Научная статья на тему 'Предпосылки становления музыкально-педагогической школы Синодального училища'

Предпосылки становления музыкально-педагогической школы Синодального училища Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА СИНОДАЛЬНОГО УЧИЛИЩА / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / MUSIC PEDAGOGY / MOSCOW SYNODAL SCHOOL / CHURCH SINGING / OLD RUSSIAN MUSIC / SPIRITUAL ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стрельцова А. С.

В статье исследованы актуальные проблемы взаимосвязи музыкального образования и духовно-нравственного просвещения народа, а также обращение к историческим истокам древнерусской музыки в целях ее музыкально-педагогического возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the conditions for the development of church music in Russia on the example of the Moscow Synodal School. Urgent problems of musical education and spiritual and ethical enlightenment (which are viewed as interrelated) are discussed. Historical origins of Old Russian music are viewed as a source of musical and educational revival.

Текст научной работы на тему «Предпосылки становления музыкально-педагогической школы Синодального училища»

г

История образования и педагогической мысли

А.С. Стрельцова

Предпосылки становления музыкальнопедагогической школы Синодального училища

В статье исследованы актуальные проблемы взаимосвязи музыкального образования и духовно-нравственного просвещения народа, а также обращение к историческим истокам древнерусской музыки в целях ее музыкально-педагогического возрождения.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкально-педагогическая школа Синодального училища, церковное пение, древнерусская музыка, духовно-нравственное просвещение.

1880-90-е гг. XIX в. ознаменовались резкой сменой «координат» в развитии культуры России. Началась эпоха «серебряного века». Новые художественные направления, возникшие в поэзии - символизм, акмеизм, футуризм; живописи - кубизм, абстракционизм, примитивизм; театре, музыке - кубофутуризм, неоромантизм, символизм, описаны достаточно подробно. Однако музыкально-педагогические явления в культуре этой эпохи проанализированы не полно. Мы имеем в виду такой духовный и культурный феномен музыкальной педагогики, как школа Синодального училища.

В данной статье мы попытались осветить проблему предпосылок становления указанной педагогической школы, к которым относятся осознание необходимости реформирования церковного пения; обращение к историческим истокам древнерусской музыки в целях ее музыкального и музыкально-педагогического возрождения; создание научно-педагогических трудов, связанных с анализом и трактовкой одноголосных распевов; воспитательная направленность деятельности школы, сочетающая

История образования и педагогической мысли

задачи богословской практики и широкого музыкального просвещения в условиях концертного исполнительства. Кроме того, мы попытались очистить фальсификационные измышления вокруг крупных деятелей русской культуры, которые имели непосредственное отношение к реформе русского церковного пения. В связи с этим обратимся как к ранее опубликованным источникам, так и новым, полученным в результате исследовательской работы.

Вопрос реформирования церковной хоровой школы решался на протяжении второй половины XIX в. на уровне Императора Александра III (1845-1894) и Обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева (1827-1907). Совместно с музыкальной элитой России правительство надеялось поднять церковное пение на уровень высокого искусства, способного духовно и нравственно преображать народ. Особые надежды возлагались на Придворную певческую капеллу1, куда в 1883 г. были приглашены выдающиеся композиторы - М.А. Балакирев (на должность управляющего) и Н.А. Римский-Корсаков (на должность помощника управляющего). Но через несколько лет стало ясно, что в Капелле сумели очень высоко поставить музыкально-теоретическое и инструментальное образование, в то время как церковно-певческое искусство стало клониться к упадку. Причиной, по-видимому, было отсутствие единых представлений о путях развития педагогической школы. В результате полемики между М.А. Балакиревым и К.П. Победоносцевым были сформулированы задачи, ориентированные на преобразование училища при Синодальном хоре. К.П. Победоносцев предполагал сделать следующее: 1) восстановить традиционные распевы в их точном виде; 2) обработать многоголосные распевы в духе церковных преданий и освободить гармонизации от «итальянского» стиля; 3) привлечь в церковно-певческую область знатоков музыкальной древности; 4) издать полезные руководства по церковному пению; 5) распространить в дешевых изданиях переложения древнецерковных мелодий; 6) начать пропаганду церковных песнопений публично «для развития в народе вкуса к художественному исполнению строгого стиля» [цит. по: 3, т. 2, кн. 1, с. 868].

1 Придворная певческая капелла ведет свою историю с 1479 г., когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России. В 1701 г. хор был переименован в Придворный, а 16 (27) мая 1703 г. принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 г. Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

Данную программу К.П. Победоносцев составил не только для реформирования Школы Синодального училища, но в первую очередь для преобразования всего церковно-певческого дела в России.

