УДК 378.4
Меньшенина Светлана Григорьевна
Преподаватель кафедры иностранных языков Самарского государственного университета, Menshenina.mail@mail.ru, Самара
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИя АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-БУДУщИХ
специалистов по компьютерной безопасности
Аннотация. В статье описаны предварительные результаты разработки педагогической системы формирования аналитических умений у студенов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. На основе результатов исследования выявлены противоречия, актуализирующие необходимость обновления содержания профессионального образования и поиска эффективных средств повышения качества профессиональной подготовки специалистов по КБ в вузе. Принцип системности позволил выделить элементы системы формирования аналитических умений. В статье дается определение аналитических умений и указывается их значимость в профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности. Средством формирования аналитических умений выступает обучение разным видам чтения на иностранном языке. Выявлена взаимодетермированность этапов работы над текстом в процессе обучения чтению и этапов формирования аналитических умений. Сделан вывод о том, что сформи-рованность аналитических умений способствует эффективному решению профессиональных задач и определяет готовность к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, формирование аналитических умений, чтение, специалист по компьютерной безопасности
Menshenina Svetlana Grigorevna
Post-graduate student of Foreign Languages Department, Samara State University, Menshenina.mail@mail.ru, Samara
BACKGROUND OF DEVELOPMENT OF SYSTEM FOR FORMATION OF ANALYTICAL SKILLS AT FUTURE COMPUTER SECURITY SPECIALISTS
Abstract. The article describes preliminary results of development of pedagogical system for analytical skills formation at students - future computer security specialists. The results of the research revealed the contradictions, which require changes in professional education content and search of effective means of improvement of Computer Security specialists professional traning. On the basis of system approach elements of system for analytical skills formation have been developed. The definition and the significance of analytical skills for frofessional activity of computer security specialists are given in the article. Different types of reading in a foreign language is regarded as a means of analytical skills formation. It has been revealed that stages of text processing and stages of analytical skills formation are mutually determined. It can be concluded that developed analytical skills contribute efficient professional activity and determines readiness for professional activity.
Keywords: professional education, formation of analytical skills, reading, computer security specialist
Стремительное развитие информационных технологий, увеличение объема информации и информационных ресурсов повышает значимость компьютерной безопасности и защиты информации. Социальный запрос на квалифицированных специалистов по компьютерной безопасности диктует необходимость модернизации подготовки этих специалистов в вузе. Так, становится важным не
только научить алгоритму решения конкретных задач, но и сформировать особый тип мышления, при котором умение думать самостоятельно, анализировать, извлекать знания из различных источников позволит будущему специалисту быстрее включиться в сферу его профессиональной деятельности.
Известно, что во время образовательного процесса в вузе происходит трансляция об-
щих и специальных знаний в систематизированном виде, а также подготовка к практической профессиональной деятельности, которая понимается как процесс реализации совокупности специальных знаний, умений, навыков и опыта в ходе образовательной программы, что обеспечит будущим специалистам возможность успешно работать по профессии. Профессиональная подготовка будущих специалистов в вузе «предполагает формирование профессиональной направленности и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков» [3, с. 236]. Предпосылкой к обновлению содержания профессионального образования студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности являются требования, предъявляемые к ним обществом, работодателями, рынком труда.
В существующей системе профессиональной подготовки специалистов по компьютерной безопасности содержатся противоречия между возрастающей потребностью общества, работодателей к уровню профессиональной подготовки специалистов по компьютерной безопасности, обладающих сформированными аналитическими умениями. необходимыми для работы с большими объемами информации в информационном пространстве и существующей традиционной системой подготовки будущих специалистов в вузе; необходимостью выявления средств, способствующих формированию профессионально значимых свойств личности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности, и отсутствием научно-обоснованной системы подготовки этих специалистов к решению профессиональных задач; значимостью аналитических умений в профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности и недостаточной сформированностью данных умений у студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности.
Анализ учебных планов и образовательных программ подготовки будущих специалистов по компьютерной безопасности показал, что существующая система не способствует в полной мере формированию аналитических умений как профессионально-важного качества специалиста по компьютерной безопасности, поскольку не учитывает специфики и особенностей их
профессиональной деятельности. Специфика и особенности профессиональной деятельности специалистов данного профиля определялась на основе теоретического анализа профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности исходя из должностных обязанностей и требований работодателей.
