Научная статья на тему 'Предпосылки становления мобильного специалиста в учреждениях среднего профессионального образования'

Предпосылки становления мобильного специалиста в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ МОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF MOBILE PROFESSIONALS IN SECONDARY EDUCATION / MOBILITY AS A GUIDING PRINCIPLE OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF THE RESEARCH / PRECONDITIONS OF NECESSITY TO PREPARE MOBILE PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т.А.

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной мобильности, противоречия на концептуальном уровне, а также на уровнях определения цели подготовки специалиста, организации и обеспечения подготовки. Определен объект, предмет и цель исследования, сформулированы группы предпосылок формирования профессиональной мобильности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITE FOR THE DEVELOPMENT OF MOBILE PROFESSIONALS IN SECONDARY VOCATIONAL COLLEGES

The article deals with the problems of increasing professional mobility, the contradictions at the conceptual and at different levels of a specified purpose of specialist training, organization and training. An object, the item and purpose of the study, groupsof prerequisites for the formation of professional mobility of graduates are defined.

Текст научной работы на тему «Предпосылки становления мобильного специалиста в учреждениях среднего профессионального образования»

2. Иванов, А. И. Разработка управленческого решения [Текст] / А. И. Иванов, А. В. Малявина. — М. : НОУ МАЭП ; ИИК «Калита», 2000.

3. Трахтенгерц, Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений [Текст] / Э. А. Трахтен-герц. — М. : СИНТЕГ, 1998.

4. Матюшин, В. А. Информатизация процессного подхода в менеджменте качества [Текст] / В. А. Матюшин. — Киев : МЦ «Прирост», 2001. — 32 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для сотрудников пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М. : Издат. центр «Академия», 2003. — 224 с.

УДК 377 Т. А. Петрова, руководитель практического

обучения и трудоустройства Челябинского колледжа промышленной автоматики, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: petrova-ta55@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной мобильности, противоречия на концептуальном уровне, а также на уровнях определения цели подготовки специалиста, организации и обеспечения подготовки. Определен объект, предмет и цель исследования, сформулированы группы предпосылок формирования профессиональной мобильности выпускника.

Ключевые слова: проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов в системе средних учебных заведений, мобильность как ведущий принцип современного профессионального образования, теоретико-методологическая основа исследования, предпосылки необходимости подготовки мобильных специалистов.

В системе образования до недавнего времени были актуальными формы и методы обучения, ориентированные на овладение системой готового знания. В настоящее время все чаще в качестве целей подготовки выступают деятельность, способность к ее вариативности, личностные качества, определяющие не столько узкопрофессиональные характеристики специалиста, сколько уровень его культуры, интеллектуальное развитие.

Бурные темпы развития современного общества, его динамизм и изменчивость делают необходимой подготовку технических специалистов с «двойным опережением». Сегодня необходимо вести речь о создании принципиально новой, неразрывно связанной с интегративными процессами концептуальной модели образования с качественно новой структурой, новыми системообразующими факторами.

Проблемы повышения как горизонтальной (географической), так и вертикальной (профессиональной) мобильности выпускников достаточно актуальны для современной России. Чтобы в полной мере использовать потенциал

специалистов, необходимо повышать их профессиональную мобильность. Стране нужны специалисты, умеющие и желающие учиться и адаптироваться к новым условиям.

Современный мир очень динамичен, возникают новые сферы деятельности, на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому современному специалисту необходимо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. Существенный вклад в рост профессиональной мобильности специалиста может внести изменяющая система образования России.

Исследование проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов в системе средних учебных заведений позволило выявить ряд противоречий:

1) на концептуальном уровне: - между двумя подходами к профессиональному образованию как к сфере непрерывного

профессионального саморазвития специалиста: знаниево-ориентированным и личностно-ори-ентированным;

- между осознанием необходимости усиления фундаментальной подготовки и доминирующей узкоспециальной направленностью подготовки специалистов;

- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории подготовки специалистов, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, и недостаточной разработанностью концептуальных основ подготовки специалиста, способного к профессиональной мобильности в ситуации неопределенности;

2) на уровне определения цели подготовки специалиста:

- между объективной потребностью общества в человеке, способном выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях, и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной в основном на формирование функциональной готовности к определенной деятельности;

- между социальным заказом на подготовку мобильного специалиста технического профиля и невозможностью его полноценного выполнения в условиях действующей узкопредметной направленности образовательной системы в учреждениях среднего профессионального образования;

