Научная статья на тему 'Предпосылки и инструменты модернизации социально-экономического развития отстающих регионов'

Предпосылки и инструменты модернизации социально-экономического развития отстающих регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашхотова Э. А.

В статье проанализированы основные факторы регионального развития для республик Северного Кавказа. Выявлены особенности создания и использования валового регионального продукта. Исследуются инструменты формирования многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей повышение эффективности производства и качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и инструменты модернизации социально-экономического развития отстающих регионов»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ПРЕДПОСЫЛКИ И ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТСТАЮЩИХ РЕГИОНОВ

Э.А. АШХОТОВА,

старший преподаватель кафедры менеджмента организации, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.М. Кокова, е-mail: elmira-kbr@yandex.ru

В статье проанализированы основные факторы регионального развития для республик Северного Кавказа. Выявлены особенности создания и использования валового регионального продукта. Исследуются инструменты формирования многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей повышение эффективности производства и качества жизни населения.

Ключевые слова: региональная экономика; предпосылки и показатели регионального развития; устойчивость регионального развития; финансирование региональных инвестиций.

Коды классификатора JEL: R11.

В настоящее время среди ученых и специалистов утвердилось понимание того, что ориентиры посткризисного развития России связаны с модернизацией по многим направлениям. При этом активные исследования в этой области показывают, что модернизацию следует воспринимать как широкое и многозначное общественное явление. Поскольку смена поколений технологий взаимосвязана с проблемой формирования общественной среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию технологий, то любой технологический уклад становится социальным явлением. Таким образом, главным предметом концепции модернизации является само общество [4].

Вообще в структурах государств, отличающихся значительными пространственными характеристиками, с позиций формирования общества особое значение имеют региональные компоненты. В пореформенное время проблемы регионального развития стали изучаться по многим направлениям, в том числе, по вопросам регионального деления страны, реализации государственной региональной политики, финансового обеспечения регионального развития. Большое внимание уделяется также проблемам устойчивости регионального развития, оценки экономического потенциала регионов, формирования региональных производственных комплексов, инвестиционной активности региона, создания рыночной региональной инфраструктуры, развития малого предпринимательства в регионах, регионального маркетинга, региональных пропорций воспроизводства.

Наиболее важной целью государственного управления является устойчивое развитие территории и рост социально-экономического положения ее населения. Уровень и качество жизни — категории показателей, отображающих привлекательность территории и благополучие ее населения. В мировой практике совокупное определение уровня и качества жизни населения принято характеризовать путем расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Теоретической базой подобных расчетов послужила Концепция человеческого развития, созданная в рамках Программы развития ООН (ПРООН) начиная с 80-х гг. XX века [6]. ИРЧП является показателем, рассчитываемым для сравнения различных стран, регионов, городов и прочих территорий по качеству и уровню жизни населения. В основе расчета ИРЧП лежат три составляющих:

❖ доход, измеряемый как реальный валовой региональный продукт на душу населения региона, рассчитанный в долларах США по паритету покупательной способности валют;

❖ средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, как показатель способности личности к долгой и здоровой жизни;

❖ уровень образования, как показатель, отображающий реальную способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Рассчитывается по двум показателям: грамотность взрослого населения и охват молодежи обучением.

Основной сложностью при расчете индекса развития человеческого потенциала территории является своевременный расчет валового регионального продукта и его пересчет в долларах США по паритету покупательной способности валют (в настоящее время происходит задержка в расчете ВРП порядка 28 месяцев) [7]. Так, в последнем Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, опубликованном ПРООН за 2008 год была представлена информация по величинам ИРЧП по России и ее субъектам.