Специфика - «это отличное, свойственное только данному предмету, представляющееся совокупностью особенностей», а особенность - это нечто характерное, важное. [4, с. 26]. Было выявлено, что специфика профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности характеризуется работой с информацией и обусловлена нахождением в информационной среде. Так, получение информации, данных из текста, их обработка и анализ являются важной составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста по компьютерной безопасности.
Особенность профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности характеризуется необходимостью анализировать большие объемы информации, факты, результаты наблюдений, сравнивать, сопоставлять, систематизировать данные, делать выводы и заключения, то есть владеть мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации.
На основании требований ФГОС определили, что аналитические умения входят в каждый из видов профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности: исследовательскую; проектную; контрольно-аналитическую; организационно-управленческую; эксплуатационную [9]. Следовательно, сформированность аналитических умений для компетентного решения профессиональных задач, способность к поиску информации, ориентированность в информационной среде являются важными требованиями к специалисту по компьютерной безопасности.
Принимая во внимание требования работодателей, специфику и особенности профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности, отметили, что будущему специалисту по компьютерной безопасности необходим высокий уровень сформированности аналитических уме-
ний, поскольку они являются инструментом квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей. Таким образом, процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по компьютерной безопасности должен способствовать формированию аналитических умений специалистов по компьютерной безопасности.
Учеными (О. П. Кислякова, Л. В. Кури-ленко) доказано, что система высшего профессионального образования позволяет формировать умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Достижению поставленных целей в обучении, воспитании и развитии человека способствует педагогическая система (С. Я. Баташев, В. П. Беспалько, Н. В Кузьмина), которая представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство [7]. Любая система характеризуется совокупностью составляющих ее элементов. Принцип системности позволяет выделить основные элементы изучаемого процесса, рассмотреть их с позиции системообразующих связей, структурных характеристик и иерархических отношений. Таким образом, система формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности понимается нами как совокупность взаимосвязанных методологических, методических и содержательных основ, отражающих контекст профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности и имеющих иерархическую структуру.
Разработанная нами система включает в себя целевой, деятельностный, содержательный, процессуальный, результативный элементы. Цель системы - формирование аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. Цель системы определила задачи исследования: определить структуру системы формирования аналитических умений у студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности; провести отбор содержания, методов и средств их формирования.
Деятельностный элемент системы формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности представлен операциями профессиональной деятельности практической направленности. Так, профессио-
нальная деятельность специалиста по компьютерной безопасности характеризуется постоянным анализом выполняемых действий, результатов наблюдений, технологической информации. Важной частью профессиональной деятельности является владение приемами логического мышления, представленного аналитическими операциями: сравнение, сопоставление данных, анализ полученной информации, проведение оценки, установление причинно-следственных взаимосвязей. Прежде чем решить профессиональную задачу в процессе своей деятельности, специалист по компьютерной безопасности должен определить и конкретизировать цель, наметить пути и способы ее решения, отобрать наиболее эффективные из них, оценить риски, при подведении итогов провести анализ эффективности и результативности проведенных мероприятий. Это позволяет сделать вывод о том, что аналитические умения важны для решения профессиональных задач специалистов по КБ.
В. А. Сластенин отмечает, что аналитические умения выражаются в способности человека анализировать, переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Он считает, что аналитические умения составляют основу профессиональных умений, которые отражают готовность к деятельности [8].
Под аналитическими умениями понимаем действия, направленные на осознанное осуществление аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, классификации в соответствии с правилами на основе полученных знаний и опыта. Предполагаем, что аналитические умения обеспечат качественные изменения личности обучаемого и будут способствовать его профессиональному совершенствованию.
Содержание профессиональной подготовки определяют учебные программы, разработанные на основе квалификационных характеристик. Основная образовательная программа подготовки специалистов по компьютерной безопасности включает в себя гуманитарный, социальный и экономический учебный цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл. Контент анализ дисциплин вышеперечисленных циклов показал, что аналитические умения могут быть реализованы при изуче-
нии дисциплин профессионального и математического цикла, однако, дисциплины гуманитарного цикла, в частности английский язык, могут способствовать формированию аналитических умений. Отбор содержания образования подсказал, что иностранный язык становится в этом процессе значимым, так как он развивает логическое и системное мышление, развивает память, способность анализировать, умение сравнивать.
