Научная статья на тему 'Предпосылки развития туризма в Центральной Азии'

Предпосылки развития туризма в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
672
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСТИНИЦА / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Байрамова Д. М.

В статье рассмотрены экономические, социальные, культурные аспекты туристической индустрии и ее перспектив в странах Центральной Азии. Приведены основные показатели по состоянию туризма в этом регионе. Рассмотрены основные направления деятельности международных организаций, работающих по программам содействия развития туризма в частности, экономического и социального прогресса современных государств, расположенных в зоне Шелкового пути. Рассмотрены существующие там гостиницы с целью выявления их типологии. Определены основные принципы проектирования объектов туристического обслуживания вблизи исторических памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития туризма в Центральной Азии»

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Д.М. Байрамова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассмотрены экономические, социальные, культурные аспекты туристической индустрии и ее перспектив в странах Центральной Азии. Приведены основные показатели по состоянию туризма в этом регионе. Рассмотрены основные направления деятельности международных организаций, работающих по программам содействия развития туризма - в частности, экономического и социального прогресса современных государств, расположенных в зоне Шелкового пути. Рассмотрены существующие там гостиницы с целью выявления их типологии. Определены основные принципы проектирования объектов туристического обслуживания вблизи исторических памятников.

Ключевые слова: Центральная Азия, экономика туризма, культурное взаимодействие, гостиница, археологические памятники

PERSPECTIVES OF TOURISM DEVELOPMENT IN CENTRAL ASIA

J.M. Bayramova

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article describes the economic, social and cultural aspects of tourism development in Central Asia. There are given the main figures for tourism condition in the region. There are considered the main directions of international organizations activities working on programs of tourism development, in particular the economic and social development of modern countries located in the area of the Silk Road. The existing hotels out there are considered in order to identify their typology. There are specified the basic design principles of tourist services objects near the historical monuments.

Keywords: Central Asia, tourism economic, cultural interaction, hotel, archeological monuments

Тема исследования предполагает анализ современного состояния туризма и туристской инфраструктуры в странах Центральной Азии. Актуальность темы исследования определяется огромным потенциалом развития этой отрасли экономики изучаемых стран, а как следствие - необходимость проектирования объектов туристического обслуживания.

Туризм развивается быстрыми темпами и, как социальное явление, отражает разнообразные запросы современного человека. Данная отрасль экономики является эффективным и перспективным источником роста национального дохода, особенно для стран, которые располагают рекреационными возможностями, благоприятными природно-климатическими условиями, памятниками.

По данным годового отчета Всемирной Туристской Организации (ВТО) [16], за 2014 год число зарубежных визитеров в мире увеличилось на рекордное за последние годы значение 4,4% и составляет 1,135 млн, что связано с постепенным восстановлением

стран после глобального экономического кризиса в 2009 году. По разным оценкам доход от международного туризма в 2014 году достигнул 1,245 млрд $ США, учитывая колебания курсов и инфляцию, и в настоящее время составляет 1/10 часть ВВП, 11 процентов международных инвестиций, обеспечивает каждое девятое место работы всемирного производства.

По мнению специалистов [1], индустрия отдыха является самой рентабельной сферой мирового хозяйства и входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся ветвь мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики; он превратился в уникальную крупномасштабную индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран [3].

Рассматриваемая отрасль охватывает многочисленные секторы экономики и разнообразные связи между ними. Согласно статистике, обслуживание одного иностранного посетителя в стране его пребывания создает в совокупности около девяти рабочих мест; в мировой индустрии туризма занято около 8% специалистов от общих показателей занятости [16].

В небольших государствах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана со сферой отдыха в определенное время года, становясь определяющим для этих стран разделом экономики [2].

В отличие от них, в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. Например, в странах Европейского союза каждое седьмое рабочее место связано с туризмом, в Восточной Европе - каждое двенадцатое. В развивающихся странах в этой индустрии создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики [2].

