УДК 341; 349.6
DOI: 10.31249/iajpravo/ 2024.02.02
ЗАХАРОВ Т.В.1 ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современного состояния сотрудничества государств в сфере биологической безопасности, анализируются труды российских и зарубежных ученых, обращенные к проблемам правового регулирования разработки биологических технологий, связанных с ними угроз и рисков. Освещаются точки зрения исследователей на сложившиеся условия сотрудничества. Раскрывается нормативная основа участия Российской Федерации в межгосударственном сотрудничестве в сфере биологической безопасности.
Ключевые слова: международное право; международное экологическое право; формы и направления межгосударственного сотрудничества; биологическая безопасность; биологическая технология.
ZAKHAROV T.V. Prerequisites and conditions for interstate cooperation in the field of biosecurity
Abstract. The article examines the problems of the current state of cooperation between states in the field of biological safety, analyzes the works of Russian and foreign scientists addressing the problems of legal regulation of the development of biological technologies, related threats and risks. The points of view of researchers on the existing conditions of cooperation are highlighted. The regulatory framework for the participation of the Russian Federation in interstate cooperation in the field of biological safety is revealed.
1 Захаров Тимофей Владимирович, научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН.
26
Keywords: international law; international environmental law; forms and directions of interstate cooperation; biosecurity; biotechnology.
Для цитирования: Захаров Т.В. Предпосылки и условия сотрудничества государств в сфере биологической безопасности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2024. - № 2. - С. 26-36. -DOI: 10.31249/iajpravo/ 2024.02.02
Введение
В современных условиях обеспечение биологической безопасности является весьма актуальной задачей, решение которой невозможно без объединения усилий всего международного сообщества. Сотрудничество государств в сфере биологической безопасности представляет собой сложную, диверсифицированную область международного взаимодействия. Объем и разнородность вовлеченных общественных отношений говорит о необходимости комплексного, системного подхода в правовом регулировании. Экономическое значение биологических технологий делает данную сферу сотрудничества высококонкурентной.
Проблема биологической безопасности. Само количество разделов биологии как науки (выделение в пределах биологии самостоятельных биологических наук, биологических дисциплин, дисциплин на стыке биологии и смежных наук), количество направлений биологических исследований, расширяющиеся междисциплинарные связи биологии, в том числе сопряженные с технологическим развитием в иных областях, - все это говорит о высокой сложности объекта правового регулирования. Рассматривая лишь одно из новых, развивающихся направлений биологических технологий - «синтетическую биологию» - рабочая группа экспертов пришла к заключению, что проблемы синтетической биологии слишком объемны для широкого обсуждения в контексте поставленных перед группой задач1. Учеными справедливо
1 См.: Завриев С., Шемякин И. Синтетическая биология — современные вызовы и проблемы биобезопасности // Мировая экономика и международные отношения. - 2019. - Т. 63, № 12. - С. 81.
27
отмечается неопределенность границ между биологической безопасностью и рядом других видов безопасности, имеющих как смежный объект защиты, например - экологическая или продовольственная безопасность, так и те объекты защиты, которые находятся в иных сферах жизнедеятельности общества и государства, к примеру, цифровая безопасность1.
Угрозы биобезопасности подразделяются на непреднамеренные - «в силу объективных факторов»2 и преднамеренные -умышленное применение биотехнологий в качестве средства совершения террористического акта, иного преступления (правонарушения) либо в качестве оружия в ходе военных действий3. Однако сложность объекта правового регулирования, стремительное развитие биотехнологий, иных технологий требуют условного отношения к подобному разделению. Так, объектом национальной безопасности государства стали биометрические персональные данные лиц, находящихся под его юрисдикцией4. Государства за-
1 См.: Умнова-Конюхова И. А. Биологическая безопасность в международном праве и российском праве как новая сфера правового регулирования // Вестник Московского гос. областного ун-та. Сер. Юриспруденция. - 2023. - № 2. -С. 9; Краснова И.О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. - 2014. - № 5. - С. 552; Орехов С.Н., Яворский А.Н. Биологические угрозы и биологическая безопасность // Вестник Ун-та им. О.Е. Кутафина. - 2020. -№ 5. - С. 60-73; Лукомская А.С. Многообъектность преступных посягательств по делам об экологических преступлениях при принятии судами решений о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2020. - № 1. - С. 63, 68. Галюкова М.И. Архитектоника биобезопасности // Lex russica. - 2022. - Т. 75, № 10. - С. 59.
