экономика
Вотчель Л.М., Викулина В.В.
предпринимательская активность индивида и факторы ее стимулирующие
Для российской социально-экономической среды в условиях перехода к инновационно-ориентированной экономике актуальными становятся процессы развития человеческого потенциала, формирование высококонкурентной институциональной среды, структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Включение предпринимательского ресурса в трансформируемую экономику требует оценки потенциала предпринимательского сообщества, выявления стимулирующих и сдерживающих факторов его развития.
В настоящее время отсутствует единый подход в определении теоретико-методологических основ предпринимательства, а исследование носит междисциплинарный характер. В поисках объективных условий предпринимательства развивали свои идеи представители экономической науки, в частности П. Друкер, р. Кантильон, А. Маршалл, ф. Найт, А. Смит, Ж. Б. Сэй, А. Тюнен, ф. хайек, Й. Шумпетер и др. [1,2,7,10,11,12,14]. В экономической трактовке предпринимательство рассматривается как деятельность субъекта, связанная с инновациями и риском [14,15]. Представители социальной психологии, в частности, А. Мескон, х. Олдрич и др., а также социальной философии, в частности, М. Вебер, В. Зомбарт и др. подходят к выявлению сущности предпринимательства через анализ субъекта данной деятельности, его психологические и духовные характеристики [3,13].
В связи с этим, осмысление природы предпринимательской активности и условий ее реализации развивает методологические основы предпринимательства и позволяет разрабатывать эффективные меры по формированию предпринимательской среды в трансформируемой экономике.
При всем разнообразии позиций (онтологический, гносеологический, аксиологический подходы) в определении предпринимательства, в общем виде предпринимательская деятельность определяется как специфическая форма экономической активности индивида, который на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует, на основе личной заинтересованности развивает ту или иную новую
форму бизнеса [4].
Системообразующим элементом предпринимательской деятельности выступает индивид, активность которого при взаимодействии с объектом опосредует процесс самореализации его сущности. В основе мотивационного механизма, побуждающего индивида к экономической активности лежат потребности [5,8]. Витальные потребности призваны обеспечить его индивидуальное, видовое существование. С точки зрения вовлечения индивида в предпринимательский процесс, предпосылкой такой активности может стать либо отсутствие альтернативных источников дохода, либо потребность поддержания необходимого уровня дохода. В данном случае, участие индивида в предпринимательском процессе носит вынужденный характер, и таких участников рынка, называют вынужденными предпринимателями или «предпринимателями по необходимости». Социальные потребности индивида реализуются в стремлении к экономической независимости в решении бизнес-задач, к получению преимуществ от открывающихся возможностей, связанных с ведением бизнеса, формирует класс добровольного предпринимательства или «предпринимателей по возможности». Для успешного участия в предпринимательском процессе индивид должен быть мотивирован на достижение профессиональной и творческой самореализации. Сама же деятельность может привлекать сложностью и разнообразием решаемых задач, возможностью проверить свои профессиональные способности в новом бизнесе. Это приводит к появлению новых продуктов, внедрению новых производственных процессов, развитию компании и расширению рынка в целом. В результате появляется «высокопритязательное предпринимательство», обладающее предпринимательскими компетенциями, нацеленное на высокие достижения.
Устремления индивида, связанные с его участием в предпринимательском процессе реализуются в соответствующих условиях, при которых он формируется, действует и развивается. Внешняя среда задает «рамочные условия» деятельности, влияет на ее динамику и эффективность [17,18,19]. Каждая экономика обладает уникальным набором социально-экономических условий, вовлекающих индивида в предпринимательский процесс. Они способствуют созданию и развитию бизнес-структур, формируют предпринимательский климат, задают параметры экономического роста.
Так, в развивающихся странах с ресурсно-ориентированной экономикой ранние предприниматели и владельцы стабильного бизнеса действуют в условиях ценовой конкуренции с использованием природных ресурсов и неквалифицированной рабочей силы. Поэтому базовыми условиями формирования предпринимательской активности индивида здесь называют: наличие рыночных институтов и инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, достаточный уровень здравоохранения и всеобщее начальное образование. Они стимулируют индивидов к поиску путей выживания и создания собственного бизнеса, к высокой ранней предпринимательской активности в сфере среднего и малого бизнеса, занимающего значительный удельный вес в структуре национального хозяйства. Такие условия призваны поддерживать предпринимательство, основанное на необходимости, и
слабо обеспечивают предпосылки для развития предпринимательства, основанного на возможностях. Главным образом витальные потребности обуславливают высокую раннюю предпринимательскую активность с высокими показателями динамики, как по уровню вхождения индивида в бизнес (около 21% экономически активного населения), так и по уровню выхода из него (около 12%) [6]. Такой динамизм объясняется высокой долей малого бизнеса в ресурсно-ориентированной экономике, менее устойчивого и более подверженного рискам.
