Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДОЛОГИЯ / КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ / EXPERIMENTAL PHILOSOPHY / HISTORY OF PHILOSOPHY / EXPERIMENT / METHODOLOGY / COGNITIVE SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимошенко Татьяна Викторовна

Определяются предпосылки возникновения и развития нового течения в философии - экспериментальной философии. Отмечается, что динамика методологических подходов позволяет проследить историческую преемственность экспериментальной философии. Статус экспериментального философского знания, объединяющего эмпирическое и теоретическое знание в познавательной деятельности, в наше время кардинально изменился, пройдя диалектический путь развития от единого философского знания античности через дезинтеграцию эмпирического и теоретического знания в ХIХ - ХХ вв. к интеграции - междисциплинарному синтезу наук - в ХХI в. В контексте исторического генезиса развития философской и научной мысли появление современной экспериментальной философии в начале XXI в. исторически обусловлено и представляется не случайным, а возникшим с объективной необходимостью создания методов исследования, адекватных потребностям современной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF THE APPEARANCE AND DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL PHILOSOPHY

In the article the prerequisites for the emergence and development of a new trend in philosophy, experimental philosophy, are determined. It is noted that the dynamics of methodological approaches in experimental philosophy allows us to trace the historical continuity of experimental philosophy. The status of experimental philosophical knowledge, combining empirical and theoretical knowledge in cognitive activity, has radically changed in our time, having passed the dialectical path of development from a single philosophical knowledge of antiquity through the disintegration of empirical and theoretical knowledge in the 19th-20th centuries to integration - an interdisciplinary synthesis of sciences - in the 21st century. It is concluded that in the context of the historical genesis of the development of philosophical and scientific thought the emergence of modern experimental philosophy at the beginning of the 21st century historically determined and seems to be not a random phenomenon, but arisen with the objective need to create research methods that are adequate to the needs of modern science.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

УДК 167.2

DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-23-26

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

© 2020 г. Т.В. Тимошенко а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

BACKGROUND OF THE APPEARANCE AND DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL PHILOSOPHY

T. V. Timoshenko а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Тимошенко Татьяна Викторовна -кандидат философских наук, доцент, Южный федеральный университет, ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: tvtimoshenko@sfedu.ru

Tatyana V. Timoshenko -

Candidate of Philosophy, Associate Professor,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don,

344006, Russia.

E-mail: tvtimoshenko@sfedu.ru

Определяются предпосылки возникновения и развития нового течения в философии - экспериментальной философии. Отмечается, что динамика методологических подходов позволяет проследить историческую преемственность экспериментальной философии. Статус экспериментального философского знания, объединяющего эмпирическое и теоретическое знание в познавательной деятельности, в наше время кардинально изменился, пройдя диалектический путь развития от единого философского знания античности через дезинтеграцию эмпирического и теоретического знания в XIX - ХХ вв. к интеграции - междисциплинарному синтезу наук - в XXI в. В контексте исторического генезиса развития философской и научной мысли появление современной экспериментальной философии в начале XXI в. исторически обусловлено и представляется не случайным, а возникшим с объективной необходимостью создания методов исследования, адекватных потребностям современной науки.

Ключевые слова: экспериментальная философия, история философии, эксперимент, методология, когнитивные науки.

In the article the prerequisites for the emergence and development of a new trend in philosophy, experimental philosophy, are determined. It is noted that the dynamics of methodological approaches in experimental philosophy allows us to trace the historical continuity of experimental philosophy. The status of experimental philosophical knowledge, combining empirical and theoretical knowledge in cognitive activity, has radically changed in our time, having passed the dialectical path of development from a single philosophical knowledge of antiquity through the disintegration of empirical and theoretical knowledge in the 19th-20th centuries to integration - an interdisciplinary synthesis of sciences - in the 21st century. It is concluded that in the context of the historical genesis of the development ofphilosophical and scientific thought the emergence of modern experimental philosophy at the beginning of the 21st century historically determined and seems to be not a random phenomenon, but arisen with the objective need to create research methods that are adequate to the needs of modern science.

Keywords: experimental philosophy, history of philosophy, experiment, methodology, cognitive science.

