ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ, ТОЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК В ТАДЖИКИСТАНЕ
Зайнудинов С., Салимое Н.С., Хуморов Д.
Таджикский государственный университет коммерции
Объявление Президентом Таджикистана, Лидером Нации и Основателем мира и национального согласия Эмомали Рахмоном 2020-2040 гг. «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования» поставило перед каждым ученым, научным обществом и научно-исследовательских учреждений Таджикистана очень серьёзные и ответственные задачи .
Руководитель страны хорошо знает, что политико-экономическое продвижение, сила и мощность любого государства зависит от его обладания современными новейшими технико-технологическими средствами, и особенно, открытиями и внедрениями новшеств в научной жизни общества. Он также хорошо осведелён о том, что без знания об этих наук не будет возможным продвигаться вглубь и раскрыть тайны естественных наук, а следовательно, использовать в полной мере знания о них во благо всего народа, что требует для своей реализации создание как материальных, так и нематериальных условий. Кроме того, Лидер нации хорошо знаком с национальной историей и культурой, поэтому он всегда призывает народ к изучению этой обширной истории, поскольку наши предки оставили не только богатое знание нам, но и оставили глубокий след в развитии науки и техники Европы и мира.
Лидер нации отметил ещё одну важность развития естественных, точных и математических наук у нашего народа, а именно, вся таджикская наука и культура создана посредством своего языка, таджикского языка: 4- го октября 2019 года во «Дворце Борбад» Основатель мира и национального согласия, Лидер Нации, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в честь дня государственного языка Республики Таджикистан выступая с речью, подчеркнул, что на этом языке творили наши великие учёные Абу Али ибн Сина и Фороби, сочиняли свои великие научные труды Донишномаи Алои и Китоб-ут тафхим и Осор-ул Бакия, а их почин продолжали Насриддин Туси, Умар Хаём вплот до Ахмади Дониш.
В связи с великим почином Президента страны мы задались целью рассмотреть произведения Авиценны - великого не только таджикского философа и ученого, но и мирового масштаба, с точки зрения современного естествознания. Необходимость такого подхода исходит из того, что, несмотря на то, что таджикскими учными исследованы почти все стороны научно-философских его учений, тем не менее, остались в стороне исследования Авиценны в области естественных наук, достижения в которой могут послужить крепкой опорой для продвинутых молодых исследователей страны.
Указ об объявлении 2020-2040 годов «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования» открывает широкие возможности для развития названных наук в республике Таджикистан, где с давних времен любили науку, использовали достижения естественных наук в различных областях, занимались земледелием, животноводством, придумали различные приспособления для облегчения своей жизни по труду, различными способами передавали информации и т.д. Некоторые достижения отражены в народных сказках, народной мифологии, некоторые до сих пор гуляют среди народа, приобретая различные окраски в зависимости от уклада жизни в обществе.
Следует отметить, что постоянно-переменные исторические обновления в обществах препятствовали сведению разрозненных научных достижений в единое целое, чтобы обеспечить информационно развитие наук. Кроме того, крайне низкая грамотность населения по причине, в том числе, отсутствия школ, обычно становилась препятствием и не дала возможности реализовывать научно-технические достижения народов других стран.
Несмотря на эти и другие факторы, из таджикского народа выросли такие великаны науки, перед которыми склоняли головы не только западные и восточные, но и другие ученые стран земного шара. Следует отметить, что в научном мире они известны больше всего как поэты, писатели, философы, мастера слов и т.д., но никак не ученые. Например, Саади Ширази считается поэтом и писателем, но никак не ученым, в то время как он до мельчайших подробностей описывал развитие человека от эмбрионального состояния до смерти; в своих четверостишиях описывал действия сил, которые приложены в разные точки испытуемого тела; достаточно точно описывал действие частицы с названием «дуд» (дым), начиная от источника до приемника (к сведению
таджикских физиков: в естествознании таджикского Средневековья одна из частиц называлась «дуд» (дым); впервые именно Саади, сравнивая действие посредника между природой и животным, указал, что оно в 300000 раз (!) слабее, чем действие естественных частиц. Хайям в своих четверостишиях достаточно всесторонно описывал свойства первичных элементов. Всем нравятся его рубаи именно из-за того, что в них достаточно точно, эффективно, слаженно и в связи с другими явлениями описываются конкретные явления, свойства любимых объектов и субъектов, разрушение надежд, любви, влияние явлений друг на друга и многое другое, причем так, как мы сами их представляем, чувствуем, ощущаем, видим, осязаем. Следует отметить, что при этом применяются такие слова, как «звук», «волна», «частица», «скорость», «частота» и т.д. Естественно предположить, что без каких-либо знаний по естествознанию он не мог бы выразить свои мысли подобным образом в своих четверостишиях. Другой мыслитель - Носири Хусрав не считается ученым - естествоведом, но, из таджикских философов вслед за Авиценной, впервые именно он дал определение хушки (сухости); дал определение звука, характеризовал его и его возникновение; предложил новую частицу с названием «посредник»; сравнивал по симметрии расположение планет и составляющие части тела человека; определил звезду следующим образом: «Это светящееся небесное тело, округленное под давлением света»; «тепло» определил как сжатое состояние материи; определил шесть видов движения; дал определение молнии; дал определение грома. Поэт Бедиль в своих четверостишиях описывал волну, движение и покой, форму, первичные элементы, описывал явление, похожее на современный «туннельный эффект», но не считается ученым - естествоведом.
Отметим следующую особенность предположений Средневековых таджикских ученых: 1) частицы имеют источник; 2) предполагают, что частицы могут образовать лавину; 2) частицы обладают способностью выбирать объект воздействия; 4) частицы имеют направленное воздействие на выбранный объект.
Самым великим философом, самым великим ученым, самым великим Человеком Земли является сын таджикского народа, недостижимый для всех философов и ученых мира, неповторимый по своему совершенному мировоззрению, по охвату решенных проблем Абу Али Ибн Сина с именем Авиценна. Все научные достижения не только таджикских ученых, но и всего мира, отражены в его мировоззрении, в котором объяснено возникновение Мироздания и процессов в нем, о чем мы расскажем в соответствующих параграфах данной статьи. Следует отметит что именно Авицена является основаположником внедрения таджикского языка в науку, доказал, что это язык нитолько язык поезии, но и научный, впервые заменил арабские понятия, таджикскими понятиями.
