Научная статья на тему 'Предпосылки расцвета китайской женской литературы во второй половине хх века'

Предпосылки расцвета китайской женской литературы во второй половине хх века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женская проза / феминизм / социальная роль / гендерный конфликт / равноправие полов / Чжан Синьсинь / Чжан Цзе / women's prose / feminism / social role / gender conflict / gender equality / Zhang Xinxin / Zhang Jie

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аюшеева Н. Г.

В статье представлены предпосылки расцвета женской прозы во второй половине прошлого столетия. Этот период ознаменовался небывалым подъемом женского творчества, повлекший за собой интерес чита-телей и литературных критиков. В ходе изучения выявлены причины популярности женской литературы, в числе которых общая тенденция феминизации общества, пришедшая с запада и отразившаяся в первую оче-редь в литературном творчестве, также одной из причин является влияние творчества первых писательниц, поднявших вопрос о социальной роли женщины. Дана характеристика главным женским образам, выявлена основная проблематика произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS OF BROADCASTING OF CHINESE WOMEN'S LITERATURE IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

The article presents the reasons for the flourishing of female prose in the second half of the last century. This period was marked by an unprecedented rise in female creativity, which led to the interest of readers and literary critics. The study identified the reasons for the popularity of women's literature, including the general trend of feminization of soci-ety, which came from the west and reflected primarily in literary work, and one of the reasons is the influence of the work of the first writers who raised the issue of the social role of women. Characteristics of the main female images are given, the main problems of the works are revealed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки расцвета китайской женской литературы во второй половине хх века»

<<ШУШетиМ~^®и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / PHILOLOGY

79

PHILOLOGY

УДК 821.581

Аюшеева Н.Г.

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10083 ПРЕДПОСЫЛКИ РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Ayusheeva N. G.

Banzarov Buryat State University

PRECONDITIONS OF BROADCASTING OF CHINESE WOMEN'S LITERATURE IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

Аннотация:

В статье представлены предпосылки расцвета женской прозы во второй половине прошлого столетия. Этот период ознаменовался небывалым подъемом женского творчества, повлекший за собой интерес читателей и литературных критиков. В ходе изучения выявлены причины популярности женской литературы, в числе которых общая тенденция феминизации общества, пришедшая с запада и отразившаяся в первую очередь в литературном творчестве, также одной из причин является влияние творчества первых писательниц, поднявших вопрос о социальной роли женщины. Дана характеристика главным женским образам, выявлена основная проблематика произведений.

Abstract:

The article presents the reasons for the flourishing of female prose in the second half of the last century. This period was marked by an unprecedented rise in female creativity, which led to the interest of readers and literary critics. The study identified the reasons for the popularity of women's literature, including the general trend offeminization of society, which came from the west and reflected primarily in literary work, and one of the reasons is the influence of the work of the first writers who raised the issue of the social role of women. Characteristics of the main female images are given, the main problems of the works are revealed.

Ключевые слова: женская проза, феминизм, социальная роль, гендерный конфликт, равноправие полов, Чжан Синьсинь, Чжан Цзе.

Key words: women's prose, feminism, social role, gender conflict, gender equality, ZhangXinxin, Zhang Jie.

Термин «женская литература» ingwenxue впервые в Китае появился в 20-30 гг. ХХ века, но по-настоящему литературным феноменом стал в период между 1984-1988 гг. становление термина тесно связано с поднятием вопроса о положении женщины в обществе после 1949 г., далее в 50-70-х гг. связан с процессами эмансипации. Появление женской прозы в Китае совпало с ее появлением в мировой литературе, в том числе и русской.

Литература развивалась в патриархальном обществе, женщина в этом долгом историческом процессе не имела самостоятельного, независимого положения, соответственно никогда не заходила речь о «женской литературе». Появление «женской литературы» стало неотъемлемой частью исторического процесса, со времени появления в 20-х гг. ХХ века до окончательного становления в 80-х гг. женскому творчеству пришлось преодолеть множество препятствий, а именно тысячелетиями устоявшееся мышление патриархального общества. «Выделению «женской прозы» в отдельное направление способствовало несколько факторов: прежде всего это гендерная характеристика, автор -женщина, главная героиня - женщина, ее особый взгляд на действительность, отражающий женскую психологию. Главными темами творчества женщин стали проблемы семьи, дома, детей, взаимодействия женщины с миром» [1].

