Научная статья на тему 'Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль'

Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1569
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / PRIVATE SECTOR OF SOCIAL SERVICES PROVISION / КОНКУРЕНТНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН / COMPETITIVE SYSTEM OF SOCIAL SERVICES FOR CITIZENS / ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаева Анна Александровна

В статье осуществляется краткий анализ состояния системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации на сегодняшний день, автором обозначены основные проблемы действующей системы предоставления социальных услуг. В статье указывается на основные нормативные предпосылки, предоставившие возможность выхода негосударственных организаций социального обслуживания на рынок социальных услуг, определяется ряд положительных аспектов деятельности негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг, чем обосновывается необходимость его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бугаева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль»

Список литературы / References

1. Данилова Н.А., Прокофьева Н.В. // Учебное пособие «Расследование злоупотребления должностными полномочиями, совершенного сотрудником правоохранительного органа» Сборник информационно-методических документов Следственного комитета Российской Федерации / Под ред. А.П. Короткова. М., 2013. С. 208.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»; Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 № 439-О «По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 54-О «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «АристаЛюКС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7, 75 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 9. Ст. 1011.

4. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года и одобренная, вместе с Приложением IV, Генеральной конференцией со вступлением в силу 07.02.1949 // Справочно-правовая система «Гарант».

7. Венская конвенция о дипломатических сношениях, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964 года № 2208-VI // Справочно-правовая система «Гарант».

8. Венская конвенция о консульских сношениях (Вместе с «факультативным протоколом о приобретении гражданства, «факультативным протоколом о разрешении споров») (Заключена в г. Вене 24.04.1963) // Справочно-правовая система «Гарант».

9. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года и одобренная, вместе с Приложением IV, Генеральной конференцией со вступлением в силу 07.02.1949 // Справочно-правовая система «Гарант».

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ЕГО РОЛЬ Бугаева А.А.

Бугаева Анна Александровна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье осуществляется краткий анализ состояния системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации на сегодняшний день, автором обозначены основные проблемы действующей системы предоставления социальных услуг. В статье указывается на основные нормативные предпосылки, предоставившие возможность выхода негосударственных организаций социального обслуживания на рынок социальных услуг, определяется ряд положительных аспектов деятельности негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг, чем обосновывается необходимость его развития. Ключевые слова: социальные услуги, негосударственный сектор предоставления социальных услуг, конкурентная система социального обслуживания граждан, поставщик социальных услуг.

PREREQUISITES FOR THE CREATION AND DEVELOPMENT OF THE PRIVATE SECTOR OF SOCIAL SERVICES PROVISION

AND ITS ROLE Bugaeva A.A.

Bugaeva Anna Aleksandrovna - Master Student, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT,

NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.V. LOMONOSOV, ARKHANGELSK

Abstract: a briefanalysis of the condition of the social services system for citizens in the Russian Federation these days is given in the article; some main problems of the current social services .system are denoted. In the article main regulatory background is stated which gives opportunities to nongovernmental organizations of social services to leave for the market of social services. Some positive aspects of social services work in the private sector that proves the needfor its development are determined in the article. Keywords: social services, private sector of social services provision, competitive system of social services for citizens.

УДК 351

Необходимым условием устойчивого развития современного общества является социализация экономических систем, подчинение экономических функций государства социальной целесообразности. Доминирование социальной направленности находит свое отражение и в статье 7 Конституции Российской Федерации, где Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ученые определяют проведение социальной политики как государственную обязанность. В.Д. Зорькин отмечает: «Социальная политика, основанная на принципе социального государства, -это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости» [4].

Современное общество признает, что в условиях существующего кризиса решить социальные проблемы исключительно силами государства невозможно. В условиях наметившегося мироустройства необходимо активное участие общества, в частности наиболее активных и неравнодушных его представителей - социальных предпринимателей. И в последние годы в передовых странах наметилась тенденция, связанная с привлечением негосударственного сектора для оказания услуг в социальной сфере [5, с. 78].

В условиях текущей социально-экономической ситуации особое внимание отводится социальным услугам.

На сегодняшний день система предоставления социальных услуг в Российской Федерации характеризуется низким качеством оказываемых услуг, медлительностью при внедрении инноваций и расширении спектра оказываемых услуг, неэффективностью расходования бюджетных средств. Государственная монополия на оказание социальных услуг отрицательно влияет на развитие полноценного рынка социальных услуг, не способствует повышению их качества и доступности. Так, с одной стороны, негосударственные организации сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь выйти на конкурентный рынок социальных услуг, в числе которых отсутствие единой стратегии и необходимых законодательных механизмов взаимодействия государства с негосударственным сектором в сфере оказания социальных услуг. С другой стороны, государство содержит обширную бюджетную сеть социальных служб, эффективность деятельности которой на сегодняшний день не слишком высока.

Среди проблем, сопутствующих данному процессу, можно обозначить большое разнообразие и растущие запросы обслуживаемых категорий населения, неразвитость государственной сети учреждений социального обслуживания, недостаток высококвалифицированного персонала, неудовлетворительное социально-экономическое положение работников социальных служб, консервативность в вопросах внедрения инноваций в работу социальных служб и взаимодействия с научно-исследовательскими организациями, отсутствие должной оценки работы данных учреждений и т.д. [6, с. 56].

