Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/
Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN417.pdf
Статья опубликована 01.09.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Батурина О. А. Предпосылки развития долгосрочных партнерских отношений университета в условиях изменения его управленческой парадигмы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Гос. задание: 26.6731.2017/8.9. Формирование моделей социальной ответственности университетов в контексте регионального развития
УДК 334.012
Батурина Ольга Андреевна
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Россия, Владивосток1
Старший преподаватель E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=677992
Предпосылки развития долгосрочных партнерских отношений университета в условиях изменения его управленческой парадигмы
Аннотация. Двойственность природы университета определяет факторы, влияющие на его функционирование и развитие, проявляется во многообразии клиентов и партнеров, что обуславливает актуальность построения эффективных долгосрочных взаимодействий между всеми субъектами. В статье автором на основе анализа и обобщения научной литературы и результатов ранее проведённых исследований актуализированы предпосылки сетевизации партнерских отношений, обусловленные эволюцией моделей стратегического управления университетами. Основными из них, по мнению автора, являются становление и развитие экономики знаний, информатизация общества, и в особенности высшего образования, ограниченность ресурсов и растущая конкуренция за них, изменение государственной управленческой парадигмы, глобализация высшего образования.
В статье проводится анализ и других предпосылок, обуславливающих развитие партнерских взаимодействий университета с различными экономическими агентами. На эволюцию университетов в историческом контексте оказывает большое влияние видение государства относительно его роли в социально-экономическом развитии. Автором систематизированы и дополнены модели развития университетов, а также выделены роли партнерских отношений свойственные каждому этапу.
На современном этапе особое значение приобретают стратегические взаимодействия, которые осуществляются между различными участниками образовательного процесса и общественного развития.
Ключевые слова: стратегическое партнерство; университет; развитие; модели университета; сетевизация
1 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя 41, ауд. 1531
Перед университетами сегодня стоит задача реформирования своей деятельности в соответствии с государственной политикой в области образования, современными потребностями общества и адаптации к требованиям рынка труда. Актуальность вопросов развития университетов существует постоянно и связана, прежде всего, с трансформацией общественного развития и динамичными изменениями в экономике. На современном этапе университеты рассматриваются в двух позиций: с одной, как носители важных государственных функций - восполнение интеллектуального капитала, воспитание личности, обеспечение потребностей экономики качественными трудовыми ресурсами и др., а с другой, как хозяйствующие субъекты, которые ориентированы на получение коммерческого результата, действующие в условиях конкуренции [13].
На основе обобщения научной литературы автором систематизированы и дополнены модели развития университетов (рисунок 1).
Рисунок 1. Эволюция моделей Университета (источник: составлено автором)
Университеты имеют достаточно длительную историю развития, в общемировом масштабе это около 900 лет, для России - около 300 лет, за период своего развития они играли разные роли в социально-экономическом развитии общества [15]. Схоластическая модель была первой стадией формирования современного университета, преобладали теологические факультеты. Университет обладал высокой степенью академической свободы, автономностью в принятии решений, а основная функция заключалась в подготовке элиты и правящих классов для государства.
Следующим этапом развития университетов является появление новой модели -исследовательской. Согласно идеям Гумбольдта, К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассета, основными задачами университета были: поиск истины в процессе исследования, передача ее в процессе обучения и воспитание личности с высокой интеллектуальной культурой. Роль исследовательских университетов на начальном этапе заключалась в обеспечении социальной мобильности общества, обучении для продвижения в гражданскую службу, накоплении научных знаний.
Щедровицкий П. Г. [17] выделяет особенности данного этапа развития университетов для России: несмотря на то, что применялась европейская модель государственного контроля за деятельностью, они обладали высокой степенью автономности, профессора практически были госслужащими. Процессы ускоренной индустриализации привели к изменению роли университетов, они приобретают отраслевую направленность и часто подчиненность соответствующим ведомствам и Министерствам, оказывающим существенное влияние на программу подготовки, требования к кадровому составу и образовательному процессу.
