Научная статья на тему 'Предпосылки развития промышленности в среднем и нижнем Присурье во второй половине XIX начале XX веков'

Предпосылки развития промышленности в среднем и нижнем Присурье во второй половине XIX начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития промышленности в среднем и нижнем Присурье во второй половине XIX начале XX веков»

О.Н. МАЙОРОВА

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СРЕДНЕМ И НИЖНЕМ ПРИСУРЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Во второй половине XIX - начале XX вв. развитие промышленности и торговли как приоритетных направлений экономики претерпело значительные изменения. Основной причиной этого явилась модернизация промышленной и торговой деятельности в регионах, обусловленная, в свою очередь, ходом общероссийского экономического развития. С другой стороны, в промышленности и торговле многое оставалось прежним и не совпадало с основными этапами процесса технической реконструкции производства и изменений в организации торговли. Трансформация указанных направлений экономики представляла собой достаточно противоречивую картину: с одной стороны - организационно-хозяйственное новаторство, с другой - особую приверженность традициям, патриархальности.

Промышленность в России во второй половине XIX - начале XX вв. являлась приоритетной сферой экономики. Для ее быстрого развития были необходимы определенные условия: наличие полезных ископаемых, природных богатств, т.е. сырья, необходимого для функционирования разных отраслей промышленности; судоходные водные артерии, достаточная плотность населения (среди которого особую роль играли представители торгово-промышленного сословия); государственная поддержка и так далее.

Само название региона - Присурье - говорит о тяготении рассматриваемых уездов к этой реке. Вот какие сведения о реке Суре можно обнаружить в уникальном труде под общей редакцией В.П. Семенова «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье»: «Наиболее значительные из притоков Волги на протяжении Среднего и Нижнего Поволжья и Заволжья - с правой стороны Сура (860 верст длины) и Свияга (370 верст); с левой - Ветлуга (600 верст), Большая Кокшага (300 верст), Малая Кок-шага (150 верст), Илеть (170 верст) и Казанка (150 верст). Сура, впадающая в Волгу на границе Московской промышленной области, значительной частью своего течения принадлежит Центральной Черноземной области. Правый берег Суры крут, левый низмен, заливается (на 1-1 ЛА вер.) водою и богат озерами и болотами. Сравнительно со Свиягой, Сура богата лесом» [1].

Если обратиться к современной географической характеристике, то Сура начинается маленьким ручейком у села Сурские Вершины Барышского района Ульяновской области на возвышенности Сурская шишка, течет в западном направлении, а потом, возле Пензы, круто поворачивает на север. От Больших Березников Сура делает еще один крутой поворот и течет в противоположном своему началу направлении - на восток, но у старинного русского села Котяко-ва, в прошлом, штатного города Московского государства, снова устремляется в северном направлении. Так и течет она, извиваясь среди лесов и степей, до самой Волги, пересекая на своем почти девятисоткилометровом пути, двадцать пять административных районов современных Пензенской, Ульяновской, Нижегородской областей, Мордовии, Чувашии, Марий Эл. В Суру впадает более сорока рек и речек, которые, в свою очередь, имеют сотни собственных притоков. Самыми крупными притоками Суры являются: река Пьяна (386 км), река Алатырь (307 км) и река Барыш (236 км) [2].

Река Сура являлась практически средоточием жизни региона, особенно до строительства железной дороги: она была судоходной, по ее берегам строились города, пристани.

Сурские пристани (в первую очередь Промзинская) уже в начале XIX в. имели большое значение в хлебной торговле Симбирской губернии. При отсутствии железнодорожных перевозок Сура для данной местности была главной магистралью по сплаву хлебных грузов. Вскрывалась Сура раньше, чем Волга, поэтому и навигация на этой реке начиналась уже во второй половине апреля. Речные суда (дощаники, суряки, расшивы) делались здесь же с учетом фарватера реки, осадка их не превышала 70 сантиметров; расстояние от Промзина до Васильсурска (около 400 верст) они покрывали самоходом за 8-10 дней [3]. По неполным данным, в первые два десятилетия XIX в. в каждую весеннюю навигацию с Промзинской, Барышско-Слободской и других сурских пристаней отправлялось в среднем от 80 до 150 судов в год [4]. С 30-х годов XIX в. количество судов, грузившихся на здешних пристанях, все более возрастает. Так, в навигацию 1831-1832 гг. по Суре прошло от 400 до 500 судов, причем на одной лишь Промзинской пристани грузилось около 200 суряков и расшив [5]. Развитию хлебной торговли способствовало также наличие большого числа мельниц, на которых вырабатывалось несколько сортов ржаной и пшеничной муки. Немало поступало ее в столичные города и даже за границу.