По индексу развития человеческого потенциала современная Россия в сравнении с другими странами мира в 2007 году заняла 71 место (ИРЧП = 0,817), а в 2008 году всего 73 место (ИРЧП = 0,806). При этом показатель 2008 года ниже 2007 года и практически равен показателю 2006 года (ИРЧП = 0,805 — 55 место). Стоит заметить, что значения индекса больше 0,8 говорят о высоком уровне жизни населения территории. Однако показатели индекса развития человеческого потен-

© Э.А. Ашхотова, 2009

циала в России ниже, чем в Белоруссии или Казахстане. Российский индекс стал падать с началом 90-х годов, вследствие сокращения ВВП страны, снижения продолжительности жизни и уровня образования.

ИРЧП по регионам Федерации значительно варьируется. Так наивысшее значения показателя было достигнуто в г. Москве (0,907). За Москвой следуют Тюменская область (0,888) и Санкт-Петербург (0,848). Субъектам Северного Кавказа характерен средний уровень жизни (0,5<ИРЧП<0,8). Наиболее развитой по индексу является Республика Северная Осетия — Алания (27 место из восьмидесяти возможных по России). Затем следуют более отстающая группа субъектов, включающая Республику Дагестан (47), Карачаево-Черкесскую Республику (52), Кабардино-Балкарскую Республику (65). И самые отстающие республики, находящиеся по значениям индекса развития человеческого потенциала в конце общероссийского списка: Чеченская Республика (77) и Республика Ингушетия (79).

По динамике роста валового регионального продукта (ВРП) видно, что северокавказские территории значительно уступают общероссийскому показателю в абсолютном выражении ВРП на душу населения в 2-3 раза. При этом стоит помнить, что регионы с более высоким показателем ВРП на душу населения обычно более благополучны в экономическом и социальном отношении по сравнению с регионами с более низким значением ВРП на душу населения. В частности, при высоком ВРП доступны большие инвестиционные возможности, а значит, имеются в наличии и средства для создания надежного фундамента для долгосрочного устойчивого развития территориального хозяйства [2].

Отличительной особенностью северокавказских республик является высокая ожидаемая продолжительность жизни населения, которая значительно выше общероссийского показателя. При этом Республика Ингушетия и Чеченская Республика занимают первое и второе места, соответственно, в стране по рассматриваемому показателю. Впрочем, по мнению экспертов, значительный отрыв этих республик во многом объясняется неточностью статистического учета смертности, особенно младенческой, что приводит к завышению показателей ожидаемой продолжительности жизни [1]. Но в целом динамика региона по ожидаемой продолжительности жизни положительная и именно это не допускает снижения показателей ИРЧП.

Уровень грамотности взрослого населения в северокавказских республиках немного ниже общероссийского показателя, но настораживающим фактом является низкий уровень поступивших в учебные заведения (учащиеся в возрасте 7-14 лет) и индекс полноты охвата обучением. В свою очередь это может повлечь за собой значительные отклонения и вызвать общее снижения грамотности населения и уровень квалификации специалистов в будущем. Подобные тенденции могут спровоцировать отрицательное качественное изменение социально-экономического потенциала территории, что приведет к снижению социально-экономического положения всего Южного федерального округа.

В табл. 1 приведена структура валового регионального продукта по северокавказским республикам и структура валового внутреннего продукта РФ.

Таблица 1

Структура валового регионального продукта за 2007 г., в %.*

Российская Федерация Республика Дагестан Республика Ингушетия КабардиноБалкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,9 17,6 10,3 23,6 23,3 15,5 9,0

Добыча полезных ископаемых 10,5 1,0 3,2 0,2 1,9 0,3 8,4

Обрабатывающие производства 19,3 4,3 1,8 12,3 13,5 15,7 1,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,4 1,5 0,9 2,7 5,1 3,2 1,0

Строительство 6,3 17,4 11,7 8,3 8,1 9,6 19,9

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 21,2 23,9 10,8 19,5 13,9 19,4 11,8

Транспорт и связь 10,0 12,4 12,9 7,3 4,8 7,7 7,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10,2 2,9 1,0 3,5 6,0 4,3 2,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 4,3 6,0 31,6 9,0 9,8 12,4 26,0

