Научная статья на тему 'ПРЕДПРАЗДНСТВА И ПОПРАЗДНСТВА В КАЛЕНДАРНОЙ ПРАКТИКЕ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ'

ПРЕДПРАЗДНСТВА И ПОПРАЗДНСТВА В КАЛЕНДАРНОЙ ПРАКТИКЕ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древняя Русь / христианская культура / древнерусские церемонии / церковный календарь / церковный устав / темпоральная культура / Old Rus’ / Christian culture / Old Rus’ ceremonies / church calendar / church statutes / temporal culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаушкин Алексей Владимирович

Вместе с христианством на Русь пришел церковный календарь, значение которого быстро вышло за рамки руководства для организации богослужений. Уже в первые столетия после крещения Руси древнерусская элита стала систематически увязывать важнейшие события политической и церковной жизни с праздничными вехами месяцесловного, минейного и недельного богослужебных циклов, в чем можно видеть как духовные и символические, так и практические причины. Тема подобных приурочений как составной части внебогослужебной календарной практики на Руси активно изучается в последние годы, в том числе и автором данной статьи. В настоящей работе (впервые в историографии) ставится вопрос о том, придавали ли древнерусские князья и епископы при планировании своих публичных церемоний значение тому, что многие главные торжества церковного года, помимо основного дня празднования, имели и так называемые преди попразднства. Границы этих богослужебных периодов (подобно многодневным постам) регулировались церковными уставами, включая бытовавший в домонгольской Руси Студийско-Алексиевский типикон. И хотя в источниках домонгольского времени отсутствуют эксплицитные ответы на поставленный выше вопрос, в них содержится немало свидетельств совпадения княжеских и епископских церемоний с этими многодневными праздничными периодами. Речь идет о закладках и освящениях храмов, перенесении святынь, входах владык в свои кафедральные города после хиротоний, посажениях на столы князей, их съездах, выходах в военные походы и брачных ритуалах. Среди этих событий особого внимания заслуживают те, которые не были приурочены ко дням, и без того часто избиравшимся при планировании значимых общественных мероприятий, — к воскресеньям и канунам праздников. Анализируя выявленные данные, автор пришел к выводу, что преди попразднства действительно находились в поле зрения организаторов церемоний и воспринимались ими, по-видимому, как сакрально-смысловые «поля» праздников. Причем сказанное относится к представителям не только церковной, но светской элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREFEAST AND AFTERFEAST IN THE CALENDAR PRACTICE OF PRE-MONGOL RUS’

Th e church calendar came to Russia together with Christianity and quickly came to be something more than a guide for organizing worship services. In the fi rst centuries aft er the baptism of the Old Rus’, its elite began to systematically link the most important events of political and ecclesiastical life with the festive dates of the Menologion, Menaion and weekly liturgical cycles. Th e reasons for this can be both spiritual and symbolic as well as practical. Th e topic of such linking as a part of extra-devotional calendar practice in Russia has been actively studied in recent years, including the author of this article. For the fi rst time in historiography, this paper raises the question whether Old Rus’ princes and bishops, when planning their public ceremonies, attached importance to the fact that many of the main celebrations of the church year, in addition to the main day of celebration, had the so-called foreand aft erfeasts. Th e boundaries of these liturgical periods (like multi-day fasts) were regulated by church statutes, including the pre-Mongol Rus’ Alexios’s Stoudios Typikon. And although preMongol sources do not provide explicit answers to the question posed above, they contain much evidence of the coincidence of these multi-day festive periods with princely and episcopal ceremonies, i.e. laying the foundation and consecration of churches, transfer of relics, entrances of bishops to their cathedral cities aft er their chirotony, intronizations of princes, their congresses, starting military campaigns and marriage rituals. Among these events, special attention should be paid to those which were not scheduled on the days oft en chosen when planning signifi cant public events, i.e. Sundays and the eve of holidays. Th e author came to the conclusion that preand aft erfeasts were indeed in the fi eld of vision of the organizers of ceremonies and were apparently perceived by them as sacral and semantic “fi elds” of holidays. And this applies to the representatives of both church and secular elites.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРАЗДНСТВА И ПОПРАЗДНСТВА В КАЛЕНДАРНОЙ ПРАКТИКЕ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 8. ИСТОРИЯ. 2023. Т. 64. № 6. С. 3-18 LOMONOSOV HISTORY JOURNAL. 2023. Vol. 64. N 6. P. 3-18

DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-6-3-18 1@_®_®J

А.В. Лаушкин

ПРЕДПРАЗДНСТВА И ПОПРАЗДНСТВА В КАЛЕНДАРНОЙ ПРАКТИКЕ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ

A.V. Laushkin

FOREFEAST AND AFTERFEAST IN THE CALENDAR PRACTICE OF PRE-MONGOL RUS'

Аннотация. Вместе с христианством на Русь пришел церковный календарь, значение которого быстро вышло за рамки руководства для организации богослужений. Уже в первые столетия после крещения Руси древнерусская элита стала систематически увязывать важнейшие события политической и церковной жизни с праздничными вехами месяцесловного, минейного и недельного богослужебных циклов, в чем можно видеть как духовные и символические, так и практические причины. Тема подобных приурочений как составной части внебогослужебной календарной практики на Руси активно изучается в последние годы, в том числе и автором данной статьи. В настоящей работе (впервые в историографии) ставится вопрос о том, придавали ли древнерусские князья и епископы при планировании своих публичных церемоний значение тому, что многие главные торжества церковного года, помимо основного дня празднования, имели и так называемые пред- и попразднства. Границы этих богослужебных периодов (подобно многодневным постам) регулировались церковными уставами, включая бытовавший в домонгольской Руси Студийско-Алексиевский типикон. И хотя в источниках домонгольского времени отсутствуют эксплицитные ответы на поставленный выше вопрос, в них содержится немало свидетельств совпадения княжеских и епископских церемоний с этими многодневными праздничными периодами. Речь идет о закладках и освящениях храмов, перенесении святынь, входах владык в свои кафедральные города после хиротоний, посажениях на столы князей, их съездах, выходах в военные походы и брачных ритуалах. Среди этих событий особого вни-

Лаушкин Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Laushkin Aleksei Vladimirovich, PhD Candidate in History, Associate Professor, Department of History of Russia up to the Beginning of the Nineteenth Century, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University laushkin@list.ru ORCID: 0000-0002-2899-9958

мания заслуживают те, которые не были приурочены ко дням, и без того часто избиравшимся при планировании значимых общественных мероприятий, — к воскресеньям и канунам праздников. Анализируя выявленные данные, автор пришел к выводу, что пред- и попразднства действительно находились в поле зрения организаторов церемоний и воспринимались ими, по-видимому, как сакрально-смысловые «поля» праздников. Причем сказанное относится к представителям не только церковной, но светской элиты.