На поздних этапах развития исследовательских университетов (отраслевая модель) можно отметить особенность, характерную для России: одним из базовых принципов функционирования становится постоянная взаимовыгодная связь высшей школы с промышленностью, конкретной профессиональной областью, с учетом отраслевой направленности. «Чистая наука» была передана в научные организации.
Таким образом, отраслевой модели университетов на более поздних этапах развития свойственно сокращение автономии и увеличение зависимости от внешних институтов, в частности, механизмов государственного управления системой высшего образования, проявление и усиление связи между наукой, обучением и профессией. Изменение роли университета и модели его развития ведет к массовизации образования и обуславливает необходимость изменения управленческой парадигмы.
Развитие экономики знаний, в рамках которой происходит изменение роли знаний в обществе, привело к формированию концепции предпринимательских университетов, под которыми понимается не столько коммерческая структура, сколько изменение подхода к финансированию собственной деятельности - снижение зависимости от государственного финансирования и поиск альтернативных источников.
Данная концепция нашла свое отражение и в работах Г. Ицковица, Л. Лейдесдорфа, Гиббонса М., Киященко Л. П., Гребенщиковой Е. Г., Бокова Л. А., Шурыгина Ю. А., Кобзева
A. В., Уварова А. Ф. и др. через модель тройной спирали, где университетам отводится центральное место в развитии инновационной экономики региона и горизонтальных связей между участниками. Университеты приобретают дополнительные функции -предпринимательские, что выражается, в том числе, в возможности создания компаний (малые инновационные предприятия). В концепции тройной спирали университеты во взаимодействии с бизнесом и государством имеют лидирующую роль, поскольку представляют собой систему по «производству знаний».
Необходимость трансформации университета в субъект экономического развития и его особую роль в социально-экономическом развитии отмечают Кобзева Л. В. и Пономаренко В.
B. [7] Ключевым фактором данного процесса является изменение организационной культуры университета.
Михальченковой Н. А. отмечается особая роль предпринимательских университетов в гармонизации отношений с бизнесом, что позволит решить проблемы несоответствия потребностей бизнеса и академического сообщества, более рационального распределения ресурсов, финансовых ограничений [11].
Андрюшкевич О. А., Денисова И. М. [1] рассматривают мировой опыт развития предпринимательских университетов и проблемы их развития в РФ, среди которых отмечаются низкая прозрачность и доступность информации о научных разработках, результатах функционирования различных инновационных структур, что может негативно отразиться на развитии взаимодействий с бизнесом.
Г. Н. Константинов, С. Р. Филонович рассматривают формирование и развитие предпринимательского университета в условиях экономики знаний как института, способного справиться с проблемами высшего образования. В качестве предпосылки развития
университетов указывается изменение знания: из естественно-научного в социальное. Социальное знание является необходимым для каждого члена общества, что ведет к массовизации высшего образования и изменению роли университета. Под предпринимательским университетом понимается высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений, связанных с генерацией знаний, преподаванием, внедрением знаний в практику [8]. Ограничения связаны с дефицитом всех видов ресурсов университета.
Роль предпринимательского университета в данной концепции - сетевой участник в индустриальных кластерах, который способен к генерации нужных в данный период времени знаний.
Вопросы устойчивого развития предпринимательского университета, под которым понимается инновационный, активно взаимодействующий с внешней средой и демонстрирующий предпринимательское поведение в своей деятельности, максимально отвечающий требованиям рынка, отражены в работах Терентьевой Т. В., Арнаут М. Н. (Кулакова М. Н.) [3]. Развитие предпринимательских университетов обусловлено изменением условий рынка, требований работодателей и государства (через образовательные стандарты).