Образование 2,7 5,0 8,0 6,7 4,9 5,2 7,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,4 3,6 6,7 4,9 6,3 5,0 4,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,7 1,7 0,9 1,0 1,3 1,2 0,8

* таблица составлена автором на основе ЦБСД Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

Из таблицы видно, что все регионы различны по структуре валового регионального продукта. При этом они отличны от общероссийской структуры. Все субъекты имеют ярко выраженное сельскохозяйственное производство (доля вклада в ВРП более чем в два раза превышает показатель вклада сельского хозяйства в ВВП). Также все субъекты, за исключением Чеченской Республики имеют незначительную долю в ВРП, создаваемую добычей полезных ископаемых. В Чеченской Республике основная добыча принадлежит нефтяному сектору [3]. Вклад обрабатывающего производства в ВРП в северокавказских республиках также ниже соответствующего показателя по России. При этом максимальный вклад обрабатывающего производства в ВРП наблюдается в Республике Северной Осетии — Алании (15,7%), Карачаево-Черкесской Республике (13,5%), Кабардино-Балкарской Республике (12,3%). А минимальный вклад обрабатывающего производства в ВРП наблюдается в Ингушетии (1,8%) и Чечне (1,9%). Строительство во всех республиках дает вклад в ВРП немногим больше, чем в общем по России, особенно в Чеченской Республике (19,9%) и Республике Дагестан (17,4%), что объясняется программами по восстановлению территорий, разрушенных в ходе военных конфликтов. Низкие показатели по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг объясняются спецификой социально-экономического положения и уровнем жизни населения. Высокие показатели по сегментам «Образование» и «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» объясняются невысокими показателями абсолютного значения ВРП субъектов Федерации и высокими относительными показателями вклада в ВРП этих сегментов.

На рис. 1 отображена динамика индексов промышленного производства по России и северокавказским республикам. Индексы промышленного производства отображают не только динамику выпуска товаров в реальном выражении, но одновременно и изменение производственных цепочек.

1-ю

Ш '■ Ресиу шика Дагосчан

—А Республика Ингу тоня —3— Кабардино-Балкарская Республика

—*— Карачаево-Черкесская Республика — — Республика Северная ()сс1ия - Алания

♦ Чеченская Республика

Рис. 1. Динамика индексов промышленного производства (график построен автором на основе ЦБСД Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru)).

Динамика индексов промышленного производства субъектов федерации за период 2000-2008 гг. является крайне волатильной по отношению к аналогичному показателю России. Крайняя неустойчивость показателей индексов промышленного производства характеризуют экономику и промышленное производство изучаемой территории как проблемную, представляя их высокую зависимость от неблагоприятной конъюнктуры и, как следствие, низкую степень диверсификации промышленного производства.

В табл. 2 приведена информация, частично характеризующая уровень жизни населения северокавказских республик. Коэффициент фондов характеризует степень социального расслоения путем определения соотношения между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Видно, что в общем по России в 2008 году доходы 10% самого богатого населения в 16,9 раз превысили доходы 10% самого бедного населения.

Данные показатели по северокавказским субъектам федерации ниже на 22-39% общероссийских показателей. Данную ситуацию подобным образом характеризует и коэффициент Джини (индекс концентрации доходов). Однако на фоне более положительных характеристик дифференциации населения по уровням доходов, серьезным отрицательным показателем является низкий уровень среднедушевых доходов, отстающих от общероссийских значений на 27-63%. Подобная ситуация является следствием высокого уровня безработицы и неблагоприятной социально-экономической ситуации в рассматриваемых регионах.

При этом, во всех северокавказских республиках высока доля инвестиций в обеспечении государственного управления и обеспечении военной безопасности. Следствием этого является низкая инвестиционная привлекательность, что негативно сказывается на развитии социальноэкономического потенциала хозяйственной системы. Также низкими инвестиционными показателями обладает строительная отрасль экономики, добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Это показывает низкий уровень инвестиций, направленных на развитие производственного потенциала территории и инвестиций на развитие производственной инфраструктуры территории.