8 июня 1886 г. Александр III подписал подготовленный Победоносцевым указ «О преобразовании управления Московским Синодальным певческим хором, училищем при нем и синодальным недвижимым имуществом в Москве и ее окрестностях» [3, т. 2, кн. 1, с. 868]. Главной идеей в создании церковно-певческого заведения нового типа являлось сохранение и развитие старинных церковно-певческих традиций, а также подготовка образованных регентов и учителей церковного пения. Для осуществления этой программы еще в декабре 1885 г. в Петербурге состоялось совещание министра народного просвещения И.Д. Деляно-ва, обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева и известного казанского учителя музыки С.В. Смоленского. Здесь С.В. Смоленскому впервые предложили стать директором Синодального хора.

Личность С.В. Смоленского была известна в истории русской музыкальной культуры еще задолго до этого события. Европейски образованный человек, талантливый педагог, ученый-медиевист, он очень много сделал для совершенствования системы подготовки регентов и учителей пения, работая в казанской учительской семинарии. Его деятельность привлекала внимание многих известных людей того времени - С. А. Рачинского, К.П. Победоносцева, протоиерея Д.В. Разумовского и др.

Позднее, в 1887 г., С.В. Смоленский вместе с С.А. Рачинским составили программу по изучению старинного знаменного пения. Обсуждая данную тему, они пришли к выводу, что необходимо создать учебный центр для учителей и учеников, способный повлиять на развитие церковно-певческого образования. Для осуществления этой идеи при Синодальном училище бы организован Наблюдательный совет, который в первое время возглавлял П.И. Чайковский. Наблюдательный Совет должен был влиять на правильное развитие Синодального училища и хора, а также способствовать распространению и научному анализу древнерусского церковного пения, его памятников. Позднее Наблюдательный совет стал главным цензорским учреждением в России, анализирующим духовномузыкальные сочинения современных композиторов для разрешения их исполнения в храмах.

Насколько глубоко и серьезно П. И. Чайковский относился к задаче восстановления национальных основ церковной музыки, говорит его письмо по поводу назначения регента Синодального хора в 1886 г.: « Мы переживаем чрезвычайно важную эпоху в деле русской церковной музыки. <.. .>

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

Навязанный русской церкви чуждый ей стиль до такой степени прочно водворился в ней <. >, что лица, интересующиеся этим делом, восстают против даже самых скромных попыток возвратить нашей церкви тот строй богослужебного пения, который искони составлял драгоценнейшее достояние ее <...>. Но обстоятельства изменились. В настоящее время сам государь император горячо сочувствует делу возрождения, когда русским композиторам уже не возбраняется посвящать свои способности и усердие родной церкви.» [3, т. 2, кн. 2, с. 870].

Во второй половине 1880-х гг. по личной инициативе Александра III началось возрождение истинно русского духа и возвращение к национальным устоям жизни. Эта общая идея духовно-нравственного обновления Руси коснулась и церковной музыки, что выразилось в отрицательном отношении к чуждому русской церкви итальянско-католическому стилю, возникшему еще в период расцвета «русской европейскости» XVIII в. Синодальный хор, управляемый учеником П.И. Чайковского регентом В.С. Орловым (1857-1907), своевременно примкнул к этому движению и сыграл важную роль в деле возрождения русской духовной музыки и возвращения ее к установленным и освященным православной церковью художественным основам. Участие хора в становлении нового направления церковной музыки выражалось самыми разными способами.

Прежде всего, хор перестал вести прежнюю изолированную жизнь и чуждаться связей с художественным миром; таким образом, он резко выделился из среды многочисленных певческих цехов Москвы, с которыми в былые времена имел почти все общее. «Чайковский с компанией профессоров консерватории частенько заглядывал на спевки Синодального хора и здесь практически знакомился с характером дорогой для него богослужебной музыки в толковании, какое давал ей его ученик г-н Орлов. <...>. Верный завету Чайковского “быть на высоте современных требований в области церковного пения”, г-н Орлов, дисциплинировав хор, широко раскрыл его двери даже для заграничных знатоков и авторитетов музыкального мира. Венская знаменитость Ганс Рихтер, Видор, Музыческу и другие, слушая пение хора во время его спевок, трогались иногда до слез (как Рихтер) православными мелодиями и напевами в том толковании, какое им давалось синодальными певцами» [Там же, с. 87].

В конце XIX в. многие важные события государственной и церковной жизни России по традиции проходили в Успенском соборе Московского Кремля с участием Синодального хора. Ежегодные празднования «царских» дней, например, тезоименитство императора и императрицы, Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы

Федоровны, церемонии встреч восточных Патриархов, а также во время коронационных празднеств, в присутствии представителей иностранных дворов, - везде Синодальный хор блестяще раскрывал особенности русской богослужебной музыки в ее древней традиции. В конце XIX - начале XX вв. многие европейские музыкальные авторитеты, посещающие Москву, слушали Синодальный хор или на репетициях, или в концертах, или во время богослужений в Успенском соборе. Такая активная деятельность хора не только поднимала честь и достоинство русской музыки, иллюстрируя своим исполнением «драгоценнейшее достояние» (П.И. Чайковский) нашей церкви, но и побуждала хор и его руководителей с большей ответственностью относиться к своим задачам и открывать в церковных произведениях различные смыслы, способные остановить на себе внимание многих слушателей из разных сословий.

