Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения косметических средств и появление промышленной косметики в середине XIX века'

Предпосылки возникновения косметических средств и появление промышленной косметики в середине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
986
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ИСТОРИЯ КОСМЕТОЛОГИИ / ЛОЛА МОНТЕЗ (1818-1861) / ИСКУССТВО КРАСОТЫ / HISTORY OF MEDICINE / HISTORY OF COSMETOLOGY / LOLA MONTES (1818-1861) / BEAUTY ART

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сточик А.А.

Статья посвящена истории развития косметологии. Автор анализирует книгу Л. Монтез Искусство красоты или секреты женского туалета с рекомендациями джентльменам на искусство восхищения 1858 г., оказавшую большое влияние на появление косметологии. Книга была бестселлером в России и Западной Европе XIX века. В издании рекомендовался комплекс ухода за собой для сохранения красоты и молодости, включающий ограничения в еде, занятия физическими упражнениями, очищение кожи прохладной водой, что предупреждало многие болезни и поддерживало красоту тела. Автор анализирует советы по уходу за кожей лица, предупреждающему развитие морщин. Рекомендовалось использование масок, протирания кожи, которые осветляли и смягчали кожу. В состав масок входили различные смеси растений и продуктов. Книга содержала рекомендации женщинам по увеличению или уменьшению груди, борьбы с покраснениями кожи и ее увяданием, сохранению белизны зубов. Автор исследуемой книги танцовщица, актриса, писательница, являла собой образец такого здорового образа жизни, ухода за своим телом. Она проводила публичные лекции, доклады, чтения о том, как быть красивой в Париже, Берлине, Лондоне и Америке. При этом в этот исторический период в обществе существовал культ бледных женщин. Для достижения такого внешнего вида существовало много опасных для жизни рецептов. В середине XIX века в Европе появилась промышленная косметика: различные сорта мыла, дантифисы (зубные пасты), туалетные воды, духи, филокомы (лосьоны для волос) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF COSMETIC PRODUCTS AND THE APPEARANCE OF INDUSTRIAL COSMETICS N THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY

The author analyzes the book by L. Montez The Art of Beauty or Secrets of the Womens Toilet with Recommendations for Gentlemen on the Art of Admiration of 1858, which was a bestseller in Russia and Western Europe of the 19th century. The book recommended a personal care complex for preserving beauty and youth, including food restrictions, exercise, cleansing the skin with cool water, which prevented many diseases and supported the beauty of the body. The author analyzes the tips for skin care that prevents the development of wrinkles. It was recommended to use masks, rubbing the skin, which lightened and softened the skin. The masks included various mixtures of plants and products. The book contained recommendations for women to increase or decrease breast, to combat redness of the skin and its wilting, preservation of whiteness of teeth. The author of the book under study - a dancer, actress, writer, was an example of such a healthy lifestyle, caring for her body. She held public lectures, reports, readings on how to be beautiful in Paris, Berlin, London and America. Moreover, in this historical period in society there was a cult of pale, painful women. To achieve this appearance, there were many life-threatening recipes. In the middle of the 19th century, industrial cosmetics appeared in Europe: various types of soaps, dentifs (toothpastes), eau de toilette, perfumes, filocomes (hair lotions), etc

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения косметических средств и появление промышленной косметики в середине XIX века»

УДК 61(091)

DOI: 10.25742/NRIPH.2020.01.0012

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПОЯВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОСМЕТИКИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

Сточик А.А.1

1 Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

Ключевые слова

История медицины, история косметологии, Лола Монтез (1818-1861), искусство красоты.

Аннотация

Статья посвящена истории развития косметологии. Автор анализирует книгу Л. Монтез «Искусство красоты или секреты женского туалета с рекомендациями джентльменам на искусство восхищения» 1858 г., оказавшую большое влияние на появление косметологии. Книга была бестселлером в России и Западной Европе XIX века. В издании рекомендовался комплекс ухода за собой для сохранения красоты и молодости, включающий ограничения в еде, занятия физическими упражнениями, очищение кожи прохладной водой, что предупреждало многие болезни и поддерживало красоту тела. Автор анализирует советы по уходу за кожей лица, предупреждающему развитие морщин. Рекомендовалось использование масок, протирания кожи, которые осветляли и смягчали кожу. В состав масок входили различные смеси растений и продуктов. Книга содержала рекомендации женщинам по увеличению или уменьшению груди, борьбы с покраснениями кожи и ее увяданием, сохранению белизны зубов. Автор исследуемой книги - танцовщица, актриса, писательница, являла собой образец такого здорового образа жизни, ухода за своим телом. Она проводила публичные лекции, доклады, чтения о том, как быть красивой в Париже, Берлине, Лондоне и Америке. При этом в этот исторический период в обществе существовал культ бледных женщин. Для достижения такого внешнего вида существовало много опасных для жизни рецептов. В середине XIX века в Европе появилась промышленная косметика: различные сорта мыла, «дан-тифисы» (зубные пасты), туалетные воды, духи, «филокомы» (лосьоны для волос) и др.