Река Сура играла важную роль в экономической жизни региона, которая была невозможна без развития городов, расположенных по ее берегам. Общероссийская пореформенная трансформация экономики затронула и Присурье, но не все города развивались одинаково.

Можно обратиться к характеристике, данной некоторым городам в материалах, находящихся в личном архиве сурского краеведа К.Ф. Сиротина: «Алатырь расположен на левом берегу реки Суры, при впадении в нее реки Алатырь. Алатырь по времени своего основания (1552 г.) - второй город Симбирской губернии: древнее его только город Курмыш. По переписи 1897 г., в Алатыре было 11100 жителей. К числу достопримечательностей Алатыря относятся: древний собор Иоанна Предтечи, основание которого относят ко времени Грозного, и два монастыря: Троицкий мужской 3-го класса и Киево-Николаевский женский 3-го же класса. В Алатыре есть мужская и женская прогимназии, духовное училище, типография, метеорологическая станция, городской общественный банк, общество взаимного кредита и несколько гостиниц. Доходы городского хозяйства на 1900 г. исчислены в 36 тыс. руб. Торгово-промышленная деятельность развита достаточно значительно: в городе 24 фабрик и заводов (9 мельниц, 10 кирпичных заводов, водочный, лесопильный, чугунно-литейный, маслобойный и овчинный) с общей производительностью в 160 тыс. рублей, при 180 рабочих. С 14 по 24 сентября здесь бывает Крестовоздвиженская ярмарка, на которой продается товаров, преимущественно мануфактурных, на сумму до 20 тыс. руб. От Алатыря до Васильсурска, вниз, и до Промзина Городища вверх, во время навигации ходят небольшие пароходы, но без определенного расписания. Городская пристань отпускает товаров, главным образом лесу и дров, свыше миллиона пудов; станция железной дороги также отправляет грузов до 1200 тыс. пудов, из коих большая часть падает на лес и хлеб. В 1897 г. на пристани в Алатыре построены две баржи. Окрестности Алатыря богаты бобовой, или болотной, железной рудой. Следы старинной добычи этой руды сохранились во многих местах в Алатырском Засурье... От Алатыря вверх и вниз по левобережью судоходной Суры, ее левым притокам и почтовому тракту, идущему большей частью в некотором отдалении от Суры через Алатырь на Курмыш и Ядрин, расположен целый ряд значительных населенных мест и сурских пристаней. Алатырский уезд разделен рекой Сурой, протекающей по нему на протяжении 250 верст, на две весьма различные между собой части. Часть уезда по правую сторону Суры имеет почву песчаную и суглинистую, вся покрыта лесами, преимущественно хвойными, слабо населена

и не имеет крупных селений. На левой стороне Суры почва частью черноземная, частью суглинистая; земледельческое население живет нередко в крупных селениях. Население это русское и православное, и только к юго-западному углу уезда есть не обрусевшие мордовские селения» [6].

Вниз по Суре на ее левом берегу был расположен уездный город Симбирской губернии Курмыш, самый древний русский город рассматриваемой области (основание его относится к 1372 г.). В то время Сура со своим левым притоком Пьяной была границей, отделяющей русские владения от орды. В рассматриваемое время Курмыш - небольшой захолустный городок, имевший в эпоху освобождения крестьян немного более 1500 жителей, а по переписи 1897 г., всего 3480 жителей. «Фабрик и заводов в нем нет, торговля ничтожна. Доходы городского хозяйства на 1900 год исчислены в 15 тыс. рублей. Городская пристань отправляет до 700 тыс. пудов товаров, главным образом, хлеба. Курмышский уезд, самый северный в Симбирской губернии, так же как и Алатырский, разделен рекой Сурой на две части, из которых восточная, по правую сторону Суры, имеет почву песчаную и суглинистую, покрытую лесами и малонаселенную, а западная, по левую сторону Суры, отчасти черноземная или суглинистая, более густо заселенная и земледельческая. Инородцев в уезде более 40%. Половина из них - чуваши, из остальной половины 80% татар и 20% мордвы» [7].