См.: Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Особенности регулирования обращения биотехнологий двойного назначения по международному и национальному праву // Вестник Российского ун-та дружбы народов = RUDN Journal of Law. Сер.: Юридические науки. - 2023. - Т. 27, № 3. - С. 547-548.
3
См.: Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Указ соч. - С. 547-548.
4 См.: McKibbin K., Shabani M. Genomic data as a national strategic resource: implications for the genomic commons and international data sharing for biomedical research and innovation // The Journal of Law, Medicine & Ethics. - 2023. - Vol. 51, N 2. - P. 302; Significance of and Outlook for the Biosecurity Law of the People's Republic of China / H. Liang, C. Huang, X. Zhu, Z. Yuan // Journal of Biosafety and Biosecurity. - Beijing, 2021. - Vol. 3, N 1. - P. 46-50; US Department of Health and Human Services (HHS), Office of the Inspector General (OIG), Opportunities Exist for
28
интересованы в ограничении доступа к ним иностранных лиц - в сохранении конкурентных преимуществ посредством ассиметрич-ного доступа к информации. Предоставление биометрических данных иностранному государству создает риск использования их в качестве средства контроля или средства причинения целенаправленного вреда.
Особая важность проблем биологической безопасности предопределена тем обстоятельством, что потенциальные масштабы негативных последствий преднамеренного общественно опасного применения биотехнологий позволяют отнести их к оружию массового поражения1.
Российские ученые - А.Х. Абашидзе и В.С. Маличенко -предлагают расширенное обобщенное толкование категорий «биобезопасность» и «биозащита», рассматривая их как «... способность государства эффективно реагировать на биологические угрозы и связанные с ними факторы, включая защиту от новых инфекционных заболеваний и смягчение их последствий; защиту от биологической войны и биотерроризма; предотвращение злонамеренного использования биотехнологии; обеспечение лабораторной биобезопасности; охрана специальных биологических ресурсов и др.»2.
Предпосылки сотрудничества государств в сфере биологической безопасности. Проблема биологической безопасности открывает новые возможности для международного сотрудничества государств. Некоторые авторы указывают на нее как на предпосылку глобального управления3.
Главной предпосылкой международного сотрудничества в сфере биобезопасности видится стоящая перед государствами необходимость эффективно реагировать на возникающие угрозы. Сотрудничество государств способно значительно повысить по-
the National Institutes of Health To Strengthen Controls in Place To Permit and Monitor Access to Its Sensitive Data, Report No. A-18-18-09350 (2019).
1 См.: Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Указ. соч. - С. 544.
2 Там же. - С. 545.
3 См.: Biosafety and biosecurity / D. Zhou, H. Song, J. Wang, Z. Li, S. Xu, X. Ji, X. Hou, J. Xu // Journal of Biosafety and Biosecurity. - 2019. - Vol. 1, N 1. - P. 1518; Emeziem C. COVID-19 Pandemic, The World Health Organization, and Global Health Policy // Pace International Law Review. - 2021. - Vol. 33, N 1. - P. 189-217.
29
тенциал коллективной биологической безопасности. Безусловно, сложно говорить о сотрудничестве между государствами, находящимися в состоянии конфликта, особенно в условиях, когда одно из них намеревается применить биотехнологии в ущерб своим оппонентам. Тем не менее потенциальный вред биотехнологий зачастую имеет не только трансграничный характер, но и неконтролируемое распространение. Это в полной мере подтвердила пандемия коронавирусной инфекции, которая «не только унесла уже почти четыре миллиона человеческих жизней, но и серьезно сказалась на социально-экономической обстановке во всех без исключения странах мира»1.