Именно он впервые доказал в своей философии возникновение Мироздания и процессов в нем на основе возникновения света из сущего, которое является самым правильным и неповторимым излож.
1. Теория чисел
Рассмотрим сокращённый вклад Авиценны в каждую составляющую перечисленных наук. Прежде всего, отметим сходство между вышеприведенными науками: 1) объектами исследования всех вышеприведенных наук являются проявляемые этими объектами внешние свойства объектов; 2) объектами исследования всех вышеприведенных наук являются взаимодействия объектов между собой на уровне внешних свойств; 3) ни в одной из приведенных наук не учитываются причины возникновения внешних свойств объекта; 4) каждая из приведенных наук опирается на понятия, которые не имеют определения, и если имеют, то их определения не связаны с первоосновами Мироздания. Например, в мире наук нет определения таких понятий, как «природа», «материя», «форма», «количество», «пространство», однако все перечисленные науки используют эти понятия и опираются на них.
Приведем некоторые результаты исследования Авиценны в физике, и одновременно укажем на следующие моменты: а) в каком виде выражаются исследования Авиценны в физике современного мира; б) каков вклад таджикских ученых в развитии физики Авиценны.
Беглый взгляд на достижения Авиценны по физике показывает: Авиценна описывал более 300 физических фактов и более 100 законов и закономерностей в своих произведениях. Мы же приведем здесь только те, которые так или иначе называются, знакомы ученым современным, или находятся на грани исследования. 1) Авиценна доказательно объяснил возникновение Мироздания на основе законов и принципов, которые сейчас относятся к квантовой физике. Тем самым, он стал первооткрывателем квантовой физики. Однако эта тема не изучена и не исследована таджикскими
учеными; 2) Авиценна впервые в мире доказал, что существуют энергетические уровни, которые одновременно вращаются вокруг общего центра, вокруг собственного центра и колеблются вокруг оси вращения, на которых могут располагаться различные частицы. Энергетические уровни соответствуют четырем главным квантовым числам современного атома. Эта сфера нами была названа ХОБО-А. Это была первая модель атома, впервые в мире предложенной таджикским ученым. Авиценна доказал, что каждый уровень (энергетический) обладает пятью собственными энергетическими уровнями. Таким образом, Авиценна доказал, что при первом приближении, в сфере ХОБО-А (собственная сфера первичных элементов или собственная сфера изолированного современного атома) или в современном атоме существует более 125 энергетических уровней. Однако, таджикские ученые не развивали исследования Авиценны в этой области и до сих пор нет развитие этой модели со стороны таджикских ученых; 3) Авиценна доказал, что при взаимодействии различных сфер ХОБО возникают 16 вариантов реального состояния вещества. Именно столько вариантов получается при смешении атомов, если при смешении исходить из существования четырех главных квантовых чисел современного атома. В исследованиях таджикских ученых эта тема не отражена; 4) Авиценна доказал, что между соседними точками в образованной вещи (например, между узлами кристаллической решетки) будут существовать частицы, отличающиеся по длинам волн, скоростям, энергиям, массам и другим характеристикам. Авиценна определил, что из всех характеристик частиц между точками (узлами) вещи, только те характеристики определяют стабильность состояния вещи, которые имеют одинаковые энергетические уровни Подобное объяснение в современной физике отсутствует. Эта тема не отражена в исследованиях таджикских ученых; 5) Авиценна доказал, что взаимодействие между объектами происходит по схеме превращения массы в энергии и энергии в массы, которая отражена в современной квантовой физике в формульной зависимости Е=тс , где т - масса, которая превращается в энергию, с=300000 км\сек. - скорость распространения света в вакууме, Е - энергия, которая получается при превращении массы т. Эта тема не отражена в исследованиях таджикских ученых; 6) Авиценна дал определение понятии «тело», которое является самым правильным определением. В физике и философии отсутствует определение «тело». Эта тема не развивалась также и таджикскими учеными; 7) Авиценна доказал, что процессы роста в теле обусловлены 17 (семнадцатью) разрешенными энергетическими уровнями или зонами. Подобное исследование в физике отсутствует. У таджикских физиков тоже; 8) Авиценна доказал, что тело живого существа будет функционировать, если в нем будет не менее 241 энергетических разрешенных зон или энергетических уровней. Подобное исследование в физике отсутствует. У таджикских физиков тоже; 9) Авиценна доказал, что тело будет человеческим телом, если оно обладает более чем 1500 разрешенными энергетическими зонами или энергетическими уровнями. Подобное исследование в физике отсутствует. У таджикских физиков тоже; 10) Авиценна рассматривал взаимодействие энергетических зон, и, исходя из невозможности суммирования изменения в них, предсказал принцип получения лазерного излучения. Эта тема не охвачена исследованиями таджикских ученых; 11) С точки зрения современной квантовой физики, Авиценна указал на взаимодействие излучений на более глубоком уровне с последующим переводом вращательных, колебательных или спиновых энергий на другой уровень с сохранением этих уровней. Подобное исследование отсутствует в работах таджикских ученых; 12) Авиценна доказал, что в вещах происходят процессы поглощения и излучения, причем, процесс приема освещения, т.е. поглощения энергии, и процесс излучения, отличаются друг от друга. Эти явления не отражены в работах таджикских ученых; 13) Он доказал, что в Солнце происходят такие же процессы перехода, как в вещах, которые приводят к поглощению и излучению, но с более широкими энергетическими зонами. Таджикские ученые не развивали эту тему; 14) Авиценна утверждал, что результат перехода между уровнями есть «тепло», которое образует сферу, т.е., «тепло» излучается во все стороны. Частица, которая испускается при переходе между уровнями, в современной квантовой физике называется «фотон» и не образует сферу «Фотон» Авиценны не исследована в физике и таджикскими учеными тоже; 15) Авиценна доказал, что испущенная «частица» подобна той, которая являлась причиной появления последней, является её смыслом (т.е., состоит из тех же уровней) и обладает формой. Подобное исследование в современной физике отсутствует и у таджикских физиков тоже; 16) Авиценна доказал, что не всякая вещь сможет обнаруживать всякую вещь, а только те вещи обнаруживают друг друга, у которых более или менее совпадают ширина энергетических зон, и, следовательно, способны поглощать излучения друг друга, причем, они должны обладать следующими свойствами: а) вероятностью излучения внутри
