Научная статья на тему 'Предпосылки появления сетевой словесности'

Предпосылки появления сетевой словесности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО В СЕТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куранов Александр Олегович

Рассмотрение аспектов сетевой словесности в контексте современных условий репрезентации электронного творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки появления сетевой словесности»

УДК 82

А. О. КУРАНОВ

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Рассмотрение аспектов сетевой словесности в контексте современных условий репрезентации электронного творчества.

Ключевые слова: сетевая словесность, творчество в сети, художественный текст, Шете!

Приход в Россию международной сети Internet и её информационно-технических возможностей (развивающиеся стремительными темпами) привлек внимание российской общественности разных сфер деятельности. Каждый социальный сегмент (имеющий доступ к международной сети) современного общества пытается адаптировать возможности Internet для удовлетворения своих потребностей (маркетинговых, информационных, PR, рекламных и т. д.), в том числе и творческих. Современные информационные технологии (Internet) вступили в взаимосвязь и с такой художественной, нравственно-философской ценностью, как русская художественная литература: электронные библиотеки (например, электронная библиотека Машкова (где можно произвести «download» любого художественного текста относящегося к классике русской литературы), форумы (где происходят дискуссии на всевозможные литературные темы), blogs (блоги - Internet дневники (аналог форумов); blogs - официально признаны жанром сетевой словесности). Начало тесного взаимодействия «литературного мира» и IT (информационных технологий) привело к рождению нового творческого феномена, получившего название «Сетевая словесность» (или «Сетерату-ра»). Под Сетевой словесностью понимают электронный художественный текст, размещае-

мыи непосредственно в международной сети (1п1егпе1) и нигде более. Данное явление получило широкую поддержку среди писателей, не имеющих возможности, достаточно средств, или, как правило, известности (попе-Ыж^) для публикации своих произведений в литературных журналах или издании собственных художественных текстов через издательства или типографию (издание книги). Услуги по размещению электронных художественных текстов (предоставляемые \уеЬ-сайтами) абсолютно бесплатны, что делает 1Щегпе1 привлекательным для данной

© А. О. Куранов, 2007

категории писателей. Несмотря на бурное развитие «сетевой словесности», данный пласт художественного творчества остаётся не исследуемым, отсутствует чёткое понимание данного явления с позиции филологической науки.

На данный момент все издательства (независимо от того, частная или государственная), прежде чем приступить к выполнению заказа, опираются на один показатель - предполагаемый уровень продаж с момента реализации готовой продукции конечному потребителю. Опираясь на данный показатель, издательство решает: работать с автором или нет. Показатель исходит из уровня известности («раскрученно-сти») автора (где имя автора/писателя это brand). Соответственно уровень продаж напрямую зависит от известности писателя.

Принцип публикации художественных текстов в литературных журналах опирается на аналогию работы с авторами в издательствах. Уровень продаж литературного журнала и соответственно его престиж определяет уровень известности тех, кто публикует в нём свои художественные тексты. Высокий уровень продаж и престиж литературного журнала стимулируют рекламную деятельность, что приносит дополнительную финансовую прибыль.

Вывод: для того чтобы иметь возможность представить автору свои художественные тексты в печатном варианте «литературной общественности», ему необходимо иметь достаточную известность. Известность формируют дорогостоящие PR-компании. Однако качественные PR-компании не являются индексами того, что рекламируемый ими автор (писатель) и его творчество являются достойными кандидатами в пространство литературной классики (например, творчество Донцовой, Акунина, Петрушевской). Для огромного числа писателей «известность» -это непреодолимый барьер. Отсутствие возможностей (в первую очередь финансовых) приводит молодых и неизвестных писателей к миру «сетевой словесности». «Сетевая словесность»

уникальна и неповторима: сочетает в себе современные информационные технологии, общедоступность и художественное начало, что позволяет ей консолидировать вокруг себя огромное количество творческих людей. Два года назад вышел в свет печатный вариант женских сетевых романов. Это позволяет предположить, что «сетевая словесность» постепенно становит-ся первым творческим этапом с которого должен начать писатель (автор) на своём пути к литературному Олимпу. «Сетевая словесность» нуждается в инструментарии для отбора художественных текстов, представляющих ценность для современного литературоведения. В ближайшее время «сетевая словесность» станет единственным «билетом в жизнь» для начинающих писателей (не имеющих финансовой возможности для дорогостоящих Р11-компаний); недалёк тот день, когда разрешение и возможность издать свои художественные тексты получит лишь тот, кто получил признание в «сетевой словесности». Формула проста: те, кто читает писателя, художественные тексты которого изначально размещались в 1п1ете1:, останутся почитателями его творчества и при условии, что его художественные тексты будут издаваться в печатном варианте.

С момента своего появления, сетевая словесность не была предметом серьёзного и адекватного литературоведческого исследования. Филологическая наука на протяжении своей истории работала с художественными текстами, изданные в печатном варианте (рукописный или печатный). Современные исследователи, литературоведы, литературные критики относятся к появлению сетевой словесности очень негативно, считая сетевую словесность творческим холстом для графоманов. Однако всё филологическое сообщество не берёт во внимание один факт: эволюцию формы передачи и хранения информации. Обратимся к цепи передачи информации:

1. Слово (как совокупность упорядоченных звуков, образующих собой законченную звуковую единицу, с определённой семантической нагрузкой; мысли излогаются словами (звуковой поток), а формой хранения информации выступает память человека).