Предупреждение, выявление и реагирование государства на угрозы биобезопасности связаны с уровнем его научно-технологического развития. Особую проблему представляет способность государства финансировать имплементацию международного механизма обеспечения биологической безопасности на внутригосударственном уровне. Для государства, ослабленного экономической, социальной и политической нестабильностью, сотрудничество может приобрести вынужденный характер2.
Условия сотрудничества государств в сфере биологической безопасности. Развитие биотехнологий существенно опережает правовое регулирование на национальном уровне3. Это связано, в том числе, с неопределенностью будущего объекта регулирования. С. Завриев и И. Шемякин отмечают, что «на сегодняшний день крайне сложно определить, до какой степени могут быть изменены биологические системы и какими будут полностью синтетические организмы»4. Очевидным препятствием создания основы международного сотрудничества является неопределенность содержания
1 Путин В.В. Телеграмма участникам III Международной научно-практической конференции «Глобальные угрозы биологической безопасности. Проблемы и решения». - URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/65915 (дата обращения: 13.02.2024).
2 См.: AL-Eitan L., Alnemri M. Biosafety and Biosecurity in the Era of Biotechnology: The Middle East Region // Journal of Biosafety and Biosecurity. - 2022. -Vol. 4, N 2. - P. 131.
3 См.: Гуляева Е.Е. Роль международных организаций в противодействии биотерроризму // Евразийский юридический журнал. - 2023. - № 10 (185). - С. 36.
4 Завриев С., Шемякин И. Указ. соч. - С. 79.
30
основных категорий области биологической безопасности. Само понятие «биологическая безопасность» трактуется в разной степени - и широко, и узко - в нормативных актах государств, соглашениях между ними и в науке1. Нет согласия в отношении правового содержания понятий «биотехнология», «технология двойного назначения», «биологическая защита». В качестве объективного фактора следует учитывать условия постоянной трансформации данных категорий, расширения их содержания, перманентного расширения перечня биологических агентов2. В связи с этим международное право в данной сфере характеризуется правовой неопределенностью, значительным количеством «серых зон», разностью в правовых подходах государств. Так, не создана международная система контроля оборота новых данных в области синтетической биологии в связи с новизной этого направления , отсутствует универсальное международное соглашение, регулирующее обращение технологий двойного назначения, и пр. В этих условиях даже такие «обыденные» для права вопросы, как международная защита авторских прав на биотехнологии, растущая проблема «биопиратства», не имеют быстрого решения4.
Политика западных государств, как отмечают исследователи, направлена на широкое вовлечение в сферу разработки биологических технологий разного рода частных компаний, в том числе негосударственных профессиональных и экспертных сообществ5.
1 См.: Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Указ. соч. - С. 545-546; Koblentz, G. Pathogens as Weapons: the International Security Implications of Biological Warfare // International Security. - Cambridge, US., 2003. - Vol. 28, N 3. - P. 84-122; UK Biological Security Strategy. - 2018. - P. 9.
2 Final Document of the Eighth Review Conference of the States Parties to the Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction. 2017, BWC/CONF.Vni/4. - URL: https://documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G17/ 004/32/PDF/G1700432.pdf (дата обращения: 14.02.2024).
3 Завриев С., Шемякин И. Указ. соч. - С. 80.
4 Rotzin K. Today's Pirates: Biopirates: Biopiracy, Biotech, and the International, Biotech, and the International Frameworks that are not up to the Challenge // UC Law, Science and Technology Journal. - San Francisco, 2024. - Vol. 15, N 1. - P. 34.
5 The Coalition for Epidemic Preparedness Innovations (CEPI) and the Partnerships of Equitable Vaccine Access / S. Halabi, L. Gostin, K. Aneja, F. Nardi,
31
Научно-технологический прогресс делает производство биологических агентов все более дешевым и доступным. В западной науке популяризируются такие явления, как «гаражные биотехнологии» (garage biotech), биотехнологии «сделай сам» (DIY-biology)1. А.Х. Абашидзе и В.С. Маличенко оценивают такую тенденцию как потенциальный фактор, усиливающий биологические угрозы2.