Ключевые слова: Древняя Русь, христианская культура, древнерусские церемонии, церковный календарь, церковный устав, темпоральная культура.

Abstract. The church calendar came to Russia together with Christianity and quickly came to be something more than a guide for organizing worship services. In the first centuries after the baptism of the Old Rus', its elite began to systematically link the most important events of political and ecclesiastical life with the festive dates of the Menologion, Menaion and weekly liturgical cycles. The reasons for this can be both spiritual and symbolic as well as practical. The topic of such linking as a part of extra-devotional calendar practice in Russia has been actively studied in recent years, including the author of this article. For the first time in historiography, this paper raises the question whether Old Rus' princes and bishops, when planning their public ceremonies, attached importance to the fact that many of the main celebrations of the church year, in addition to the main day of celebration, had the so-called fore- and afterfeasts. The boundaries of these liturgical periods (like multi-day fasts) were regulated by church statutes, including the pre-Mongol Rus' Alexios's Stoudios Typikon. And although pre-Mongol sources do not provide explicit answers to the question posed above, they contain much evidence of the coincidence of these multi-day festive periods with princely and episcopal ceremonies, i.e. laying the foundation and consecration of churches, transfer of relics, entrances of bishops to their cathedral cities after their chirotony, intronizations of princes, their congresses, starting military campaigns and marriage rituals. Among these events, special attention should be paid to those which were not scheduled on the days often chosen when planning significant public events, i.e. Sundays and the eve of holidays. The author came to the conclusion that pre- and afterfeasts were indeed in the field of vision of the organizers of ceremonies and were apparently perceived by them as sacral and semantic "fields" of holidays. And this applies to the representatives of both church and secular elites.

Keywords: Old Rus', Christian culture, Old Rus' ceremonies, church calendar, church statutes, temporal culture.

* * *

Роль церковного календаря на Руси не ограничивалась управлением богослужебными ритмами. С самого начала он стал оказывать воздействие и на другие грани повседневности, прямо не связанные с уставными богослужениями. Более того, календарная практика князей и епископов, насколько мы представляем ее по сохранив-

шимся источникам, свидетельствует о том, что уже в домонгольское время календарь выступал не только инструментом измерения и организации сакрального и профанного времени, но и своего рода коммуникативным средством, посредством которого древнерусская элита обращалась и к Богу, и к своим современникам.

Последнее находило выражение в богатом мистико-символи-ческими подтекстами обычае приурочения церковных и светских мероприятий к значимым вехам богослужебного календаря. В качестве таких вех выступали праздничные дни минейного, триодного и/или недельного циклов богослужений, а также их кануны. Порой в выборе этих дней угадывались одновременно и коннотации, связанные с семейной памятью организаторов и участников церемоний. Можно сказать, что именно по церковной праздничной канве чаще всего и шился узор тех средневековых ритуалов, которые прочерчивали контуры общественной и политической жизни Руси. Эти ритуалы отмечали перемены на княжеских столах и епископских кафедрах, узловые события семейной и политической жизни правящих семейств, торжественные начала и победоносные завершения войн, исходные и конечные моменты строительства и благоукраше-ния храмов, прославление святых, перемещение чтимых святынь и т.д.1 Регулярно фиксируемое источниками приурочение различных торжественных актов к христианским праздникам — яркая черта темпоральной культуры домонгольской Руси, не потускневшая и в последующие столетия.

При изучении этой распространенной и многогранной «праздничной стратегии» следует учитывать, что важнейшие церковные торжества годового круга литургически не ограничивались одним днем, а были многодневными, включая помимо самой даты праздника, зафиксированной в календаре, еще и так называемые предпраздн-ство (подготовительный период) и попразднство (продолжение празднования). На протяжении всех этих дней в службы вплетались праздничные песнопения и чтения, а заключительный день по-празднства в большинстве случаев имел особый статус (^ алобооц,

1 Краткую библиографию см.: Лаушкин А.В. «Приходи Ярополкъ ко Всеволоду на Великъ день»: княжеские съезды домонгольской поры в зеркале церковного календаря // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2021. № 3. С. 6-7 (прим. 4); см. также: Он же. Устраивали ли триумфы русские князья домонгольского времени? // Российская история. 2022. № 3. С. 3-14; Он же. Перенесение святынь в домонгольской Руси: календарная грань церемоний // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Март-апрель. Вып. 111. С. 11-30; Он же. Церковный календарь как средство заботы о будущем в домонгольской Руси // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 4. С. 12-16.

отдание2) и предполагал почти полное повторение служб самого праздника. Система пред- и попразднств не оставалась в Восточной Церкви неизменной и имела особенности в различных уставах и даже в редакциях одного и того же устава. Но при этом — наряду с многодневными постами — прочно вошла в церковный обиход3.

Бытование богослужебной традиции длинных празднований ставит закономерный вопрос: принимались ли эти особые периоды церковного года в расчет при календарном планировании княжеских и епископских акций? В памятниках, доносящих в наиболее сохранном виде раннее летописание (Лаврентьевской, Ипатьевской, Новгородской I и родственных им летописях), и в некоторых других древнейших русских источниках отыскиваются десятки совпадений таких акций с периодами пред- или попразднств. Однако ни один из примеров не сопровождается эксплицитным указанием на связь между этими «литургическими полями» праздников и выбором дня/ дней для того или иного торжественного события. Такое положение затрудняет обнаружение данной связи (если она существовала на самом деле), но априорно не исключает ее. Как и другие сферы обыденности, календарная практика практически не комментировалась древнерусскими авторами, и выявить ее черты можно, лишь наблюдая за ходом событий и привлекая косвенные данные.

В настоящей статье мы рассмотрим пред- и попразднства крупнейших торжеств церковного года — Пасхи Христовой и тех праздников, которые ныне именуются двунадесятыми4, взяв за основу бытовавший в Русской Церкви домонгольского времени Студий-ско-Алексиевский типикон. Рукописная история этого памятника прослеживается на Руси уже с рубежа Х1-Х11 вв.5 Согласно ему, сложный по своей структуре праздничный цикл Пасхи Христовой6

2 В древнерусском переводе Студийско-Алексиевского типикона понятие передается выражениями «проважяеть с(я) праздьник», «коньчяеть / коньчяваеть ся праздьник», «оставляеть с(я) праздьник», «праздьникъ прЪстаеть» (Пентков-ский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 271, 274, 280-281, 283, 319, 328, 360, 365).