Расцвет женской литературы в Китае пришелся на 90-е гг. прошлого столетия. Именно в данный период времени породил большое количество по-настоящему талантливых авторов, признанных читателями и литературными критиками, связано это с историческими и экономическими факторами: прошла куль-

турная революция, общество справилось с последствиями кризиса, в 1978 году была провозглашена «политика реформ и открытости». 80-е, 90-е годы стали наиболее продуктивными для китайских писателей, которые в своих произведениях рефлексировали на тему «культурной» революции, не стала исключением и женская литература, где красной лентой проходит судьба женщины в непростое десятилетие смуты.

Расцвет женской литературы в Китае стал результатом прорыва западной женской литературы. Начиная с 80-х гг. 20 века такие влиятельные издания, как

«Литературная критика» «Критическое

обозрение иностранной литературы» (^ШК^хЩб), «Шанхайская литературная критика» (^Ш^хХ), «Исследования в области литературы и искусства» (^ ^ШХШ^Х) и др. начали публиковать критические статьи и рецензии на произведения авторов-женщин. Главная мысль феминистической литературы в том, что различия между мужчиной и женщиной порождены не гендерными различиями, их различия созданы обществом. «Несмотря на то, что с 1949 г. Китай начинает строить новую политическую систему, где немаловажное место занимает вопрос о равноправии мужчин и женщин, но проблема состояла в том, что генеральная линия компартии четко обрисовала нужный обществу идеал женщины - мужеподобной железной леди, «не признающей макияж, а предпочитающей военную форму», лишенной всех «атрибутов» женщины» [2, с. 145].

PHILOLOGY / <<ШУШетиМ~^®У©Мак>>#Щ29)),2(0]9

80_

Нужно признать, что пропагандируемое партией равноправие было иллюзорным, на самом же деле, положение женщины в китайском коммунистическом обществе оставалось, по-прежнему, чрезвычайно низким. Такое положение вещей сохранялось не потому что отвергалась идея равенства, а зачастую из-за того, что женщина, оказавшись в условиях строительства нового общества, была вынуждена еще долгое время игнорировать права своего пола. «Забыть» в чем на самом деле нуждается женщина, «личное», «свое» воспринималось на уровне «государственное», «коллективное» эти понятия смешались. В романе «Где я

ошиблась в тебе» (^ЙВДЛШЙ^) героиня Чжан

Синьсинь Ж^^произносит: «Бог сотворил меня женщиной, но общество требует быть мужчиной, мне часто приходится скрывать женскую сущность, чтобы выжить, чтобы идти вперед, приходится быть такой!» [4, с. 370]. «Голос женщины смешался с громким хором людей, строящих рыночную экономику» [2, с. 149].

Феминистская литература возникнув, стала важной составляющей постмодернистской литературы Китая. Женщины осознали, что они должны усилить борьбу за свои права и бороться за уменьшение ген-дерного различия. Но в то же время стали очевидны две проблемы: во-первых, конфликт общественного и личного, во-вторых, конфликт мужского и женского. В 1981 г. под влиянием феминистических идей, которые только начали появляться в Китае, вышли книги Чжан Синьсинь «На одном горизонте» и «Плот» Чжан Цзе. В обоих произведениях остро поднимался ген-дерный вопрос, они ознаменовали начало женского творчества. В повести «На одном горизонте» (ЙИ— Й^^^)ставится вопрос разницы полов, конкуренция по принципу гендерной принадлежности, в «Плоте» также нашли отражения проблемы

взаимоотношения полов, самосознания и самопознания женщины. В предисловии к повести «Плот» Чжан

Цзе Ж/инаписала: «Ты не можешь быть счастлива, потому что ты женщина» [5, с. 298]. Главная героиня повести одинокая женщина, которая решила развестись с мужем, чтобы открыть собственное дело и заниматься тем, что ей по душе. Произведение Чжан Цзе - рассказ о борьбе за женское достоинство, о различных трудностях, преодолеваемых женщинами на пути осознания собственного «я». Литературный критик Ван Ин эволюцию женщины в произведении Чжан Цзе называет «от человека к женщине» [2, с. 150].