самой вещи; б) вещь имеет совершенство, т.е., связь с внешним миром, или имеет «место»; в) вещь должна существовать в определенном промежутке времени; г) вещь должна приобретать способность излучать во всем интервале шкалы электромагнитных волн. Подобное объяснение распознавания вещей отсутствует в физике, и у таджикских физиков тоже; 17) Авиценна описал явление, которое в современной физике называется «явлением фотоэффекта». У таджикских физиков отсутствует исследование «фотоэффекта» Авиценны; 18) Авиценна описал явление, которое в современной физике называется «Эффектом Комптона». У таджикских физиков отсутствует исследование «Эффекта Комптона» Авиценны;19) Авиценна описал некоторые свойства частиц, которые похожи на волновые свойства частиц. У таджикских физиков отсутствует исследование подобных свойств частиц; 20) При описании явлений Авиценна использовал свойства частиц, которые указывают на определенное соотношение между «местом» и «движением». Это соотношение подобно соотношениям неопределенностей Гейзенберга. Это положение физики Авиценны не исследовано и таджикскими учеными; 21) При описании собственной сферы первичных элементов Авиценна указывал на существование давлении света. Однако эта теория не исследована таджикскими учеными; 22) Понятие «масса» в учении Авиценны связана с возникновением связей. Это явление тоже не изучено таджикскими учеными; 23) В учении Авиценны доказаны существование виртуальных частиц, однако таджикскими учеными не изучен этот вопрос; 24) Авиценна доказал и предсказал возможности создания источников высоких энергий, к которым в настоящее время причисляются атомная бомба, ядерная бомба, термоядерная бомба, различные химические источники и другие объекты. Эта тема тоже не изучена таджикскими учеными; 25) Кроме того, в вышеприведенных высказываниях решались проблемы современного естествознания о движении, о майл (стремление, влечение). Отметим, что многие исследователи заслуженно приписывают Авиценне то, что его исследования о майл (стремление, влечение) стали основой для дальнейшего понимания такого понятия в физике, как инерция. Однако, остановиться на таком объяснении и не замечать другие заслуги Ибн Сина есть недальновидность многих исследователей мировоззрения Авиценны. Дело в том, что Авиценна понятие «майл» выводит из необходимости и движения, т.е., из излучения и связи, и указывает, что «майл» есть природа вещи, «майл» есть мгновенная реакция вещи на приложенную силу и не зависит от массы, материи, связано с внутренностью вещи, позволяет исследовать вещь с помощью внешней силы. Эти вопросы в современном естествознании не нашли ответа, в то время как Авиценна указывал путь исследования этих проблем; 26) Авиценна является единственным ученым в мире, который научно подразделял движение на две части: харакати тавассутия (опосредованное движение) и харакати катъия (взаимноостанавливаемое движение), и на их основе объяснял Мироздание и процессов в нем. Таджикские ученые не обращали внимания на эту тему; 27) Авиценна является единственным ученым в мире, который научно доказал, что свет может иметь искривленную траекторию. Таджикские ученые открестились от этого явления; 28) Именно Авиценна впервые доказал, что сущестуют разрешенные и запрещенные энергетические зоны. Таджикские ученые не проявляли заинтересованность в исследовании этой темы.
Здесь приведены те физические понятия и явления, которые являются наиболее применимыми в технике, технологии и в областях человеческой деятельности. Следует отметить, что Авиценна предсказал многие явления в квантовой физике, некоторые из которых стали направлениями для получения престижных международных премий по физике, а некоторые еще не известны научному миру, и ждут свою очередь для проявления. Особенности физики Авиценны заключается в том, что в ней все физические явления связаны с первоосновами Мироздания.
Приведем некоторые темы по физике, которые удостоились Нобелевской премией, но заслуженным основоположником по их исследованию является Авиценна: рентгеновские лучи, самопроизвольная радиоактивность, явление радиации, катодные лучи, открытия, касающиеся законов, которые управляют тепловым излучением (закон смещения Вина), характеристическое рентгеновское излучение элементов, квант энергии, фотоэлектрический эффект, строение атомов и испускаемые ими излучения, дискретная структура материи и открытие седиментационного равновесия, эффект Комптона, корпускулярно-волновой дуализм, рассеян ие света и эффект Рамана, открытие нейтрона, открытие космических лучей, открытие позитрона, открытие принципа запрета (принцип Паули) и др.
Большая заслуга Абу Али ибн Сино в области Астрономия или наука о Вселенной. Кратко перечислим некоторые результаты исследования Авиценны в астрономию. 1) Авиценна считал, что
небесное тело (Небо) состоит из других тел, которые противоположны Небу по некоторым свойствам, определяемые чувствами: а) некоторые из них светятся, б) некоторые перекрывают друг друга, в) некоторые находятся выше или ниже друг друга, г) некоторые проявляют поверхностные противоречивые характеристики, которые видны с помощью приборов (расад), д) некоторые не проявляют такие характеристики, из некоторых проявляются собственные отличительные движения от других, е) некоторые движутся с востока на запад, ё) некоторые движутся с запада на восток. Эти проблемы не нашли отражения в исследованиях таджикских ученых; 2) Авиценна доказал, что звезды являются возникающими объектами и имеют сферическую форму. Таджикские ученые не исследовали это положение в учении Авиценны; 3) Авиценна доказал, что Луна не имеет собственного излучения. Источником света Луны с различными длинами волн является излучение Солнца. Исследование этой проблемы не отражено в работах таджикских ученых; 4) Авиценна доказал, что звезды сами излучают и их свет является собственным светом самих звезд. Таджикские ученые об этом молчат; 5) Авиценна доказал, что пятна на поверхности Луны возникают из-за того, что между Землей и Луной находятся объекты, невидимые глазом, излучающие другие длины волн и имеющие малые размеры. Не только у таджикских ученых, нет исследования по этим проблемам; 6) Авиценна доказал, что небесное пространство заполнено собственными сферами первичных элементов (сфера ХОБО-А) или, с современной точки зрения, атомами, причем, не все части её являются подобными. Развитие этих проблем не отражены в работах таджикских ученых; 7) Авиценна считал и доказал, что Космос или Небо бесконечен как целое, поскольку «место» Космоса есть условие для него. Это положение не исследовано таджикскими учеными; 8) Характеризуя некоторые свойства звезд, Авиценна отмечал, что звезды вращаются вокруг своего центра, вокруг центра Земли и вокруг другого центра, который находится вне центра Земли. Исследования по этой проблематике у таджикских ученых отсутствуют; 9) Авиценна, выступая против некоторых течений, утверждал, что Земля не находится на воде, Земля не находится в состоянии покоя из-за равномерного притяжения со всех сторон в Космосе, Земля не находится в состоянии покоя из-за равноудаленного расстояния в Космосе. Другими словами, Авиценна доказал, что существует всемирное тяготение, однако таджикские ученые игнорировали это доказательство; 10) Связыванием падения тел с «майл» (в современной физике называется «инерция») Авиценна утверждал, что Земля притягивает тела, поэтому у них появляется «майл». Другими словами, по Авиценне, Земля имеет силу притяжения. Однако эта тема не исследована таджикскими учеными; 11) Авиценна отмечал, что после удаления двигателя тело и движется к Земле, и падает к Земле. В современном естествознании такое движение в сторону Земли называется «свободное падение». Однако таджикские ученые посторонились от исследования этой тематики; 12) Авиценна доказательно утверждал, что Небо или Космос или Мироздание является единственным, целым и совершенным. Это утверждение Авиценны не нашло своего исследования в работах таджикских ученых; 13) Авиценна доказал, что Небо, Земля, Солнце и все другие планеты и звезды имеют сферическую форму. У таджикских ученых нет исследования по этой теме.