Специалисты в сфере биотехнологий обращают внимание на то, что «...сегодня в большинстве случаев есть возможность разместить заказ на синтез довольно длинных последовательностей ДНК и генов3 через Интернет в компании, занимающиеся синтезом заказанных последовательностей нуклеотидов и при этом соблюдающие конфиденциальность заказа»4. «Именно с этих позиций для "профилактики" угроз следует на международном уровне ... обязать все компании и фирмы, занимающиеся синтезом ДНК, скринировать заказываемые последовательности на возможное наличие в них генов или фрагментов геномов особо опасных агентов, в первую очередь вирусов, поражающих человека»5.
Отдельную проблему представляет проведение государствами биологических исследований за пределами собственной территории (фактическое осуществление эффективного контроля проводимых исследований и распоряжение их результатами) за счет привлечения научных центров иностранного государства, частных
K. Gottschalk, J. Monahan // The Journal of Law, Medicine & Ethics. - Cambridge, 2023. - Vol. 51, N 2. - P. 234-246.
1 Ledford H. Garage Biotech: Life Hackers // Nature. — 2010. — Vol. 467, N 7316. - P. 650-652; Kuiken T. Governance: Learn from DIY Biologists // Nature. -2016. - Vol. 531, N 7593. - P. 167-168; Mehlman M., Conlon R., Pearlman A. Governing Nonconventional Genetic Experimentation // Journal of law and the biosciences. -Oxford, 2023. - P. 1-24. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36910719/ (дата
обращения: 12.02.2024).
2
См.: Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Указ. соч. - С. 555.
3
Молекула ДНК длиной в 8-10 тыс. звеньев сопоставима с размерами геномов ряда патогенных вирусов, например, ВИЧ или вируса гепатита С ^м.: Зав-риев С., Шемякин И. Указ. соч. - С. 81).
4 Там же. - С. 81.
5 Там же.
32
лиц. Государство избегает, таким образом, нарушения собственного национального права и международных обязательств1.
Нормативная основа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере биологической безопасности. Направления международного сотрудничества Российской Федерации в сфере биобезопасности определены в ст. 15 Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации». В целях предотвращения, нейтрализации и устранения биологических угроз (опасностей) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также организации, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ, осуществляют в пределах своей компетенции международное сотрудничество по следующим направлениям:
1) укрепление режима Конвенции ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16.12.1971 г. (КБТО) (вступила в силу 26.03.1975 г., является бессрочной) в целях обеспечения полного запрета биологического оружия, а также расследование случаев предполагаемого применения биологического и токсинного оружия;
2) предотвращение террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов и ликвидация последствий их совершения;
3) безопасное обращение с патогенами;
4) интеграция Российской Федерации в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности и в иные международные интеграционные объединения, участие в международном научном обмене в указанной сфере;
5) представление интересов Российской Федерации в международных организациях, а также в организациях и структурах регионального и национального уровней в области обеспечения биологической безопасности российскими экспертами и представителями уполномоченных специализированных организаций;
6) коллекционная деятельность, связанная с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов, в том числе по вопросам
1 См.: Орехов С. Н., Яворский А. Н. Указ. соч. - С. 72.
33
депонирования штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов, в соответствии с международными договорами РФ;
7) безопасное обращение с биологическими ресурсами, регулирование трансграничного перемещения и контроль за трансграничным перемещением генно-инженерно-модифицированных организмов;
8) предотвращение, локализация и ликвидация чрезвычайных ситуаций в области обеспечения биологической безопасности международного характера.
Элементы биобезопасности системно перечислены в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ 02.07.2021 № 400. Кроме того, обеспечение биологической безопасности определяется в качестве одного из четырех направлений Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 22. 04.2019 № 479.