Женские образы Чжан Синьсинь отличаются сильным характером, все как одна ищут последнее пристанище для себя не в любви, семье и детях, а в работе. Образ женщины, преданной своей работе стал новаторским, воплотившим в себе стремление современной женщины к независимости и самостоятельности. Главная героиня романа «Где я ошиблась в тебе» работает билетером, в свободное время занимается литературным творчеством, жизненные обстоятельства заставляют ее быть сильной, не пасовать перед трудностями, не проявлять мягкий женский характер, надевая маску мужчины. Она гордится своей самостоятельностью и независимостью, но влюбившись в искреннего, мягкого молодого человека, страдала и сожалела, не сумев построить крепкие отношения в виду своего чрезмерно сильного характера. Главные герои еще одного произведения Чжан Синьсинь «На одном

горизонте» счастливая любящая поначалу семейная пара, но многочисленные ссоры, разногласия по поводу положения и обязанностей жены в семье приводят к разводу. «Он» - художник по профессии уверен, что жена должна быть хорошим тылом для мужа, поддерживать его во всем, молча заниматься домашними делами. «Она» имея хорошую работу и заработок, не желает посвящать себя мужу, тем самым составляя конкуренцию собственному супругу. Но женщина в современном ей обществе не может в этой конкурентной борьбе одержать победу: «Куда мне отступить?» Неужели отказаться от того немногого, что успела достичь, родила ребенка, строила уют, разве он доволен? Нет! Даже если у меня ничего не останется, мы все равно не сможем нормально говорить, я все равно его потеряю! [3, с. 236]». Здесь подчеркивается значение названия романа «На одном горизонте», герои хоть и находятся на одной прямой, но на двух противоположных концах одной линии, бесконечно далеки друг от друга.

Таким образом, делая краткий экскурс в историю женской литературы, можно сделать вывод о том, что начиная с «Движения 4 мая», продолжая 70-ми, позже 80-ми годами вплоть до пика расцвета в 90-е годы, женская литература развивалась в русле мировой феминистской литературы, поэтому неудивительны сходная позиция, язык, образы, часто используемые в текстах, терминология, характерная феминистской литературе, например: «побег», филистический централизм, «тело» [2, с. 149] и др.

В 1995 г. было зафиксировано максимальное количество произведений авторов-женщин. После 1995 г. хотя количество изданий несколько снизилось, но, тем не менее, продолжает занимать большую долю среди всей литературной продукции. Предпосылками развития женской литературы в 90-е годы стали произведения «Где я ошиблась в тебе», «На двух горизонтах» Чжан Синьсинь и «Плот» Чжан Цзе. Новаторские образы женщин, отказавшихся от традиционных ценностей патриархального общества в пользу самореализации, повышения социальной роли, оказали большое влияние на последующие поколения китайских авторов.

Список литературы:

1. Зумбулидзе И. Г. «Женская проза» в контексте современной литературы [Текст] // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/409/ (дата обращения: 04.11.2018).

2. . $№й. , ^

Ж : 2006ЩШ2Й 280Ш (Го

Ямин. Души дозор и поэтический полет. - Пекин: Общественные науки Китая, 2006. 280 с.)

3. Ж«

» .1981 Щ Ш6Ш 250 Ш (Чжан Синьсинь. На одном горизонте. - Пекин: Урожай, 1981, выпуск №6. 250 с.)

4. Ж« «Ж^/МяЖ»,^Ж

2ШШ±» .1985 Щ Ш8Ш 431 Ш (Чжан Синьсинь. Собрание сочинений. - Пекин: Искусство и культура Севера, 1985, выпуск №8. 431 с.)

5. Ж^. :ШЖЖМ±» .1983 Щ 299 Ш (Чжан Цзе. Плот. - Пекин: Пекинское издательство, 1983. 299 с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.