Предмет «Иностранный язык» может внести существенный вклад в формирование компетентного специалиста (О. А. Артемьева, Т. Н. Астафурова, Г. К. Борозенец, Е. Г. Кашина, С. А. Кузнецова, В. В. Левченко, Е. А. Соколдова), способствует развитию определенных качеств личности (Е. И. Белоус, Е. И. Латушко, И. И. Хрулева), формирует профессиональные умения (Н. И. Гез, О. Ю. Левченко).
По мнению специалистов, дисциплина «Иностранный язык» это учебный предмет, наиболее полно отвечающий главным тенденция высшего образования: удовлетворяет интеллектуальные потребности, поддерживает и повышает уровень знаний и обеспечивает возможность получить прагматическую профессиональную подготовку [6].
«Профессионально ориентированное обучение иностранному языку представляет собой процесс, направленный на формирование активной и творческой личности будущего специалиста, лингвистические знания которого помогают ему приобретать специальные знания и навыки, способствующие его профессиональному развитию в различных областях науки и производства» [1, с. 65].
Таким образом, содержательный элемент системы формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности представлен дисциплиной «Иностранный язык». В нашем понимании иностранный язык является средством формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. Ученые (В. П. Кузовлев, А. И. Новиков, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Т. С. Серова, К. Д. Ушинский, Л. В. Щерба) отмечают, что изучение иностранного языка обеспечивает возможность сопоставлять и анализировать лексические и грамматические явления иностранного
и родного языков, совершенствовать мыслительные операции, выделять основное содержание текстов, анализировать их языковую форму, устанавливать причинно-следственные связи, изучать и структурировать полученную информацию [5].
Процессуальный элемент системы формирования аналитических умений реализуется в процессе обучения различным видам чтения на иностранном языке. Чтение является важнейшим элементом технологии обучения. Исследователи доказывают, что владение «умением читать аутентичные иноязычные тексты располагает большим образовательным и развивающим потенциалом» [2, с. 39]. «Чтение как вид речевой деятельности есть перцептивно-мыслительная деятельность, которая направлена на извлечение информации из печатного текста и процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, предопределяемый конкретной целью читающего» [10, с. 22]. Функция чтения состоит в обеспечении доступа к разнообразным источникам информации, что исключительно важно в услових работы с информацией. Посредством чтения человек удовлетворяет свои познавательные потребности. Чтение является своеобразным проводником в информационную среду.
Ученые утверждают, что формирование аналитических умений происходит поэтапно (Н. П. Гресс, М. К. Кочуманова, А. В. Усова). Основываясь на концепциях формирования умений (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), мы определили четыре этапа формирования аналитических умений с точки зрения уровней развития и ведущих качеств деятельности: рецептивный, репродуктивно-интегри-рованный, продуктивный, самостоятельный.
В нашем исследовании пришли к выводу о том, что этапы формирования аналитических умений могут быть сопоставлены с этапами работы над текстом (Таблица).
Каждый из этапов работы с текстом может быть направлен на формирование частных умений. Например, умение определить цель чтения отрабатывается на мотиваци-онном этапе работы с текстом и характерно для рецептивного этапа формирования аналитических умений. На аналитическом этапе работы над текстом формируется умение анализировать информацию и выделять
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Таблица - Взаимодетерминированность этапов формирования аналитических умений с этапами работы над текстом
Этапы формирования аналитических умений Алгоритм формирования чтения как вида речевой деятельности Этапы работы над текстом Формируемые умения
Рецептивный Формирование умения понимания грамматических структур предложений, смысловых групп, самостоятельного преодоления трудностей в ходе чтения Мотивационный Получать информацию, определить цель чтения
Репродуктивно-интегри-рованный Смысловой анализ текста - поиск главной информации Аналитический Выделить основную мысль, отделить главную информацию от второстепенной, соотнести отдельные части текста и установить между ними связь
Продуктивный Формирование умения анализировать понятийный аппарат Исполнительный Обобщить прочитанное, сгруппировать основные факты смысловых частей, выделить новое, оценить замысел текста, его дальнейшее развитие
Самостоятельный Формирование высказывания с использованием устойчивой системы языковых средств Этап воспроизведения Оценить и интерпретировать содержание текста, ситезиро-вать информацию, уточнить понимание содержания текста при помощи синтеза
основную мысль текста. Второй этап работы над текстом можно соотности с репродук-тивно-интегрированным этапом формирования умений. Третий этап - исполнительный - сопоставили с продуктивным этапом формирования аналитических умений. На данном этапе вырабатываются умения обобщать прочитанное, определять взаимосвязь отдельных частей текста и частично воспроизводить информацию.