По данным Международной организации труда (МОТ) уровень безработицы среди молодежи на 2013 год в Центральной Азии составляет 18%, что составляет 11,8 млн от общего численности населения. Развитие индустрии отдыха непосредственно повлечет за собой увеличение количества числа рабочих мест, развитие предпринимательской активности, помимо того возникнет необходимость в подготовке кадров в сфере услуг и открытия учебных заведений и центров по подготовке специалистов соответствующего профиля.

Огромные туристические ресурсы Центральной Азии и возможности их развития создают предпосылки создания разнообразной базы отдыха в странах региона и увеличение доли доходов этой отрасли в экономике республик.

На территории Центральной Азии общей площадью 3,944,300 кв. м расположены пять государств - Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан. По официальным данным, их суммарное население на 2014 год составляло 65,7 млн. чел.

В связи с новой волной экономического кризиса 2014 года, количество иностранных визитеров этого региона за данный год сократилось на 4,9%, что составляет 6,2 млн. от общего числа, и являлся единственным регионом с минусовым притоком туристов, когда в 2013 году прирост составлял 7,7%.

За 2014 год число посетителей в Казахстан сократилось на 7,3% и его доля в международном туризме составляет 0,8% (4,560 млн. человек) [16]. В денежном эквиваленте доход составил 1,321 $ США, что составляет 0,3% мировой доли. При этом прирост посетителей в 2013 году составлял 2,5%. В Кыргызстан за 2014 год число прибывающих из других стран людей с целью отдыха сократилось на 7,4% и составило 0,5% (2,849 млн. человек) от 100% от общего количества.

Согласно данным официального сайта Узбекистана, в 2014 году страну посетило 2 млн. иностранных посетителей, в то время как в 2005 году эта цифра составляла лишь 240 000 человек.

Статистика туризма Таджикистана не имеет длительной истории, так как впервые обобщение статистических данных по этой отрасли было начато с 2005 года. По данным 2009 года количество иностранных граждан, прибывших с целью отдыха, составило 442 тыс. чел.

По сведениям турфирм, Туркменистан за 2013 год посетило 8,423 тыс. человек.

Доля туризма в ВВП составляет более 10% для стран, где данная индустрия является важным элементом экономики, тогда как в странах Центральной Азии это цифра составляет 1-2%. Этот обширный регион имеет огромный неиспользованный туристический потенциал, ведь только в одном Узбекистане более 4 тыс. историко-архитектурных памятников, и в Туркменистане - более 1300.

Многообразие ресурсов Центральной Азии определяет неравномерное развитие сферы отдыха в странах региона. На развитие индустрии, помимо разнообразия природных и культурных ресурсов, влияет экономическое состояние страны и степень проработанности государственных программ по ее развитию. Такие программы приняты в ряде стран изучаемого региона и содержат ряд взаимосвязанных позиций в области туризма:

- совершенствование правовой базы;

- развитие инфраструктуры;

- меры по сохранению и реконструкции историко-культурных памятников;

- расширение международного сотрудничества;

- привлечений инвестиций и реализация проектов;

- подготовка квалифицированных кадров.

Впечатляющие пространства Центральной Азии притягивают все большее количество иностранных посетителей. Ее уникальные природные и культурные объекты, недоступные ранее для зарубежных посетителей, включены в современные экскурсионные туры, что благоприятно влияет на развитие экономики региона и обеспечивает занятость местного населения. В основном, маршруты охватывают многочисленные памятники вдоль трасс Великого Шелкового пути.

С конца XIX века Центральная Азия для европейцев ассоциировалась с этим феноменом поздней античности и средневековья, объединяющим Запад и Восток на просторах Евразии. Кроме того, старые караванные дороги являлись и крайне важными каналами культурного обмена. Наряду с торговцами они использовались завоевателями, путешественниками, проповедниками, паломниками, которые, что существенно, распространяли свои идеи. Научные знания, изобретения, религии, философия проникали через Шелковый путь, объединяя изолированные земли в глобальное сообщество. Великий Шелковый Путь являлся важной информационной магистралью, которая помогла создать фундамент современного мира.

В настоящее время термин «Шелковый путь» стал широко известным брендом. О его использовании в качестве метафоры в новом проекте «экономического пояса Шелкового пути» говорил Председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году [9]. Основная идея заключается в создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на

Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах. Стирание границ между странами и совершенствование инфраструктуры и экономической системы поспособствует также и развитию международного туризма, когда страны станут более доступны для посещения.