Мы перечислили некоторые проблемы, изложенные и разрешенные Авиценной и понятные современным ученым и читателям, связали их с проблемами в астрономии с современной точки зрения. Остались не перечисленными и за полем нашего зрения другие решения Авиценны, которые являются проблемами современной астрономии, но они были Авиценной связаны с «первоосновами» Мироздания. В частности, к ним относятся предметы изучения космологии: -изучение Вселенной, ее устройство и развитие; космогонии - изучение небесных тел (звезды, планеты, звездные системы, галактики, черные дыры и так далее). Следует отметить, что все эти объекты и процессы изучены, исследованы и изложены Авиценной, однако таджикские ученые не проявляли должного внимания к этим исследованиям.
Будучи великим иследователем и фармалогом хорошо понимал, что без отличного знания химия разработат лекарства невозможно, ибо эта наука изучает вещества, их состав, свойства и химическую форму движения материи.
Из определения выходит, что химия имеет отношение с понятием «взаимодействия», вследствие чего образуется вещество, состав, и затем возникает тело. Следует иметь в виду, что исследование Авиценны целиком и полностью посвящено получению совершенной вещи. В работах Авиценны можно определить следующие этапы взаимодействия: взаимодействие в простой вещи и взаимодействие в сложной вещи. Приведем результаты исследования Авиценны в объяснении этих явлений. 1) взаимодействия в простой вещи. Под простой вещью Авиценна имел в виду самих
первичных элементов в собственной сфере ХОБО-А, что соответствует изолированному атому со своим ядром и с незаполненными электронами энергетических уровней вокруг ядра. Авиценна доказывал, что между самими первичными элементами в сфере ХОБО-А имеет место следующее: а) первичные элементы не могут существовать в сфере ХОБО-А друг без друга; б) взаимодействие между ними приведет к возникновению дополнительного движения; в) между первичными элементами в сфере ХОБО-А имеет место взаимовлияние и взаимопроникновение. Авиценна доказал, что в природе существуют четыре первичных сил: «гарми» (тепло), «сарди» (холод), «тари» (влажность), «хушки» (сухость), что соответствует четырем видам современного взаимодействия: сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное взаимодействия. Как у современных видов взаимодействий, у четырех видах авиценновского взаимодействия также есть носители. Авиценна доказал, что между четырьмя стихиями существуют следующие частицы, которые не являются стихиями, но состоят из этих же стихий: хавои обнок (водянистый воздух); хавои обноки сард (водянистый холодный воздух); хавои софи (беспримесный воздух); хавои дудкун (воздух, испускающий дым); оташи сирф (чистый огонь); дуди касиф (вязкий дым); дуди латиф (гладкий, нежный дым); бухори касиф (вязкий пар); бухори латиф (гладкий, нежный пар); гармии зуъ (тепло луча солнца) - квант света. Следует отметить, что исследование этих проблем не встречается в работах таджикских ученых; 2) взаимодействие в сложной вещи. Прежде всего, еще раз отметим, что первичные элементы и всё, что появляется вследствие их взаимодействия, Ибн Сина относил не только к медицине, но и ко всему материальному миру, т. е., он считал и неоднократно подчеркивал, что все вещи материального мира, в том числе и человек, появляются вследствие взаимодействия первичных элементов. Тем самым, Ибн Сина дал ясно понять, что процессы, происходящие в теле человека, ничем не отличаются от процессов, происходящих в других вещах материального мира. Разница появляется только тогда, когда появляется тело человека. Эта разница заключается в том, что в теле человека все процессы и движения происходят в наименьшем по энергетическому объему пространстве между границами «ифрот» (максимум) и «тафрит» (минимум) по сравнению с другими телами, так как он считал тело человека самой совершенной формой из всех существующих форм в природе. Таким образом, Ибн Сина рассматривал взаимодействие между первичными элементами различных сфер вплоть до получения самой совершенной формы в природе - формы тела человека. Для того, чтобы объяснить взаимодействие в сложных вещах, он использовал понятия «кайфият», «мизодж», «эътидол», «ифрот», «тафрит». Поскольку первичные элементы в учении Ибн Сины охватывают по смыслу и современное понятие «уровень энергии», то можно предположить следующее сходство и связь между «кайфият» и состояниями уровней энергии: «кайфият» есть мгновенное положение в пространстве энергетического уровня. Авиценна доказал, что «мизодж» возникает вследствие взаимодействия «кайфият» и обладает следующими свойствами: а) «мизодж» есть более «растянутые» между собой энергетические уровни в сравнении с уровнями «кайфият»; б) в «мизодж» имеется меньшая вероятность переходов по сравнению с «кайфият», в том числе и по той причине, что эти уровни находятся дальше, чем уровни в «кайфият»; в) «мизодж» имеет ослабленную энергетическую «жесткость» по сравнению с «кайфият» и меньшие амплитуды колебания поверхности первичных элементов; г) излучение в «мизодж» соответствует энергиям, длина волн которых меньше, чем длина волн «кайфият»; д) «мизодж» в сравнении с «кайфият» является менее чувствительным к внешним воздействиям, в том числе изменениям давлении и температуры. Авиценна доказал, что при взаимодействии первичных элементов различных сфер, т.