«Экономические науки». - 2010. - № 5 (107). -С. 82-87.
4. Вессельс, Дэвид. Цифры и эмоции [Электронный ресурс] / Дэвид Вессельс, Марк Гедхарт, Тимоти Коллер // Вестник McKinsey: теория и практика управления. - 2005. - № 12. - Режим доступа: http:// www.mckinsey.com/russianquarterly/articles/issue12/05.
5. Ван Хорн, Джеймс К. Основы финансового менеджмента [Текст]: пер. с англ. / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. - 12-е изд. - М.: Изд. дом «Виль-ямс», 2008. - 1232 с.
6. Степанова, Н.Р. Распределение прибыли предприятия при сохранении его финансовой устойчивости и эффективности [Текст] / Н.Р. Степанова, И.В. Хайнус // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». - 2011. - № 3. - С. 148-152.
7. Ларионова, Е. Экономическая добавленная стоимость [Электронный ресурс] / Е. Ларионова; консулы. группа «Воронов и Максимов» // Деловой Петербург, Приложение «Бухгалтерские вести». Серия «Бизнес без проблем». - 2003. - № 3. - Режим доступа: http://www.vmgroup.ru/publications/public11.htm
УДК 336.1
А.Д. Мансир
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИСУТСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-БАНКОВСКИХ ИНСТИТУТОВ
Глобализационные процессы оказывают большое влияние на развитие хозяйственных связей во всем мире, в частности на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне подвигает инвестиционно-банковские институты (ИБИ) переносить свою деятельность в те регионы мира, где существуют лучшие условия для ведения бизнеса и возможности извлечения дополнительной прибыли.
В современной экономической науке феномен прямого зарубежного инвестирования рассматривается в рамках двух основных теоретических подходов: микроэкономического и макроэкономического. Сторонники микроэкономического подхода к исследованию мотивов осуществления прямых иностранных инвестиций акцентируют внимание на поведении отдельного экономического или инвестиционно-банковского института, интернационализирующего деятельность, развивая в своих научных концепциях теорию фирмы. (Теории ПИИ и фирмы основаны, по нашему мнению, на расширительном понимании категории «фирма» и рассматривают ее деятельность не только
на рынке товаров, но и услуг, включая финансовые услуги. В данной статье к категории «фирма» мы отнесли и инвестиционно-банковские институты.) В теории фирмы международное инвестирование представляется следствием процесса роста. Рост фирмы обусловливает активную диверсификацию (в частности, географическую) с целью сокращения рисков и повышения прибыли. Чем существеннее меняется внутренняя организация фирмы, тем легче она может включать в свою структуру виды деятельности и производство товаров (услуг), которые раньше ей приходилось приобретать на рынке. В этом случае фирма производит экономический расчет издержек и выгод использования различных методов международной экспансии.
В рамках теории трансакционных издержек Р. Коуза [1] и связанных с ней теориях интерна-лизации выдвигается постулат о том, что несмотря на возможные трудности, для ИБИ дешевле и эффективнее произвести трансферт своих операций за рубеж и самостоятельно организовать деятельность на рынке, чем продолжать привлекать к сотрудничеству сторонние
организации финансовой сферы. Тем самым, благодаря получаемому в зарубежной организации контролю, исключается возможность конкуренции, рынки становятся для такой структуры «внутренними», а операции - внутрифирменными (внутрибанковскими). Следовательно, мотивом международной инвестиционной экспансии ИБИ, с точки зрения Р. Коуза, является экономия трансакционных издержек, связанных с затратами на поиск партнеров, ведение переговоров, заключение и исполнение договоров и т. д.
С позиции нобелевского лауреата по экономике О. Уильямсона как последователя идей Р. Коуза основным фактором возникновения чрезмерных трансакционных издержек, приводящих к интернализации, является своего рода шантаж, обусловленный специфичностью активов. Предполагается, что с ростом масштабов деятельности снижается управляемость структуры и повышается вероятность оппортунистического поведения партнеров. Интернализация в такой ситуации становится способом снизить зависимость от внешнего окружения. В свою очередь, Хеннарт, например, утверждает, что условием интернализации является не только несостоятельность рынка, но и успех фирмы. Последнее объясняется способностью иностранных иерархий к более эффективному, по сравнению с местными фирмами, координированию деятельности сотрудников в «принимающей стране». Кроме того, подход Хеннарта, в отличие от других концепций, основанных на трансакционных издержках, сосредоточивается на интернализации самих рынков, а не только их преимуществ.