Антропов В. А. отмечает в качестве причин развития концепции предпринимательских университетов увеличение асимметрии между запросами окружающей среды и способностью вузов их удовлетворять [2]. Основные принципы модели - академическая автономия вуза, экономическая самостоятельность, организационная децентрализация.
В рамках развития экономики знаний Атоян В., Казакова Н. [4] отмечают развитие современного университета как опорной структуры, основного источника и распространителя знаний. А само знание - как основной инструмент обеспечения высокой эффективности и повышения качества жизни. В данной концепции университеты рассматриваются как интегрированные структуры, интеграция осуществляется не только по уровням образования, но и по основным видам деятельности, что возможно при плотном взаимодействии с другими учебными заведениями, промышленными предприятиями различных регионов. Это ведет к образованию учебно-научно-инновационных университетских комплексов.
Таким образом, предпосылками развития предпринимательской модели университетов являются развитие экономики знаний и, как следствие, изменение предназначения знаний в обществе, массовизация высшего образования, дефицит ресурсов, изменение требований государства, рынка труда к основной роли университетов. Особое место в концепции предпринимательского университета занимают партнерские взаимодействия, без которых невозможно развитие данной модели. Наиболее значимыми являются отношения между университетами, бизнесом и государством. Основными мотивами взаимодействий выступают диверсификация источников финансирования, внедрение знаний в практическую деятельность, изменение практики преподавания, преодоление дефицита ресурсов и др. [6]. Начинают образовываться сетевые структуры, которые представляют собой объединения университетов, однородных по направлениям подготовки, учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) и др. В качестве принципов реализации партнёрских отношений выделяются обоюдная выгода, равенство сторон.
Одной из основных предпосылок формирования новой модели университета является информационное развитие общества, которое ведет к быстрому устареванию знаний и необходимости последующего изменения парадигмы образования. Щедровицкий П. Г. выделяет пятый этап эволюции университетов, как «университет без стен» [17], полноценные участники рынка, отличительными чертами которых являются осуществление учебной, научно-исследовательской и консультационной деятельности, развитие сети выпускников, являющейся опорой во взаимодействии с бизнес-средой. Одним из основных принципов деятельности становится открытость.
Открытый университет направлен на предоставление дистанционного образования, основывается на партнерских отношениях, педагогических инновациях и научных исследованиях. В данном случае под открытостью понимается свободный доступ к высшему образованию.
При развитии концепции предпринимательского университета особая роль отводилась университету как активному участнику социально-экономического развития территории присутствия через трансфер знаний, технологий и создание инновационных компаний. Развитие инноваций является еще одной предпосылкой формирования открытой модели университета. Данная тенденция прослеживается в работах Янковского К. П., Сурина А. В., Молчановой О. П., Куклева П. А., Гохберг Л. М., Кузнецовой Т. Е. и др.
Концептуальные основы сетевизации знаний в контексте теории открытых инноваций, структурные изменения в инновационной экономике знаний, по мнению К. П. Янковского, провоцируют системное коммерческое взаимодействие бизнеса и научных организаций в производственной сфере, заставляя хозяйствующих субъектов предпринимать усилия в направлении развития кооперационных связей [18].
По мнению указанных выше авторов, решением проблемы неразвитости системы может стать совершенствование инструментов кооперационной связи между участниками инновационной деятельности: государством, бизнесом, научными и образовательными организациями, международными партнерами.
В качестве еще одной предпосылки формирования открытой (сетевой) модели можно выделить развитие концепции нового государственного менеджмента и, как следствие, изменение роли государственного участия в обеспечении университетов и контроле за их деятельностью.
Согласно данной концепции, одной из основных задач государства становится не администрирование, а формирование и развитие взаимодействия между ним и обществом по удовлетворению общественных интересов, управление процессом оказания общественных услуг с помощью ресурсов сообществ.