Сегодня все большое значение в регионе приобретает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - международная организация, основанная в 2001 году лидерами России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. В 2015 году в ШОС вступили Индия и Пакистан. К основным целям организации, помимо совместного обеспечения и поддержания мира, сотрудничеству в различных сферах экономики и сфере политики, культуры и образования, относится содействие эффективному развитию туризма [14]. С другой стороны, государства Центральной Азии значительно отличаются друг от друга по целому ряду параметров, что существенно затрудняет полноценную и равноправную интеграцию между ними. На пути формирования единого политико-экономического региона одни и те же факторы, с одной стороны способствуют интеграции, с другой - являются элементами дезинтеграции. В частности, это фактор границ, транспортно-коммуникационный фактор, этнические и религиозные мотивы, угрозы безопасности отдельных государств и региона в целом [8].

К другим программам экономического развития государств Шелкового Пути можно отнести осуществлявшуюся ПРООН (Программа развития ООН) с первого десятилетия XXI века региональную программу «Шелковый путь: усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития», в которой участвуют Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Китай, а также совместный проект ЮНВТО/ЮНЕСКО «Стратегия развития туризма с использованием коридорного подхода к наследию Шелкового пути». По словам ЮНВТО, сегодня маршруты «Шелкового пути» или «коридоры наследия», по определению Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), могут обеспечить экономические выгоды местным сообществам и межкультурный обмен посредством развития туризма [14].

В 2004 году Всемирная туристская организация при ООН открыла представительство в Самарканде для оказания поддержки в развитии туризма на легендарном Шелковом пути. Власти Узбекистана работали над продвижением этой отрасли в течение 20 лет, как внутри страны, так и за рубежом.

В процессе интеграции государств Центральной Азии в международное сообщество культурное поле социальных систем все в большей степени детерминируется факторами глобализации и регионализации. Глобализация связана с усилением темпов индустриализации, развитием технологий, размыванием языковых, национальных, конфессиональных границ, экспансией западной массовой культуры. Регионализация, напротив, характеризуется стремлением этнических, конфессиональных, региональных и иных сообществ к сохранению своей самобытной культуры [16]. Проблема межкультурного взаимодействия приобрела особую актуальность в связи с распадом СССР в 1991 году. Возникла необходимость поиска новых вариантов и направлений дальнейшего развития стран. Перед центральноазиатскими государствами наряду с глобальными, стоят и локальные проблемы, связанные с сохранением национальной специфики, культурных особенностей народов, проживающих на его территории.

Популярность туристических поездок по трассам Шелкового пути постоянно растет. Маршрут становится все более доступным с каждым годом благодаря развитию экономики, архитектуры и инфраструктуры региона. Например, путешествие по пустыне от Кашгара до Урумчи в 1940-е годы занимало 40 дней в верблюжьей повозке, теперь же этот путь может быть преодолен всего за 15 часов [15].

За последние годы государства региона осуществляют ряд проектов по восстановлению памятников. Многие объекты на отрезках Шелкового Пути исследованы, подвергнуты

консервации и частичной реставрации. В регионе находится 12 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромное историческое достояние, своеобразная культура и традиции, разнообразие экосистем в пределах одной страны - в совокупности эти факторы при сохранении политической стабильности и безопасности в регионе могут привести к более интенсивному развитию туризма. Основные туристические маршруты в настоящее время, охватывая в основном объекты Великого Шелкового Пути, не предполагают более подробное изучение местного историко-архитектурного и археологического наследия, причиной чему служит нехватка объектов инфраструктуры. Данный факт ведет к поиску архитектурных решений, которые обеспечат комфортную среду пребывания как исследователей, так и туристов.

Для выявления специфических требований рассмотрены существующие гостиницы на территории изучаемого региона.