Город Ядрин был основан в 1590 г. «Ядрин расположен на возвышенной и открытой равнине правого берега Суры... В г. Ядрине существовали в XVII в. Казанский мужской и Архангельский женский монастыри, упраздненные в 1764 г. Ныне город, похожий более на село, не представляет ничего замечательного. По переписи 1897 г. в нем оказалось 1470 жителей» [8].

Уездный город Симбирской губернии Ардатов становится известным с 1688 г. В фондах Государственного архива Ульяновской области содержится следующая информация о нем и о Карсуне: по всеобщей переписи 1897 г. жителей в городе оказалось 4840. В городе была женская прогимназия, общественная библиотека, городской общественный банк, земская больница. Торговое и промышленное значение Ардатова было незначительным: в городе насчитывались всего одна небольшая спичечная фабрика и два кожевенных заводика с 13 рабочими и общей производительностью в 4 ЛА тыс. руб., однако к северо-востоку и юго-западу от города было немало замечательных селений. Уездный город Симбирской губернии Карсун расположен при реках Барыш (приток Суры) и Карсунке. Город основан во второй половине XVI в. как сторожевой пункт. В указанное время Карсун - небольшой захолустный город, по переписи 1897 г. в нем проживало 4140 жителей. Фабрик и заводов, кроме небольшого кожевенного заводика нет. Торговля также незначительна и оживлялась главным образом во время Троицкой десятидневной ярмарки, на которой продавалось мануфактурных товаров, лошадей, рогатого скота и пр. на сумму около 300 тыс. руб. В Карсунском уезде имелся ряд интересных селений [9].

Приведенные описания некоторых уездных городов Присурья начала XX в. показывают довольно типичную, хотя и нелицеприятную картину: состояние промышленности и торговли, оставляющее желать лучшего, слабый прирост населения. Регион был не очень богат минеральными ископаемыми: имелись месторождения медных и железных руд, трепелов, песчанников, алебастра, мела, фосфоритов, строительных и цементных известняков, торфа (сведения на начало XX в.). Почвы в основном супесчаные, песчаные, подзолистые, лесостепные суглинки, встречались и черноземные. Леса в Присурье встречались хвойные, лиственные, смешанные, переходящие в зону степей, имелись и болотистые местности, луга. Флора и фауна Присурья отличалась разнообразием.

Характеристика состояния региона к началу XX в., на наш взгляд, несколько субъективна. Возможно, в сравнении с центральными промышленными районами Российской империи Присурье проигрывало, но для самого региона развитие было неоспоримым и значимым. Кроме того, в ряде источников имеются достаточно противоречивые точки зрения. К примеру, в деле № 54 фонда Симбирского губернского статистического комитета ГА Уо указывается, что на истощение «рыбных богатств» повлияли следующие факторы: «1) сокращение водной площади вследствие наносов, перенесения ветрами и водою песков, обособления озер, ильменей (прибрежных озер) и проч., 2) уменьшение площади лесов, сокращающее время разливов рек и пастьбы рыбы, 3) увеличение прибрежного народонаселения, следствием чего является засорение отбросами, распахивание берегов, 4) развитие фабрично-заводской деятельности, 5) развитие пароходства и судоходства.» [10].

Следовательно, не отрицается тот факт, что промышленность (фабричнозаводская), пароходство и судоходство развивались, народонаселение увеличивалось, пусть и в рамках региона. Несмотря на то, что природные недра региона не очень богаты, это не являлось непреодолимой проблемой. Сырье для промышленности ввозилось из других регионов по железной дороге или по водной артерии - Суре.

С завершением в 90-х годах XIX в. строительства линии Московско-Казанской железной дороги Алатырь-Шихраны-Казань связь с другими районами значительно улучшилась. В Алатыре вступили в эксплуатацию железнодорожные мастерские для производства капитального ремонта паровозов и депо. Вдоль линии железной дороги возникли предприятия по деревообработке, которая с конца XIX в. стала основной отраслью промышленности края [11].

Немаловажен и следующий аспект, влияющий на развитие промышленности как на всей территории Российской империи в конце XIX - начале XX вв. вообще, так и на территории отдельных губерний и уездов, в частности: государственное воздействие, система специальных мер поддержки, продуманная налоговая политика.

