Научная статья на тему 'Предпосылки и условия развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза'

Предпосылки и условия развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ACADEMIC MOBILITY / VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / TUTOR / E-LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авксентьева Елена Юрьевна, Авксентьев Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются существующие проблемы и предлагается возможный комплекс мер для создания условий развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза при помощи дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES AND CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY OF ACADEMIC PERSONNEL AND STUDENTS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the existing problems and possible range of measures for creating conditions for development of virtual academic mobility of academic staff and students of the university by means of the distance learning and the distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и условия развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза»

УДК 378.147.88

Авксентьева Елена Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Авксентьев Сергей Юрьевич

кандидат технических наук, ассистент кафедры горных транспортных машин Национального минерально-сырьевого университета «Горный»

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

Avksentyeva Elena Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Information and Communication Technologies Department, Russian State Pedagogical University

Avksentyev Sergey Yuryevich

PhD in Technical Science, Assistant, Mining Transport Machines Department, National Mineral Resources University

PREREQUISITES AND CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY OF ACADEMIC PERSONNEL AND STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются существующие проблемы и предлагается возможный комплекс мер для создания условий развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза при помощи дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Ключевые слова:

академическая мобильность, виртуальная академическая мобильность, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы.

Summary:

The article discusses the existing problems and possible range of measures for creating conditions for development of virtual academic mobility of academic staff and students of the university by means of the distance learning and the distance learning technologies.

Keywords:

academic mobility, virtual academic mobility, e-Learn-ing, distance education technologies, tutor, e-learning resources.

Основные критерии Болонского процесса - принятие системы сопоставимых степеней; принятие системы, основанной на двух циклах; внедрение системы кредитов по типу ECTS; содействие мобильности; содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования; обеспечение сопоставимости образовательных программ; содействие межинституциональному сотрудничеству, мобильности; разработка совместных программ обучения, практической подготовки и проведения исследований.

Под академической мобильностью обычно понимается возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой. Среди критериев Болонского процесса критерий мобильности является главенствующим: система кредитов вводится для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности; совместные образовательные и исследовательские программы не могут развиваться вне мобильности преподавателей и студентов [1, с. 18]. Задачами национальных систем образования Болонская декларация ставит для преподавателей «признание и подтверждение периодов, проведенных в европейских странах в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав» [2].

Главная цель мобильности - дать возможность студенту получить разностороннее европейское образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студентов во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. Целями расширения академической мобильности преподавателей называют: формирование соответствующего евроцентрированного рынка труда, свободного движения рабочей силы; обмен опытом и повышение квалификации; получение тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе; преодоление национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы; обеспечение совместных образовательных программ.

Согласно данным, опубликованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), мобильность студентов из разных стран значительно увеличилась за последние четыре десятилетия: с 250 тыс. студентов в 1965 г. до приблизительно 4 млн в 2014 г. [3; 4]. Эта статистика характеризует академическую статистику студентов из разных стран, которые стремятся получить за рубежом не просто краткосрочный опыт обучения, но и образование целиком [5]. Согласно исследованиям ЮНЕСКО, более 2,7 млн студентов обучаются за пределами стран, гражданами которых они являются [6]. Студенты из азиатских стран составляют самую большую часть всех студентов, зачисленных в образовательные учреждения за рубежом. Это часть достигает 45 % от общего количества иностранных студентов в странах ОЭСР и 52 % от общего объема в странах, не входящих в ОЭСР [7].

Большинство студентов, участвующих в программах академической мобильности, сталкиваются с трудностями как в повседневной жизни, так и в своей академической деятельности. Результаты опроса студентов, обучающихся за рубежом, показывают, что студенты столкнулись с семейными, финансовыми, психологическими и социальными трудностями [8]. Психологические барьеры и трудности связаны с такими аспектами студенческой жизни, как тоска по дому или страх новой окружающей обстановки и социальной среды. Социальные трудности обычно относятся к проблемам в общении с семьей и друзьями. Уровень переживания студентов по поводу тех или иных трудностей отличается в каждом конкретном случае [9].

Специфические трудности ожидают студентов, участвующих в программах академической мобильности с использованием системы кредитов (зачетных единиц). Исследования этой проблемы акцентируют внимание на недостаточном уровне признания в вузах-отправителях семестров, проведенных студентами за рубежом, и полученных за рубежом кредитов (зачетных единиц) [10]. Студенты, участвующие в программах академической мобильности с использованием системы кредитов (зачетных единиц), во время обучения сталкиваются с тем, что не знают образовательные системы других стран, разницу в структуре учебных планов, время проведения экзаменационных сессий [11]. Кроме того, недостаточный уровень знания иностранного языка считается еще одним значительным барьером для академической мобильности студентов, не только тех, кто обучается по программам с использованием системы кредитов (зачетных единиц) [12].