- между потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами формирования будущего специалиста технического профиля в учреждениях СПО;

- между необходимостью специальной подготовки профессионально мобильного специалиста и отсутствием концептуальной модели обучения и развития студентов, разработанной в контексте современного среднего профессионального образования и ориентированной на развитие у студентов навыков самопознания, самоорганизации;

3) на уровне организации и обеспечения подготовки:

- между применяемыми академическими методами и технологиями практической профессиональной подготовки и потребностью в использовании жизненного опыта обучающихся в процессе данной подготовки;

- между опережающим характером профессиональной подготовки и традиционным построением содержания образования;

- между потенциальными возможностями современного профессионального образования, направленного на развитие необходимых компетенций как составляющих профессиональной мобильности специалиста, и реальным преобладанием традиционных форм организации подготовки;

- между постоянно меняющимися требованиями рынка труда и отсутствием гибкости в системе подготовки;

- между потребностью в организации пространства, способствующего формированию мобильности студента, и неразработанностью методического материала, обеспечивающего этот процесс.

Осмысление выявленных противоречий обусловило актуальность выбранной темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: какими должны быть профессиональное образование и подготовка специалистов, чтобы они были готовы к формированию профессиональной мобильности с учетом того, что в области среднего профессионального образования возникла новая ситуация, характеризуемая изменением отношений между сферами образования и труда.

Сформировать и развить свойство мобильности в образовательном процессе технического образовательного учреждения возможно, если этот процесс сам отвечает требованиям мобильности и предоставляет будущему молодому специалисту возможность проявлять данное качество. Это означает, что мобильность должна стать одним из ведущих принципов современного профессионального образования, характеризующегося фундаментальностью, научностью, систематичностью, профессионально-предметной направленностью.

Мобильность образовательного процесса является способом преодоления сущностного противоречия между тенденцией к устойчивости, неизменности, законченности содержания образования и новыми задачами и требованиями его инновационного изменения, встраивания его в современную быстро меняющуюся жизнь, социокультурную и производственную ситуацию [1].

Если рассматривать профессиональную мобильность как актуальную цель подготовки специалистов в системе СПО, то для ее реализации следует изменить содержание образования не только в направлении его более глубокой фун-даментализации, гуманитаризации, но и меж-дисциплинарности, опережения, открытости, пластичности (гибкости) и компетентностно-

го представления; изменить также технологии практической профессиональной подготовки в направлении их индивидуализации и поддержки самостоятельной деятельности, событийности и развитии профессионально важных качеств, индивидуальных траекторий движения специалиста в мире профессии; изменить критерии оценки результатов подготовки путем включения в их систему мобильности профессионально-личностного свойства будущего специалиста.

Наши исследования позволяют утверждать, что процесс профессиональной подготовки мобильных специалистов технического профиля будет качественным при условии разработки и реализации в образовательном пространстве учреждения СПО системы формирования профессионально мобильного специалиста, включающей следующие компоненты: концептуальный (определение понятий профессионально мобильного специалиста и системы его подготовки), теоретико-методологический (совокупность принципов и подходов к разработке системы подготовки), содержательный (перечень компонентов и блоков подготовки), технологический (совокупность образовательных технологий, обеспечивающих реализацию этого содержания) и диагностический (совокупность диагностических средств и ситуаций их применения).

Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения методологии педагогики и методики исследования (М. Н. Алексеев, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. Б. Краевский, А. М. Новиков); современная теория информационного общества (Д. Белл, В. Л. Ваграменко, Г. И. Иконников, К. К. Ко-лин, М. Л. Лапчик, Н. Л. Петрова, Е. С. Полат,

A. Тоффлер); исследования глобальных процессов в образовании (В. И. Байденко, А. Б. Бирюков,

B. П. Борисенков, Л. С. Гребнев, В. М. Даниль-ченко, О. А. Замулин, Б. Г. Капустин, Д. Л. Кон-стантиновский, А. Л. Лиферов, Н. Б. Покровкий, В. Б. Радаев и др.); современные концепции гуманитаризации и гуманизации образования (Н. Д. Никандров, Ю. Б. Сенько, В. А. Сластенин, Е. Б. Шиянов); теория компетентностного подхода (В. Л. Байденко, И. А. Зимняя, Н. Б. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Ю. Т. Татур, А. В. Хуторской); отечественные и зарубежные концепции мобильности (П. М. Блац, М. Вебер,

