Научная статья на тему 'Предпосылки разделения христианства в эпоху раннего средневековья'

Предпосылки разделения христианства в эпоху раннего средневековья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
716
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / РАСКОЛ / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / ТЕОЛОГИЯ / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинина Е.А.

Статья посвящена предпосылкам раскола Христианских Церквей, сложившимся в эпоху Раннего Средневековья. В контексте общей геополитической ситуации в Европе рассматриваются и объясняются возникшие теологические разногласия. В статье даётся авторская оценка событий, связанных с расколом христианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки разделения христианства в эпоху раннего средневековья»

Религиоведение, философская антропология, философия культуры

69

шении они сдвигаются к границам возможных смыслов культурного субстрата как устойчивого и «этого». Чем уже становится набор акциденталь-ных характеристик, тем сильнее их воздействие на культурный субстрат (чем меньше количество факторов, тем более значим каждый из них в отдельности). Каждый из них становится потенциальным фактором трансформации культурной целостности, приобретая значимость события.

Не действующие на сознание индивидов культуремы можно обозначить как «мёртвые» или «музейные» элементы культуры, а анализ их потока связать с понятием археологии культуры. В современной культуре западного мира происходит процесс нарастания музеезации или фольклоризации культуры, что делает её неустойчивой по отношению к внутренним флуктуациям, поскольку сужается возможность взаимного уравновешивания этих флуктуаций. (Это не означает диалектического суждения - чем больше движения, тем больше стабильности; чем меньше движения, тем больше нестабильности. Данную ситуацию лучше трактовать в смысле утраты динамического равновесия или его обретения). В определённой мере стабильность поддерживается путём имплантирования культурного разнообразия -как искусственного (посредством деятельности международных организаций и движений типа ЮНЕСКО, или церковного экуменизма), так и естественного (происходящего в результате процессов глобализации) повышения интенсивности культурной диффузии. Каждая из оставшихся «живых» акциденций культуры может стать фактором изменений, как в сторону усложнения организационной структуры, так и в сторону её опрощения.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

© Калинина Е.А.*

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Статья посвящена предпосылкам раскола Христианских Церквей, сложившимся в эпоху Раннего Средневековья. В контексте общей геополитической ситуации в Европе рассматриваются и объясняются возникшие теологические разногласия. В статье даётся авторская оценка событий, связанных с расколом христианства.

Ключевые слова Христианство, раскол, Православие, Католицизм, теология, геополитика.

Христианское учение одно из самых многочисленных и известных в мире, наряду с Иудаизмом, Исламом и Буддизмом. Оно имеет общие корни

* Студент 2 курса Института филологии. Научный руководитель: Логвиненко С.В., к.ф.н., доцент.

70

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

с Иудаизмом (Ветхий завет); Ислам многое перенял из Христианства (Коран во многом цитирует Библию, как пророк Исса почитается мусульманами Иисус Христос). И само Христианство имеет несколько ветвей, главными из которых являются: Православие, Католицизм, Протестантство.

Точкой «невозврата», датой раскола, великой «схизмой» считается 1054 год. При этом надо отметить, что фактически анафеме, отлучению от Церкви, предали друг друга Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт.

По существу, XI век стал точкой невозврата в силу геополитических причин. Теологические разногласия существовали, но неистинными Церкви Католическая и Православная считали друг друга с XVIII по XX века. В 1964 году Папа римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афина-гор I изъяли акты отлучения 1054 года. Впрочем, этот шаг сближения не означает объединения - слишком большая пропасть лежит сегодня между Церквями. В вопросах же геополитических, католики значительно раньше перестали признавать истинность Православной Церкви. Например, в 1204 году крестоносцы отправились не в «Святую землю», а захватили Константинополь; рыцари-крестоносцы в Прибалтике нападали на Новгородские земли под знаменем «обращения ортодоксов (православных) в истинную веру». Католики и униаты жестоко преследовали Православных в Речи Посполи-той в XVII веке, что стало одной из главных причин Казацких восстаний на Украине.

Мы выделяем три разновидности предпосылок раскола: теологические, геополитические и так называемый «человеческий фактор».

Теологические разногласия выделил Патриарх Фотий (IX век). Дело в разночтении, а точнее в добавлении в Испании, а затем и в Риме, слов «и от Сына» (filioque) к Символу веры. Символ Веры - строгая догматическая формула вероисповедования, раскрывающая учение о Троице, утверждённая на IV Вселенском Соборе. По преданию, в последние времена, перед Вторым Пришествием, зло, что захватит этот мир, запретит читать Символ Веры [1]. Более того, в Церкви одной из главных добродетелей считается послушание. И то, что было принято на Вселенском Соборе, невозможно изменить решением поместной Церкви. В качестве подтверждения приведем выдержку из письма Патриарха Фотия папе римскому: «Что утверждено через определения Вселенских соборов, то все должны сохранять» [2]. Документально подтвержденное первое появление непосредственно в самом Символе веры Filioque - это 681 год на 12-м Толедском соборе [3].