Студентки, участвующие в программах академической мобильности, сталкиваются с рядом специфических проблем из-за их гендерной роли. Студентки, особенно в старшем возрасте, связаны определенными обязательствами [13]. Например, наличие партнера и детей оказывает значительное влияние на академическую мобильность студентов женского пола. Исследования в данной области подтвердили большую значимость личных и семейных взаимоотношений для академической мобильности студенток либо в качестве барьера, либо в качестве стимула [14; 15].

Статистические данные показывают, что на сегодняшний день Швейцария, где 57 % ученых -иностранцы, является страной с самой высокой долей зарубежных исследователей [16]. В Канаде, Австралии, США, Швеции и Великобритании работают от 30 до 50 % зарубежных исследователей [17]. В Нидерландах, Германии, Дании, Бельгии и Франции - от 10 до 30 %. В Бразилии, Испании, Японии, Италии и Индии - менее 10 % [18]. Швейцария и Индия находятся в числе стран с самой высокой долей своих исследователей, которые переезжают с целью работы в другие страны [19].

Анализ процессов развития академической мобильности преподавателей в России показывает, что применение дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) могло бы быть полезным для решения следующих проблем: проблемы подготовки преподавателя к программам мобильности; проблемы «утечки мозгов» в ходе европейской мобильности преподавателей; проблемы соответствия образовательных программ базового и принимающего вуза; проблемы сопоставимости образовательных процессов базового и принимающего вуза; проблемы асимметрии академической мобильности; организационных проблем становления академической мобильности в вузах России; проблемы отсутствия в России существенного государственного финансирования Болонского процесса; проблемы создания совместных образовательных программ.

Для этого необходимо обеспечить: доступность дистанционных технологий обучения для студентов в «родном» вузе; свободу выбора и предложения их в вузе - правообладателе курсов; систему поддержки преподавателей, использующих ДОТ, как в вузе принимающем, так и направляющем; нормативную возможность выбора и предложения дистанционных курсов между вузами.

Однако условия образовательного межвузовского взаимодействия университетов в этой области: дистанционные образовательные технологии, виртуальная мобильность не могут в полной мере заменить мобильность физическую. Речь идет о такой модели применения ДОТ, такой организационной форме дистанционного обучения, в которой ключевой фигурой является автор-преподаватель, а используемые им технологии и средства могут в полной мере реализовать процесс обучения.

При использовании средств информационных и коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий студент, участвующий в программах академического обмена, сможет: одновременно обучаться и в принимающем, и в базовом вузе (в разумных пределах, ограниченных законодательствами об охране труда и учебы); не терять связи с базовым вузом, своей группой, легко адаптироваться при перемещении обратно в базовый вуз; ликвидировать академическую разницу образовательных программ базового и принимающего вуза непосредственно в течение программы академического обмена; осуществить выбор собственной наиболее оптимальной образовательной траектории.

При использовании средств информационных и коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий преподаватель, участвующий в программах академического обмена, может предложить принимающему вузу дистанционный курс, свои знания; познакомиться предварительно с академической средой принимающего вуза; не терять связи с базовым вузом, своими коллегами и студентами; не прерывать свой контакт с принимающим вузом после окончания программы мобильности, стажировки и т. д., реализуя свой курс дистанционно на постоянной основе; повысить гибкость учебного процесса, что может быть очень полезным для взаимной адаптации преподавателей и студентов в принимающем вузе; существенно расширить предложение своих знаний на рынке образовательных услуг как в России, так и за ее пределами.

Высшее учебное заведение, привлекая дистанционных преподавателей и их курсы, сможет решить следующие задачи: начать через программы обмена реализацию своей «экспансии» в интересующие регионы; разрабатывать и развивать совместные образовательные программы с другими вузами; оптимально решить проблему недостающих курсов, дисциплин для своих образовательных программ; привлечь наиболее квалифицированных преподавателей и научных работников для формирования образовательных программ высокого качества (дисциплины специализации ведущих ученых страны и из-за рубежа); расширить ассортимент образовательных услуг для своих студентов и слушателей, расширить ассортимент факультативных и элективных дисциплин; повысить гибкость и технологичность учебного процесса своего вуза; расширить ассортимент программ дополнительного образования, в том числе повышения квалификации преподавателей.

