Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
УДК 338.31 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/48
JEL classification: F13; L15; L66
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫРАВНИВАНИЯ СТАВОК АКЦИЗОВ НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС
©Романова Д. Е., Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия, [email protected] ©Манушина А. П., SPIN-код: 8371-7548, канд. экон. наук, Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия, [email protected]
PRECONDITIONS AND PROSPECTS FOR EQUALIZATION OF EXCISE STAKES ON TOBACCO PRODUCTS IN EAEU COUNTRIES
©Romanova D., Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, [email protected] ©Manushina A., SPIN-code: 8371-7548, Ph.D., Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, [email protected]
Аннотация. Определены предпосылки и перспективы выравнивания ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС, представлен их сравнительный анализ. Проанализирована динамика стоимостного экспорта и импорта табачных изделий. В заключении делается вывод, что Российская Федерация является основным импортером и экспортером табачных изделий среди стран ЕАЭС, и ее доля составляет больше половины от общего объема импорта. Большая часть нелегального рынка табачных изделий - это товары, легально произведенные в странах ЕАЭС, но нелегально распространяемые на территории России. Решением этой проблемы может быть гармонизация ставок акцизов, работа в этом направлении ведется уже несколько лет.
Abstract. The prerequisites and prospects for equalization of excise tax rates on tobacco products in the EAEU member states are defined, their comparative analysis is presented. Analyzed the dynamics of value exports and imports of tobacco products. In conclusion, it is concluded that the Russian Federation is the main importer and exporter of tobacco products among the EEU countries, and its share is more than half of the total imports. Most of the illegal tobacco products market is goods legally produced in the EAEU countries, but illegally distributed in Russia. The solution to this problem may be the harmonization of excise rates, work in this direction has been going on for several years.
Ключевые слова: ставки акцизов, табачные изделия, выравнивание ставок акцизов.
Keywords: excise rates, tobacco products, equalization of excise tax rates.
Введение
Сигареты, нелегально ввезенные из ЕАЭС, составляют значительную часть табачной продукции, которая продается в России без уплаты налогов в государственный бюджет. Разрыв в стоимости пачки сигарет, легально произведенной в России, и пачки, нелегально ввезенной из стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), настолько велик, что стал одним из основных драйверов нелегальной торговли табачными изделиями в России
[4].
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Материал исследования
Первой предпосылкой выравнивания ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС является ст. 71 Договора о Евразийском экономическом союзе от 9 мая 2014 года, в которой изложены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения. Они предусматривают следующее:
- товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами;
- провозглашается принцип не дискриминации во взаимной торговле;
- государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, включая гармонизацию ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам и дальнейшее совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле [2].
В России с 1 января 2019 г ставка акциза на сигареты и папиросы повысилась на 10,01% и составила 1,89 тыс. руб. за тысячу штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,568 тыс. руб. за тысячу штук). Для сравнения: в Белоруссии — это примерно 0,217-1,667 тыс. рублей за тысячу штук (в зависимости от ценовой категории сигарет), Казахстане - 1,522 тыс. рублей, Киргизии — 1,16 тыс. рублей, Армении — 1,087 тыс. рублей. Гармонизация ставок акциза на табачную продукцию несколько лет обсуждалась правительствами ЕАЭС, и то, что премьер-министры пяти стран достигли договоренности по принципиальным положениям проекта соглашения, является важнейшим шагом в этом направлении [4].
Основным противником гармонизации ставки акциза на территории ЕАЭС была Белоруссия: в стране сигареты делятся на три ценовые категории. Более 80% производства в стране приходится именно на низкоценовой сегмент, для которого действует незначительная ставка акциза, что позволяет Белоруссии поставлять свою продукцию в Россию и Европу по самым конкурентным ценам. Крупнейшая в стране табачная фабрика «Неман» в Гродно является государственной, поэтому гармонизация акцизов Белоруссии невыгодна [5].
Это подтверждают и данные последнего ежегодного отчета о росте нелегального рынка сигарет, который в этом году подготовила компания Nielsen. Что также является предпосылкой для выравнивания ставок акцизов. Доля контрафакта и контрабанды за год удвоилась: в третьем квартале 2018 г она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в 3 квартале 2017 г [6].
27 ноября прошло заседание Евразийского межправительственного совета в Минске, основными темами обсуждения стали механизмы реализации цифровой повестки ЕАЭС, проекты соглашений по гармонизации акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств-членов. В результате данного заседания было подписано Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 ноября 2018 г. № 184 «О проектах соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза» [2].