A. Л. Гераськова, Д. Голдторп, О. Д. Дункан, Э. Дюркгейм, Т. И. Заславская, Л. Б. Кансузян, Ю. Л. Карпова, С. Э. Крапивенский, С. Л. Макеев,

B. Т. Подмаркова, Р. Б. Рывкина, П. А. Сорокин, У. Х. Сьюэл, Р. М. Хаузер, М. Б. Черныш,

М. Шелер, А. Шюц); исследования профессиональной мобильности (Л. Амирова, 3. Багишев, О. М. Дудина, Ю. И. Калиновский, М. Л. Ратни-кова, Н. Ф. Хорошко и др.); теория опережаюше-го образования (В. И. Байденко, Б. М. Бим-Бад, Е. Б. Бондаревская, П. Н. Новиков, Н. Л. Селезнева).

При рассмотрении проблемы мы пользовались системным (В. Т. Афанасьев, В. П. Бес-палько, Б. С. Гершунский, Ю. А. Конаржевский, Ф. Ф. Королев, Н. Б. Кузьмина, Г. Н. Сериков, А. Н. Уемов, Э. Г. Юдин), синергетическим (В. Т. Волов, Д. Ф. Китаев, Е. Л. Князева, С. П. Курдюмов, И. Р. Пригожий, Н. Ф. Таланчук), личностно-деятельностным (И. А. Зимняя), событийным (Н. И. Ашмарин, И. В. Кондаков, А. И. Пигалев, В. М. Розин, Э. В. Сайко) подходами.

Происходящие в современном мире процессы глобализации, интеграции, модернизации, развития, которые становятся источниками возрастающих требований к качеству подготовки специалистов, делают проблему мобильности еще более актуальной, выдвигая новые требования к профессионализму выпускника. Это стремительность и инновационность жизни и деятельности; усиление зависимости карьеры специалиста от его образования; увеличение скорости старения знаний; рост зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; непрерывные изменения на рынке труда; динамика развития рынка профессий; постоянная смена статуса многих профессий; развитие экономики и общества знаний.

Таким образом, необходимость подготовки профессионально мобильного специалиста технической сферы обусловлена предпосылками, связанными со следующими факторами:

1) с процессом смены парадигм образования, формированием новой концепции образования, соответствующей потребностям личности и динамично развивающегося общества в условиях внедрения новых технологий обучения и воспитания;

2) с особенностями развития информационного общества (увеличением объема производимой информации и информационного потребления, развитием новых информационных технологий и т. д.);

3) с интеграционными процессами, развитием системы непрерывного образования, преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции, и т. д.;

4) с проблемами качества образования: повышением требований к уровню профессионализма преподавателей; изменением ожиданий, возлагаемых на образование; расширением образовательных возможностей личности и т. д. [2].

Профессиональная мобильность имеет междисциплинарное содержание и раскрывается в контексте личностно-деятельностного, сис-темно-синергетического, событийного и компе-тентностного подходов.

Методологический анализ привел к выделению трех взаимосвязанных сущностей профессиональной мобильности, которая определяется как:

- качество личности, обеспечивающее внутренний механизм ее развития;

- деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом

Библиографический список

которой выступает самореализация личности в профессии и жизни;

- процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

В этой связи профессиональную мобильность следует изучать на уровне личностных качеств (адаптивность, коммуникативность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальное развитие, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность); на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, прогнозирование, целеполагание, гибкость, пластичность); на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды.

1. Горюнова, Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста [Текст] / Л. В. Горюнова // Вестник Ростовского государственного педагогического университета. — 2009. — № 35.

2. Кочеткова, А. С. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) [Текст] / А. С. Кочеткова // Alma mater : Вестник высшей школы. — 2004. — № 11. — С. 17-21.

3. Леонтьев, А. Н. Избранные педагогические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — С. 33.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 720 с.

5. Соколова, М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Л. Соколова. — Архангельск, 2001. — 202 с.

УДК 378 И. И. Секерина, аспирант Челябинской госу-

дарственной агроинженерной академии (ЧГАА), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены основные особенности подготовки бакалавров профессионального обучения в вузе к организации учебно-профессиональной деятельности. Раскрываются понятия учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, дается характеристика данных видов деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, организация учебно-профессиональной деятельности.

Современная тенденция развития професси- ленное знание дисциплин и правильное выпол-онально-педагогического образования связана нение заданий, но и на качественное преобразо-с ориентацией выпускников не просто на углуб- вание учебно-профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.