В условиях определенной экономической отсталости региона и незавершенности в целом процесса первоначального накопления к середине XIX в. провинциальное предпринимательство было крайне заинтересовано в системе специальных мер государственной поддержки, объективно способствующих формированию торгово-промышленного сословия.

С другой стороны, необходимо учитывать и тот факт, что в основной своей массе предприятия рассматриваемого региона были ориентированы на потребление местных рынков и, следовательно, государственное воздействие в данном случае во многом ограничивалось лишь сферой налогообложения.

В дополнение к выделенным механизмам воздействия на экономику со стороны властных структур: таможенные и железнодорожные тарифы, налогообложение и др.; законодательство о купеческих гильдиях и т.д.; следует добавить также надзор за соблюдением условий стандартизации выпускаемой продукции и экологической безопасности деятельности предприятий.

Рассматривая же качественные характеристики содержания предпринимательской деятельности, мы приходим к выводу, что огромную часть в структуре товарного движения данного региона занимал вывоз продукции сельского хозяйства и, прежде всего, хлеба в зерне и муке и спирта.

Нельзя недооценивать значение государственной экономической политики для развития хлебной торговли как внутренней, так и внешней, особенно на рубеже XIX-XX вв. Введение в 1889 г. дифференцированной тарифной системы, расширение ссудных под хлеб операций Государственного банка, разрешение

«хлебных» кредитов частным коммерческим банкам, законодательное утверждение ссудокомиссионерской деятельности железных дорог - все эти мероприятия оказывали самое благоприятное влияние на эволюцию частнохозяйственной практики провинциального предпринимательства [12].

Государственная тарифная политика, протекционистская по своей сути, не могла не оказывать стимулирующего воздействия на развитие экспорта и расширение рынков сбыта продукции ряда других отраслей промышленности региона, в том числе винокурения.

Налоговая политика государства на протяжении всего рассматриваемого периода не единожды подвергалась серьезным изменениям. Так, еще в 18631865 гг. в Российской империи в ходе реформы торгово-промышленного обложения было введено в действие положение о патентных сборах на право торговли и промыслов [13].

Государство как бы продавало право на занятие торгово-промышленной деятельностью. Сборы в казну при видоизмененном налогообложении разделялись на два вида: патентные и билетные. Первые взимались при выборке свидетельства или патента на право разных видов торговой и промышленной деятельности, вторые - за билеты на содержание торговых и промышленных заведений. Торговые свидетельства, называемые также купеческими или гильдейскими, предоставляли плательщикам помимо прочих также и сословные права [14].

Таким образом, можно заключить, что предпосылки, необходимые для развития промышленности в Присурье, были: это и выгодное расположение региона, и наличие торговых путей, судоходных рек, и увеличение населения, особенно в прибрежной речной полосе, и формирование торгово-промышленного сословия, и государственная политика. Определенные трудности были вызваны тем, что природные недра были не очень богаты. Но флора и фауна Присурья была весьма разнообразна и это несколько восполняло нехватку полезных ископаемых. Не всегда была продумана и государственная политика в сфере промышленности. Она часто ограничивалась налогообложением, а промышленность нуждалась в стимулировании, облегчении налогового бремени и т.д.

Литература и примечания

1. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901. С. 23-24.

2. Клеянкин А.В. Родное Присурье: Историко-экономический очерк. Ульяновск, 1974. С. 2-3.

3. Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии. Симбирск, 1868. С 116.

4. Клеянкин А.В. Указ соч. С. 18.

5. Штейн А. Движение хлебных грузов в Европейской России по губерниям. СПб., 1879. С. 167.

6. Личный архив К.Ф. Сиротина.

7. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С. 345-346.

8. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 151. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.

9. Государственный архив Ульяновской области (ГА УО). Ф. 48. Оп.1. Д.27. Л. 10.

10. Там же. Оп.1. Д. 54. Л.37.

11. Кочетков В.Д. Алатырь. Краткий исторический очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд., 1957. С. 48

12. Справочная книга к торговым постановлениям. СПб., 1876. С. 42.

13. Рудченко И.Я. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. СПб., 1893. С. 16.

14. Гололаков А.С. Права и обязанности торговцев и промышленников. Кишинев, 1899. С. 121.

МАЙОРОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА родилась в 1976 г. Окончила Чувашский государственный университет. Соискатель кафедры средневековой и новой истории Отечества Чувашского университета. Занимается изучением промышленности и торговли в России в пореформенный период. Автор 8 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.