Теория «жизненного цикла товара» Р. Вер-нона [2] обосновывает возможность использования за пределами национальной экономики технологических преимуществ (на наш взгляд, данная теория имеет значение и при рассмотрении жизненного цикла услуг, в частности финансовых). Р. Вернон разделяет жизненный цикл товара на три стадии: инновационную, роста продаж и стандартизации. Каждой соответствует этап обслуживания фирмой внутреннего и внешнего рынка. На первой - разработка
продукта и продажа его на внутреннем рынке. Когда товар (услуга) теряет свою рыночную новизну, достигая фазы зрелости, и конкуренция становится более жесткой, что ведет к более высоким издержкам на единицу продукции (услуги) и снижению прибыли, производитель в попытках сохранить свое лидерство на рынке вынужден прибегать к стратегии интернационализации. На этой стадии мотив осуществления прямого зарубежного инвестирования имеет оборонительный характер и предполагает достижение экономии за счет более дешевой рабочей силы, эффекта масштаба, изменения валютных курсов и факторов налогообложения. Таким образом, ПИИ мотивируется желанием противостоять обостряющейся конкуренции и продлить цикл жизни продукта. Утраченное абсолютное технологическое преимущество в данном случае заменяется относительными преимуществами в издержках и дифференциации товара (услуги).
Теория монополистических преимуществ, основоположником которой является С. Хаймер (см., например, [3]), базируется на идее, что фирмы - ИБИ, производящие ПИИ, мотивированы, с одной стороны, возможностью получения высокой прибыли от дивидендов и капитала, а с другой - обретения контроля над рынком. При этом ИБИ должен обладать специфическими преимуществами, которые позволяли бы ему получать значительные прибыли. Таким образом, с позиции С. Хаймера причиной роста ПИИ в финансовой сфере являются несовершенства рынка, которые стимулируют ИБИ к использованию специфических, а по существу - монополистических преимуществ при выходе на зарубежные рынки.
В то время как С. Хаймер делает акцент на преимуществах, касающихся технологий и инноваций, другие ученые, следующие по его пути (Т. Хорст, С. Лолл), выделяют преимущества, связанные с размером фирмы (ИБИ), вертикальной интеграцией, дифференциацией номенклатуры товаров (услуг) [4]. В свою очередь, другой ученый - Ф. Кимура выделяет превосходство технологий и корпоративную стратегию.
Во второй половине 70-х гг. ХХ в. экономистами Редингского университета (Великобритания) - П. Бакли и М. Кэссоном [5] разработана модель интернализации, в которой упор делается не только на несовершенство рынка, но и на отдельные факторы, специфические для конкретной фирмы, отрасли, региона или страны. Концепция интернализации (от англ. -internalization) устанавливает связь между зарубежными инвестициями фирмы (ИБИ) и ее внутренней организацией. Фирма, обладающая определенными материальными и (или) нематериальными активами, недоступными или не используемыми фирмами других стран, может работать на зарубежных рынках. Но для этого также необходимы особые характеристики месторасположения и особые мотивы, побуждающие фирму осуществить контроль над своим зарубежным партнером. Эти мотивы должны быть связаны с ее стремлением использовать свои активы внутри себя, не вступая в рыночные отношения с другими компаниями.
Теория интернализации значительно развита в трудах А. Ругмана. По его мнению, внутренняя структура фирмы может рассматриваться как альтернативный рынок (например, транзакции между филиалами), где затраты на транзакции могут быть снижены посредством экономии на масштабе. Данная структура может сохранить конкурентное преимущество, завоеванное на внутреннем рынке, путем объединения своих зарубежных филиалов в сеть своего рода «внутренних» рынков.
Самый существенный вклад в объяснение теории прямого зарубежного инвестирования вносит экономист Дж. Даннинг [6], который в своей эклектической парадигме OLI объединяет различные уровни анализа фирм на микроэкономическом уровне и стран на макроэкономическом уровне, чтобы показать взаимодополняемость ранее описанных теорий и доказать, что прямое зарубежное инвестирование начинается, когда целый ряд факторов одновременно создает обстановку, необходимую для интернационализации. Дж. Даннинг формулирует свою гипотезу следующим образом. Он предполагает, что стратегия интернациона-
лизации фирмы (ИБИ) зависит от трех основных групп преимуществ: 1) преимуществ обладания, которые должна иметь фирма на внутреннем рынке по отношению к другим конкурентам (О - ownership-specific advantages); 2) преимуществ расположения зарубежного рынка (L - location-specific advantages); 3) преимуществ интернализации, заключающихся в способности фирмы выполнять операции самостоятельно в рамках организационной структуры (I - internalization-incentive advantages). При этом O-преимущества являются условиями конкурирования фирмы на новых международных рынках, L-преимущества определяют направления потока ПИИ, I-преимущества - форму выхода на зарубежный рынок. Если фирма имеет все три группы преимуществ, то прямое инвестирование становится основным способом ее проникновения на иностранный рынок.