Типология гостиниц Центральной Азии довольно разнообразна. В столицах и крупных городах для иностранцев, чьей основной целью пребывания является бизнес, имеются отели европейского типа, в том числе широко известных сетей, таких как Radisson, Wyndham, Hilton, Hyatt. По данным Всемирной Туристской Организации, каждый пятый отель в мире принадлежит той или иной гостиничной сети. С архитектурной точки зрения они в основном представляют собой многоэтажные здания с геометрически правильными фигурами в плане и модульной разбивкой фасада с одинаковым ритмом чередования элементов, выполненные в основном из бетона из стекла. Интерьеры также выполнены в современном стиле, часто с использованием национальных мотивов в деталях и декоре. Это комплексы высшего уровня комфорта в 5 звезд с разнообразным набором услуг.

Набирают известность в регионе и бутик-отели. Учреждения такого типа отличаются роскошными интерьерами и экстраординарным уровнем сервиса и обладают, соответственно, высокой стоимостью проживания. Они, в первую очередь, заботятся о стиле и дизайне (Рис. 1).

Рис. 1. Бутик-отель «Минфиза», Бухара, Узбекистан

На территории Центральной Азии наиболее распространены бюджетные гостиницы в 3 звезды. Расположенные вблизи исторических центров городов, они представляют собой малоэтажные постройки с традиционной стилистикой в архитектуре. Как показывает практика зарубежного опыта, туристы с культурно-познавательной целью посещения, отдают предпочтение выбору места проживания при его расположении в 10 -15 минутах ходьбы от памятников. Это объясняет столь плотное размещение отелей вдоль главных улиц возле культурно-исторических комплексов. Много таких примеров вблизи площади Регистан в Самарканде (Узбекистан). Город сочетает в себе

архитектурные памятники эпохи Тимуридов и застройку махалля, подчеркивающую национальный колорит города. Архитектура объектов туристического обслуживания, вслед за жилой застройкой, представляет собой геометрически правильные в плане фигуры, в основном квадрат или прямоугольник, низкой этажности, с внутренними дворами. Здания часто имеют национальные узоры на фасадах и в интерьере с резьбой и майоликой, террасы, видовые точки с крыш на исторические объекты. В основном это небольшие по вместимости объекты, где количество номеров варьируется от 10 до 30 (Рис. 2).

Рис. 2. Отель «Малика Прайм», Самарканд, Узбекистан

Интересным фактом является возрождение исторических караван-сараев, которые когда-то служили местом ночлега для путешественников и торговых караванов. При этом гостиницами служат как новостройки, так и реконструированные старые объекты. Примером восстановленного здания является отель «Мехтар Амбар» в Узбекистане, который также расположен посреди исторических мест. Это отреставрированный двухэтажный караван-сарай XIX века с использованием национального стиля в интерьере, рассчитанный всего на 9 номеров (Рис. 3). Традиционно караван-сарай имеет внутренний двор, также есть терраса со второго этажа. Здание из сырцового кирпича, на фасаде - стрельчатые арки, панджара (узорчатые решетки) на окнах, резные деревянные двери. Главный вход выполнен как выступающий элемент в виде портала. С виду здание выглядит как исторический объект, что вызывает особый интерес у туристов. Здесь же нельзя не упомянуть об очень известном трехсотлетнем «Юкари караван-сарай» в азербайджанском городе Шеки. Это здание сохранило свою первоначальную форму в виде прямоугольника в плане с внутренним двором и выполнено из традиционных для этого региона материалов - кирпича и речного камня. Подобная архитектура создает атмосферу исторического города, что также привлекает туристов. Караван сарай имеет три этажа, каждый из которых в прошлом имел свое функциональное назначение. Всего в гостинице 242 номера (Рис. 4).

Рис. 3. Гостиница «Мехтар Амбар» в Узбекистане

Рис. 4. «Юкари караван-сарай» - трехсотлетняя гостиница в городе Шеки, Азербайджан

Своеобразная планировка гостиницы «Бибиханым» в Самарканде рядом с комплексом Шахи-Зинда (Рис. 5). Всего в здании размещено 18 номеров, входы в которые организованы с общих открытых галерей первого и второго этажа. В оформлении фасадов использованы традиционные виды прикладного искусства Узбекистана - такие как резьба, по дереву и резьба по ганчу. Интересно включение дерева в архитектуру здания во внутреннем дворе и его использование в разных деталях, при этом фасады здания выполнены из кирпича с традиционной мозаикой, что не контрастирует с исторической средой. Над рестораном расположена открытая терраса, откуда открывается красивый вид на старинный город.