3 Лукашевич А.А. Предпразднство // Православная энциклопедия. Т. 58. М., 2020. С. 64-66; Он же. Попразднство // Православная энциклопедия. Т. 57. М., 2020. С. 475-477; Он же. Отдание // Православная энциклопедия. Т. 53. М., 2019. С. 486489.

4 Помимо них уставы могли рекомендовать устраивать многодневные чествования и некоторых других священных событий и святых. К примеру, Студийско-Алексиевский типикон называл среди таковых Рождество и Усекновение главы св. Иоанна Крестителя, памяти апп. Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца и др. (Пентковский А.М. Указ. соч. С. 300-301, 348-351, 366-367).

5 Там же. С. 177-194.

6 О своеобразии этого цикла см.: Лукашевич А.А. Попразднство. С. 477; Он же. Отдание. С. 487.

длился с Великого дня до среды 6-й послепасхальной седмицы, цикл Рождества Богородицы — с 7 по 12 сентября, Воздвижения — с 137 по 15 сентября, Введения — с 20 по 22 ноября, Рождества Христова — с 20 по 31 декабря, Богоявления — со 2 по 13 января, Сретения — с 1 по 4 февраля, Благовещения — с 24 по 26 марта, Вознесения — со среды 6-й седмицы по пятницу 7-й седмицы по Пасхе, Троицы — с самого дня праздника до субботы 1-й седмицы по Пятидесятнице, Преображения — с 5 по 9 августа и Успения — с 14 по 18 августа. Сроки празднования Сретения и Благовещения могли корректироваться в зависимости от соединения с подвижными триодными циклами. Праздник Входа Господнего в Иерусалим предпразднства и попразднства не имел8.

Совпадения с указанными календарными отрезками (исключая дни самих праздников) выявлены у 45 событий, имевших церемониальное оформление: пяти закладок и восьми освящений храмов, четырех перенесений святынь, двух епископских хиротоний, трех входов владык после поставления в свои кафедральные города, пяти брачных ритуалов князей, четырех их съездов и одного торжественного выхода на войну, а также тринадцати вокняжений. В число последних нами не были включены те эпизоды, когда занятия столов происходили спешно в острой военно-политической или социально-политической ситуации, исключавшей свободный выбор даты, а также на следующий день после кончины/погребения прежнего обладателя княжьего стола. Еще для двух известных по источникам церемоний — княжичьих постригов и триумфальных въездов князей в свои столицы после успешных войн — искомых календарных совпадений обнаружено не было.

Перечисленные события распределились между предпраздн-ствами и попразнствами в соотношении 1:3 и пришлись на «литургические поля» следующих церковных торжеств: Пасхи (20 случаев), Успения (6), Крещения (5), Воздвижения (4), Рождества Богородицы (4), Рождества Христова (3), Вознесения (2) и Введения (1). Кроме праздника Входа Господнего в Иерусалим, у которого, как уже говорилось, пред- и попразнства не предусмотрено по уставу, в наш список за неимением соответствующих данных не попали Сретение, Благовещение, Троица и Преображение.

Обратимся к конкретному материалу.

7 Одновременно Студийско-Алексиевский типикон указывает на традицию «с(вя)т®и ВелицЪи Ц(е)ркви» (константинопольского Софийского собора) начинать поклонение Кресту уже 10 сентября.

8 Пентковский А.М. Указ. соч. С. 256-274, 278-284, 296-298, 305-319, 326-328, 332-341, 357-365.

Говорить о значимости именно пред- или попразднств сложнее всего тогда, когда в их хронологических границах избирался день, и без того часто привлекавший внимание устроителей публичных мероприятий. Речь идет о воскресенье — еженедельной «малой Пасхе»9, а также о памятях наиболее чтимых святых10 и о праздниках, как-то связанных с самими событиями (включая привязку освящения храма ко дню его престольного праздника)11. Случаи такого рода многочисленны, но по указанной причине не слишком показательны для решения поставленной задачи. И тем не менее, обращаясь к этой группе событий, хотелось бы попутно сделать одно наблюдение, касающееся продолжающейся полемики о месте воскресных дней в

9 20 мая 1072 г., в воскресенье, на попразднство Вознесения, в Вышгороде в новую церковь были перенесены мощи свв. Бориса и Глеба (ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 182; Т. 2. М., 1962. Стб. 172; Т. 38. Л., 1989. С. 76; Т. 41. М., 1995. С. 61. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 197; Успенский сборник ХП-ХШ вв. М., 1971. С. 62-63; Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 22; Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М., 2009. С. 398400). Комментарий к дате см.: Лосева О.В. Русские месяцесловы Х1-Х^ веков. М ., 2001. С. 105; Назаренко А.В. Борис и Глеб // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 48. 12 января 1108 г., в воскресенье, в канун Отдания Крещения, Владимир Мономах «поя» за сына Юрия «Аепину дщерь, Осеневу внуку», а Олег Святославич — за своего сына Святослава «Аепину дчерь, Гиргеневу внуку» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 282-283. Т. 2. Стб. 259); в такой же точно день 1113 г., воскресенье 12 января, канун Отдания Крещения, был рукоположен во епископа печерский игумен Феоктист (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274; Т. 38. С. 103; Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 45); та же дата читается и в Московско-Академической летописи, и только в Лаврентьевской летописи имеется, по-видимому, ошибочное указание на 11 января (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289); 9 января 1149 г., в воскресенье, на попразднство Крещения, дочь Святослава Ольговича была «ведена» за Романа Ростиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 368; Бережков Н.Г. Хронология... С. 147-148); 17 августа 1180 г., в воскресенье, на попразднство Успения, новгородцы посадили у себя на столе князя Владимира Святославича (Новгородская первая летопись... С. 36, 226; Бережков Н.Г. Хронология. С. 234, 246); 9 сентября 1201 г., в воскресенье, на попразднство Рождества Богородицы (и сопутствующую этому дню память родителей Богородицы) во Владимире была освящена Успенская церковь Княгинина монастыря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 417; Т. 38. С. 154; Т. 41. С 124; Бережков Н.Г. Хронология. С. 86-87). См. также воскресные приурочения периода попразднства Пасхи, перечисленные ниже.