В связи с вышесказанным предлагается к внедрению в вузах комплекс мер, обеспечивающих условия развития виртуальной академической мобильности:

Комплекс мер, связанных с созданием условий для расширения мобильности:

- подготовка администраторов вузов и преподавателей для роли организаторов процесса мобильности, организация обменов между ними в рамках европейских программ для установления более тесного взаимодействия;

- развитие многоязычности, включая изучение соответствующих иностранных языков еще до периода мобильности; лучшей практики в части языковой подготовки, долговременную переподготовку преподавателей иностранного языка; выработку общих индикаторов для оценки языковой подготовки студентов и преподавателей; радикальное улучшение языковой подготовки студентов в целом;

- облегчение доступности к информации о мобильности, включая создание специальных сайтов об основных европейских ресурсах и программах мобильности, введение в образовательных заведениях специальных форумов (chat-rоoms) для организаторов мобильности, студентов, преподавателей и т. д., для обсуждения и обмена информацией. Создание базы данных по всем двусторонним и многосторонним формам программ мобильности. Создание сопоставимой статистики по мобильности.

Гоуппа мер, направленных на создание схемы устойчивого финансирования мобильности, на базе координации и большего разнообразия системы различных финансовых источников (правительств, местной власти, государственного и частного сектора), включая нахождение новых источников и форм финансирования (займы с льготными условиями, социальные фонды и т. п.).

Группа мер, призванных обеспечить рост мобильности и ее совершенствование:

- расширение числа участников мобильности и ее форм, в частности, открытие летних университетов для студентов и академического состава, распространение программ обучения по Интернету, поддержка партнерств между университетами по поводу обеспечения мобильности;

- улучшение и унификация условий приема для всех групп участников мобильности, включая обеспечение соответствующей информацией в режиме оп-Ипв;

- согласование и упрощение академического календаря мобильности на основе точной и полной информации о деятельности каждого университета и посильной синхронизации университетского расписания, включая изучение возможностей деления учебного года на семестры с соответствующим набором студентов;

- обеспечение необходимого соответствующего статуса для людей, вовлеченных в мобильность, включая такие меры, как официальное подтверждение соответствующими структурами тезиса о том, что мобильность представляет собой необходимый компонент в обучении студентов, а также в профессиональной деятельности и переподготовке научно-педагогического состава вуза, вплоть до изучения возможности включения последних в научно-преподавательский состав вуза на период мобильности.

Пакет мер, направленных на усиление мотиваций и результатов, получаемых участниками, включает важнейшее требование признания результатов обучения в зарубежном вузе диплома своего вуза, в частности, создание системы взаимного признания, эквивалентности дипломов и обучения в целом. Речь идет о развитии с университетами Европы системы эквивалентности образования, квалификации и степеней, в частности, использования кредитной системы (ECTS), Приложений к диплому, создания поддерживающей инфраструктуры - сети национальных информационных центров (NARIC) и центров по мобильности и признанию (ENIC).

Ссылки:

1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005. 352 с.

2. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999. Bologna, 1999.

3. OECD (2011). Education at a Glance. Paris, 2011. P. 320.

4. UNESCO (2006). Globle Education Digest 2006. Paris, 2006. P. 34.

5. Wit de H., Ferencz I., Rumbley L.E. International student mobility // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 2012. 14 May. Vol. 1 (17) (Routledge). S. 17-23. Doi: 10.1080/13603108.2012.679752.

6. UNESCO (2005). Globle Education Digest 2005. Paris, 2005.

7. OECD (2006). Education at a Glance. Paris, 2006.

8. Sanchez C.M., Fornerino M., Zhang M. Motivations and the intent to study abroad among U.S. French and Chinese students // Journal of Teaching in International Business. 2006. Vol. 18 (1). S. 27-52.

9. Barriers to International Student Mobility: Evidence From the Erasmus Program / M. Souto-Otero, J. Huisman, M. Beerkens, H.de Wit, and S. Vujic // Educational Researcher. 2013. March. Vol. 2 (42). S. 71. Doi: 10.3102/0013189X12466696.

10. Klahr S., Ratti U. Increasing engineering student participation in study abroad: A study of U.S. and European programs // Journal of Studies in International Education. 2000. Vol. 1 (4). S. 79-102.

11. Ibid.

12. Ibid.

13. Heike J. Transnational academic mobility and gender // Globalisation, Societies and Education. 2011. June. Vol. 2 (9). S. 183-209. Doi: 10.1080/14767724.2011.577199.

14. ibid.

15. Ackers L. Moving people and knowledge: Scientific mobility in an enlarging European Union. Cheltenham, 2008.

16. (French) Dessibourg O. La Suisse, carrefour de la circulation des cerveaux // Le Temps. 2012. 15 November. Thursday. P. 14.

17. Ibid.

18. Ibid.

19. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.