Научная статья на тему 'Предприимчивость'

Предприимчивость Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1122
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL SPIRIT / THE SOCIOLOGY OF ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Позняков Владимир Петрович

В статье дан анализ понятия «предприимчивость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial Spirit

The article analyzes the concept of entrepreneurial spirit.

Текст научной работы на тему «Предприимчивость»

2012 - №3

Энциклопедия гуманитарных наук 345

Предприимчивость

В. П. Позняков

(Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН)

Предприимчивость — деловая активность, инициативность, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех. Предпринять что-либо — значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Предприимчивость в повседневном словоупотреблении означает способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, умение быстро принимать решения и действовать в условиях неопределенности. В более строгом научном значении предприимчивость как совокупность психологических особенностей личности соотносится с предпринимательством как особым видом экономической деятельности, связанным с созданием и осуществлением собственного дела, предприятия, направленного на достижение денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха. В этом аспекте предпринимательство определяют как деятельность, осуществляемую в условиях риска и ответственности за результаты предприятия, жесткой конкуренции между предпринимателями,

и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли (Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек и др.).

В рамках исследований в области психологии предпринимательства были эмпирически выявлены личностные особенности успешных предпринимателей, которые можно рассматривать как критерии и корреляты предприимчивости. К их числу относятся прежде всего особенности мотивационной сферы: преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач, четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях достижения успеха (самоэффективность), позитивное отношение к ситуации достижения и соревнования с другими людьми, адекватная самооценка и уровень притязаний. Ведущим мотивом выбора предпринимательской деятельности является создание собственного дела, достижение экономической независимости и материального успеха.

Другой отличительной психологической особенностью успешных предпринимателей

является преобладание интернального локуса контроля, т. е. уверенность в своей способности контролировать значимые для себя события и принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи. Преобладание интернальности сочетается с выраженностью таких качеств, как высокая активность и инициативность, уверенность в себе, независимость и самостоятельность, высокая самооценка, самоконтроль и ответственность за свое поведение.

Результаты психологических исследований отношения предпринимателей к риску позволяют сделать вывод о том, что в отличие от распространенных житейских представлений предприниматели в целом не являются людьми, склонными жить и действовать в условиях высокой степени риска. Скорее для них характерны эмоциональная устойчивость и самообладание, определяющие способность эффективно принимать решения и действовать в условиях риска и неопределенности, позитивное отношение к соревнованию (конкуренции) в экономической деятельности и высокая оценка собственной конкурентоспособности.

Наряду с выделенными социально-психологическими особенностями успешных предпринимателей, важную роль в их деятельности играют партнерские отношения и взаимоотношения с представителями других социальных групп (чиновниками, клиентами, наемными работниками). Умение выстраивать деловые и личные отношения с представителями различных социальных групп является важным фактором успешности бизнеса.

Предприимчивость может рассматриваться как более широкий, не связанный только с деловой активностью психологический феномен, обеспечивающий успешную адаптацию человека к жизни в условиях рыночной экономики. О важности этого качества в современных условиях российской жизни говорит зафиксированный в эмпирических исследова-

ниях факт возрастания значимости предприимчивости как жизненной ценности (по оценкам представителей различных социальных групп). Эта ценность наиболее выражена в молодежной среде.

Исследования в области социологии предпринимательства и социологии молодежи (С. В. Гришаев, В. Г. Немировский, Р. В. Рывки-на, И. А. Сурина, Ф. Э. Шереги и др.) показали, что в жизненных планах молодежи ориентация на создание собственного бизнеса (что предполагает и установку на предприимчивость) имеет широкое распространение, в то же время реально в предпринимательской деятельности достигает успеха существенно меньшее число молодых людей.

Лит.: Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : ИП РАН, 2001; Шереги Ф. Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М. : Центр социального прогнозирования, 2002; Позняков В. П., Вавакина Т. С. Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 100-103; Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М. : ИП РАН, 2011.

ENTREPRENEURIAL SPIRIT V. P. Pozniakov (Moscow University for the Humanities, The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)

Bibliography (transliteration): Pozniakov V. P. Psikhologicheskie otnosheniia i delovaia aktivnost’ rossiiskikh predprinimatelei. M. : IP RAN, 2001; Sheregi F. E. Sotsiologiia predprinimatel’stva: prik-ladnye issledovaniia. M. : Tsentr sotsial’nogo prog-nozirovaniia, 2002; Pozniakov V. P., Vavakina T. S. Tipy psikhologicheskogo otnosheniia rossiiskikh predprinimatelei k delovomu partnerstvu // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 2. S. 100-103; Zhuravlev A. L. Aktual’nye problemy sotsial’no orien-tirovannykh otraslei psikhologii. M. : IP RAN, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.