10 1-2 мая 1159 г., на канун и в самый день праздника свв. Бориса и Глеба, в попразднство Пасхи, в Моровийске прошел княжеский съезд Святослава Ольговича и Ростислава Мстиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 504; Бережков Н.Г. Хронология... С. 171); 1 мая 1195 г., на канун того же праздника, в попразднство Пасхи, в Суздале еп. Иоанном была заложена церковь свв. Иоакима и Анны (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 412; Т. 38. С. 158; Т. 41. С. 121. Бережков Н.Г. Хронология... С. 85).

11 6 мая 1217 г. великий князь Константин Всеволодович заложил во Владимире церковь Воздвижения (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441; Бережков Н.Г. Хронология... С. 105) — в субботу, на попразднство Вознесения и на канун Явления Креста Господня над Иерусалимом в 351 г. (Лосева О.В. Русские месяцесловы... С. 334), т.е. на канун одного из малых празднований Кресту Господню. См. также перечисленные ниже случаи освящения церквей на кануны-предпразднства их престольных праздников.

календарной практике Руси12. В нашей выборке лишь треть датированных событий (14 из 45) имеет воскресную приуроченность. Даже если прибавить к ним действия, имевшие место в канун воскресений, т.е. в субботы, всё равно общее число субботне-воскресных примеров (21) будет составлять менее половины рассматриваемых случаев. Это лишний раз говорит о том, что хотя воскресенья часто становились эпицентрами торжественных мероприятий, их значимость в такой роли не следует преувеличивать.

Наряду с только что разобранной группой не лучшим образом обстоит дело, на первый взгляд, и тогда, когда интересующие нас события приходились на долгое, сорокадневное, попразднство Пасхи (тем более, что и тут нередкими оказываются воскресные приурочения). Однако внутри этой группы обнаруживается интересная аномалия, которую трудно объяснить простыми совпадениями. Из 20 учтенных церемоний, пришедшихся на послепасхальный период13, сразу 8 продемонстрировали приуроченность к преисполненной пасхальными мотивами Неделе свв. Жен-мироносиц (3-му воскресенью по Пасхе, считая от нее самой). В трех случаях церемонии были назначены на канун этого дня, в четырех — на сам день и еще в одном — на следующий за ним понедельник, когда, согласно типикону, праздно-

12 См., например: Виноградов А.Ю. День освящения храма в традиции Восточной Церкви (1У-ХШ века.): стратегии выбора // Средние века: Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. М., 2012. Вып. 73 (1-2). С. 155157, 163-164; Артамонов Ю.А. О времени совершения архиерейских хиротоний в Древней Руси // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2021. № 4 (86). С. 168-183; и др.

13 Кроме случаев, упомянутых ниже в связи с Антипасхой, Неделей Жен-мироносиц и Неделей о расслабленном, это: освящение Десятинной церкви в Киеве 12 мая 996 г., во вторник 5-й седмицы по Пасхе — точная дата события отсутствует в летописи, но читается в позднейших Прологах и месяцесловах (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 124; Т. 2. Стб. 108-109; Новгородская первая летопись... С. 165-166; Лосева О.В. Русские месяцесловы... С. 338; Лосева О.В. Жития... С. 167-168, 396-397; Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014. С. 130-142); закладка церкви Феодора Тирона в Новгороде 28 апреля 1115 г., в среду 2-й седмицы по Пасхе (Новгородская первая летопись... С. 20, 204; Бережков Н.Г. Хронология... С 223, 230); во-княжение в Новгороде Ростислава Юрьевича 10 мая 1138 г., во вторник 6-й седмицы (Новгородская первая летопись... С. 25, 211; Бережков Н.Г. Хронология... С. 233); вход новопоставленного архиепископа Илии в Новгород 11 мая 1165 г., во вторник 6-й седмицы (Новгородская первая летопись... С. 31, 219; Бережков Н.Г. Хронология... С. 244); закладка церкви свв. Иоакима и Анны в Суздале 1 мая 1195 г., в понедельник 5-й седмицы (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 412; Т. 38. С. 158; Т. 41. С. 121. Бережков Н.Г. Хронология... С. 85); закладка собора Святой Богородицы в Ростове 25 апреля 1213 г., в четверг 2-й седмицы (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 437; Т. 41. С. 132; Бережков Н.Г. Хронология... С. 103). В определении года ориентируемся на Лаврентьевскую летопись — в Летописце Переяславля Суздальского известие дано в другой погодной статье (6722 вместо 6721 в Лаврентьевской) и без точной даты, княжеский съезд в Моровийске 1-2 мая 1159 г., в пятницу и субботу 3-й седмицы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 504; Бережков Н.Г. Хронология... С. 171).

вание свв. Женам продолжается — поется посвященный им канон и другие молитвословия14. Вот эти события: вокняжение в Киеве Владимира Мономаха 20 апреля 1113 г. (воскресенье)15, освящение новой церкви свв. Бориса и Глеба в Вышгороде и перенесение в нее на следующий день мощей этих святых — 1 и 2 мая 1115 г. (суббота и воскресенье)16, вокняжения в Новгороде Ростислава Мстиславича 17 апреля 1154 г. (суббота)17 и Романа Мстиславича 14 апреля 1168 г. (воскресенье)18, закладка Петропавловской церкви в Новгороде 6 мая 1185 г. (понедельник)19, вокняжение в Новгороде Михаила Всеволодовича 28 апреля 1229 г. (суббота)20 и произошедшая во время княжеского съезда в Киеве хиротония ростовского епископа Кирилла II 6 апреля 1231 г., «в нед(ъ)лю с(вя)т(ы)хъ Муроносиць по Пас(це)», как это особо подчеркнул летописец (воскресенье)21. Вторым по популярности у устроителей церемоний послепасхальным воскресеньем была Антипасха (2-е воскресение по Пасхе), на которую пришлись лишь три известных нам торжественных акта22 против восьми, приуроченных ко дню свв. Жен-мироносиц. Третье (и последнее) место заняла Неделя о расслабленном (4-е воскресение по Пасхе) с двумя приуроченными к ней событиями (одно из которых состоялось в самый этот день, а другое — на его канун)23. Таким образом, с тремя первыми послепасхальными воскресеньями были так или иначе связаны две трети от общего числа учтенных послепасхальных со-

14 Пентковский А.М. Указ. соч. С. 264-265.