BACKGROUND OF COSMETIC PRODUCTS AND THE APPEARANCE OF INDUSTRIAL COSMETICS N THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY

Stochik A.A.1

1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation

Keywords

History of medicine, history of cosmetology, Lola Montes (1818-1861), beauty art.

Abstract

The author analyzes the book by L. Montez "The Art of Beauty or Secrets of the Women's Toilet with Recommendations for Gentlemen on the Art of Admiration" of 1858, which was a bestseller in Russia and Western Europe of the 19th century. The book recommended a personal care complex for preserving beauty and youth, including food restrictions, exercise, cleansing the skin with cool water, which prevented many diseases and supported the beauty of the body. The author analyzes the tips for skin care that prevents the development of wrinkles. It was recommended to use masks, rubbing the skin, which lightened and softened the skin. The masks included various mixtures of plants and products. The book contained recommendations for women to increase or decrease breast, to combat redness of the skin and its wilting, preservation of whiteness of teeth. The author of the book under study - a

dancer, actress, writer, was an example of such a healthy lifestyle, caring for her body. She held public lectures, reports, readings on how to be beautiful in Paris, Berlin, London and America. Moreover, in this historical period in society there was a cult of pale, painful women. To achieve this appearance, there were many life-threatening recipes. In the middle of the 19th century, industrial cosmetics appeared in Europe: various types of soaps, "dentifs" (toothpastes), eau de toilette, perfumes, "filocomes" (hair lotions), etc.

Сотрудники Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко весьма подробно изучают различные проблемы истории медицины [1, с. 478-480; 2, с. 274-276].

История отечественной косметологии исследована меньше.

В середине XIX века среди русских красавиц популярностью пользовалась книга Лолы Монтез «Искусство красоты, или секреты женского туалета с рекомендациями джентльменам на искусство восхищения», опубликованная в 1858 году. В ней автор писала: «без счастливого состояния ума никакие тайные искусственные ухищрения не сделают лицо прекрасным», а совершенствовать свою красоту уже можно с помощью «терпения, упражнений и очищения» [3].

По мнению автора, прежде всего женщина должна заниматься физическими упражнениями непременно на свежем воздухе. Во-вторых, быть воздержанной в еде и высыпаться: «Молодая дева, будь она прекрасна как Геба (богиня юности. -Автор.) и очаровательна, как сама Венера, может вскоре разрушить все свое очарование и красоту, если будет предаваться забавам без устали и мало спать». И третье правило - очищение, говоря о котором Лола советовала принимать ванны с прохладной водой, очищающие кожные покровы «в то время как поверхность тела сохраняется в его первозданной красоте, предупреждаются многие болезни» [3].

Книга содержит немало советов по уходу за кожей лица. Например, от морщин, по мнению автора, помогают ломтики говядины, которые в качестве маски накладываются на лицо; от покраснений следует применять смесь лимонного сока с яичным белком; чтобы осветлить кожу лица следует «взять в равных частях семена дыни, тыквы и огурца и растереть в порошок, развести небольшим количеством свежих сливок, добавить достаточно молока ... чуть-чуть мускуса и несколько капель лимонного масла. Нанести приготовленную смесь на лицо и оставить на 20-30 минут», затем смыть теплой водой.

В арсенале красавицы было и средство для увеличения груди: 'Л унции миртовой настойки смешать с 4 унциями настойки воробейника и 4 унциями настойки бузины, добавить 1 грамм мускуса и 6 унций винного спирта. Полученную смесь рекомендовалось наносить на грудь 2 раза в день, оставляя на 5-10 минут.

Большое внимание Лола уделяла белизне зубов и приятному запаху изо рта, для чего и составила домашний рецепт зубного порошка: смешать 6 унций очищенного мела, унцию порошка кассии и унцию измельченного фиалкового корня и чистить зубы этим составом 1 раз в день.

Лола раскрыла своим читательницам секрет «спасения» рано увядающей нежной кожи рук: следовало по примеру французских и испанских красавиц спать в перчатках, пропитанных специальной «помадой», в составе которой было мягкое мыло, измельченный салат латук, растопленный бараний жир, мускус и винный спирт. Пошаговые инструкции по приготовлению помады были описаны в книге. Лола Монтез поделилась рецептом чешских красавиц, которые принимали ванны с мышьяком и пили воду из мышьяковых источников [3].