Сказанное не означает, что хор Синодального училища был ограничен исполнением только русской музыки. Пополняя свой учебный и концертный репертуар произведениями европейских классиков, такими как мессы Баха, Бетховена и Палестрины, «Реквием» Моцарта, Синодальный хор давал возможность специалистам сравнить характерные черты като-лическо-протестантской богослужебной музыки с православно-русским храмовым пением, а также показывал пути развития русской духовной музыки.

В 1889 г. на должность директора Синодального училища был назначен С.В. Смоленский (1848-1909). Он глубоко верил, «что русская церковная музыка дождется своего “Глинки”, который укажет новый путь, могущий привести к торжеству русских начал» [3, с. 83-84]. Его цель - не перевернуть музыкальное сознание россиян, а «восстановить церковное отношение к певческому делу, что могло расположить сердца молящихся в храме к его замыслам. Это подразумевало сугубую сосредоточенность в служении не только церковному искусству, но и церковному таинству вообще; давало осмысленное звуковое выражение всего исполняемого, что Степан Васильевич слышал в древнерусских распевах» [1].

С первых лет совместной работы в училище, благодаря доверительной и творческой атмосфере, становилось ясно, что важное зерно в церковном пении - это «знаменный распев». «Новую старину» необходимо было вводить постепенно, осторожно, поскольку традиция интонирования знамен долгое время была утрачена. С.В. Смоленский внимательно изучал среду прихожан Успенского собора Московского Кремля и их церковно-певческие вкусы, пытаясь найти компромиссы между привычным репертуаром и «новым церковным словом». Он писал: «.ранее, чем началась собственно выучка Синодального хора, его техническое

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

развитие, было начато ослабление в программах всякой итальянщины, безусловное удаление всякой дряни из репертуара воскресных и будничных служб и внедрение в эти программы сочинения., в которых мы подчеркивали тонко и осторожно русские мелодии» [3, т. 1, с. 157].

Предтечами нового направления в русской духовной музыке представители отечественного музыкознания считают П.И. Чайковского и Н. А. Римский-Корсакова (их духовные произведения появились в кон-це1870-х - начале 1880-х гг.), но основоположником «новой московской школы» является А. Д. Кастальский, воплотивший в творчестве идею духовного единства народной песни и церковного распева. «Друг Кастальского, талантливый дирижер Синодального хора В.С. Орлов, позже - его преемник Н.В. Данилин, в руки которых в первую очередь попадали новые работы, столь ярко интерпретировали их в церкви и на эстраде, что современники нередко считали: секрет успеха сочинений не столько в них самих, сколько в исполнении Синодального хора. в известном смысле оно действительно неотделимо от исполнителей: хор и мастер составляют единый творческий феномен, восходящий к одному истоку - вековым традициям московской церковности» [Там же, с. 221]. Данный факт подтверждает священник и композитор М. А. Лисицын, посетивший в 1906 г. Москву: «Что такое Синодальный хор? Он прямое музыкальное воплощение Москвы и Московского Успенского собора. Он вырос из пения “попов” Успенского собора и представляет его культурное продолжение. <. > Манера пения Синодального хора имеет корень тут. Творчество его корифея А. Д. Кастальского развилось из этого зерна. <.> Манера гармонизации у Кастальского подголосочная; безалаберность, по местам, московская, как в живописной орнаментике Василия Блаженного. Точно снопы искр мечутся у него иногда звуки безалаберно, во все стороны, но в этом есть своя красота, свое единство» [цит. по: 3, т. 1, с. 221].

Позднее об этом писал и композитор А.Т. Гречанинов в своей автобиографической книге «Моя жизнь», изданной в 1954 г. в Нью-Йорке: «. Новый стиль, в котором я и одновременно со мной А.Д. Кастальский и П.Г. Чесноков начали писать свои духовные сочинения, любителями и “ценителями” православного церковного пения долго не признавался. Привыкшие слышать в церкви хорошо, если Бортнянского, которого Глинка называл Сахаром Медовичем, но гораздо хуже - Веделей, Сарти и прочих немцев и итальянцев, “ценители” совершенно испортили себе вкус. <.> .Для православного церковного пения, чтобы оно было истинно русским, нужно вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему как своему близкому, родному .» [2].

Таким образом, новая музыкально-педагогическая школа Синодального училища запечатлела наиболее характерные черты своего времени: полемичность русской музыкальной культуры, стремление к музыкальному просвещению народа и его духовному национальному самосознанию.

Библиографический список

1. Варакин М.А. Особенности певческой школы Синодального хора в контексте русской культуры конца XIX - начала XX века: Дис. ... канд. культур. наук. М., 2005.

2. Гречанинов А. Г. Моя жизнь. Нью-Йорк, 1954.

3. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. М., 1998. Т. 2. Кн. 1. М., 2002. Т. 2. Кн. 2. М., 2004.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.