е., при мизодже, возникают разрешенные и запрещенные энергетические зоны. Авиценна отмечал, что при взаимодействии элементов возникают 16 видов мизодж. Авиценна доказал, что «эътидол» есть более стационарное в данном промежутке времени состояние результатов взаимодействия четырех первичных элементов. В учении Авиценны процесс взаимодействия в сложной вещи происходит посредством сфер первичных элементов, и это взаимодействие проходит следующие фазы: кайфият - мизодж - эътидол, причем взаимодействие начинается с кайфият, т. е. со сближения сфер первичных элементов. Ибн Сина предполагал, что во всех этих фазах существуют «ифрот» и «тафрит», что по смыслу сходны со словами «максимум» и «минимум» соответственно, т. е. все фазы имеют свои границы изменения. Действительно, мизодж не может иметь такие амплитуды, которые могли бы разрушить его. Это означает, что при разложении эътидол превращается в мизодж, а мизодж превращается в кайфият. Отметим, что указанные проблемы не исследовались и не учитывались таджикскими учеными; 3) Авиценна доказательно утверждал общее правило заполнения любого энергетического уровня, которое по
времени возникновения является первым правилом заполнения электронами энергетических уровней и подуровней атомов элементов периодической системы Менделеева, которое сейчас известно как «принцип Паули» и «правило Гунда». Таджикские ученые не развивали это положение; 4) Авиценна доказал, что существует связь, которая в современной физике называется «ковалентной связью». Вклад таджикских ученых в исследовании этой темы не существует.
Здесь мы привели некоторые результаты исследования Авиценны, которые менее известны научному кругу и являются фундаментальными исследованиями. Практические работы Авиценны по изготовлению лекарств в основном, известны ученым, однако не обоснованы с точки зрения современного естествознании, особенно в биологии.
Современная наука определяет, что биология изучает живую природу. В биологии выделяют следующие направления: зоология, ботаника, физиология животных, человека и растений, биологическая химия, микробиология, вирусология, молекулярная биология, молекулярная генетика, космическая биология и т.д.
Кратко рассмотрим, в чем заключается вклад Авиценны в биологии. 1) На Земле нет человека, кроме Авиценны, который научно - обоснованно дал определение понятии «животное», т.е., существам, которых мы называем «живыми». Только он объяснил, как возникает «животное». Он также дал определение понятию «тело». По этому поводу нет исследования не только у таджикских ученых; 2) Авиценна доказал, что живые тела имеют более совершенную «форму» по сравнению с растительными телами. Эта тема не отражена в исследованиях таджикских ученых; 3) Авиценна доказал, что живые тела отличаются друг от друга по «формам». Таджикские ученые не исследовали эту тему; 4) Авиценна доказал, что «форма» человека является самой совершенной «формой» в природе. У таджикских ученых отсутствуют исследования этих проблем; 5) Только Авиценна доказательно описал закономерности возникновения многообразия животного мира из первооснов Мироздания. У таджикских ученых нет подобного исследования; 6) Авиценна доказал, что процессы в растительном теле связаны с излучением. Таджикские ученые не развивали эту тему; 7) Авиценна доказал, что превращение пищи в тело происходит по закону превращения массы в энергию и наоборот. Другими словами, Авиценна доказал, что имеет место закон превращения массы в энергию и энергии в массы, которая выражается в современной физике в формульном выражении Е=МС , где М - масса, Е - энергия, С - скорость света в вакууме. В исследованиях таджикских ученых отсутствует развитие этой темы; 8) Авиценна доказал, что в растительном теле существуют следующие функции: функции рождения подобия; функции роста тела; функции влияния на пищу в виде выделения пищи из общей массы пищи; функции расщепления пищи; функции усвоения пищи; функции удаления пищи посредством излучения и поглощения. В работах таджикских ученых эта тема не охвачена; 9) Авиценна описал процессы функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, т.е., животного тела и человеческого тела, в зависимости от взаимодействия с внешней средой посредством «души» или «духа». Развитие этой темы в работах таджикских ученых не наблюдается.
Мы привели несколько известных современному исследователю тем по биологии, которые были разработаны и решены Авиценной, однако таджикские ученые нисколько не обращали внимания на развитие этих тем. Авиценна как ученный-как врач считал, что медицина - особый раздел биологии, которая изучает диагностику, лечение и профилактику заболеваний, способы сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни.
