акций (долей) дочерних компаний холдинга.

Объединения холдингового типа имеют право заниматься любыми, не запрещенными законом видами деятельности, однако существуют отрасли, в которых создание холдингов недопустимо (в отличие от ассоциаций (союзов), которые могут создаваться в любых отраслях: торговле товарами производственно-технического назначения и потребительскими товарами; сельхозпроизводстве, переработке сельхозпродукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства; общественном питании и бытовом обслуживании населения; транспорте (кроме железнодорожного, трубопроводного транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки).

Запрет на создание холдинговых компаний касается тех отраслей, с развитием конкуренции в которых связывается надежда на удержание роста цен и, следовательно, ослабление социального напряжения в обществе.

Договор простого товарищества используется коммерческими организациями для объединения усилий и имущества с целью достижения согласованных целей без образования юридического лица. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ).

Прибыль, полученная в результате совместной деятельности распределяется между участниками совместной деятельности до налогообложения

1 Портной К.Я. Правовое положение холдингов в России: научно-практическое пособие. М., 2004. С. 26.

на основании заключенного ими договора пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ). Соглашение товарищей об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.

Примером простого торгового товарищества можно считать соглашение о разделе продукции, участниками которого являются, с одной стороны, инвесторы иностранные и российские юридические лица, а с другой стороны — государство в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с указанным соглашением государство предоставляет инвестору право пользования недрами, в частности, добычи полезных ископаемых. Вначале из полученной продукции инвестор выделяет некоторую оговоренную часть, используемую им в дальнейшем для возмещения своих затрат. После этого оставшаяся продукция делится между инвестором и государством в установленной договором пропорции.

Отдельные исследователи допускают возможность занятия ассоциациями (союзами) предпринимательской деятельностью в ограниченном объеме и считают это в пределах закона.

Например, авторы книги «Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты»1 полагают, что деятельность ассоциации по проведению время от времени выставок, демонстрирующих достижения ее членов, вряд ли можно отнести к предпринимательской деятельности, поскольку отсутствует система и нет цели получения прибыли, так как полученные средства не покрывают даже затраты на организацию выставки. Однако это не так.

Если выставки проводятся время от времени, это значит — не один раз. В трудовом праве под системой нарушений понимаются два и более нарушения в течение календарного года. Довод о том, что полученный доход не покрывает всех расходов, также не совсем убедителен. Кроме того, получение ассоциацией дохода — это снижение затрат ее членов, следовательно, увеличение их дохода, прибыли.

Для предотвращения возможности вмешательства членов ассоциации (союза) в ее деятельность и навязывания ей осуществления предпринимательской деятельности необходимо дополнить ГК РФ нормой об ответственности членов ассоциации (союза) за поручение исполнительному органу ассоциации (союза) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также нормой об ответственности исполнительного органа за нарушение запрета о ведении ассоциацией предпринимательской деятельности. Кроме того, в интересах самих учредителей ассоциации (союза), на момент

1 Дрокин О.Г., Игнатенко А.А., Изотова С.В. Некомерческие фонды и организации. Правовые аспекты. М., 1997. С. 216.

ее учреждения, прописать в учредительных документах запрет на осуществление предпринимательской деятельности ассоциацией вообще, перекрыв те возможные варианты злоупотребления этим правом, которые не полностью смог предотвратить законодатель, и из чего, видимо, исходил он, защищая интересы членов ассоциации, и от возможного причинения ей убытков и недопущения занятия ею предпринимательской деятельностью.

Истомин В.Г.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры частного права Уральской академии

государственной службы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Антимонопольная политика является одним из основных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Часть первая ст. 8 Конституции России гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Одновременно Конституция России не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Современное российское антимонопольное законодательство представляет собой определенную систему нормативных актов, имеющую целью своего регулирования обеспечение единства экономического пространства, создание условий для свободного перемещения товаров, защиту конкуренции и эффективное функционирование товарных рынков. Важную роль в реализации данной цели выполняет Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»1 (далее по тексту — Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-Ф3, Федеральный закон № 135-Ф3), который заменил действовавшие ранее Закон РСФСР от 22 марта 1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2 (далее по тексту — Закон РСФСР от 22 марта 1991г. № 948-1) и Федеральный закон от 23 июня 1999г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»3.

1 Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1).

2 Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16.

3 Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26.

В соответствии с Федеральным законом № 135-Ф3 в качестве наиболее серьезных нарушений законодательства в сфере защиты конкуренции называются монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, а также акты и действия органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение или недопущение конкуренции. При этом важным средством предотвращения возможных нарушений антимонопольного законодательства, прежде всего в части пресечения злоупотребления доминирующим положением, является государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией на определенных товарных рынках. Правовое регулирование государственного антимонопольного контроля за концентрацией капитала претерпевало определенные изменения, вызванные желанием законодателя оптимизировать данные процедуры, однако не все подобные изменения получили однозначную оценку в юридической литературе.

Российское антимонопольное законодательство не дает понятия «государственный контроль за экономической концентрацией» или «государственный антимонопольный контроль», оно регламентирует лишь отдельные виды государственного антимонопольного контроля, к числу которых относится и государственный контроль за экономической концентрацией (наряду с антимонопольным контролем за предоставлением государственной (муниципальной) помощи, порядком проведения торгов, деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления и т.д.). В свою очередь, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства является одной из функций Федеральной антимонопольной службы РФ (ст. 22 Федерального закона № 135-Ф3) и разновидностью государственного контроля в сфере экономики. Понятие государственного контроля дается в ст. 2 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»2. Под ним понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленным федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. На основе этого можно сформулировать следующее понятие государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией — это проверка соблюдения хозяйствующим субъ-

1 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЭ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1).

2 Шишкина И. С. Правовое регулирование экономической концентрации (в свете нового федерального закона «О защите конкуренции») // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.