15 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 290; Т. 2. Стб. 276.

16 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 290; Т. 2. Стб. 280-281; Т. 38. С. 104; Новгородская первая летопись. С. 20, 204; Успенский сборник. С. 70; Лосева О.В. Жития. С. 358. Хронологический комментарий к летописным известиям см.: Виноградов А.Ю. Особенности борисоглебских торжеств в свете византийской традиции // Slovène = СловЪне: International Journal of Slavic Studies. 2012. № 2. С. 130.

17 Новгородская первая летопись... С. 29, 215. Бережков Н.Г. Хронология... С. 233.

18 Новгородская первая летопись... С. 33, 220. Бережков Н.Г. Хронология... С. 234, 245.

19 Новгородская первая летопись... С. 38, 228. Бережков Н.Г. Хронология... С. 234, 246.

20 Новгородская первая летопись... С. 68, 274. Бережков Н.Г. Хронология... С. 263, 269.

21 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456-457; Бережков Н.Г. Хронология... С. 207.

22 Вокняжения в Киеве Святополка Изяславича 24 апреля 1093 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 218; Т. 2. Стб. 209) и Ярополка Владимировича 17 апреля 1132 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294); свадьба сына Юрия Всеволодовича Всеволода 14 апреля 1230 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 453-454).

23 Второе вокняжение в Киеве Изяслава Ярославича 2 мая 1069 г., в субботу 3-й седмицы по Пасхе (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174; Т. 2. Стб. 163; Новгородская первая летопись... С. 191); сватовство Ярослава Святополчича к дочери Мстислава Великого 12 мая 1112 г., в воскресенье (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 273; Бережков Н.Г. Хронология... С. 348).

бытий, но при этом акцентированной оказалась именно Неделя свв. Жен-мироносиц. Не исключено, что дело было в некоем календарном удобстве этого дня. После семинедельного поста и наполненного особым пасхальным ликованием периода от Пасхи до Антипасхи это было первое воскресенье, когда празднование Великого дня еще продолжалось, но напряжение церковной жизни несколько спадало, и другие дела, облаченные в форму многолюдных ритуалов, становились более уместными, не затмеваясь великопостными и пасхальными богослужениями и не затмевая их собой.

Немало мероприятий ожидаемо были назначены на кануны-предпразднства разбираемых праздников, тесно связанные с ними литургически24. Это перенесение мощей прп. Феодосия Печерского 14 августа 1091 г., в четверг — в канун Успения, престольного праздника обители25; княжеский съезд в Витичеве 14 августа 1100 г., во вторник — тоже в канун Успения (если верна версия Ипатьевской летописи; в Лаврентьевской указано 10 августа)26; вход новопостав-ленного епископа Аркадия в Новгород 13 сентября 1158 г., в субботу — в канун Воздвижения27; вокняжение в Новгороде Ярослава Владимировича 20 ноября 1187 г., в пятницу — в канун Введения28; освящение Воскресенской церкви в Новгороде 13 сентября 1196 г., в пятницу — в канун Воздвижения29; княжеский съезд в Суздале 7-8 сентября 1229 г., в пятницу и субботу — в канун и на сам праздник Рождества Богородицы30. В отдельную подгруппу выделяется несколько освящений новопостроенных храмов в кануны-предпраздн-ства их престольных праздников31: в предпразднство Успения, 14 августа, были освящены одноименный собор в Киево-Печерском монастыре в 1089 г. (во вторник)32 и соборы Святой Богородицы во

24 О тесной богослужебной и символической связи кануна с праздником следующего дня см., например: Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Время жить и время умирать: Текстология древнейших русских летописей или княжеская семейная традиция? // Факты и знаки. М., 2008. Вып. 1. С. 117.

25 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211; Т. 2. Стб. 203; Т. 38. С. 85; Т. 41. С. 63; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 326, 328.

26 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 248-249 (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 273; Т. 38. С. 99); Бережков Н.Г. Хронология... С. 348.

27 Новгородская первая летопись... С. 30, 217; Бережков Н.Г. Хронология... С. 233.

28 Новгородская первая летопись... С. 39, 229; Бережков Н.Г. Хронология... С. 234.

29 Новгородская первая летопись... С. 42, 235; Бережков Н.Г. Хронология... С. 246-247.

30 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452; Бережков Н.Г. Хронология... С. 98.

31 См. также: Виноградов А.Ю. День освящения храма... С. 166-169.

32 БЛДР. Т. 4. СПб., 1997. С. 312, 314. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208.

Владимире в 1189 г. (в понедельник) и в Ростове в 1231 г. (в четверг)33; в предпразднство Рождества Богородицы, 7 сентября 1219 г., в субботу, освятили одноименную церковь во Владимире34. Обратим внимание, что ни один из перечисленных актов не пришелся на воскресный день, а некоторые были проведены даже в постные пятницы. Совершенно очевидно, что определяющим во всех этих случаях оказалось желание участников устроить мероприятие именно в канун праздника вопреки, как уже говорилось, распространенной, но совершенно необязательной практике воскресных приурочений. В трех случаях организаторов не смутили даже сложности проведения трапезы в постный день, каковая, без сомнения, непременно сопутствовала названным «пятничным» событиям: занятию князем стола, освящению новопостроенной церкви и открытию княжеского «снема».

За вычетом уже перечисленных у нас остались еще восемь событий, не попавших ни в одну из рассмотренных групп. Дни проведения этих событий не отличаются какой-либо очевидной календарной значимостью (привязкой к воскресенью или празднику), а потому представляют особый интерес для нашей работы.

1. 20 декабря 1110 г. поставленный в Киеве епископ Иоанн Попьян торжественно вошел в Новгород и занял свою кафедру35. Учитывая, что подобные события почти всегда имели яркую праздничную приуроченность36, выбор этого дня вызывает удивление: церемония пришлась на Рождественский пост, на будний день (вторник) и на память св. Игнатия Богоносца37, о каком-либо особом почитании которого в Новгороде или среди русских князей ничего не известно. Правда, в свое время мы предполагали, что некую значимость этому дню в глазах новгородцев могло придавать припоминание, что восемью годами ранее именно 20 декабря (если доверять хронологической версии Лаврентьевского и Радзивиловского списков Повести временных лет вопреки версии Ипатьевского списка) новгородцы в ходе жаркой «при» с киевским князем Святополком Изяславичем одержали крупную политическую победу, отказавшись

33 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 407, 459; Т. 41. С. 119; Бережков Н.Г. Хронология... С. 83-84,

108.