Следует отметить особо: 1) Великий таджикский философ, великий таджикский ученый, и просто Великий Человек Земли Абу Али Ибн Сина (Авиценна) является единственным человеком в мире, произведение которого с названием «Законы медицины» или «Канон врачебной науки» более 500 лет было единственной настольной книгой всех врачей Земли, почти 1000 лет используется врачами и до сих пор не потеряло свою актуальность, несмотря на то, что человеческое общество бесцеремонно использует современных посредников в виде новейшей техники и информационных технологий для сохранения здоровья человека и других животных. Интересным фактом является то, что при этом никто не понимал, никто не знал, и никто не мог объяснить правильность лечения по этой книге с точки зрения науки. Следует подчеркнуть, что подобная тенденция имеет место и сегодня: нет однозначного объяснения с точки зрения современной науки тем медицинским процедурам, лекарствам и способам, которых описал Авиценна в своем произведении. Таким образом, достижение таджикского народа, гордость таджикского народа и наука таджикского народа осталась не замеченной таджикскими учеными; 2) «Канон врачебной науки» — одна из самых
знаменитых книг в истории медицины. По существу — это целая медицинская энциклопедия, рассматривающая с большой полнотой все, что относится к здоровью и болезням человека. Но из-за непризнанных (или непонятых?) современной западной медициной теоретических «основ» «Канона» эти способы лечения сегодня мало и фрагментарно используются». Эти слова взяты из различных произведений разных авторов. Но таджикские ученые не старались, чтобы признавались основы «Канона» и стали понятными их теоретические обоснования; 3) «Современная медицина самоуверенно отбросила теоретические «основы» «Канона» - пишут некоторые авторы исследования «Канона». Немалая доля вины в этом лежит и на плечи таджикских ученых, которые не разглядели в произведениях Авиценны современные положения современной квантовой физики; 4) «Канон врачебной науки» является также и философским произведением. Именно в этой книге описываются общие закономерности и законы возникновения растительного тела, животного тела и человеческого тела на основе четырех первичных элементов. Именно в этой книге описываются смысл понятий «кайфият», «мизодж» и «эътидол», которые присущи всем телам. Именно в этой книге определяются количества «мизодж» и «эътидол»: каждому телу соответствует 16 «мизодж» и 16 «эътидол». Только знания об этих понятиях дает возможность правильно взяться за лечение больного. Однако у таджикских ученых нет исследования по обоснованию этих понятий; 5) В книге описываются принципы воздействия лекарств на здоровье посредством органов чувств, которые отличаются энергетическими уровнями, местом расположения в теле человека и различными функциями. Эти принципы не нашли отражения в исследованиях таджикских ученых; 6) Следует отметить, что Авиценна является единственным ученым в мире, который научно обосновал, что человек состоит из трех тел: растительного тела, животного тела и человеческого тела, и в каждом теле происходят соответствующие изменения. Знание врача об этих тел позволяет правильно найти болезнь, правильно поставить диагноз и правильно провести лечение. Исследования в этой области со стороны таджикских ученых не наблюдается; 7) Авиценна является единственным ученым, который обосновал определение понятия «боль» и «болезнь» с точки зрения современной квантовой физики. Исследования в этой области со стороны таджикских ученых отсутствуют; 8) Исследование показывает: своим подходом к определению понятия «болезнь» Авиценна предсказал, что могут существовать более 300 000 болезней. Кстати, можно отметить следующее: в настоящее время в классификаторе МКБ присутствует 55000 наименований болезней. Исследование таджикских ученых в этой области отсутствуют; 9) Исследования показывают: только в «Каноне врачебной науки» описаны более 2000 болезней естественного характера и более 360 лечебных растений и объяснены свойствами первооснов Мироздания, или на основе законов и принципов современной квантовой физики. У таджикских ученых отсутствуют исследования подобного подхода Авиценны.
Мы привели несколько отличительных особенностей «Канона», чтобы показать её величие и место в мировой науке. Касательно числа растений, лекарств, способов лечения, приведенные в книге, можно отметить, что они известны многим и не составляет труда их определить. Ради справедливости следует отметить, что именно числовые данные из этой книги больше всего исследованы таджикскими учеными.
Приведем некоторые медицинские темы, которые удостоились быть Нобелевскими лауреатами, но впервые о них с научной точки зрения заговорил Авиценна: дифтерия; малярия; физиология пищеварения; туберкулез; строение нервной системы; роли простейших в заболеваниях; физиология и патология вестибулярного аппарата; теплообразования в мышце; передатчик сыпного тифа; открытие витаминов; открытие витаминов, которые стимулируют процесс роста; функции нейронов; организующие эффекты в эмбриональном развитии; жёлтая лихорадка и др. Таджикские ученые остались в стороне. От пытливого ума великого энциклопедиста средневековя не остался в стороне география - это наука о земле, выделяют направления: геология, география, почвоведение, антропология, климатология и т.д.
Вклад Авиценны в геологии, минералогии, климатологии и других составляющих частей географии отмечены многими исследователями его учений, в том числе, и таджикскими учеными. Следует отметить одну важность отношения ученых к этой области: исследования чаще всего начинаются и заканчиваются констатациями фактов и их перечислениями. В исследованиях ученых нет объяснения возникших объектов исходя из «первооснов» Мироздания и процессов в нем. Например, явления приливы и отливы на Земле Авиценной объясняются исходя из взаимодействия первичных элементов, в то время как исследователи Авиценны пренебрегают его объяснений, констатируют факты их перечисления Авиценной, и объясняют эти явления на основе сил
гравитационного притяжения. Между тем, следует отметить, что, по Авиценне, силы гравитационного притяжения являются результатом взаимодействия первичных элементов. Так поступают все ученые, которые исследуют вклад Авиценны в объяснении возникновения Земли, океанов, рек, озер, гор, растительности, условия проживания животных и т.д., что привело к искажению смысла всей философии, и в том числе, к непониманию теоретических выкладок Авиценны по объяснению возникновения перечисленных объектов. Изменение подобной тенденции лежит на плечи таджикских ученых.
В учениях Авиценны особое место занимает технические науки. Перечислим некоторый вклад Авиценны в эту область: 1) Авиценна впервые изобрел нониус и описал принцип его работы. Принцип работы нониуса объяснялся Авиценной с точки зрения взаимодействия четырех первичных элементов. У таджикских ученых нет объяснения этой теме; 2) Авиценна выделял механизмы на пять видов: ворот, рычаг, блок, винт, клин. Следует отметить, что это разделение Авиценна основывал на взаимодействиях между первичными элементами. Теоретическое развитие разделения простых машин не нашло своего продолжения в произведениях таджикских ученых; 3) Теоретически обосновал и предсказал принцип получения лазерного излучения. У таджикских ученых нет работы по исследованию этой темы; 4) Теоретически обосновал и доказал закон превращения массы в энергию и энергии в массы. Таджикские ученые не развивали эту тему; 5) Авиценна доказательно описал принцип возникновения взрыва и принцип получения источника для взрыва. У таджикских ученых исследования по этому направлению отсутствуют; 6) Авиценна доказал и предсказал возможности создания источников высоких энергий, к которым в настоящее время причисляются атомная бомба, ядерная бомба, термоядерная бомба, различные химические источники и другие объекты. Эта тема тоже не изучена таджикскими учеными.
Мы привели примеры исследования Авиценной технических наук, которые более понятны и легко воспринимаемы со стороны научной среды. Следует отметить, что при решении этих задач Авиценна разработал целый ряд новых понятий, методов и способов реализации теоретических выкладок, математических объяснений, которые основываются на взаимодействиях четырех первичных элементов. Однако вклад таджикских ученых в их развитии не наблюдается. Мы должны подчеркнут, что в научных исследованиях Авиценны математика занимает особое место.