Международно-правовую основу сотрудничества государств в сфере биобезопасности закладывает вышеназванная Конвенция -КБТО. Она касается исключительно проблем преднамеренного применения биотехнологий в качестве оружия. Тем не менее, она остается главным международным обязательством Российской Федерации в сфере обеспечения биобезопасности. Вопросы безопасности в качестве программных тезисов включены также в Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. В связи с этим данная Конвенция рассматривается как регулятивная основа взаимодействия государств в пределах созданного ею механизма. Следует заметить, что разработка отдельного Протокола к Конвенции, регулирующего конкретные аспекты биобезопасности, началась уже на первом совещании Конференции участников Конвенции в 1994 г.1. Однако принятый в 2003 г. Протокол по биобезопасности к упомянутой Конвенции рассматривается как компромиссный, а, следовательно, в значительной степени не отражающий фактические намерения сторон. Российская Федерация не является участницей данного Протокола.
1 См.: Щеголева А.М. История разработки и принятия Картахенского Протокола по биобезопасности 2000 г.: travaux préparatoires // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. - Москва, 2014. - № 2. - С. 302.
34
В 2016 г. Советом коллективной безопасности ОДКБ принята Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г., в которой содержатся положения, направленные на укрепление режима КБТО, и перед государствами поставлена задача - обеспечить транспарентность биологической деятельности за пределами их территорий.
Особое положение среди норм, определяющих обязательства государств, занимают Международные медико-санитарные правила 2005 г., утвержденные в 2005 г. ВОЗ. В этих Правилах формируется «всеобъемлющая стратегия обеспечения безопасности в сфере здравоохранения»1.
Таким образом, результатом сотрудничества государств стало принятие на универсальном и региональных уровнях целого ряда нормативных документов рекомендательного, программного характера в сфере биобезопасности. Следует отметить, что, хотя многие названные международные документы не создают обязательств для государств, они, тем не менее, выполняют важные рекомендательные и аналитические функции в области биологической безопасности и применения биотехнологий.
Заключение
Степень влияния биотехнологий на состояние безопасности государств неумолимо растет. В условиях правовой неопределенности важное значение имеет позитивная ответственность научных сообществ, вовлеченных в разработку биотехнологий. В программных документах межгосударственного сотрудничества в системе международных организаций, в научных дискуссиях все чаще поднимается вопрос регулирования ключевых аспектов научной деятельности и технологического производства2. Предлагается создание особых этических комитетов, которые будут оцени-
1 Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Указ. соч. - С. 556.
2 См.: Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Указ. соч. - С. 544; Fidler D. International Law and Weapons of Mass Destruction: End of the Arms Control Approach? // Duke Journal of comparative & International Law. - Durham, 2004. - Vol. 14, N 1. -P. 39-88; Martins B., Ahmad, N. The Security Politics of Innovation: Dual-use Technology in the EU's Security Research Programme // Emerging Security Technologies and EU Governance. - 2020. - P. 58-73.
35
вать соблюдение учеными и практиками этических и гуманистических принципов при осуществлении инновационных разработок1. Однако опасение вызывает транснациональное доминирующее положение ряда частных медицинских, фармацевтических, сельскохозяйственных и т.п. корпораций, занимающих лидирующее положение в разработке и распространении биотехнологий. Тем не менее ответственность за защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, за предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков остается за государствами. Сотрудничество государств в данной сфере, таким образом, вынуждено строиться на основе национальных условий2. Будучи подверженным императиву основополагающих принципов современного международного права, сотрудничество государств в сфере биобезопасности основывается на соблюдении суверенитета государств и их национальных интересов, имея в качестве перспективы создание системы глобальной неделимой биологической безопасности.
1 См.: Гуляева Е.Е. Указ. соч. - С. 36.
2 Cm.: Qin Q., Sun Y. A Global Biosafety Strategy Research Framework with Specific Implications for China // Journal of Biosafety and Biosecurity. - Beijing, 2021. -Vol. 3, N 2. - P. 111.
36