Эффективно-ориентированная экономика обеспечивает конкурентоспособность бизнеса за счет роста производительности используемых ресурсов. В ее основе: эффективное производство с привлечением квалифицированной рабочей силы на базе существующих технологий, эффективно функционирующие рыночные институты. Перед индивидом открываются альтернативные варианты экономической активности. С одной стороны, это создание собственного бизнеса на вынужденной или добровольной основе и с позитивной оценкой открывающихся возможностей для предпринимательского старта, с другой, - это работа по найму в устойчиво работающей сфере крупного бизнеса. В такой экономике уровень «вынужденного» предпринимательства значительно ниже, чем в ресурсно-ориентированной экономике, и составляет около 29% [6]. Вместе с тем, число ранних предпринимателей, мотивированных появляющимися возможностями увеличения дохода и получения независимости, достигает 42% [6]. Эффективные условия функционирования рынка позволяют повысить стабильность действующих субъектов малого и среднего бизнеса и сократить число индивидов, вышедших из бизнеса. Так, уровень активности индивида в устоявшемся, стабильном бизнесе достигает 8% экономически активного населения страны, а уровень выхода из предпринимательского процесса - 4% [6].
Для экономики, основанной на инновациях, рамочные условия предпринимательства становятся более важными стимулами экономического развития, чем в предыдущих моделях экономики [16,20]. Увеличивается предпринимательский сектор, появляется «высокопритязательное» предпринимательство, нацеленное на высокие достижения. В такой модели индивиды ищут не только способы увеличения доходов, но и стремятся к самореализации и независимости в принятии решений качественно новых бизнес-задач инновационного развития. Так отмечается, что уровень активности ранних предпринимателей «по необходимости» достаточно низок и составляет 18%, но значительна доля населения, вовлеченного в предпринимательскую активность «по возможности». На их долю приходится 54% всех вовлеченных в раннюю предпринимательскую активность. Вовлеченность индивидов в предпринимательский процесс и высокая выживаемость бизнеса (уровень выхода из бизнеса около 3 %) объясняется особыми условиями, формируемыми инновационной экономикой [6].
Данные национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства» подтверждают, что качество предпринимательской активности значительно зависит от мотивационной среды, формируемой в экономике (таблица 1) [6].
Таблица 1
Уровень предпринимательской активности в различных моделях экономики
Критерии предпринимательской активности Ресурсно-ориентированная экономика Эффективно-ориентированаая экономика Инновационно-ориентированная экономика
Уровень «вынужденного» предпринимательства, % 30,3 28,8 18,3
Уровень «высокопритязательного» предпринимательства, % 46,0 42,0 53,7
Инновационная предпринимательская среда формируется при следующих условиях:
- доступность всех форм финансовых ресурсов и поддержка новых и развивающихся компаний;
- качественное монетарное и фискальное регулирование деятельности субъектов предпринимательства, стимулирующие создание новых форм предпринимательской активности;
- программы поддержки новых и развивающихся фирм на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; применение различных механизмов и форм поддержки научно-технического развития с учетом особенностей территорий;
- содействие развитию научно-технических разработок, создающих новые возможности для предпринимательской деятельности и их доступность для малых инновационных фирм;
- наличие эффективной, развитой инфраструктуры, оказывающей поддержку новому и развивающемуся бизнесу;
- открытость рынка и возможность для новых и растущих фирм свободно конкурировать с действующими субъектами бизнеса;
- социально-культурные нормы, поддерживающие действия индивида, по созданию новых способов ведения бизнеса, а также общее отношение в обществе к институту предпринимательства.
Достигнутый уровень предпринимательского потенциала предлагается оценивать с помощью комплексного показателя предпринимательской среды по группе параметров, характеризующих уровень и качество предпринимательской активности в различных моделях экономики. Среди них: уровень активности вновь созданного бизнеса (А1), уровень ранней предпринимательской активности (А2), уровень активности устоявшегося бизнеса (А3), уровень выхода из бизнеса (А4), уровень вынужденного предпринимательства (А5), уровень высокопритязательного предпринимательства (А6):
О=кА+к2А2+к3А3+к4А4+к5А5+кб А6 (1)
Значимость каждого параметра (коэффициент к) устанавливается экспертным путем. Обработка данных проведена на основе метода Дельфи, степень согласованности мнений экспертов достаточная (коэффициент конкордации - 0,57). Таким образом, формула 1 принимает вид:
0=0,1А1+0,1А2+0,16Аз+0,01А4+0,01А5+0,8А6 (2)
Предлагаемая формула учитывает как стимулирующие, так и сдерживающие факторы предпринимательской активности индивида и позволяет ранжировать различные модели экономики по уровню эффективности сформированных рамочных условий бизнеса.