В то же время, необходимо отметить, что органы государственной власти уже давно обратили свое внимание на потенциал частного сектора в сфере предоставления социальных услуг, о чем свидетельствует тот факт, что в качестве одного из приоритетных направлений развития долгосрочной политики социальной поддержки населения Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, определяет развитие сектора некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:

- обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности некоммерческих организаций;

- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и местного самоуправления программ в области поддержки развития некоммерческих организаций;

- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) [2].

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 году на тот момент Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул необходимость активнее подключать к оказанию социальных услуг некоммерческие организации. Он отметил, что они зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем органы государственной власти, и предположил, что их участие поможет сделать социальные услуги более предметными и адресными, что снизит уровень коррупции в государственном аппарате.

Следующим важным шагом на этапе формирования негосударственного сектора предоставления социальных услуг стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Указанный Федеральный закон закрепил в системе социального обслуживания граждан в качестве поставщиков социальных услуг наряду с организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти и в ведении субъекта Российской Федерации, также негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания, в свою очередь было обозначено в качестве полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан [1].

8 июня 2016 года Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1144-р утвердило план мероприятий («дорожную карту) «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», призванную способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения доступности и качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов.

Важно, что исполнителями отдельных мероприятий помимо федеральных органов исполнительной власти являются также субъекты Российской Федерации, а отдельными контрольными показателями выполнения указанной дорожной карты являются следующие:

а) количество субъектов Российской Федерации, в которых в течение года заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе в сфере социального обслуживания;

б) количество субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

в) удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных (негосударственных) формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности [3].

Таким образом, повышение роли негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг должно являться одной из приоритетных задач государственной социальной политики в Российской Федерации.

Мировая практика показывает, что негосударственные организации в социальной сфере часто оказываются эффективнее государственных структур. Оба сектора в значительной части оказывают услуги коллективного характера и ориентированы на реализацию тех или иных целей. Однако государство может предоставить только тот набор и объем услуг, которые готово поддерживать и оплачивать за счет средств бюджета. В этой связи оно вынуждено ориентироваться на стандартные, усредненные потребности и не в состоянии оперативно реагировать на быстро меняющийся потребительский спрос.

Негосударственный сектор, напротив, является эффективным исполнителем социальных услуг. Его отличительной особенностью является способность оперативно реагировать на

потребности граждан и возникающие социальные проблемы и низкие административные издержки. Кроме того, местоположение негосударственных организаций является большим преимуществом: как правило, организация создается в месте непосредственного потребления услуг. Это в совокупности гарантирует повышение качества и количества предоставляемых услуг, обеспечение их доступности.

Источником социальных инноваций являются также негосударственные поставщики социальных услуг. Именно на их деятельности были впервые апробированы современные методы социальной работы, а также многие управленческие, образовательные и информационные технологии, ставшие впоследствии частью государственной и муниципальной политики [7, с. 33].

Кроме того, по мнению ряда авторов важным является тот факт, что деятельность негосударственных организаций вносит в социальную сферу элементы конкуренции, тем самым повышая эффективность функционирования рынка социальных услуг. Это, в свою очередь, означает, что на выполнение прежних социальных функций потребуется меньшее количество финансовых ресурсов, а значит, появится возможность инвестировать в обеспечение социального роста в будущем большее количество средств [7, с. 35].

Следует также отметить, что вхождение негосударственного сектора в систему социального обслуживания граждан посредством передачи части социальных функций государства негосударственным поставщикам социальных услуг будет способствовать снижению нагрузки и оптимизации расходов государственного бюджета [5, с. 81]. И здесь центральным вопросом является разработка модели и направлений организационно-экономического взаимодействия органов государственной власти и негосударственных организаций.

В этой связи возникает необходимость формирования системы управления развитием негосударственных поставщиков социальных услуг, перед которой будут стоять в том числе следующие задачи:

совершенствование правовых и организационных основ предоставления социальных услуг негосударственными поставщиками социальных услуг;

финансовое, информационное, методическое и иное обеспечение негосударственных поставщиков социальных услуг;

развитие кадрового потенциала для сферы социальных услуг, предоставляемых негосударственными поставщиками социальных услуг;

организация эффективного взаимодействия участников рынка социальных услуг (государственного и негосударственного сектора);

улучшение осведомленности потенциальных потребителей, общественности, спонсоров о деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг [6, с. 58].

С учетом изложенного необходимо отметить, что развитие негосударственного сектора социальных услуг имеет существенный потенциал и благоприятные перспективы развития в Российской Федерации.

Список литературы / References

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ // Российская газета, 2013. № 295. 30 декабря.

2. О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 2008. № 47. 24 ноября.

3. План мероприятий («дорожная карта) «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 1144-р // Собрание законодательства РФ, 2016. № 26. 2.

4. Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия, 2009. № 2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Сурова Н.Ю. Социальное проектирование развития негосударственного сектора в социальной сфере в контексте управления интеграционными процессами в образовании // Вестник академии, 2016. № 3. С. 77-82.

6. Шейкин Ю.В. Формирование негосударственного сектора социальных услуг населению, особенности и основные направления развития // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2010. № 9. С. 56-60.

7. Шибаева М.В. Совершенствование системы управления развитием негосударственных некоммерческих организаций региона в сфере предоставления социальных услуг: дисс. ... канд. экон. наук. Калининград, 2014. 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.