Научная статья на тему 'Предпосылки развития логистики в Республике Тыва'

Предпосылки развития логистики в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / РЫНОК / БИЗНЕС / ТРАНСПОРТ / УСЛУГА / ПЛАНИРОВАНИЕ / LOGISTICS / MARKET / BUSINESS / TRANSPORTATION / SERVICE PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-ооловна, Кайзер Юрий Филиппович, Лысянников Алексей Васильевич

Рассмотрены основные предпосылки создания логистических систем в Республике Тыва. В связи с увеличением транспортной подвижности населения, товарооборота, требований потребителей в своевременном и качественном товаре или услуге логистика поможет решить проблемы транспортных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавыраа Чечек Деспи-ооловна, Кайзер Юрий Филиппович, Лысянников Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития логистики в Республике Тыва»

УДК 656.1

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Ч.Д. Шавыраа, Кайзер Ю.Ф., А.В. Лысянников

Рассмотрены основные предпосылки создания логистических систем в Республике Тыва. В связи с увеличением транспортной подвижности населения, товарооборота, требований потребителей в своевременном и качественном товаре или услуге логистика поможет решить проблемы транспортных издержек.

Ключевые слова; логистика, рынок, бизнес, транспорт, услуга, планирование.

В последнее время перед автотранспортными предприятиями стоит острый вопрос выживания в рыночной экономике. Стремление предприятий получать максимальную прибыль выражается в удовлетворении запросов потребителей в перевозках, т. е. в улучшении качества обслуживания. На рынке существует много предприятий разных форм собственности, и каждое предприятие стремится получить своего клиента. Каждое предприятие ставит перед собой задачу улучшения обслуживания населения транспортом и введение своей индивидуальности - все эти факторы приводят к достойному уровню качества товаров и услуг. Особенно это ярко выражается на предприятиях Республики Тыва, где львиную долю перевозок выполняют частным автомобильным транспортом в связи с отсутствием железнодорожного и водного транспорта и дороговизной воздушного транспорта.

Логистика вошла в жизнь многих россиян и является принципиально новым направлением для многих российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников, которые удовлетворяют спрос на автомобильные перевозки и доставку товаров или услуг. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики, которые известны многим зарубежным специалистам. Многие логистические схемы и системы работали за рубежом в течение десятилетий, тогда как в России была более жесткая плановая система.

Первоначально понятие логистики было связано исключительно с военной областью и толковалось как комплексная подготовка военной операции. Позже в связи с появлением кибернетики, компьютеров, средств телекоммуникации и бурным ростом транспортных потоков логистику стали использовать для проектирования систем доставки комплектующих на сборочные производства и распределения готовой продукции. Экономика столкнулась с альтернативой: для бесперебойного обеспечения спроса или существенно увеличивать материальные запасы по всей цепочке производства продукции от сырья до готового изделия, или совершенство-

вать транспортную систему. В конце 1950-х годов компания «Toyota Motor», а затем другие автомобилестроительные компании начали внедрять систему доставки KANBAN. Позже эта концепция доставки грузов получила название «точно в срок» [1].

Логистика - это совместная деятельность предприятий по объединению и контролю над процессами, направленными на достижение поставленных целей - получение прибыли и удовлетворение потребностей потребителей [2].

Основу работы логистики составляют различные сферы деятельности: закупка сырья и материалов, производство, сбыт продукции, транспортировка, информационное обеспечение, а также различные системы управления - запасами, качеством товаров и услуг, планирования и т. п. [2]. В международной практике четко и ясно определено, что логистикой может заниматься экспедитор.

Экспедитор должен обладать определенной подготовкой, иметь высокую моральную репутацию, быть экономически и финансово способным выполнить поручение на экспедирование, т. е. сопровождение груза. Помимо всего прочего, логистическая система подразумевает работу с материальными и информационными потоками. Материальные потоки - совокупность материальных объектов. Информационные потоки существуют в виде бумажных (твердых) или электронных документов.

Перевозки, основанные на технологии «точно в срок», планируются исходя из синхронизации процессов доставки по объему и времени. В процессе планирования учитывают потребности соответствующих звеньев логистической системы с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. Использование технологии «точно в срок» требует высокого уровня организации и управления транспортным процессом, комплексного использования средств мониторинга и оперативной связи с подвижным составом. Расширение практического использования логистических систем потребовало объединения информационных систем предприятий, технических средств коммуникаций и средств мобильной связи на основе использования технологий глобальных информационных сетей.

Особая роль в процессе распространения концепции логистики принадлежит транспорту. Обобщенный характер логистической деятельности простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности и помогает развиваться экономике региона за счет доставки более качественных и своевременных товаров и услуг. Также немаловажное значение имеет привлечение к труду свободного безработного населения, имеющего транспорт, что может вызывать создания рабочих мест.

Фактором развития транспортных услуг в сфере логистики является стоимость товаров и услуг, которая зависит от уровня издержек, возникающих при производстве и реализации. Если рассматривать вопрос о

снижении возникающих при перевозке издержек, возможен вариант при применении различных логистических методов непосредственно на всем цикле движения товаров и услуг.

Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом, что невозможно без информационного обеспечения. Все процессы, протекающие в логистической системе, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек.

Успех в любом современном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т. п. Поэтому взаимосвязь и согласованность многих процессов обеспечивают работу такой службы, как логистика. Обеспечение взаимосвязей различных областей, задач, функций и процессов требует всеохватывающего комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики, которая помогает развиваться рыночной экономике. Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов, а также науки и образования обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и является реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг [3].