Книга Лолы Монтез стала бестселлером. В течении первых 3 месяцев было куплено 60000 экземпляров. Она неоднократно переиздавалась уже в наше время во многих странах. Конечно сама личность этой знаменитой танцовщицы, авантюристки и куртизанки, сводившей с ума самых известных талантливых и влиятельных мужчин Европы, среди которых были Оноре де Бальзак, Ференц Лист, отец и сын Дюма и даже король Людвиг I Баварский, вызывала неподдельный интерес и стала живой рекламой издания. Дерзкий, неукротимый нрав в сочетании с яркой внешностью, женственный нежный образ и при этом иногда откровенно шокирующее поведение стали визитной карточки красотки Монтез, непохожей ни на одну из дам Викторианской эпохи.

«Репутация женщины часто не что иное, как эхо мужской злобы» - писала Лола в своих мемуарах (1849) - «У вас нет права судить о добродете-

ли женщины, пока вы не станете строже по отношению к самим себе!».

За свой недолгий сорокалетний жизненный путь, эта женщина (танцовщица, актриса, писательница, а под конец жизни - примерная христианка) успела объехать 4 континента, 3 раза выйти замуж, стать виновницей дуэли, на которой погиб ее возлюбленный известный критик и журналист Александр Дюжарье, (причем она порывалась участвовать в дуэли сама), послужить причиной закрытия университета и отречения короля от престола. Шлейф страстей и скандалов следовал за ней из города в город: в Петербурге она во время выступления со сцены бросила в публику свою подвязку, эротично сняв ее со стройной ножки; в Берлине отхлестала плетью жандарма; в Мюнхене она разгуливала по улице в мужском костюме с сигарой во рту и вступила в студенческое традиционно мужское объединение, чем вызвала возмущение общественности, и, когда наиболее критически настроенные студенты устроили манифестацию возле ее дворца, бросая камни в окна, Лола невозмутимо появилась на балконе с бокалом шампанского, провозгласив тост в честь «своих Баварских подданных» [4].

К тому времени король Людовик I уже был пленен прекрасной актрисой и в ответ на восстание студентов приказал закрыть университет на семестр. В своем письме барону фон дер Танну он писал: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считается погасшим, пока снова не начнет извергаться. Я думал, что больше не могу любить и испытывать страсть, что мое сердце выгорело. Но ни в сорок лет, ни в двадцать, ни даже в пятнадцать - никогда страсть не охватывала меня так полно. Я потерял сон и аппетит, кровь кипит во мне. Я взмывал в небесные выси, мои мысли становились чище, сам я стал лучше. Я был счастлив, я и сейчас счастлив. Моя жизнь получила новый толчок» [4]. Между тем, Лола даже не трудилась вставать, когда монарх входил в ложу театра, что было неслыханной дерзостью, но вместо наказания влюбленный шестидесятилетний Людовик задаривал свою строптивую 25-летнюю фаворитку драгоценностями, поселил во дворце, преподнеся его Лоле в качестве презента, заказал ее портрет Йозефу Карлу Штилеру для «Галереи красавиц» и назначил содержание, в четыре раза превышавшее жалование министра. А в 1847 году ей был пожалован титул графини фон Ландсфельд и ба-

варское гражданство, с чем министры были категорически не согласны и в полном составе подали в отставку.

В 1848 году вновь вспыхнувшие протесты возмущенных граждан заставили короля отречься от престола, а Лолу Монтез покинуть Баварию. Мраморная скульптура «стопа Лолы», изготовленная по заказу короля известным скульптором Йоханом Лебом сопровождала монарха везде [5]. Он нежно целовал ее и прижимал к груди, продолжал отправлять Лоле деньги, а коварная танцовщица вновь вышла замуж в 1849 году.

В 1851 году Лола решила поискать счастье на Новом континенте и отправилась покорять Нью-Йорк. Здесь ее ждал успех с мюзиклом «Лола Монтез в Баварии», в котором она играла саму себя (1852) и новое замужество (1853). После успешных гастролей в Австралии (1855), Лола вернулась в Америку и теперь ее основным доходом стали публичные чтения, доклады и книги, в том числе о том, как быть красивой. Самыми популярными были «Искусство красоты», «История любви» и автобиографические лекции.

Лола умерла за месяц до своего сорокалетия, успев стать примерной христианкой.