34 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 444; Бережков Н.Г. Хронология... С. 106.

35 Новгородская первая летопись... С. 19, 203; Бережков Н.Г. Хронология... С. 224.

36 Лаушкин А.В. Вход новопоставленного епископа Пахомия в Ростов 28 января 1215 года: выбор дня для торжественной церемонии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019: Июль-август. Т. 89. С. 49-66.

37 Лосева О.В. Русские месяцесловы... С. 228.

принять у себя на столе его сына вместо княжившего у них Мстислава Владимировича38. Однако более «экономным» следует признать допущение, что выбор владыкой Иоанном 20 декабря был связан не с данным припоминанием, или же не только с ним, а с тем, что с указанного дня начиналось предпразднство Рождества Христова. В таком случае хронологический казус приобретает вполне ординарный характер: вход епископа в город был, как и в других подобных случаях, приурочен к крупному празднику — только не к нему как таковому, а к началу богослужебного цикла его прославления.

2. 11 сентября 1113 г.39, в четверг, на память прп. Феодоры Александрийской40 Владимир Мономах «поя» за своего сына Романа дочь князя Володаря Ростиславича. Снова можно было бы подумать, что церемония прошла в совершенно рядовой с календарной точки зрения день. Однако это не совсем так: 11 сентября — разгар попраздн-ства Рождества Пресвятой Богородицы, канун его Отдания.

3. Приуроченность к празднованию Рождества Христова, подобно занятию кафедры епископом Иоанном в 1110 г., демонстрирует еще одно новгородское событие, относящееся к разряду тех, которые имели ритуальное обрамление и часто сопрягались со значимыми вехами церковного календаря41. 31 декабря 1134 г. князь Всеволод Мстиславич отправился с новгородцами в поход на Суздаль42. В том году последний день декабря пришелся на понедельник, и в плане его календарной значимости можно было бы отметить лишь то, что он являлся кануном памяти свт. Василия Великого (1 января), которого чтили многие потомки князя Владимира-Василия, крестителя Руси43. Между тем 31 декабря — это еще и торжественное, предполагающее повторение почти полного праздничного последования Рождества Христова, Отдание этого великого праздника. Отметим, что в месяцеслове Мстиславова Евангелия, созданного по воле отца Всеволода, дни Рождественского попразднства, завершавшегося 31 декабря, были отмечены особыми указаниями44.

4. Не лишенный интереса случай находим и в летописном рассказе о съезде в 1195 г. братьев Рюрика и Давыда Ростиславичей, в то

38 Лаушкин А.В. Вход. С. 51.

39 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 276; Бережков Н.Г. Хронология... С. 348.

40 Лосева О.В. Русские месяцесловы... С. 151.

41 Лаушкин А.В. Праздничные выходы на войну в домонгольской Руси // ДРВМ. 2019. Вып. 1 (75). С. 53-57.

42 Новгородская первая летопись... С. 23, 208; Бережков Н.Г. Хронология. С. 243.

43 Лаушкин А.В. К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время // ТОДРЛ. СПб., 2014. Т. 63. С. 47, 52-56.

44 Апракос Мстилава Великого. М., 1983. С. 244-245.

время — князей киевского и смоленского. Княжеские встречи, представлявшие собой в ХП в. не только форму общения родственников, но действующий политический институт, тоже часто оказывались приурочены к крупным церковным праздникам либо ко дням, значимым для семейной памяти участников45. О времени проведения съезда 1195 г. летописец сообщил лишь то, что открылся он в Вы-шгороде в «средоу Роусалнои недЪлЪ»46. Если вслед за Н.Г. Береж-ковым полагать, что здесь имеется в виду неделя не после47, а до праздника Троицы48, то общение Ростиславичей началось 17 мая, в среду, — за два дня до Отдания Вознесения и за четыре дня до праздника Троицы. Судя по количеству перечисленных летописцем обедов, которые устраивали в этот и ближайшие дни сам Рюрик, его сын Ростислав и брат Давыд, а также киевляне (всего таких трапез было семь), визит Давыда продолжался не менее недели. А это значит, что он охватил и завершающие дни попразднства Вознесения, и Троицу с ее попразднством, частично или даже целиком (сомнительно, что званные обеды давались каждый день без перерывов, а значит их череда тянулась дольше недели — быть может, как раз до конца попразнства Троицы и до самого преддверья Петровского поста).

5. 10 января в 1197 г., в пятницу, на память св. Григория Нисского из Салоник во Владимир-на-Клязьме была доставлена чудотворная реликвия, связанная с вмч. Димитрием Солунским — небесным покровителем великого князя Всеволода Большое Гнездо, который и организовал перенесение святыни49. Учитывая, что дни для таких событий подбирались на Руси с особой тщательностью и что организаторы обычно стремились создать для торжества яркий праздничный фон50, дата встречи реликвии вновь может показаться слишком заурядной. Однако церемония пришлась на попразднство Богоявления — заключительный отрезок долгих рождественско-крещенских празднований. Это и могло создавать необходимый контекст для встречи великой святыни. Если же допустить, что чествование ре-

45 Лаушкин А.В. «Приходи Ярополкъ...». С. 3-21.

46 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 681-682.

47 Ср.: Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1997. Вып. 22. С. 258.

48 Бережков Н.Г. Хронология. С. 207. Основание для такого понимания Бе-режкову дала другая статья той же Ипатьевской летописи (6682 г.), где упоминание Русальной недели сопровождено точной датой (Там же. С. 161, 189, 194). См. также: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. СПб., 1912. Стб. 197-198; Словарь древнерусского языка (Х^ХГУ вв.). Т. 5. М., 2002. С. 269.

49 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414, 437; Т. 38. С. 159; Т. 41. С. 122; Бережков Н.Г. Хронология. С. 85.

50 Лаушкин А.В. Перенесение святынь...

ликвии продолжалось не один, а три дня, как это было с мощами свв. Бориса и Глеба в Вышгороде в 1115 г.51, то завершиться владимирское торжество должно было 12 января, в воскресенье, как раз накануне Отдания Богоявления.