Отметим, что, по современному определению, математика - это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Прежде всего, следует определить, что же означает каждое слово в этом определении, поскольку речь идет об объектах «действительного мира». 1) По поводу слова «количественное». Здесь, скорее всего, имеется в виду не «количество», а «число». При образовании объектов Мироздания, роль играет не «число», а «количество» составляющих объекта, поскольку слово «количество» указывает на окончательный (законченный) вариант образования объекта из составляющих. Другими словами, слово «количество» указывает на то, что объект состоит из этого «количества» составляющего, не меньше и не больше, все уровни заполнены, все связи задействованы, и объект приобрел «форму». Это есть объект «действительного мира». Внедрение любого другого составляющего в эту «форму» объекта приведет к изменению и возникновению новой «формы» объекта или нового объекта. Это уже будет не «тот» объект «действительного мира». Таким образом, когда мы говорим о «количестве» в объекте, мы интуитивно имеем в виду, что в этом объекте все составляющие части взаимосвязаны известными в науке видами связи, и мы не собираемся насильственно изменить это состояние объекта. Слово «число» не подразумевает, что в этом объекте все составляющие части взаимосвязаны известными в науке видами связи, что дает исследователю некоторую свободу действий по «внедрению» любого «числа» составляющих в данный объект. Именно на это указывает применение в математике предварительных условий в виде словосочетаний «допустим, что ...», «предполагается, что ...», «исходя из того, что ...», «если это так, то тот будет этак» и др. На это указывает также и математические формулы и функции, которые применяются к любому объекту, независимо от числа составляющих объекта. Кроме того, словосочетание «количественное отношение» является неуместным и бессмысленным, поскольку нельзя учитывать все связи в объекте, и поэтому нельзя говорить о «количественном отношении». Однако применение словосочетания «числовое отношение» будет верным, поскольку исключаются всякие связи внутри объекта, т.е., создается модель объекта. Таким образом, получается, что математика сначала «разрушает» естественные связи в объекте действительного мира, затем исследует и потом «склеивает» неестественным образом неестественными связями составляющие части объекта.
Следовательно, математика не исследует объекты «действительного мира». К сожалению, таджикские ученые не исследовали эту тему; 2) Следует отметить, что ни в одной известной современной науке нет определения понятий «пространство» и «форма», связанные хотя бы с каким-нибудь веществом или с какой-нибудь современной частицей. Все определения понятий «пространство» и «форма» косвенно или прямо связаны с математическими манипуляциями, т.е., не связаны с объектами «действительного мира». Однако таджикские ученые не обращали внимания на эту сторону вопроса.
Теперь исследуем, каков вклад Авиценны в математике. 1) Авиценна определил математику следующим образом: «Математика (риёзи) - это наука о состоянии естественных вещей, не отделенные от массы в действительности, но отделенные от массы в мысли». Развитие этого подхода Авиценны отсутствует в исследованиях таджикских ученых; 2) Исходя из необходимости количества, Авиценна определил предмет изучения математики, который состоит из следующих составляющих: длина природного тела; ширина природного тела; глубина природного тела; форма природного тела; внешние свойства природного тела, связанные с его внутренностью. В исследованиях таджикских ученых развитие этих проблем отсутствует; 3) Авиценна к науке о математике относил науку о движущейся сфере потому, что считал, что это движение связана не с сущностью, а с «время» и расстоянием. Исследование этой проблемы не отражено в работах таджикских ученых; 4) Авиценна к науке о математике относил науку о музыке потому, что считал, что это движение связана как с сущностью, так и со временем. Исследование этой проблемы не отражено в работах таджикских ученых; 5) Авиценна к науке о математике относил науку о тяжестях потому, что считал, что это движение связана как с сущностью, так и со временем. Исследование этой проблемы не отражено в работах таджикских ученых; 6) Авиценна к науке о математике относил науку об оптике потому, что считал, что это движение связана с сущностью, со зрением (светом), с длиной, глубиной, шириной и с внешними свойствами природного тела. Исследование этой проблемы не отражено в работах таджикских ученых; 7) Авиценна к науке о математике относил науку о составе потому, что считал, что состав связан как с сущностью, так и с длиной, глубиной, шириной и с внешними свойствами природного тела. Исследование этой проблемы не отражено в работах таджикских ученых; 8) Авиценна доказательно утверждал, что число не входит в науку о природе, не является ни частью её основы, ни видом её основы. В работах таджикских ученых эта тема не отражена; 9) Авиценна доказательно утверждал, что само число не имеет внешние свойства, не является ни природным и ни не природным. В работах таджикских ученых эта тема не охвачена исследованием; 10) Авиценна дал определение понятии «точка», которое связано с количеством и с первоосновами Мироздания. Таджикские ученые игнорировали это определение; 11) Авиценна дал определение понятии «линия», которое связано с количеством и с первоосновами Мироздания. Таджикские ученые игнорировали это определение; 12) Авиценна дал определение понятии «поверхность», которое связано с количеством и с первоосновами Мироздания. Таджикские ученые игнорировали это определение; 13) Авиценна дал определение понятии «предел (конечность)», которое связано с количеством и с первоосновами Мироздания. Таджикские ученые игнорировали это определение; 14) Авиценна дал определение понятии «место», которое связано с количеством и с первоосновами Мироздания. Таджикские ученые игнорировали это определение; 15) Авиценна дал определение понятии «пространство», которое связано с количеством и с первоосновами Мироздания. Таджикские ученые игнорировали это определение; 16) Авиценна является единственным ученым в мире, который, исходя из основ Мироздания и процессов в нём, определил систему координат, причем, это определение является самым правильным и самым верным. Таджикские ученые игнорировали это исследование; 17) В современной науке определения понятий «точка», «линия», «поверхность», «предел (конечность)», «место», «пространство», связанные с количеством и с основами Мироздания отсутствуют. В этом нет и вклада таджикских ученых.
Мы привели некоторые результаты исследования Авиценны по математике, которые более близки к области деятельности ученых и более им понятны. Весь спектр исследований Авиценны по математике приведены в его произведениях.