В те времена Викторианские идеалы красоты в Европе характеризовались смертельно бледным цветом кожи [6]. Например, считалось, что «идеальной внешностью» обладали чахоточные больные. Общество было увлечено смертью. Существовало множество опасных для жизни рецептов, которыми молодые дамы «травили» себя в погоне за идеалом. Для придания коже прозрачности, такой, чтобы были видны вены, на ночь рекомендовалось наносить на кожу лица опиум, а утром умываться аммиаком. Веснушки и пигментные пятна советовали выводить мышьяком, а древесный уголь и карбонат аммония сохраняли красоту в течении дня. Для улучшения качества волос женщины мыли головы раствором аммиака, который как известно, может обжечь дыхательные пути и повредить зрение [7].

В погоне за тонкой талией представительницы прекрасного пола проглатывали яйца ленточного червя, и вылупившиеся солитеры пожирали все, что попадало дамам в желудок. Добившись желаемого результата, красавицы стремились вывести солитера. На этот случай существовал следующий рецепт: сидеть с открытым ртом перед миской молока, и червь выползет самостоятельно,

но в процессе такого способа «изгнания» солитера можно было задохнуться, ведь он достигал 9 метров в длину. Весьма опасным было изобретение доктора Мейерса из Шеффилда, который помещал металлический цилиндр, наполненный едой в горло зараженного человека, с целью заманить ленточного червя в цилиндр и быстро извлечь его из горла пациента, но, к сожалению, многие больные при этом умирали от удушья. В Викторианскую эпоху женщины с большими зрачками считались очень красивыми, и добивались они этого эффекта с помощью беладонны [7].

Известно, что даже пара съеденных ягод этого растения может привести к смерти, но даже осознавая это, красавицы шли на риск и закапывали сок белладонны себе в глаза. Зубную пасту людям того времени заменял порошок из черствого черного хлеба или древесного угля, а для предотвращения кариеса внутрь принимали чайную ложку аммиака, растворенного в воде.

Существовали также приспособления для исправления формы носа. Эти металлические устройства помещали внутрь носа и привязывали к лицу. Например, парижский хирург середины 19 века Доктор Сид сообщил, что подобным устройством ему удалось за 3 месяца исправить форму носа своего 15 летнего пациента.

К другим экзотическим и опасным рецептам красоты можно добавить тени, состоящие из смеси ртути, свинца, сульфида натрия и вермильона. Менее отважные дамы наносили на веки кашицу из измельченных насекомых. Для удаления волос на теле и отбеливания плеч использовали хлорную известь, которая разъедала кожу, если передержать ее хотя бы на пару минут [8].

Мода на бледные лица захватила и русскую элиту. Для придания белизны коже дамы пили уксус и использовали «Березовый бальзам доктора Ленгиля», применяли рисовую французскую пудру «la Veloute» и «Нинон де Ланкло», берлинскую пудру Лейхнера и «Глицериновую пудру» от Брокара [9].

В середине XIX века в Европе появилась промышленная косметика, в России ее можно было приобрести в иностранных лавках на Невском проспекте. Тут продавались самые популярные сорта мыла «Royale de Thridance», «Cold cream of roses», «Muse tonkine», «Savon aux amandes des jaux amandes des peches» французского и английского производства, «дантифрисы» (зубная паста.

- Автор) и зубные эликсиры от Парижского Гигиенического общества, зубной порошок от доктора Пьерра из Парижа и шведский зубной порошок Голлендера, а также различные лосьоны, молочные и туалетные воды, одеколоны и духи, самыми дорогими из которых была продукция французко-го дома Герлен. Особой популярностью пользовались одеколоны из Кельна [6].

Для волос существовали специальные средства, так называемые, «филокомы». В Санкт Петербурге эти лосьоны для волос («Oranges de chine», «Violettos des Alpes», «Vanille Blanche», «Rose de ton-quie» и др.) были представлены в магазине Гарди на Большой Морской улице [9].

Важная политическая и экономическая роль, которую Россия играла в то время в Европе [10; 11; 12; 1З], способствовала появлению духов с русскими названиями. Так, например, возникли духи, туалетная вода и мыло под названием «Русский букет» («Bouquet Russe»), созданные придворным немецким парфюмером Густавом Лозе. К З00-летию Дома Романовых (191З) ведущий парфюмер Август Мишель по заказу императрицы Елизаветы Федоровны создал духи «Любимый букет императрицы», которые в последствии (1925) приобрели новое название - «Красная Москва».