6. К тому же крещенскому богослужебному периоду относится (третье) вокняжение в Новгороде князя Ярослава Владимировича в 1198 г. Новгородский летописец указывает срок водворения князя на столе несколько нечетко: «приде на зиму Ярославъ по Крещении за неделю и седе на столЪ своемь»52. Но ясно, что речь идет о ближайшей неделе (седмице) после Богоявления53, т.е. о днях крещенского попразднства, которое продолжалось как раз семь дней. На эту приуроченность стоит обратить внимание, поскольку наблюдения за другими датированными случаями княжеских «интронизаций» в Новгороде приводят к выводу, что хотя вокняжение в праздник и не являлось императивом, именно такой выбор в большинстве случаев принимался и новгородцами, и князьями как наиболее пра-вильный54.

7. Еще одно вокняжение — Всеволода Константиновича в Пере-яславле Русском — произошло 15 сентября 1227 г., на память вмч. Никиты55, в постную среду, которая должна была по понятным причинам ограничивать размах торжественного застолья по случаю произошедшего. Однако эта среда не была рядовой, а пришлась на Отдание Воздвижения Креста Господня. Помимо прочего в такие дни в храмах пелся праздничный тропарь «Спаси, Господи, люди Своя» с призыванием «победы князю на соупостаты»56, и такое пение было более чем уместно в день занятия молодым князем своего стола, тем более — на опасном степном пограничье Руси.

51 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 282.

52 Новгородская первая летопись... 43, 237; Бережков Н.Г. Хронология. С. 234.

53 Никоновская летопись указывает христианское имя князя — Иоанн (ПСРЛ. Т. 10. М., 2000. С. 9), и можно было бы думать, что князя мог бы привлечь для церемонии въезда в город празднующийся на следующий день после Крещения Собор св. Иоанна Предтечи (Лосева О.В. Русские месяцесловы... С. 242-243). Однако свидетельству Никоновской летописи противоречат данные сфрагистики, заставляющие думать, что князя в крещении звали не Иоанн, а Михаил (ЛитвинаА.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в Х-ХУ1 вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 623).

54 Лаушкин А.В. Вокняжения в домонгольском Новгороде: выбор дней // Комплексный подход в изучении Древней Руси. Сборник материалов X Международной конференции (9-13 сентября 2019 г., Москва, Россия). Т. 10. М., 2019. С. 113-114.

55 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450; Бережков Н.Г. Хронология. С. 263

56 Согласно Студийско-Алексиевскому типикону, праздник Воздвижения под влиянием богослужебного обычая константинопольского Софийского собора не имел формального попразднства, но имел фактическое Отдание 15 сентября с повторением служб праздника (Пентковский А.М. Типикон. С. 283-284).

8. Третье вокняжение в нашем ряду — Ярослава Всеволодовича в Новгороде 30 декабря 1230 г.,57 в понедельник, на память малоизвестной мч. Анисии Солунской58 — пришлось на конец попраздн-ства Рождества Христова, а точнее — на канун Отдания праздника. Интерес представляет не только сама эта дата, но и последующие события. Летописец сообщает, что князь после настолования пробыл в Новгороде всего две недели, а далее вернулся в Переяславль За-лесский, посадив вместо себя «сына своя 2» — Федора и Александра. Если летописец тут точен, что эти две недели должны были истечь как раз 13 января, на Отдание Богоявления, когда, вероятно, и состоялась некая церемония, связанная с посажением сыновей и прощанием новгородцев с Ярославом. Получается, что прибыв в Новгород под конец празднования Рождества, князь провел на берегах Волхова весь многодневный праздничный цикл следующего великого зимнего праздника и убыл с его окончанием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый из этих восьми случаев, взятый по отдельности, мог бы показаться малозначительным. Однако собранные вместе, они позволяют думать о некой их связности. Похоже, что вкупе с более очевидной практикой канунных приурочений привязка важных мероприятий к иным дням пред- или попразнств имела единую цель — сопрячь события сакрального и земного времени и тем самым сугубо призвать помощь Божию и Его Матери. Любопытно, что из восьми рассмотренных случаев в пяти или даже шести даты церемоний попали в календарное соприкосновение с отданием — богослужебным «эхом» праздника, праздничная значимость которого была явно не меньше, чем значимость кануна. Два мероприятия пришлись на сами эти дни (№ 3, 7), два — на их кануны (№ 2, 8), одно, многодневное, включило в себя отдание (№ 4) и еще одно, возможно, тоже было многодневным и протянулось до кануна отдания (№ 5).

Конечно, рассмотренный в статье материал, несмотря на свое сравнительное обилие, недостаточно выразителен для того, чтобы делать однозначные выводы о месте предпразднств и попразднств в календарной практике князей и владык домонгольской Руси. И всё же с достаточной долей уверенности он позволяет полагать, что заданная типиконом богослужебная выделенность этих праздничных периодов не проходила мимо внимания представителей не только церковной, но и светской элиты.

57 Новгородская первая летопись... С. 70, 278; Бережков Н.Г. Хронология. С. 263, 269-270.

58 Лосева О.В. Русские месяцесловы. С. 235.

References

Abramovich D.I. Zhitiya svyatykh muchenikov Borisa i Gleba i sluzhby im [Lives of the Holy MartyrsBoris and Gleb and Their Services.]. Petrograd: Tipografiya Im-peratorskoyAkademiinauk, 1916. XII, 207 p.

Artamonov Yu.A. O vremeni soversheiiiya arkhiyereyskikh khirotoniy vDrevney Ruii [On the Time of the Archepiscopal Chirotonies in Old Rus'] tt Drevnyaya Rus': voprosy mediyevistiki [Old Rus':Issues of Mrdrevistirs]. 2021. N 4 (886). P. 168-183.

Berezhkov N.R. Khronologiya russkogo letopisaniya [Chronology of Russian Chronicle "Writing]. Moscew: Izdatel'stvz Akademii naukSSSR, 1963. 376 p.

KarpovA.Yu. Issledovznikapo Istorii domongol'skoy Rub [Studiesun the History ofPre-MongolRus']. Moscow: Kridriga, 2P"4. 391 p.

Laushkin A.V. K probleme pochitaniya knyagini Ol'gi i knyazya Vladimira v domongol'skoye vremya [On the Veneration of Princess Olga and Prince Vladimir in Pre-Mongol Times] tt Trudy Otdelz drevnerubekoy literatiry [Proceeding. of the Department of Old Rus'Literature]. Vol.-3. Saint Petersburg: Nauka, 2014. P. 45-57.