Рис. 5. Гостиница «Бибиханым», Самарканд, Узбекистан

Можно встретить также и юрточные лагеря - в Кыргызстане, к примеру, такой отдых предлагают на озере Иссык-Куль (Рис. 6).

Рис. 6. Юрточный лагерь отдыха в Кыргызстане

На территории Центральной Азии распространены также такие типы гостиниц, как апарт-отели, мотели, гостевые дома, кемпинги, частный сектор, отели вблизи моря и озера.

В каждой стране принят ряд государственных программ по привлечению иностранных визитеров. Предусмотрены меры по совершенствованию инфраструктуры стран, строительство новых объектов размещения туристов, поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Однако не в полной мере затронуто развитие

культурно-познавательного туризма, направленное на ознакомление с архитектурой прошлого.

Туристический потенциал Центральной Азии огромен и не использован в полной мере. Такие места, как древний город Узген в Кыргызстане, Куняургенч в Туркменистане, Истаравшан в Таджикистане, Туркестан в Казахстане, многочисленные древние городища и памятники остаются малодоступными для туристов. Неразвитая инфраструктура и неорганизованность сценария маршрута по этим местам делает их непривлекательными для возможных посетителей. Поэтому развитие туризма в этих местах становится сложной, но интересной задачей, необходимой для развития экономики стран и приобщения человечества к интереснейшей культуре этих народов.

Проектирование гостиниц вблизи исторических памятников накладывает ряд ограничений. В ходе анализа опыта проектирования в археологических зонах в условиях жаркого сухого климата были выявлены следующие принципы проектирования объектов обслуживания туристов:

- замкнутая схема планировки с наличием внутреннего двора, айвана, со строгой ориентацией по сторонам света;

- ограниченность по высоте в зависимости от удаленности объекта от памятников и рельефа местности;

- учет национальных мотивов в облике зданий, сдержанных тонов в фасадной композиции, «неконкурирующими» с близ находящимися историческими объектами;

- частично заглубленные в землю помещения (сердабы) с целью повышения прохлады;

- использование плоских крыш вследствие нечастых дождей под террасы и обзорные площадки;

- озеленение и обводнение территории, устройство навесов и пергол;

- использование солнцезащитных элементов на окнах зданий.

В дальнейшем предполагается выявление особенностей традиционной архитектуры на основе обобщения анализа исторически сложившихся принципов архитектуры объектов Центральной Азии и специфических элементов археологических памятников отдельных регионов с целью разработки рекомендаций по проектированию туристической инфраструктуры на примере Туркменистана.

Литература

1. Боголюбов, В.С. Экономика туризма : учебное пособие / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - М. : Академия, 2005. - 311 с.

2. Вавилова, Е. В. Основы международного туризма: учебное пособие / Е. В. Вавилова. — М. : Гардарики, 2005. - 160 с.

3. Воскресенский, В. Ю. Международный туризм : учебное пособие / В. Ю. Воскресенский. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 256 с.

4. Гуляев, В. Г. Туризм, экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 304 с.

5. Засыпкин, Б.Н. Архитектура Средней Азии / Очерки по истории архитектуры народов СССР. - М. : Изд. Академии архитектуры СССР, 1948. - 160 с.

6. Зима, А.Г. Развитие международного туризма / А. Г. Зима // Экономика развития. -2011. - №4 (60).

7. Кузьмина, Е. М. Туризм как способ взаимодействия культур : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Кузьмина Елена Михайловна. - Тюмень, 2005. - 162 с.

8. Ли, Ю. В. Современное состояние и перспективы формирования единого политико-экономического региона Центральной Азии : дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Ли Юрий Владимирович. - Бишкек, 2010. - 162 с.