На основе данных Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) за период 2009-2016 гг. рассчитали комплексную оценку предпринимательской среды [6]. Расчеты подтвердили, что необходимые и достаточные условия предпринимательской активности формирует инновационно-ориентированная экономика (0=46,77), в ресурсно-ориентированной и эффективной экономике показатель соответственно 27,34 и 28,04. Совокупность таких условий способствует созданию индивидами новых предприятий в сфере среднего и малого бизнеса, положительно влияет на предпринимательский климат, и, следовательно, на темпы экономического роста и уровень занятости в экономике. Среди них: доступность финансовых ресурсов и поддержка новых и развивающихся бизнес-структур; качественное монетарное и фискальное регулирование, стимулирующее создание новых форм предпринимательской активности; программы поддержки нового и развивающегося бизнеса; общая система подготовки и профессиональной переподготовки ранних и устоявшихся предпринимателей; развитие научно-технических разработок и их доступность для новых, малых и развивающихся фирм; наличие эффективной, развитой инфраструктуры; открытость рынка и возможность для новых и растущих фирм свободно конкурировать с действующими субъектами бизнеса; социально-культурные нормы, поддерживающие действия индивида, по созданию новых способов ведения бизнеса [9] .
Формирование «рамочных условий» предпринимательства в отечественной экономике актуализируют инновационный потенциал российских предпринимателей. Предлагаемая модель может быть использована при комплексной оценке качества предпринимательской среды на мезоуровне национальной экономики и ранжировании регионов по данному критерию. Она выявляет причинно-следственные связи и позволяет формировать необходимые и достаточные условия развития «высокопритязательного» предпринимательства на национальном и региональном уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин А.: Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 2-изд. Политиздат, Москва. 1975. 384 с.
2. Блауг, М. Тюнен, И.: 100 великих экономистов до Кейнса. Экономикус, Санкт-Петербург. 2008. 352 с.
3. Вебер М.: Избранные произведения. Прогресс, Москва.1990. 808 с.
4. Викулина, В.В, Вотчель, Л.М, Ахмеджанова, Т. А: Противоречивость как источник функционирования и развития предпринимательской деятельности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. №1 (24). С.19-23.
5. Вотчель Л.М., Викулина В.В. Анализ определяющих аспектов предпринимательской деятельности// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. №4 (7). С.18-22.
6. Глобальный мониторинг предпринимательства. http://www. gsom.spbu.ru/ gsom/centers/eship/projects/gem
7. Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации / Питер Ф. Друкер. Вильямс, Москва. 2007. 432 с.
8. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности /А.Г. Здравомыслов. Москва. 1986. 224 с.
9. Земцов С.К, Баринова В.Н. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к умной специализации// Вопросы экономики. 2016.№ 10, С. 65-81.
10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. Издательство политической литературы, Москва.1967. 782 с.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. I. Издательство политической литературы, Москва.1968. 317 с.
12. Маршалл А. Принципы экономической науки. Прогресс, Москва. 1993.
594 с.
13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Дело, Москва. 2008. 407 с.
14. Найт Ф. Риск неопределенность и прибыль. Дело, Москва. 2003.360 с.
15. Шумпетер Й. : Теория экономического развития. Директ-Медиа, Москва. 2007. 600 с.
16. Akhmedzhanova T.A., Vikulina V.V., Votchel L.M., Ivashina N.A., Kuznetsova, М.У Assessment of efficiency of innovation projects financing through the exit strategies of venture capital investors. Journal of Advanced Research in Law and Economic. 2015. Т.6. № 3, С.463-471.
17. Reid, G., Smith, Y.: What makes a new business start-up successful? Small Business Economics.2003. № 21(1). С. 1-17..
18. Stephan, U., Uhlaner, L., Straide, C.: Institutions and social entrepreneurship: the role of institutional voids, institutional support, and , institutional configurations. Journal of International Business Studies.2015. № 46 (3). С. 308-331.
19. Thomas, A.: A case for comparative entrepreneurship: assessing the relevance of culture. Journal of International Business Studies. 2000.№ 31 (2). С.287-301.
20. Praag, C.: Business survival and success of young small business owners. Small Business Economics. 2003. № 21(1) С. 1-17.