Настоящее Соглашение направлено на обеспечение условий для создания рынка табачной продукции в рамках ЕАЭС путем гармонизации, сближения ставок акцизов на табачную продукцию, реализуемую на территориях государств - членов, определяет основные принципы, меры и порядок гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию и регулирует вопросы гармонизации ставок акцизов на сигареты [2].
Планируется, что с 2024 г при расчете локальных ставок акциза на сигареты участницы ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тыс сигарет с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. В Министерстве Финансов РФ
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
пояснили, что сейчас идет внутригосударственное согласование [2].
Из-за более высоких акцизов сигареты в РФ стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Союзу. Так в России пачка сигарет стоит в среднем 125 рублей, в Белоруссии — 32 рубля, в Армении — 50 рублей, а в Киргизии — 53 рубля [5].
Проанализируем динамику стоимостного экспорта и импорта табачных изделий.
1 200 ООО ООО 1 ООО ООО ООО 800 000 000 600 000 000 400 000 000 200 000 000 0
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рисунок 1. Динамика стоимостного экспорта табачных изделий из ЕАЭС, долл. США
[2]
Анализируя представленные данные, можно наблюдать отрицательную динамику экспорта табачных изделий: после резкого повышения объема экспорта почти в два раза в 2012 г. по сравнению с 2011 г., с 2015 г происходит снижение объемов экспорта табачных изделий. Данная тенденция связанна с введением санкций против Российской Федерации, а также с неблагоприятной обстановкой в мире в целом. Больше всего табачных изделий было экспортировано из ЕАЭС в 2012-2015 гг.
[3].
Рисунок 2. Доля государств-членов ЕАЭС в стоимостном экспорте табачных изделий, %
Российская Федерация является ключевой страной среди государств-членов ЕАЭС в экспорте табачных изделия. Основная доля приходится на Россию и превышает остальные страны ЕАЭС в 3-7 раз. Доля Беларуси снижалась до 2015 г, пока объем экспорта не достиг минимальных значений. После вступления в ЕАЭС в 2015 г Армения занимает сильную позицию в экспорте табачных изделий среди остальных государств-членов Союза, и к 2018 г Армения почти догнала Россию по объему экспорта данной категории товаров. Казахстан на
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
всем промежутке времени и Киргизия, начиная с 2015 г, остаются приблизительно в одинаковом положении.
[3].
2 ООО ООО ООО 1 500 ООО ООО 1 ООО ООО ООО 500 000 000
о
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рисунок 3. Динамика стоимостного импорта табачных изделий в ЕАЭС, долл. США
—«—ЕАЭС, долл. США
Максимальный объем импорта табачных изделия приходится на 2013 г. Можно наблюдать общую тенденцию к снижению импорта, что связано с политикой импортозамещения, введением антитабачного закона, ростом акцизов на табачную продукцию, повлекшим за собой рост розничных цен, отказом от курения традиционных сигарет в пользу электронных сигарет и вейпов, снижением покупательской способности россиян, увеличением спроса на здоровый образ жизни и пропагандой отказа от
табакокурения
Рисунок 4. Доля государств-членов ЕАЭС в стоимостном импорте табачных изделий, %
[3].
Импорт табачных изделий в Россию остается практически неизменным на всем промежутке времени и равен приблизительно 85% от общего объема импорта стран ЕАЭС, но с 2016 г. наблюдается отрицательная динамика. Доля остальных государств-членов ЕАЭС остается на уровне 5-15% от общего объема импорта.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что Российская Федерация является основным импортером и экспортером табачных изделий среди стран ЕАЭС, и ее доля составляет больше половины от общего объема импорта. Основная проблема заключается в том, что
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
большая часть нелегального рынка табачных изделий — это товары, легально произведенные в странах ЕАЭС, но нелегально распространяемые на территории России. Решением этой проблемы может быть гармонизация ставок акцизов, работа в этом направлении ведется уже несколько лет.
Источники:
(1). Договор о Евразийском экономическом союзе от 9 мая 2014 года.
(2). Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 ноября 2018 г. № 184 «О проектах соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза».
(3). Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org
(4). РБК. URL: www.rbc.ru
(5). Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru
(6). Nielsen Media Research. URL: https://www.nielsen
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 10.05.2019 г. 15.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Романова Д. Е., Манушина А. П. Предпосылки и перспективы выравнивания ставок акцизов на табачные изделия в странах ЕАЭС // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 366-370. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/48.
Cite as (APA):
Romanova, D., & Manushina, A. (2019). Preconditions and prospects for equalization of excise stakes on tobacco products in EAEU countries. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 366370. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/48. (in Russian).