Среди макроэкономических теорий прямого инвестирования особый интерес представляет «Макроэкономическая модель» прямых инвестиций японской школы в лице экономистов К. Кодзимы и Т. Озавы. Суть ее сводится к тому, что прямое инвестирование оказывает благотворное влияние на экономику страны-реципиента капитала.
Наиболее известным и авторитетным исследователем проблемы конкурентоспособности является М. Портер. В своей работе «Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран» он показывает динамическое взаимодействие между инвестиционными стратегиями ТНК и конкурентными преимуществами стран, формирующих среду бизнеса, в которой они конкурируют. Важным условием достижения страной конкурентного преимущества, по мнению исследователя, является выгодная конъюнктура для развития всех выделенных им преимуществ. На это могут оказывать влияние действия правительства и внешние шоки («случай»). Основополагающим фактором привлечения ПИИ в страну, по М. Портеру, является наличие развитых смежных отраслей, тогда как для стран-получателей важное значение имеет доступ на местном рынке к более дешевым ресурсам. Таким образом, с позиции теории конкурентных преимуществ М. Портера основными
Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки
инициаторами международной инвестиционной экспансии в финансовой сфере становятся ИБИ из стран, где институт финансового посредничества уже достаточно развит, рынок насыщен различными предложениями финансовых продуктов и услуг, а благоприятная экономическая ситуация позволила сформировать им значительную ресурсную базу.
В рамках исследований нобелевского лауреата по экономике П. Кругмана показана связь между торговлей товарами и услугами, с одной стороны, и прямыми иностранными инвестициями, с другой; эти процессы, по его мнению, являются взаимозаменяемыми. Таким образом, прямое зарубежное инвестирование ИБИ, по П. Кругману, зависит от величины и потенциала торгово-экономического сотрудничества страны-инвестора и страны-получателя ПИИ.
На основе рассмотренных теоретических подходов мы пришли к выводу, что международная экспансия в форме прямого инвестирования представляет собой сложный многофакторный процесс, включающий комплекс взаимосвязанных явлений, проявляющихся в многообразных формах. Международная инвестиционная активность в финансовой сфере определяется, с одной стороны, внутренними факторами, обусловленными стремлением к сокращению из-
держек, более эффективной координации деятельности и максимизации прибыли, а с другой -внешними факторами, связанными с преодолением конкурентного давления на рынке. При этом направления движения ПИИ ИБИ в значительной степени зависят от возможности реализации ими специфических конкурентных преимуществ на конкретном страновом рынке.
Таким образом, можно выделить две группы мотивов, способствующих выходу ИБИ на финансовые рынки зарубежных стран: микроэкономические и макроэкономические. Первая связана с внутренними, присущими конкретному ИБИ, факторами (например, снижение издержек, повышение конкурентоспособности бизнеса, получение контроля над рынком и т. д.), в том числе стремлением развивать на зарубежном рынке имеющиеся и потенциальные специфические преимущества. Вторая группа мотивов определяется внешними факторами, обусловленными конкурентной средой, а также экономическими, политическими, культурными и другими условиями страны - объекта инвестирования. В целом, анализ теорий фирмы и ПИИ позволяет понять причины доминирования определенных направлений международной экспансии современного банковского капитала на финансовом рынке России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Coase, R. The Nature of the Firm [Text] / R. Coase // Economica. - 1937. - № 4. - Р. 386-405.
2. Vernon, R. International investment and international trade in the product cycle [Text] / R. Vernon // Quarterly journal of economics. - 1966. - Vol. 80. -P. 190-207.
3. Hymer, S.H. The International Operations of National Firms: A Study of DFI [Text]: Ph. D. Dissertation / S.H. Нуmеr. - MIT: MIT Press, 1976.
4. Horst, T. Firm and Industry Determinants of the Decision to Invest Abroad [Text]: An Empirical Study /
T. Horst // REVIEW. - 1972. - № 54. - P. 258-266.
5. Bucley, P.J. The future of the multinational enterprise [Text] / P.J. Bucley, M.C. Casson. - N. Y., 1976. -116 p.
6. Dunning, J.H. Trade, Location of Economic Activity and the MNE [Text]: A Search for an Eclectic Approach / J.H. Dunning, Berti Ohlin, Per Ove Hesselborn, and Per Magnus Wijkman (eds.) // The International Allocation of Economic Activity: Proceedings of a Nobel Symposium Held at Stockholm. - London: Macmillan, 1977. - P. 395-418.