Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ФГУП «РОСМОРПОРТ»'

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ФГУП «РОСМОРПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
транспорт / правовой статус / ФГУП «Росморпорт».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Сурмалян

В статье рассматриваются особенности исторический аспект создания ФГУП «Росморпорт» и законодательства, регулирующего его деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.А. Сурмалян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ФГУП «РОСМОРПОРТ»»

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ФГУП «РОСМОРПОРТ»

С.А. Сурмалян1

В статье рассматриваются особенности исторический аспект создания ФГУП «Росморпорт» и законодательства, регулирующего его деятельность.

Ключевые слова: транспорт, правовой статус, ФГУП «Росморпорт».

Правосубъектность, правовой статус являются одними из ключевых категорий науки теории государства и права. Они требуют постоянного внимания, в том числе в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере торгового мореплавания. Первыми морями, которые начали осваивать русские, были Белое и Баренцево. Самые крупные верфи существовали только в Архангельске, где выполняли заказы даже английских судовладельцев. Позднее, когда Россия вышла на побережье Балтийского моря, главным портом стал Петербург, где создавались первые русские пароходы. Мировое значение российских морских судов возросло. Такой скачок промышленного развития положительно повлиял на авторитет азово-черноморских портов, оказавшихся в конце XIX века на первом месте по грузообороту среди всех морских портов нашей страны.

Статус отечественных морских портов определялся соответствующим федеральным законом, а их деятельность - Водным кодексом, принятым в 2006 году. Вследствие проведения экономических реформ в России в 90-е годы большинство пароходств, портов, судоремонтных заводов (до реформы -государственных предприятий) были приватизированы и преобразованы в акционерные общества, а морские порты реорганизованы в конкурирующие коммерческие структуры в виде транспортно-экспедиторских, агентских и других компаний.

Специфика преобразования морских портов заключалась в том, что помимо обслуживания морских судов и пассажиров, перевозки грузов и других работ и услуг портами осуществлялся государственный портовый контроль

1. Его содержание практически полностью включает международно-правовые обязательства российского государства. Например, существует Федеральная целевая программа «Мировой океан», одобренная Указом Президента от 17 января 1997 года № 11, где указано: «Стратегическая линия России по защите государственных интересов в Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств».

Контроль за этими обязательствами не мог быть передан коммерческому предприятию. Одновременно возник вопрос о государственном имуществе, которое по закону не подлежало приватизации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1993 года № 1299 «Об организации управления морскими портами» для выполнения государственных функций по обеспечению безопасности мореплавания, порядка в морском порту, осуществления государственного портового контроля и управления государственным имуществом, не подлежащим приватизации в морских портах, созданы государственные учреждения.

На МАПы были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания на акватории порта, надзору за технической эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией гидротехнических сооружений (включая новое строительство), контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию и законодательству РФ «О торговом

1Галишевский Николай Александрович - магистрант 2 курса направления подготовки «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Россия.

мореплавании». В дальнейшем с целью повышения эффективности государственного управления в морских портах произошла реорганизация МАПов с образованием хозяйствующего субъекта ФГУП «Росморпорт». В его функции входит развитие инфраструктуры морских портов, содержание и модернизация технических систем безопасности мореплавания, эффективное использование госимущества морских портов и ФГУ «Администрация морских портов».

Одна из задач деятельности ФГУП «Росморпорт» - внедрение современных эффективных технологий строительства и технического надзора, направленных в том числе на снижение стоимости строительства и реконструкции гидротехнических сооружений на базе нормативно-технических документов, устанавливающих требования к составу и качеству проектирования, требования к качеству строительных материалов, технологии организации работ и организации технического надзора за строительством и реконструкцией объектов. Происходящие преобразования и изменения в системе управления морскими портами послужили для современного государства примером регулирования торгового мореплавания.

Государственное регулирование деятельности отечественных морских портов регламентируется в главе 3 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а статья 8 закрепляет его основы. С учетом ст. 8 указанного закона можно выделить основные цели государственного регулирования в морских портах: - обеспечение безопасности государства, мореплавания, транспорта, а также жизни и здоровья граждан, участвующих в перевозке; - безопасная перевозка объектов инфраструктуры; - эффективное использование перевозимых объектов; - обеспечение комплексного развития морского порта; - равный доступ к услугам морских портов; -предотвращение загрязнения окружающей среды; - соблюдение требований к использованию и охране водных объектов; - транспортная безопасность; - оборона и безопасность государства; - конкурентоспособность морских портов.

Следовательно, государственное регулирование деятельности морских портов направлено прежде всего на обеспечение безопасности жизни и здоровья человечества. Об этом говорится в ст. 3-5, 281 «Всеобщей декларацией прав человека» 1948 года, направленной на охрану жизни и здоровья населения России, что нашло отражение в ст. 2 Конституции РФ 1993 года.

Итак, государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством: -издания нормативных правовых актов, связанных с осуществлением и развитием деятельности в морском порту; -эксплуатации объектов инфраструктуры; - технического регулирования; -установления порядка сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; - открытия и закрытия морского порта для оказания услуг; - возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг; -наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов; иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации; - создания условий для равного доступа операторов морских терминалов; - создания условий для равного доступа перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта; - установления порядка сбора; -накопления и анализа информации о деятельности в морском порту; - выполнения иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

© Н.А. Галишевский, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.