Выводы
Таким образом, из краткого рассмотрения достижений таджикских ученых в области естественных, точных и математических наук можно сделать следующие выводы: 1) научные исследования таджикских ученых имеют в основном, теоретический характер; 2) научные
исследования охватывают весь спектр существующих проблем в современной науке; 3) многие достижения научных исследований могут быть реализованы с помощью новейших поколений техники.
Заключение
Из вышеизложенного материала можно сделать следующие заключения:
1) Достижения таджикских ученых в области естественных, точных и математических наук остались нереализованными на практике, несмотря на то, что они отвечали и отвечают требованиям современности;
2) Достижения таджикских ученых требуют всестороннего изучения со стороны как научного, так и ненаучного мира.
Предложения
На основе фактов, указывающие на научную деятельность таджикских ученых Средневековья, предлагаем реализовать следующие предложения:
1. Организовать «Единый центр изучения естественных наук» имени Авиценны со следующими функциями: а) изучение наследия Авиценны по естественным наукам; б) распространение достижений Авиценны по естественным наукам; в) выделение в наследие Авиценны по естественным наукам направлений, которым для реализации требуются новейшие поколения техники; г) выделение в наследие Авиценны по естественным наукам тех направлений, которые заслуживают международные премии; д) подготовить из наследия Авиценны по естественным наукам заслуживающие направления и направить в соответствующие международные организации для участия в конкурсах по получению международных премий;
2. Ввести во всех высших учебных заведениях Таджикистана для всех направлений обучения дисциплину «Философия Авиценны»;
3. Ввести во всех высших учебных заведениях Таджикистана для всех направлений обучения дисциплину «Квантовая физика в произведениях Авиценны»;
4. Ввести во всех средних школах Таджикистана для 9-10 классов дисциплину «Физика Авиценны»;
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ, ТОЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК В ТАДЖИКИСТАНЕ
Статья посвящена анализу научных достижений таджикских учёных Средневековья, и отмечается, что они имеют в основном, теоретический характер. Указывается, что научные исследования таджикских учёных охватывают весь спектр существующих проблем в современной науке. Утверждается, что многие достижения научных исследований таджикских учёных могут быть реализованы с помощью новейших поколений техники.
BACKGROUND OF THE DEVELOPMENT OF NATURAL, ACCURATE AND MATH SCIENCES IN TAJIKISTAN
The article is devoted to the analysis of scientific achievements of Tajik scientists of the Middle Ages, and it is noted that they are mainly theoretical in nature. It is indicated that the scientific research of Tajik scientists covers the entire spectrum of existing problems in modern science. It is argued that many achievements of scientific research of Tajik scientists can be realized with the help of the latest generations of technology.
Сведения об авторах:
Зайнудинов Сафар - кандидат технических наук, доцент Таджикского государственного университета коммерции ORCID ID: Тел: (+992) 0000000226495588 E-mail: poll23987@,mail. ru
Салимов Назарали Сафарович - кандидат физико-математических наук, доцент Таджикского государственного университета коммерции E-mail: salimov int@rambler.ru Тел: (+992) 934444120
Хуморов Додарбек Мирзорахимович - кандидат философических наук, доцент Таджикского государственного университета коммерции
About the authors:
Zainudinov Safar - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tajik State University of Commerce ORCID ID: Tel: (+992) 0000000226495588 E-mail:pol123987@mail.ru
Salimov Nazarali Safarovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Tajik State University of Commerce E-mail: salimovJnt@rambler.ru Tel: (+992) 934444120
Humorov Dodarbek Mirzorahimovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Tajik State University of Commerce
МЕТОДИ МАТРИСАВИИ ЦИЁСШАВИИ ХАТТИИ ЯКНОМАЪЛУМА ДАР ХДЛ^АИ Z [¡2 J
Рахцмов Д.З.
Донишгохи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни
Маф^уми киёсшавии якномаълума яке аз масъалах,ои диккатчалбкунандаи назарияи ададх,о мебошад, ки аз асрх,ои Х1Х то х,оло олимон ба тарзх,ои гуногуни х,алли киёсшавй машгуланд.
Дар ин макола маротибаи аввал методи матрисавиии х,алли киёсшавии якномълума дар х,алкаи
Z 42 пе
(a + b42)X=c + d42 (modk+l42) (1)
дода шуда бошад.
Пеш аз х,алли киёсшавии (1) аввало ле
Ri = M2 (1)
Исбот. Барои исботи изоморфизми (1) инъикоси зеринро х,осил мекунем: F : a ^ A ё F (a) = A.
Азбаски та^тмачмуи R ва мачмуи матрисах,ои M2 дар як мачмуи адади Q дода шудаанд, бинобар дар байни элементами онх,о мувофикати яккимата вучуд дорад. Шарти якуми изоморфизм ичро мешавад. Шартх,ои дигари изоморфизмро месанчем. Бигу
a b\.( c d) = A - B = F (a)-F (в). 2b a) {2d c) W V'
Инъикоси дохил кардамон изомрфизми (1) - ро ифода мекунад. (Лемма исбот шуд). Дар киёсшавии (1) х,ар як адади ирратсионалиро бо образи
AX = B (mod c) (2)
- ро х,осил мекунем.
Азбаски матрисах,ои A , B, C гайриних,одвайрон мебошанд ва дорои матрисах,ои баръакс низ мебошанд. Х,арду тарафи киёсшавии (2) - ро аз тарафи чап ба ма
X = A"1 - B (mod c) (3)
х,осил мекунем. Дар киёсшавии
X = Д (mod c) (4)
х,алли киёсшавии (2) - ро ифода мекунад. Класси х,алли киёсшавии (2) бо ёрии формулаи X = c - k + Д (5), ки k е Z ёфта мешавад. Баъзе мисолх,ои мушаххасро х,ал мекунем: Мисол. (2 + 42)X = 1 + 242 (mod 3 +42) (1)'. Х,ал. Х,ар як адади ирратсионалии киё
A-1 = I f 2 " 1 2 I- 2 2
Х,арду тарафи киёс
1 f-2 3 1 f 31 X = — I I ( mod I
2 I 6 - 2) I 2 3
Х,алли
'1 2 If 1 21 f 3 1
l=| |(mod |
4 1 J I 4 1 J I 2 3
Дар баробарии (3) матрисах,оро ба аслобразхщшон иваз к