Кошкин П. П. отмечает децентрализацию управления как одну из возможностей развития партнерских взаимодействий между работниками и менеджментом [10]. Особое внимание партнерским отношениям как фактору повышения эффективности государственных учреждений уделяется в работах Крозье М. Его стратегический подход предполагает главенство ресурсов в процессе проведения изменений, позитивный исход которых во многом зависит от обучения и способности человека к обучению [9]. Что определяет новый взгляд на роль университетов в современном обществе.
Университеты как носители государственной функции при изменении управленческой парадигмы вынуждены трансформировать свою деятельность под новые требования среды.
Концепция нового государственного менеджмента находит свое отражение в сфере управления высшим образованием. Принципы данной концепции являются инструментами повышения конкурентоспособности современных университетов, поскольку в результате массовизации образования достаточно ярко обнаружилась проблема обеспечения его качества. Тенденции применения инструментов нового государственного менеджмента в сфере высшего образования отражены в работах отечественных и зарубежных авторов.
Сигман К. [14] рассматривает реформу образования как часть административной реформы, проводимой в России. Целью преобразований является повышение конкурентоспособности российской системы образования, перенос в данную сферу государственной ответственности методов бизнес-управления. При ограниченности бюджетных ресурсов развивается партнерство между университетами и частным сектором.
Проявление в изменениях системы высшего образования основных положений концепции нового государственного менеджмента рассматривает в своих трудах Баранов И. Н. В качестве таковых выделяются:
• создание лучших управленческих практик для сети федеральных и национальных исследовательских университетов;
• интеграция университетов с преобразованием в новые организационные формы для повышения собственной конкурентоспособности;
• изменение сметных механизмов финансирования [5].
В качестве негативных сторон развития концепции нового государственного менеджмента в сфере высшего образования можно выделить возможность чрезмерной коммерциализации образования и интенсивность деятельности преподавателей.
Монобаева А. И. [12] рассматривает влияние основных принципов концепции нового государственного менеджмента на систему бизнес-образования. В качестве предпосылки развития данной концепции выделена глобализация высшего образования, необходимость функционировать в едином международном образовательном пространстве.
Таким образом, основными предпосылками развития сетевых стратегических взаимодействий в сфере высшего образования являются:
1. информатизация общества и, в частности, высшего образования, которая способствует поиску новых форм трансляции и накоплению знаний, что приводит к появлению сетевых форм взаимодействий (сетевая форма обучения, сообщества практики - сетевая форма генерирование знаний через партнера и др.);
2. ограниченность ресурсов, которая является особенно актуальной при снижении опеки со стороны государства, это ведет к поиску дополнительных источников ресурсов, одним из которых становятся интеграция нескольких хозяйственных субъектов: появляются сетевые формы ведения деятельности консорциумы вузов, фонды целевого капитала и др.);
3. изменение государственной управленческой парадигмы: следствием которого становится понимание роли университета как важного субъекта социально-экономического развития, требование его интеграции с участниками рынка, обеспечения открытости деятельности, конкурентоспособности на мировом уровне;
4. глобализация высшего образования, которая ведет к изменению структуры взаимодействий с вертикальной на горизонтальную, активизации процессов интеграции, сетевизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюшкевич О. А., Денисова И. М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // ЭНСР. 2014. №3 (66). - Режим доступа: http:/^yberieшnka.m/artide/n/forтаirovaшe-predpriшmatelskih-universitetov-v-innovatsionnoy-ekonomike, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус. (Дата обращения: 23.04.2017).
2. Антропов В. А. Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы / В. А. Антропов, Е. В. Ревина // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №2(25) - С. 41-48.
3. Арнаут М. Н., Терентьева Т. В. Понятие предпринимательского вуза: устойчивость развития и факторный анализ // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 1. С. 3-14.
4. Атоян В., Казакова Н. Университеты в современном обществе // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. С. 3-9.
5. Баранов И. Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. - 2012. - №1, том 10 - С. 51-64.