Отечественные производства не отставали от Запада, крупнейшими парфюмерными фирмами в конце 19 века в России были «А. Ралле и К», «Брокар и К», «С.-Петербургская химическая лаборатория», «А. Сиу и К», «С.И. Чепелевецкий с С-ми», «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова» и др.

Таковы изученные нами вехи развития отечественной косметологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хабриев Р.У. Алексей Петрович Доброславин и отечественная пенитенциарная гигиена (историко-медицин-ский и историко-правовой аспекты) / Р.У. Хабриев, Б.А. Спасенников, Л.Ф. Пертли, С.А. Копыткин // Гигиена и санитария. - 2018. - Т. 97. - № 5. - С. 478-480.

2. Спасенников Б.А. Ученый, социал-гигиенист, профессор Раиса Васильевна Банникова / Б.А. Спасенников // Здравоохранение Российской Федерации. - 2018. - Т. 62. - № 5. - С. 274-276.

3. Montez L. The Arts of Beauty; or, Secrets of a Lady's Toilet / L. Montez. - New York: Dick & Fitzgerald, 1858. - 153 p.

4. Лола Монтез: первая феминистка. - URL: https://hist-etnol.livejournal.com/6297769.html

5. Лола Монтез, прекрасная и ужасная. - URL: http://nurenbergia.com/blog/lola-montes-prekrasnaja-i-uzhasnaja

6. Elbridge L. Face Paint. The Story of Make Up / L. Elbridge. - New York: Abrams, 2015. - 240 с.

7. Power S.D. The ugly-girl papers, or, Hints for the toilet / S.D. Power. - New York: Harper, 1874. - 283 с.

8. Brinton D.G. Personal Beauty: How to Cultivate and Preserve it in Accordance with the Law of Health / D.G. Brinton, G.H. Napheys. - Boston, 1870 - 369 с.

9. Васильев А.А. Александр Васильев рассказывает / А.А. Васильев. - М: Этерна, 2009. - 104 с.

10. Габидулин Р.С. История отечественного государства и права / Р.С. Габидулин. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 453 с.

11. Спасенников Б.А. Общая теория государства (государствоведение) / Б.А. Спасенников. - М.: НИИ ФСИН России, 2018. - 112 с.

12. Спасенников Б.А. Общая теория права / Б.А. Спасенников. - М.: НИИ ФСИН России, 2018. - 213 с.

13. Спасенников Б.А. Общая теория государства и права / Б.А. Спасенников. - М.: Флинта, 2013. - 290 с.

REFERENCES

1. Khabriev R.U., Spasennikov B.A., Pertley L.F., Kopytkin S.A. Alexey Petrovich Dobroslavin and domestic prison hygiene (historical medical and historical legal aspects). Hygiene and sanitation, 2018, vol. 97, no. 5, pp. 478-480. (in Russian)

2. Spasennikov B.A. Scientist, social hygienist, professor Raisa Vasilyevna Bannikova. Health of the Russian Federation, 2018, vol. 62, no. 5, pp. 274-276. (in Russian)

3. Montez L. The Arts of Beauty; or, Secrets of a Lady's Toilet. New York: Dick & Fitzgerald, 1858. 153 p. (in Russian)

4. Lola Montes: the first feminist. URL: https://hist-etnol.livejournal.com/6297769.html (in Russian)

5. Lola Montes, beautiful and terrible. URL: https://histethnol.Levezkom.kom/6297769.html (in Russian)

6. Elbridge L. Face Paint. The Story of Make Up. New York: Abrams, 2015. 240 p.

7. Power S.D. The ugly-girl papers, or, Hints for the toilet. New York: Harper, 1874. 283 с.

8. Brinton D.G. Personal Beauty: How to Cultivate and Preserve it in Accordance with the Law of Health. Boston, 1870. 369 с.

9. Vasiliev A.A. Alexander Vasiliev tells. Moscow: Eterna, 2009. 104 p. (in Russian)

10. Gabidulin R.S. History of the domestic state and law. Moscow: Yurlitinform, 2012. 453 p. (in Russian)

11. Spasennikov B.A. The general theory of the state (state science). Moscow: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2018. 112 p. (in Russian)

12. Spasennikov B.A. General Theory of Law. Moscow: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2018. 213 p. (in Russian)

13. Spasennikov B.A. General Theory of State and Law. Moscow: Flinta, 2013. 290 p. (in Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сточик Анна Андреевна - ведущий научный сотрудник, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, кандидат медицинских наук, Москва, Российская Федерация; e-mail: medpublish@mail.ru

AUTHOR

Anna A. Stochik - Leading Researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, PhD in Medicine, Moscow, Russian Federation; e-mail: medpublish@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.