На последнем этапе все действия выполняются самостоятельно с использованием устойчивой системы языковых средств. Таким образом, умение синтезировать информацию, оценивать и интерпретировать содержание текста характерно для самостоятельного этапа, который соответствует этапу воспроизведения.
Результативный элемент системы представлен сформированными аналитическими умениями в компонентах готовности к про-
фессиональной деятельности.
Модель готовности специалиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный, информационный, технологический, рефлексивный компонент.
Когнитивный компонент предполагает знание теории основных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования и умение применять их на практике. Когнитивный компонент обеспечивает актуализацию, расширение, приращение накопленных знаний.
Информационный компонент включает в себя умение получать и обрабатывать большие объемы новой информации. Умение пользоваться различными информационными источниками, как в печатном так и в электронном виде. Немаловажным умением в составе информационного компонен-
та является чтение. Различные виды чтения (изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное) способствуют развитию информационной компетентности, поскольку позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью получения необходимых данных.
Технологический компонент подразумевает умение пользоваться аналитическими операциями в профессиональной деятельности: анализировать, классифицировать, обобщать факты, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать развитие ситуации, строить суждения о полученных фактах. Наличие технологического компонента в модели готовности к профессиональной деятельности определяет аналитические умения как основу профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности.
Рефлексивный компонент предполагает, что специалист по компьютерной безопасности должен уметь анализировать свои и чужие действия, оценивать поступки и результаты деятельности, анализировать полученный опыт, рефлексировать ситуацию. Рефлексивный компонент, таким образом, способствует оцениванию результатов действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей деятельности.
Для каждого компонента значимыми представляются аналитические умения, так как с их помощью извлекаются знания из практики. Реализация системы формирования аналитических умений у студентов -будущих специалистов по компьютерной безопасности в рамках курса иностранного языка позволяет сделать предварительные выводы о том, что процесс обучения иностранному языку будет способствовать формированию аналитических умений, необходимых для профессионального роста, успешного самосовершенствования на основе анализа своей деятельности (рефлексивный компонент), повышению уровня знаний (когнитивный компонент), получению и обработке информации (информационный компонент), эффективному использованию аналитических умений в профессиональной деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности на основе при-
обретенных знаний (технологический компонент). Сформированность аналитических умений определяет готовность специалиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности и обеспечивает возможность эффективно решать различные профессиональные задачи.
Библиографический список
1. Лабзина П. Г. Развитие креативного мышления студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник СамГ-ТУ, серия «Психолого-педагогические науки» -Самара: ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», 2013. - №№ 1 (19). -С. 63-66
2. Латушко Е. И. Проектирование системы обучения профессиональному опосредованному общению на основе моделирования смысловой структуры текста: дис... канд. пед. наук. - Воронеж, 2004. - 213 с.
3. Левченко В. В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов: монография. - М.: Московский Психолого-социальный институт, 2007. - 236 с.
4. Левченко В. В., Соколова Е. А. Лидерство -тип управленческих отношений: монография. -Самара: Самарский Университет, 2013. - 127 с.
5. Меньшенина С. Г. Обучение чтению на английском языке как средство формирования аналитических умений будущих специалистов по компьютерной безопасности // Вестник СамГТУ, серия «Психолого-педагогические науки» - Самара: ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», 2013. - № 1 (19). -С. 101-107.
6. Перевозчикова Л. С. Гуманизм как ценностное основание высшего образования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Воронеж, 1999. - 23 с.
7. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974. - 280 с.
8. Сластенин В. А. Профессиональная переподготовка на современном этапе // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 5-10.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090301 Компьютерная безопасность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/55071201 (дата обращения: 25.03.2014)
10. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе - М.: Высшая школа, 1987. - 207 с.