6. Батурина О. А., Бушуева М. А., Масюк Н. Н. Стратегическое партнерство университетов с бизнес-средой: баланс взаимных интересов. - Режим доступа: http://portfolio.vvsu.ru/files/ED260D53-147A-4C7C-93F6-322F862C63BF.Pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения 10.07.2017).
7. Кобзева Л. В., Пономаренко В. В. На пути к предпринимательскому университету: что находится в центре изменений? // Инновации. 2011. № 4. С. 8592.
8. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-predprinimatelskiy-universitet, свободный.
- Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 25.04.2017).
9. Крозье М. Современное государство -скромное государство. Другая стратегия изменения // Социология власти. 2011. № 2. С. 190-200.
10. Кошкин П. П. Традиционно-бюрократическая идеология и «новый менеджеризм» (сравнительный анализ) // Теория и практика общественного развития. 2007. №1. С. 133-137.
11. Михальченкова Н. А. Предпринимательский университет в контексте профессиональной карьеры выпускника [Электронный ресурс] / Н. А. Михальченкова. - Режим доступа: http://conf.rudn.ru/conf/netuni/data/Михальченкова.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения 12.06.2017).
12. Монобаева А. И. Государственное регулирование системы бизнес-образования в контексте принципов «нового государственного менеджмента» (NPM) / А. И. Монобаева, Х. Космо // Вестник КазЭУ. - Алматы: «Экономика», 2014. - № 4. -С. 60-68.
13. Попова Е. П. Организационное развитие вузов и снижение эффективности организационной деятельности // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2015. №3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-razvitie-vuzov-i-snizhenie-effektivnosti-organizatsionnoy-deyatelnosti, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 19.04.2017).
14. Сигман К. 2008. «Новый государственный менеджмент» в российском высшем образовании. Russie. Nei. Visions No. 30. Париж: IFRI. - Режим доступа: http://www.ifri.org/index.php, свободный - Загл. с экрана. -Яз. рус. (Дата обращения 15.05.2017).
15. Томсинов В. А. Роль Университета в жизни общества // Этнос и право. 2016. №1 С. 4-8.
16. Щедровицкий П. Г. Часть 3. Эволюция образования и подготовки [Текст]. -Режим доступа http://ftp-www.bsu.edu.ru/Skolkovo/П.Г.%20Щедровицкий%20-%20Университеты%20и%20система%20обращения%20знаний%20%28Часть%2 03%29.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения 19.04.2017).
17. Щедровицкий П. Г. Томские лекции об управлении (1998-2000 гг.). Управление развитием: изменения сферы производства, обращения и использования знания.
- Томск, 2001.
18. Янковский К. П. Введение в инновационное предпринимательство. - СПб.: Питер, 2004. - С. 35-36 (всего 192 с.).
Baturina Olga Andreevna
Vladivostok state university of economics and service, Russia, Vladivostok
E-mail: [email protected]
Prerequisites for the development of long-term partnerships of the university in the conditions of changing
its management paradigm
Abstract. The duality of the nature of the university determines the factors affect its functioning and development. It manifests in the diversity of clients and partners that determines the urgency of building effective long-term interactions between all entities. In the article, the author, on the basis of analysis and synthesis of the scientific literature and the results of earlier studies, has actualized the prerequisites for networkization of partner relations, conditioned by the evolution of models of strategic management of universities. The main of them, according to the author, are the formation and development of the knowledge economy, the informatization of society, and especially higher education, the limited resources and growing competition for them, the change of the state management paradigm, the globalization of higher education.
The article also analyzes other prerequisites for the development of partnerships between the university and various economic agents. The evolution of universities in the historical context is greatly influenced by the state's vision of its role in socio-economic development. The author has systematized and supplemented the models of the development of universities and defined the role of partnership relations inherent in each stage.
The strategic interactions realizing between various participants of the educational process and social development are gaining special importance at the present stage.
Keywords: strategic partnership; university; development; university models; network