В начале XXI в. в философии возникло новое явление - экспериментальная философия, или «Х-рЫ». В отношении нее у философов пока нет однозначного мнения, накоплено не так много эмпирического и теоретического материала по исследованию ее возможностей. Ее сторонники даже не всегда одинаково трактуют новый термин. Как и большинство философских категорий, явление экспериментальной философии сложно

описать кратко и емко, но при этом целостно: в большинстве случаев разные определения подходят для разных целей. Усложняет эту задачу и то, что философы, работающие в рамках экспериментальной философии, весьма радикально отличаются по своим заявленным целям.

В свете этих различий экспериментальную философию возможно рассматривать прежде всего как единый философский проект и за осно-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

ву взять определение, наиболее точно передающее смысл, предложенный одним из ее основателей Дж. Ноубом и представленный Дж. Александром в статье «Введение в экспериментальную философию»: «Экспериментальная философия -это новое движение, которое использует систематические экспериментальные исследования, чтобы пролить свет на философские проблемы. Другими словами, философы-экспериментаторы применяют методы, обычно связанные с психологией для решения тех вопросов, которые традиционно ассоциировались с философией» [1]. Таким образом, под экспериментальной философией будем понимать философское течение, использующее систематические экспериментальные исследования и экспериментальные методы для установления философских истин.

Исторический и контекстуальный анализ источников, описывающих современное состояние философии, связанных с ней наук и науки вообще, дает основание для выделения следующих предпосылок возникновения нового направления в философии.

Обширная база исторически наработанного опыта экспериментальных исследований и подходов в науке и философии. Исследования в области экспериментальной философии являются новым и перспективным направлением в философии, но они не лишены исторического прецедента. В философии эмпирические исследования применялись всегда, а экспериментальной называли философию, которая использовала эксперименты для открытия законов природы. Наблюдение и эксперимент когда-то были единственными средствами познания природы, а исследования ее до XIX в. именовались «натурфилософией», которая и создала первые предпосылки для появления и развития экспериментальной философии.

Натурфилософия античности с работами Аристотеля, Сенеки, Гиппократа, Демокрита прошла путь от попыток определения первоначал всего сущего до демаркации эмпирической науки, от наблюдений до научных обоснований, от знания факта к знанию причин этого факта. Даже в средневековой науке, которая оставляет экспериментальный метод и наблюдение, развивается аристотелевская индуктивно-дедуктивная модель научного исследования Р. Гроссетестом и Р. Бэконом, который утверждает существование опытной науки <«аепйа ехрептеПа^». Принцип эмпиризма, первенство механистической науки и вера в математическое объяснение эпохи Ренессанса, демонстрация преимущества эмпириче-

ского метода, экспериментов и индуктивного обобщения на основе точного и целенаправленного наблюдения предвосхищают натурфилософию XVII - XVIII вв. Развитие науки этого периода связано с активным накоплением экспериментальных знаний, появлением классической механики, развитием математики, астрономии, химии, географии, актуализацией проблемы метода познания в науке. Осуществлено разделение на эмпирические и теоретические науки, в основе которого - использование разных научных методов. Они включают в себя наблюдение, постановку проблемы, гипотезу, эксперимент, выводы и формулировку теории. Ф. Бэкон и Р. Декарт -наиболее известные ученые, обеспечившие перерождение науки, заложившие основы прикладной науки «scientia operativa».

Кризис рациональности европейских наук, кризис философии как всеобщего универсального метода познания и как следствие потребность в новых методологических основах дальнейшего развития науки. Положение науки и философии сегодня многие исследователи рассматривают как кризисное. Подобная характеристика, несмотря на все достижения научно-технического прогресса и индустриального роста, возникает в конце XIX в. А уже к завершению XX в. радикальный «кризис европейских наук», объявленный Э. Гуссерлем, связанный с кризисом картезианского рационализма, определил во многом ситуацию в современной науке. Идея универсальности философии как науки о разуме, универсальном по своей природе, была разрушена. Уверенность в возможностях науки и философии как всеобщем универсальном методе - дискредитирована.