Помимо филиокве, Фотий указывал и на иные различия в жизни церквей: «Так, одни бреют и стригут бороды сообразно с местными обычаями, а другим это запрещено соборными постановлениями... В Риме ни один священник не может жить в законном браке, но мы научены только единобрачных возводить во священники, и если кто отказывается принимать из их рук

Религиоведение, философская антропология, философия культуры

71

евхаристию, то мы таких отлучаем...» [4]. Греческая практика расходилась с латинской в правилах соблюдения поста (латиняне постились по субботам) и, как мы уже видим, в отношении к браку духовных лиц (на западе священник обязан был быть не женатым). Хотя зачастую это приводило к тому, что священники-латиняне вступали в запретную связь с женщиной, нарушая целибат, а в некоторых случаях грешили и с мужчинами. Католические священники и епископы лично участвовали в войнах. У латинян было возможным изображение Креста Господня и изображение Святых на мраморных плитах в церквях и хождение по ним ногами. На Западе прихожан причащали только освященным хлебом (гостией). По Восточному обряду причащают освященными хлебом (просфорой) и вином. При этом подразумевается, что причащающийся принимает и «Тело Христово и Кровь Христову». Причащают из Чаши. На Западе таким образом причащаются только священники. Во время гуситских восстаний часть восставших нашивали изображение Чаши на себя и звались чашниками - они силой оружия отстаивали право причащаться «Телом Христовым и Кровью Христовой».

Как мы видим, теологических разногласий, причем достаточно серьезных, было более чем достаточно. И все же, не теологические разногласия привели к расколу Церкви.

Геополитические предпосылки раскола сложились еще в эпоху поздней античности. Достаточно посмотреть на карту расселения средневековых христиан, чтобы понять: Католическая Церковь распространила свое влияние на территории Западной Римской Империи, Православная - на территории Восточной (Византийской). Уже само по себе разделение империй предполагало различное развитие жизни в ее западных и восточных провинциях. И единство историческое, правовое, политическое перестало объединять римских граждан. Запад подчинился варварам, Римским Папам приходилось лавировать и угождать очередным завоевателям (готам, вандалам, лангобардам, франкам, тем же византийцам, норманнам). От одних Церковь запирала ворота и укрывала прихожан, другим преподносила знаки императорского отличия и получала от них земли и влияние. Первым правителем в западной Европе, принявшим знаки императорского отличия после крушения римской империи стал Карл Великий: «отправившись в Рим (800), чтобы восстановить положение дел в церкви, пришедшее в полный беспорядок, он задержался там на всю зиму. Именно тогда он принял имя Императора и Августа (25 января, 800)» [5].

В конечном итоге, по разным причинам, короли раннего средневековья приняли Христианство. При этом политически многие из них были врагами Византии. Это не могло не сказаться на отношениях латинской церкви, лидером которой был Римский Папа и греческой, лидером которой была Константинопольская Патриархия. На Западе для развития Церкви создались особые условия: завоеватели сменяли друг друга, в Европе создавались

72

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

сильные государства и даже Империи, а властители европейцев тяготели к Риму, желая стать наследниками и приемниками славы Рима в противовес византийцам. Для этого они наделяли Церковь на западе землями, политическими и экономическими привилегиями. Папе Римскому был отдан Рим и окружающая его территория, так называемая папская область. Постепенно Великие понтифики все чаще становились арбитрами и третейскими судьями в западной Европе, набирая все большую власть и влияние.

Таким образом, задолго до раскола Православной и Католической Церквей, существовали разногласия между церквями латинской и греческой. Дело в том, что разница церквей как раз и формировалась геополитически: латиняне - это название древних римлян, когда они еще завоевывали Италию; греческая Церковь потому, что ядром, политическим центром, а в будущем и основной территорией Византийской Империи являлась Греция (Визант - древнегреческий полис). Разделение формировалось вокруг политических центров - Рима и Константинополя, столиц Империй.

Это формировало третью предпосылку раскола, «человеческий фактор», под которым в данный ситуации понимается властолюбие Великих Понтификов. Кстати, Патриарх Фотий наряду с «филиокве» как раз и обвинял во властолюбии Римских Пап, претендующих на первенство в Христианском мире. К примеру, папа римский Николай, желая подчинить Болгарское царство своему влиянию, в 866 году писал болгарскому царю Борису: «Константинопольская церковь лишь четвертая по старшинству поместных церквей» [6]. Под первенством понималась и политическая власть, распространение собственного влияния на Византию и народы, принявшие Христианство по Греческому обряду. Но у властолюбия есть не то чтобы синоним, нет; это определение как раз и включает его в себя, как составную часть Гордость. Один из самых страшных, смертных человеческих грехов. Увы, этому греху предавались и Римские Папы, и Патриархи Православной Церкви. Католичество в переводе с греческого - это всеобъемлющие, вселенское. В самом уже определении очевидны лидерские амбиции. Православие - «правильно славить», «правильно служить». Не случайно на западе православных называли ортодоксами (то есть приверженцами старого Служения). В Православии Церковь никогда не объявляла охоту на ведьм, унесшую тысячи жизней. В Православии никогда не объявляли официальную цену в денежном эквиваленте за прощение грехов. И наконец, еще один любопытный факт: именно Православным Служителям на Святую Пасху в Кугуклии снисходит Благодатный Огонь.

Список литературы:

1. Иеродиакон Авель (Семенов.) Лучезарный Батюшка. Воспоминания об игумене Гурие (Чезлове). - Изд. третье. - Вологда 2007. - С. 77.

2. Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. - СПб.: «Алетейя», 1999. - С. 55.

Религиоведение, философская антропология, философия культуры

73

3. Concilium Toletanum duodecimum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.benedictus.mgh.de/quellen/chga/chga_055t.htm.

4. Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. -СПб.: «Алетейя», 1999. - С. 55-56.

5. Эйнхард. Жизнь Карла Великого. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - С. 303.

6. Shepard J. Slavs and Bulgars // The New Cambridge Medieval History. -Cambridge University Press, 2008. - Т II. - С. 228-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.