Основные трудности, встречающиеся на пути развития логистики в Республике Тыва:

- нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

- слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций, которые могли бы контролировать весь процесс продвижение товаров. Для Республики Тыва применение спутниковых систем слежения помогает внести изменения в графике передвижений в режиме реального времени;

- отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего, в области автомобильных дорог, которые для Республики Тыва являются первоочередным вопросом, т. к. от этого зависит полное развитие экономики всей Республики. Немаловажную роль играет развитие автомобильных дорог и других средств связи, особенно в отдаленных районах республики;

- недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технологический уровень. Особое внимание надо обратить на терминалы в приграничной зоне с Республикой Монголия в контрольно-пропускных пунктах («Хандагайты», «Цаган-Тологой»);

- отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;

- высокая степень физического и морального износа грузового подвижного состава;

- низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства (в основном складские помещения имеются в крупных центрах Республики Тыва);

- недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции;

- слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

- недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

По оценкам экспертов, логистика в Республике Тыва характеризуется замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей в тех или иных услугах, в частности, это касается перевозок. Отдельной проблемой является организация взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта в транспортных узлах. В данном случае на автомобильный транспорт ложится значительный объем завоза-вывоза грузов мелкими партиями, и обслуживания клиентуры, не имеющих других транспортных коммуникаций, кроме автомобильного транспорта.

Транспортные и экспедиторские предприятия Республики Тыва, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов. Применение интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т. д. является основным аспектом развития логистической системы.

В последнее время современные телекоммуникационные технологии шагнули намного вперед, и каждый заказчик услуг может контролировать свой груз с помощью компьютерных технологий. Это помогает получателю или отправителю груза быстро и оперативно вмешаться в случае непредвиденных ситуаций.

Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности. Хотя Республика Тыва и граничит с такими иностранными государствами, как Монголия, Китай, экспедиторские предприятия, терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности слабо развиты.

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Рыночные экономические отношения привносят свои законы и усиливают роль всех видов транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Особое место занимает Россия, которая имеет большую территорию с разным уровнем развития транспорта и промышленного производства. Для более отдаленных районов Российской Федерации характерны слабое развитие техники, коммуникаций, промышленности, продвижение товаров и услуг. Ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей и является актуальной задачей транспорта.

Новые экономические структуры, особенно, если это касается инвестиционных капиталов других стран, не доверяют существующей транспортной отрасли, поскольку государственный транспорт объективно не может работать в соответствии с требованиями клиентов, привыкших к более мобильному транспорту, высоким скоростям доставки. Модернизация и совершенствование транспортной структуры поможет реализовать важное для Республики Тыва развитие логистической системы.

Специалисты в области логистики считают, что на этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования и модернизации в сфере производства, распределения, реализации, потребления, а также финансово-кредитной и других систем не приведут к реальным успехам, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской Федерации.

Объективная потребность в создании логистической организации может быть объяснена следующими причинами.

Первая причина - объединенный инструментарий логистики, производящий обобщение общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения до мест применения (использования).

Вторая причина - логистика создает условия для снятия противоречий между различными отраслями и видами деятельности в сфере дорожного хозяйства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем.

Третья причина - логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, так как системно подходит к организации не только материальных, но и других экономических потоков в процессе проектирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог.

Для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы, которые дают возможность рационально планировать распределение ресурсов вместо того, чтобы в ответ на уже наступившие перемены осуществлять дорогостоящие изменения в загрузке мощностей или использовании запасов.

Большое значение для Республики Тыва имеет автомобильный транспорт в связи с отсутствием железнодорожного и дороговизной воздушного вида транспорта. Транспортно-экспедиционное обслуживание населения, доставка крупногабаритных товаров из торговой сети не обходятся без автомобильного транспорта.

При пассажирских перевозках основная доля транспортно-экспедиционной организации приходится на продажу билетов и бронирование билетов, особенно при поездках с использованием разного вида транспорта или маршрутов разных транспортных компаний. В этом случае наряду с продажей билетов транспортно-экспедиционная организация, как правило, предлагает бронирование мест в гостиницах, туристическое обслуживание, трансферт и т.д.

Развитие транспортно-экспедиционной организации тесно связано с расширением использования логистики при доставке грузов, что ведет к перераспределению роли организатора перевозок в пользу транспортно-экспедиционных организаций.

Таким образом, логистика помогает формировать и управлять автотранспортным комплексом Республики Тыва, включающая высокий уровень автомобилизации и всей дорожной инфраструктуры.

Список литературы

1. Горев А.Э., Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.

2. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1995. 197 с.

3. ЛОГИСТИКА: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. проф. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008. 944 с.

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна, канд. техн. наук, доц., $Ьауугаа@,таИ.ги, Россия, Республика Тыва, Кызыл, Тувинский государственный университет,

Кайзер Юрий Филиппович, канд. техн. наук, доц., kaiserl70174@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа,

Лысянников Алексей Васильевич, канд. техн. наук, доц., lysyanni-kov.alek@,mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа

BACKGROUND OF LOGISTICS IN THE REPABLIC OF TUVA Ch.D. Shavyraa, Y.F. Kaiser, A. V. Lysyannikov

The basic prerequisites for the development of logistics systems in the Republic of Tuva is described. Due to the increasing mobility of the population of the transport, trade, consumer demands in a timely and high-quality product or service, logistics will help to solve the problem of transport costs.

Key words: logistics, market, business, transportation, service planning.

Shavira Chetek Despi-oolovna, candidate of technical sciences, docent, shavy-raa@mail.ru, Russia, Tuva Republic, Kyzyl, Tuvan State University,

Kaiser Yury Filippovich, candidate of technical sciences, docent, kaiserl 70174@,mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas,

Lysyannikov Alexey Vasilyevich, candidate of technical sciences, docent, av. lysyannikov@mail. ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.