9. Лукин, А. В._Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция / А. В. Лукин // Международная жизнь. - 2014. - №7. Режим доступа: http://igpi.ru/bibl/other articl/1406820606.html

10. Ольхова, А. П. Гостиницы. - М. : Стройиздат, 1983 г. - 175 с.

11. Программа Шелкового пути ЮНВТО. Официальный сайт ЮНВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sil kroad. u nwto .org/

12. Средняя Азия. Архитектурные памятники IX-XIX вв. - М. : Планета, 1985. - 216 с.

13. Титова, Ю. В. Взаимодействие национальных культур на постсоветском пространстве: проблемы и тенденции: на примере региона Центральной Азии : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / Титова Юлия Владимировна. - М., 2009. - 173 с.

14. Шанхайская организация сотрудничества. Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sectsco.org

15. Halliday, T. The Silk Road / T. Halliday, D. Henley, A. Forbes, B. Mayhew, A. Palmer, S. Lawrence. - London : Insight Guides, 2008. - 464 p.

16. UNWTO Annual report 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/annual-reports

References

1. Bogolyubov V.S., Orlovskaya V.P. Ekonomika turizma : uchebnoe posobie [Tourism economy. The tutorial]. Moscow, 2005, 311 p.

2. Vavilova E.V. Osnovy mezhdunarodnogo turizma: uchebnoe posobie [Fundamentals of international tourism. The tutorial. Moscow, 2005, 160 p.

3. Voskresenskij V. Y. Mezhdunarodnyj turizm : uchebnoe posobie [International tourism. The tutorial]. Moscow, 2012, 256 p.

4. Gulyaev V.G. Turizm, ekonomika i social'noe razvitie [Tourism, economy and social development]. Moscow, 2003, 304 p.

5. Zasypkin B.N. Arkhitektura Sredney Azii/Ocherkipo istorii arkhitektury narodov SSSR [Architecture of Central Asia]. Moscow, 1948, 160 p.

6. Zima A.G. Razvitie mezhdunarodnogo turizma. Zhumal "Ekonomika razvitiya" [International tourism development. Magazine "Economy of development"]. No.4 (60), 2011.

7. Kuz'mina E.M. Turizm kak sposob vzaimodejstviya kul'tur (Kand. dis.) [Tourism as a means of interaction between cultures. (Cand. dis.)]. Tyumen, 2005, 162 p.

8. Li Y.V. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy formirovaniya edinogo politiko-ehkonomicheskogo regiona Central'noj Azii (Kand. dis.) [Contemporary state and perspectives of forming a single political and economic region of Central Asia (Cand.dis.)]. Bishkek, 2010, 162 p.

9. Lukin A.V. Ideya «ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti» i evrazijskaya integraciya. Zhurnal "Mezhdunarodnaya zhizn" [The idea of "economic belt of the Silk Road" and the Eurasian integration. Magazine "International life"]. No. 7, 2014.

10. Ol'khova A.P. Gostinitsy [Hotels]. Moscow, 1983, 175 p.

11. The Silk Road program of the UNWTO. Official website. Available at: http://silkroad.unwto.org/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Srednyaya Aziya. Arkhitekturnye pamyatniki IX-XIX vv [Central Asia. Architectural monuments of IX-XIX centuries]. Moscow, 1985, 216 p.

13. Titova Y.V. Vzaimodejstvie nacional'nyh kul'tur na postsovetskom prostranstve: problemy i tendencii :na primere regiona Central'noj Azii (Kand. dis.) [Interaction of national cultures in the post-Soviet space: problems and trends: on the example of Central Asian region (Cand. dis.)]. Moscow, 2009, 173 p.

14. Shanghai Cooperation Organization. Official website. Available at: www.sectsco.org

15. Halliday T., Henley D., Forbes A., Mayhew B., Palmer A., Lawrence S. The Silk Road. London, 2008, 464 p.

16. UNWTO Annual report 2014. Official website. Available at: http://media.unwto.org/ru/annual-reports.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Байрамова Дженнет Мухамедмурадовна

Аспирант кафедры «Архитектура общественных зданий», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Bayramova Jennet Muhamedmuradovna

Postgraduate Student, Chair «Architecture of Public Buildings», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.