Кризис науки, кризис философии как всеобщего универсального метода поиска истины создает еще одну предпосылку и задает необходимость появления нового направления, которое, возможно, предложит новые методологические основы для дальнейшего развития науки. Интересно, что в 1999 г. С. Прист, британский философ-аналитик, автор книг и научных работ по философии, логике, истории, в Послесловии к русскому изданию своей книги «Теории сознания», написанной в 1991 г. и переведенной с английского в 2000 г., названном им «Грядущая научная революция», писал о смене научных методов для решения научных проблем в ходе научной революции, если «существующие методы решения проблем перестают работать» [2, с. 277] и «не могут даже в принципе объяснить

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

изучаемый предмет» [2, с. 278]. Не упоминая экспериментальную философию, он пишет об ожидании новой науки, которая заменит философию и психологию ХХ в.

Интеграционные тенденции в науке. Изучение исторической ретроспективы философии показывает изменение статуса экспериментального знания за несколько последних столетий: до XVII в. философия была всеобъемлющим комплексом знаний, экспериментальное и математическое естествознание не выделялось в систему отдельных дисциплин, и вопрос экспериментального метода зарождался в недрах самой философии. Роль прежней экспериментальной философии - разграничение - проявление границы между естественными науками и философией. Новая экспериментальная философия XXI в. границу не устанавливает, а размывает, способствуя междисциплинарному синтезу наук, выполняет интегрирующую роль. Хотя философы традиционно считают свои исследования неразрывными в области естественных и социальных наук, разделение между философским и эмпирическим исследованием - относительно недавнее явление.

Актуальность междисциплинарных исследований, в том числе когнитивных наук. Большой интерес к ним появляется во второй половине XX в. Тенденция усиления «обмена парадиг-мальными установками между различными естественнонаучными дисциплинами и социально-гуманитарными науками... приводит к изменению видения предмета конкретной науки, развитию ее понятий, к формированию общенаучных принципов и концептуальных средств, усилению тенденций к интеграции научного знания» [3, 4]. Использование природы, механизмов функционирования и методологии экспериментальной философии развивает интеграционные тенденции дополнения методов и средств философии методами и средствами других научных областей, способствует коммуникации и сотрудничеству между философами и другими учеными.

Эту тенденцию также можно рассматривать как предпосылку экспериментальной философии, так как исследования в данной области являются примером актуальных сегодня междисциплинарных исследований, решающих важные для современного этапа развития философии проблемы изоляции философских сообществ от иных научных направлений, конфликта между философскими и научными методами. К середине XX в. сформировался новый междисциплинарный подход, совокупность так называемых когнитивных

наук, «поскольку основным объектом их анализа стали познавательные процессы и механизмы, с помощью которых и обеспечивается адекватная адаптация человека к реальности» [5, с. 4].

Нейронаука, когнитивная психология, психология развития, психолингвистика и прочие дисциплины когнитивной науки стремятся раскрыть фактическое содержание человеческого познания. Они, как правило, эмпирически ориентированы, как можно более точно следуют научному методу. Теории в них не принимаются до тех пор, пока их гипотезы не будут проверены, подтверждены опытным путем, что в большинстве случаев предполагает использование научных экспериментов. То есть когнитивные науки задействуют эмпирические методы: моделирование, эксперимент и проверку. Утверждения о структуре познания, основанные на интроспективных интуитивных методах, воспринимаются в когнитивных науках с некоторыми опасениями. «Следовательно, наилучший способ понять когнитивные науки - это проверить их результаты в собственном опыте» [5, с. 4].

На современном нейросетевом этапе развития когнитивных наук познание не сводится только к нейрофизиологическим процессам, протекающим в мозге, но рассматривается как непрестанное взаимодействие организма и окружающей среды. Структура когнитивной системы включает в себя физическое тело, мозг и внешнее окружение. При этом «мышление протекает в рамках синтезированных паттернов, а не логики, и поэтому в своем действии оно всегда может выходить за пределы синтаксических или механических отношений» [6, с.152]. Интерес к когнитивным наукам также стал предпосылкой к появлению экспериментальной философии.