Laushkin A.V. Pereneseniye svyatyn' v domongol'skoy Rusi: kalendarnaya gran tseremoniy [Transfer ofRelics in Pre-Mongol Rus': Calendar Facet of Ceremonies] tt Vettnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Series II. Istoriya. Istoriya R.unskoy Przvos^vnoy Tsrrkvi. March-April202h.N 111. P. 1 1-30.

Laushkin A.V. Prrednichnyye vykhody na voynu v domongol'skoy Ruei iFestive Heading off to War in P re-Mongol Rui'] tt Drtvnyaya Rus': voprosy mediyevistiki. 2019. N 1(75).P. 53-57.

Laushkin A.V. "Prikhodi Yaropzlk ko Vsepolodu na Velik den'": keyazhesgiye s'yerdy homongol'skoypory v zerkale tserhovnogo kalenda 1ya ["Come Yaropolk to Vsevolod on the Gre5t Day": Princely Congresses oi the Pre-Mongzl Period in the Mirror o1 the Churcg Calendar] tt VestnikMoskovrkopo uilversiteta. Series k. Ietoriya. 102b.N3.P'3-21.

Laushkin A.V. Tserkrvnyy kalenOar' kali sredstvo zaboty o budushchem v Romong6l'skoy Rusi [Church Calendar as a Means of Taking Care of the Future in Pre-Mongol Rur'] tt Vnstnik Nizhegorodrkogo kniuerriteta im. Nh.I. Lobarhevskogo. 2"23. N4. P. 12-16.

Laushkin A.V. Ustraiv5li li triumfy russkiye knyaz'ya domongol'skogo vremeni? [Did Pre-Monrol Russia. Princrs .Arrange Triumdhs?] tt Rotrlyskaya Istoriya. 2022. N 3. P.l-14.

Laushkin A.V. Vkhod novopostavlennogo yepiskopa Pakhomiya v Rostov 28yan-varya 1215 goda: vybor dnya dlya torzhestvennoy tseremonii [The Entrance of the Newly Ordain 2d Bisho° Pakhomiy to Rostov on 28 January 1215: The Choice of the Day for the Solemn Ceremony] tt Veitnik Praroslavno-o Svyeto-Tikhonovsko-o gu-manitarnog- universiteta. Series II. Istoriya. Istoriya Ru1skoy Poavoslavnoy Tserkvi. July-August 2h19. N 8f. I. 49-66.

L-ushkin A.V. Vukenyazhkmya v domongol'skom Novgorode: vybor dney [Introni-zations in Pre-Mongol Novgortd: Thb Choice e° Diys] tt Komplekstyy podkhod v izuchedh Drevney Rusi. Sbornik mkterialovXmeihPuehrodnoykonferentkll [Complex Ayproach in the Study of Old Rus'. The Acta of the 10th International Conference]. Moscow:Indrik,2019.13.113-114.

Litvina A.F., Uspenskiy F.B. Vrrmya zhit' i -remya umirat'r lekntolkyiya dzevney-shlkh tunki-h letopisey ili kntazheikaya semrynaya traditiya? [Time to Li0e and Time to Die: Textology of the Most Ancient Russian Chronicles or Princely Family Tradi-

tion?] // Fakty i znaki [Facts and Signs]. Issue 1. Moscow: Yazyki slavyanskikhkul'tur, 2008.P. 108-121.

Litvina A.F., Uspenskiy F.B. Vybor imeni u russkikh knyazey vX-XVI vv.: dinas-ticheskaya istoriya skvoz' prizmu antroponimiki [The Name Choice vmo ng Russiao Princes from the 10th through the 16th Century. Dynastic HisCorv through the Prism ofAnthroponymy]. Moscow: Indrik, 2006. 904 p.

Toseva O.V. Rugskipe misyatieslssvy XI-XIV vokov [Russian Menologia from ohe 11th through the 14th Century]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2001. 019.

Soseva O.V. Zhitiya rasoOikh svyatykh v sostave drevnerus0kikh Prologov XII — pervoy treti XV vekov [Lines oPRussian Sainta as a Part o2 Old Rus' Prologues from the 12th through the First Third of the 15th Century]. Moscow: Rukopisnyye pamyatniki Drevney Rusi, 2009. 466 p.

Lukashevich A.A. Otdaniye [Leavetaking] // Pravoslavnaya entsiklopediya [Or-thodoxEncyalopedia]. Vol. 53. Moscow: Tserkoovno-nauchnyy tsentr "Privoslavn aya 6ntsiklopediya", 2019. P. 486-489.

Lukashevich A.A. Poprazdnstvo [Afterfeast] // Pravoslavnaya entsiklopediya [Or-thodoxEncyclopediy]. Vssp. 57. Moscow: Tserkovno-nauchnyytsentr "Pravoslavnaya kntsiklopediya", 2020.P. 475-477.

Tukashevich A.d. Predprfndnstvo []Orefeast] // Pravonlavnaya entsiklopediya [O r-thodoxEncyclopedia]. Vol.58.Moscow: Tsefkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya", 2020. P. 64-66.

Nanarenko A.V. Bofiii GSeb tBoris and Gleb] // Pravo1lavnaya entiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 6. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya", 2003. P. 44-49.

Pentkovskiy A.M. Typikonpatriarkha Aleksiya Studita v Vizantii i naRusi [Typi-kon of Patriarch Alexios Stoudites in Byzantium and Rus']. Moscow: Izdatel'stvo Mos-kovskoy patriarkhii, 2001. 428 p.

Sreznevskiy I.I. Materialy dlya slovarya drevnerusskogo yazyka [Materials for the Dictionary of the Old Russian Language]. Vol. 3. Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk, 1912. 1683, 271, 13 p.

Vinogradov A.Yu. Den' osvyashcheniya khrama v traditsii Vostochnoy tserkvi (IV-XIII veka.): strategii vybora [The Day of the Church Consecration in the Tradition of the Eastern Church (4th-13th Centuries): Strategies of Choice] // Sredniye veka: issledovaniyapo istorii Srednevekov'ya i rannego Novogo vremeni [Middle Ages: Studies on the History of the Middle Ages and Early Modern Times]. Issue 73 (1-2). Moscow: IVI RAN, 2012. P. 154-177.

Vinogradov A.Yu. Osobennosti borisoglebskikh torzhestv v svete vizantiyskoy traditsii [Features of Borisoglebsk Celebrations in the Light of Byzantine Tradition] // Slovene = Slovene: International Journal of Slavic Studies. 2012. N 2. P. 117-134.

Поступила o редакцию 16 марта 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.