2. Письменность (мысли излагаются на материале (глиняные дощечки, пергамент, бумага), развиваются и правила хранения материала: например, обложка), общество стоит на пороге одного самого великого и уникального изобретения - КНИГА)

3. Книга (1. Произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплётных листов

с каким-н. текстом; 2. Сшитые в один переплёт листы бумаги, заполняемые документальными официальными учётными листами;

3. Крупное подразделение литературного произведения, состоящее из многих глав.

На протяжении столетий формы хранения и передачи информации развивались и совершенствовались. Хранение информации в электронном варианте на магнитно-накопительных устройствах и обработка их на ЭВМ - явление очень новое, в сравнении с многовековой историей книги. Издание современной книги немыслимо без участия современных информационных технологий (как для автора, так и для издательства или типографии). Синтез экономической самовыживаемости отрасли печати и общедоступность, простота и многофункциональность современных информационных технологий заложили фундамент для «сетевой словесности», а филологическая общественность впала в хроническое состояние ожидания прихода очередного гения русской литературы, художественные тексты которого будут издаваться только в печатном варианте и никак иначе с самого начала его творческого пути. Это ошибочно, экономические предпосылки не создают условий, при которых возможно такое. Данный вариант является приемлемым, когда речь идёт об издании массовой литературы или беллетристики. Высокая литература доступна для восприятия и понимания только подготовленным читателям (историкам русской и зарубежной литературы), сегмент которых в рыночных условиях очень низок, по сравнению с сегментом потребителей массовой литературы, беллетристики и периодической печати. Поэтому издание высокой литературы является не очень выгодным делом (в условиях высокой конкуренции между издательствами). Издание произведеиий высокой литературы является возможным только при условии, что это госзаказ (где государство выступает прямым плательщиком за выполнение заказа). Поиск литературного гения, продолжателя традиций русской художественной культуры нужно вести на просторах сетевой словесности, где писатель (автор) не зависит от экономических аспектов, издание его текстов занимает несколько дней, а его творчество доступно всей общественности. Необходим поиск литературного таланта и помощь в издании его текстов, в печатном варианте, необходимо обеспечить адаптацию в научном пространстве. Негативное отношение исследователей литературы к сетевой словесности вполне естественно, до появления ЭВМ в работе автора/писателя (как создателя художественного текста) главными

инструментами были перо/печатная машинка/ручка и бумага (которая являлась основным и единственным носителем информации для передачи текстов в типографию или издательство). Все известные представители художественной литературы использовали в своей творческой деятельности именно эти инструменты. Сложилась устойчивая формула восприятия: серьёзность филологического восприятия художественного текста обеспечивается его печатным вариантом. Однако экономическая картина издательского бизнеса и литературоведческие традиции идут в разных направлениях. Представители литературоведческой деятельности постоянно забывают (а многие не осознают), что после развала СССР вектор развития литературнохудожественного творчества задают издательства и типографии, а не теория и опыт русской художественной литературы. Сейчас XXI век, век технического прогресса и автоматизации процессов. Перо, печатную машинку и ручку заменяют клавиатура и персональный компьютер (ЭВМ), а средством хранения и передачи информации - файл (file), записанный на жёсткий диск (Hard Disk), компакт диск (CD) или карта памяти (Flash). Начался процесс глобальной автоматизации и компьютеризации издательской деятельности.

4. ИТК (информационно-технический комплекс), включающий в себя: текстовый редактор (в котором происходит набор текста и его редактирование); файл (электронная единица хранения информации, в нашем случае авторского текста); средства передачи файлов CD, Flash (карта памяти), TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol - Протокол управления передачей/Интернет протокол), FTP (File Transmission Protocol/Протокол передачи файлов), LAN (Local Area Net/Локальная сеть) (в нашем случае это ТСР/ГР и FTP); программы верстки и дизайна (для издания книги в печатном варианте); язык разметки гипертекста (HTML), языки web-программирования, программы проектирования web-интерфейса (interface), программные средства, обеспечивающее хранение и передачу информации (Web Server) на клиентский ПК, программное обеспечение

клиентского ПК (Web browser), обеспечивающее получение и обработку полученной информации с Web Server. Если до прихода IT (информационных технологий) авторы/писатели пользовались пером/печатной машинкой, то сегодня их заменяет современный ИТК, позволяющий людям добиться воплощения творческой идеи в максимально удобной форме, автоматизируя креативные процессы, и, при возникновении определённых ситуаций, произвести редактирование любых сегментов объекта творческого воплощения автора/писателя. Современные IT не вмешиваются в творческий процесс автора/писателя, а помогают его творению адаптироваться в современном мире. ИТК - это новый шаг, после книги, в эволюции хранения и передачи информации, в синтезе с неприемлемыми экономическими факторами современных издательств и типографий заложил основы для появления и развития деятельности как «Сетевая словесность» — художественные тексты в Internet. «Сетевая словесность» полностью опирается на ИТК.

«Сетевая словесность» уникальна тем, что сочетает в себе творческие и технические аспекты. Новизна исследований заключается в том, что до этого времени серьёзного исследования художественного текста с позиции литературоведческой науки и технической концепции не проводилось. Вопросы о «Сетевой словесности» поднимались в журнале «Проблемы полиграфии и издательского дела» (Научно-технический журнал МГУП), журнале ВАК «Вопросы литературы», вузовский учебник «Современный литературный процесс» (автор ...), в котором «сетевой словесности» посвящена целая глава, огромное количество статей, посвящённых данной теме (например, web-сайт «Сетевая словесность»). Востребованность в понимании «сетевой словесности» есть, а чёткого научного представления и объяснения нет.

Куранов Александр Олегович, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.