Научная статья на тему 'Предприниматель и художник-мастер как субъекты рыночных отношений'

Предприниматель и художник-мастер как субъекты рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
78
17
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Предприниматель и художник-мастер как субъекты рыночных отношений»

Успешное взаимодействие меценатства и государства, стимулирующего его развитие с помощью ряда организационно-экономических рычагов (налоговые льготы, юридические гарантии и пр.) - залог сохранения и творческого расцвета культурной жизни нашей страны. Необходимо стимулировать и постоянно освещать в средствах массовой информации благотворительную деятельность банков, общественных фондов, крупных промышленных предприятий и т.п. Важно убедить спонсоров, меценатов и прочих жертвователей вкладывать деньги не только в крупные известные театры, музеи, библиотеки, но и мелкие очаги культуры.

Многие потенциальные меценаты, в силу своей низкой культуры не понимают важности сохранения традиционной культуры. Часто общее собрание акционеров запрещает дирекции банков, промышленных предприятий, страховых организаций заниматься благотворительностью. Для предотвращения такой негативной деятельности (или точнее, бездеятельности) государством должна быть разработана и через средства массовой информации претворена в жизнь политика втягивания в сферу культуры спонсорских средств.

Дандамаева Р.Г.

Предприниматель и художник-мастер как субъекты рыночных отношений

Роль предпринимателя в процессе динамичного экономического и социального обновления общества в условиях перехода к рынку значительно усиливается. Современный повышенный интерес к предпринимателям определяется, прежде всего,особой важностью их функций в обществе даже в современных условиях экономического спада и социального кризиса.

Предпринимательство и предприниматели имеют прямое отношение к развитию народных художественных промыслов в рыночной экономике. Известный исследователь декоративно-прикладного творчества В.С. Воронов писал, что «это искусство нужно рассматривать как одну из сторон нормального производства», которое обеспечивает быт людей, начиная с жилища и кончая мелкой утварью. Сохранение и более эффективное использование имеющегося производственного, технического и художественного потенциала является одной из важных задач, которые ставит общество перед предпринимательством в сфере народных промыслов.

Ситуация, сложившаяся в производстве народных художественных промыслов Дагестана, утверждать полагать, что развитие предпринимательства в этой сфере стало для нее жизненной необходимостью.

Нельзя сказать, что в прежние годы предпринимательства в народных промыслах совсем не было. Факты предпринимательской деятельности существовали и ранее, правда, в иных формах. Как необходимое и неизбежное хозяйственное творчество предпринимательство существовало всюду и всегда, но оно было или подавляемым, или маскирующимся.

Й. Шумпетер называет предпринимателем человека, обладающим «особым взглядом на вещи». «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов - самому эти процессы определять» (1).

Предприниматель - это «новатор», борющийся за лучшие результаты хозяйствования, сюда входят создание нового или реорганизация старого предприятия, установление новых или ликвидация существующих связей, освоение новых рынков сбыта продукции и т.д. Неопределенность рыночной экономики подталкивает предпринимателя к поиску путей изменения рыночной ситуации в выгодном для себя направлении.

Объединение в одном лице собственника и предпринимателя не является обязательным и определяющим критерием предпринимателя. Более существенным является то, что свои особые качества предприниматель может проявить при наличии творческой изобретательности. Чаще всего предприниматель не является изобретателем, он внедряет готовые научно-технические или художественные достижения в производство.

В субъективно-персонифицированном плане предпринимательско-производственная деятельность представляет определенную систему, которая приводится в движение тремя взаимосвязанными, относительно самостоятельными элементами, персонифицирующимися в конкретных субъектах: собственника -предпринимателя - менеджера. Каждое звено этой тройственной системы имеет свои специфические экономические интересы и выполняет относительно

обособленные специфически присущие ему функции. Вместе с тем, очевидно, что предпринимательство как социально-экономическое явление может осуществляться только в единстве и взаимодействии всех трех указанных элементов. Собственник предприятия может не быть ни предпринимателем, ни менеджером, а менеджер часто оказывается не предпринимателем. Особое значение в осуществлении этого триединства играет предприниматель, объединяющий и организующий работу всех звеньев в едином логически выстроенном проекте. (2)

Рассматривая эту схему (собственник - предприниматель - менеджер), необходимо дополнить ее звеном «исполнители». В него входят менеджерский и исполнительный персонал, рабочие и служащие. В нашем случае для предприятий народных художественных промыслов основное звено - это художники, мастера и дизайнеры.

Художник-мастер, автор в художественном промысле создает образец, который может быть тиражирован, войти в ассортимент промысла, а может остаться в единственном экземпляре. Но главное в том, что образец должен побуждать мастеров исполнителей к самостоятельному творчеству. Важно, чтобы мастер не просто скопировал образец, а творчески использовал его в своей работе.

Четкая организация творческой работы на предприятиях народных художественных промыслов есть одно из важнейших условий развития самих промыслов. И этой работе предприниматель должен уделять особое внимание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприниматель в сфере народных художественных промыслов обеспечивает художников и мастеров всем необходимым для плодотворной творческой и производственной деятельности (помещения, фонды, оборудование, сырье и материалы и т.д.). Управление финансами и производством, кадрами, материальными поставками, сбытом продукции - все это сфера деятельности предпринимателя. Он ставит искусство художественных промыслов на экономическую основу. Предприниматель становится необходимым фактором реализации планов художников-мастеров. Художники-мастера выступают как субъекты и носители интеллектуальной собственности, а предприниматель выступает в качестве пользователя этой собственности. Между ними складываются специфические экономические отношения.

Народные художественные промыслы находятся как бы на стыке производства и искусства. Поэтому предпринимателю, действующему в этой области, необходимо учитывать основные особенности и специфику народных художественных промыслов, основанную на исторической традиционности приемов применения ручного творческого труда мастеров и художников, воплощающего в себе духовные и практические возможности человека.

Все это позволяет нам сделать вывод, что предпринимательство и его поддержка со стороны государства в нынешних условиях рыночной экономики способны создать и организовать основные экономические условия сохранения, возрождения и развития центров народных художественных промыслов и ремесел.

Литература:

1. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М., 1982. С. 199.

2. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. М.: ТриЛ, 1994. - 232.

Ахмедова Э.О.

О необходимости введения особого экономического режима в Республике Дагестан

Новое время требует новых подходов особенно в плане использования ресурсов, экономических и социально-политических отношений, развития производства. Долгосрочная траектория развития экономики России и ее регионов должна корректироваться, дополняться новыми элементами в целях выработки эффективной стратегии социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности регионов. Это особенно важно для республики Дагестан, экономика которой достигла предельных порогов состояния угроз ее развитию, что может привести к необратимым последствиям, если не будут приняты эффективные и кардинальные меры.

Положение в экономике республики характеризуется крайне тяжелым спадом, поставившим на грань выживания целые отрасли, определяющие технический уровень республиканской экономики, и дестабилизирующим социальную обстановку в республике. В наиболее критическом положении находятся