Таблица 2

Распределение объемов денежных доходов населения и среднедушевые денежные доходы населения за 2008 г.*

Коэффициент фондов Коэффициент Джини Среднеду- шевые денежные доходы Место по среднедушевым денежным доходам

Российская Федерация 16,9 0,423 14939 -

Республика Дагестан 13,1 0,389 10962 52

Республика Ингушетия 10,3 0,354 5513 82

Кабардино-Балкарская Республика 12,1 0,377 8589 75

Карачаево-Черкесская Республика 11,9 0,375 8676 73

Республика Северная Осетия — Алания 12,3 0,379 9838 65

* таблица составлена автором на основе ЦБСД Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

На основании проведенного анализа, главную стратегическую цель развития северокавказских субъектов федерации целесообразно сформулировать в контексте формирования многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на повышении эффективности производства и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни населения республик.

Управление разработкой и осуществление стратегического социально-экономического развития регионов в целом предполагает создание комплексного механизма сбалансированного социально-экономического развития хозяйственной системы. Одной из важнейших функций такого механизма должна стать функция планирования, с которого и начинается процесс управления региональной хозяйственной системой. И от того, насколько полно будет реализовано планирование зависит конечный результат управления регионом.

Отечественный и зарубежный опыт позволяет сделать заключение о том, что в рыночных условиях хозяйствования в качестве наиболее адекватного механизма реализации стратегических целей и приоритетов следует применять индикативное планирование. Принципами такого планирования являются: целенаправленность; социальная ориентированность; комплексность; эффективность; управляемость; гласность и открытость; сочетание территориального и отраслевого аспектов планирования; адаптивность; легитимность [5].

Подсистема стратегического планирования является механизмом разработки стратегии социально-экономического развития отдельно взятого региона, а также системы индикативных показателей, отвечающих целям реализации стратегии. Стратегическое планирование социальноэкономического развития региона является основой среднесрочного и краткосрочного планирования. Подсистема тактического управления охватывает среднесрочный период планирования. В рамках подсистемы тактического управления происходит реализация целей и приоритетов, выработанных системой стратегического планирования. Подсистема оперативного управления направлена на выполнение тактических целей и задач посредством разработки и выполнения планов и программ сроком до одного года.

Важнейшим инструментом реализации стратегии является план социально-экономического развития региона, представляющий собой комплекс целевых программ развития отраслей или решения наиболее острых проблем, а также инструменты организации различных проектов.

Система функционирования механизма управления региональной инвестиционной программой предполагает процессы: разработки инвестиционной программы, ориентированной на реализацию плана социально-экономического развития региона; отбора инвестиционных проектов, разработанных для реализации плана социально-экономического развития; разработки смет финансирования при поддержке подсистем управления внебюджетными фондами и подсистемы управления заимствованиями; управления внебюджетными фондами с оценками потенциалов и рисков инвестиционных проектов; управления заимствованиями на основе возможностей бюджета обслуживать долг и организации займов путем привлечения коммерческого кредита или эмиссии долговых обязательств.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

Данный механизм управления региональной инвестиционной программой повысит инвестиционную привлекательность территорий и эффективность использования финансовых ресурсов, что позволит использовать их наиболее рациональным образом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008. М.: ПРООН, 2009.

2. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

3. Липина С.А. Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие. М.: Издательство ЛКИ, 2007.

4. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад / И. Пономарев, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев. М., 2009. — http://www.polLt.ru/dossie/2009/10/29/mrkpng.html.

5. Стратегия развития регионов / РАН. ЦЭМИ. Вологодск. научн.-координац. Центр. Под общей ред. проф. В.А. Ильина. М.: Academia, 2006.

6. Суринов А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2002.

7. Федеральная государственная служба статистики (www.gks.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.