Специфика когнитивных наук: приоритет эмпирических методов познания, сложность объекта когнитивных наук. Они направлены на изучение познавательных процессов человека -памяти, мышления, внимания, чувств, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Эти феномены необычайно сложны для исследования, характеризуются высокой сложностью, нелинейностью, стохастично-стью, динамичностью, непредсказуемостью и создают необходимость адекватных методов исследований. «Многомерность и неоднозначность трактовки жизни обусловлены не только ее особым неповторимым индивидуальным опытом, но и спецификой применяемых теоретико-методологических средств, включающих в себя

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

теоретические реконструкции в конкретно-дисциплинарном ракурсе, дополненные историческим описанием необратимо случившегося и морально-нравственными регулятивами и оценками биомедицинского эксперимента и опыта» [7, c. 30-32]. В проблеме соотношения сознания и мозга существуют скрытые, достаточно мощные, но трудноуловимые закономерности. Изменения физиологических параметров могут быть не так важны как изменения их значений в разных ситуациях. Исследователи данной проблемы Н. Хомский, К. Мак-Гинн и другие характеризуют ее как трудную для понимания. Мы уже многое знаем о функционировании мозга, но смысловой контент, содержащийся в нем, до сих пор является для ученых «черным ящиком». Ученые, изучающие когнитивные науки, считают, что «следует возлагать надежды не на еще большее усложнение разрешающей способности техники, а на методологический и даже философский прорыв, который должен привести к возникновению новой мультидисциплинарной научной парадигмы» [8, c. 323].

Динамика методологических подходов позволяет проследить историческую преемственность экспериментальной философии и показывает, что статус экспериментального философского знания в наше время кардинально изменился, пройдя диалектический путь развития от единого философского знания античности через дезинтеграцию эмпирического и теоретического знания в XIX - ХХ вв. к интеграции - междисциплинарному синтезу наук - в XXI в. Появление современной экспериментальной философии исторически обусловлено рядом предпосылок и как философское течение, объединяющее эмпирическое и теоретическое знание в познавательной деятельности, представляется явлением не случайным, а возникшим с объективной необходимостью в создании адекватных методов исследований и теоретико-методологических средств в современной философии.

Литература

1. Alexander J. Experimental Philosophy: An Introduction. Polity. 2012. URL: https:// philpapers.org/rec/ ALEEPA-4 (дата обращения: 20.06.2020).

2. Прист С. Теории сознания / пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 288 с.

3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М. : Гардарики, 2006. 384 c.

4. Горохов В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 80-96.

5. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. М. : URSS, Ленанд, 2005. 184 c.

6. Edelman G.M., Tononi G. Consciousness: How Matter Becomes Imagination. L., 2001. 526 p.

7. Киященко Л.П. Биологос: динамика хронотопа // Филос. науки. 2009. № 1. С. 29-43.

8. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М. : Языки славянской культуры, 2013. 448 с.

References

1. Alexander J. (2012). Experimental Philosophy: An Introduction. Polity. Available at: https:// phil-papers.org/rec/ALEEPA-4 (accessed 20.06.2020).

2. Priest S. (2000). Theories of consciousness. Transl. from English by A.F. Gryaznov. Moscow, Idea-Press, Dom intellektualnoi knigi Publ., 288 p. (in Russian).

3. Stepin V. S. (2006). Philosophy of science. General problems. Moscow, Gardariki Publ., 384 p. (in Russian).

4. Gorokhov V. G. (2006). Interdisciplinary research of scientific and technological development and innovation policy. Voprosy filosofii, No. 4, pp. 80-96. (in Russian).

5. Baksansky O. E., Kucher E. N. (2005). Cognitive sciences: from knowledge to action. Moscow, URSS, Le-nand Publ., 184 p. (in Russian).

6. Edelman G. M., Tononi G. (2001). Consciousness: How Matter Becomes Imagination. London, 526 p.

7. Kiyashchenko L. P. (2009). Biologos: the dynamics of the chronotope. Filos. nauki, No. 1, рр. 29-43. (in Russian).

8. Chernigovskaya T. V. (2013). Cheshire smile of the Schrodinger cat: language and consciousness. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul'tury Publ., 448 p. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 22 июня 2020 г. / June 22, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.