Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИНИМАЛИЗМА'

ПРЕДПОСЫЛКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИНИМАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
665
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМАЛИЗМ / ДЗЕН-БУДДИЗМ / СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛАКОНИЧНОСТЬ / ПРОСТОТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ролдугина Алёна Анатольевна

Статья посвящена исследованию предпосылок возникновения минимализма в дизайне и его развитию в наши дни, а так же влияние дзен-буддизма на современный минимализм. Цель работы - выявление этапов развития минимализма, определение характерных особенностей стиля. В результате исследования были определены этапы и предпосылки появления минимализма, выявлены особенности и основные принципы, а также представители данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИНИМАЛИЗМА»

ПРЕДПОСЫЛКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИНИМАЛИЗМА

Ролдугина Алёна Анатольевна, Российский государственный

университет туризма и сервиса, дп. Черкизово, Московская обл.

E-mail: roldugina99@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена исследованию предпосылок возникновения минимализма в дизайне и его развитию в наши дни, а так же влияние дзен-буддизма на современный минимализм. Цель работы - выявление этапов развития минимализма, определение характерных особенностей стиля. В результате исследования были определены этапы и предпосылки появления минимализма, выявлены особенности и основные принципы, а также представители данного направления.

Ключевые слова: минимализм, дзен-буддизм, свободное пространство, лаконичность, простота.

Минимализм - направление в дизайне, которое сформировалось в ХХ веке и целью которого является создание «простейших форм и структур». Характерные признаки минимализма - отсутствие декора, поиск новых идеальных пропорций и цветовых решений. Девиз стиля: отказ от нужного в пользу самого необходимого [5]. Для минимализма главными являются предельная лаконичность форм, ясность, монохромность и простота, комфорт и чистота линий.

История развития стиля

В Европе первые примеры минимализма в искусстве можно найти в XVIII веке, когда в 1777 году великий немецкий философ и поэт Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в Летнем саду скульптуру, которая представляла собой шар, стоящий на кубе, и символизировала мобильность, неустойчивость, непостоянство (шар) и стабильность, устойчивость, прочность (куб). Гете назвал эту композицию «Алтарем удачи» [8].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рис. 1 Летний сад Гете в Веймаре.

Скульптура «Алтарь удачи».

Минимализм в дизайне является продолжением концепций конструктивизма и функционализма. В начале ХХ века появляются новые технологии, которые меняют темп жизни людей - от «вальяжного и медлительного XIX века к более стремительному новому веку. В социальной жизни общества начинают участвовать все слои населения, а не только аристократы. После Первой Мировой войны стиль жизни, архитектура и интерьеры жилых домов меняются и в должной мере упрощаются. Стали стремиться к тому, чтобы созданные вещи отвечали присущим им назначениям. Большое влияние на формирование минимализма в архитектуре оказала голландская группа «Стиль» - общество художников, основанное в Лейдене в 1917 г. По мнению участников группы, любое произведение должно иметь рационально-утилитарный акцент - разработано трезво, энергично, ясно.

При применении этих принципов в дизайне и архитектуре появилось правило: постройка является «пластическим образом, вздымающимся над землей». Группа «Стиль» оказала огромное влияние на архитектуру ХХ века. Данное направление особенно проявилось в работах Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье, Бруно Таута, Миса ван дер Роэ [6].

Рис. 2 Красно-синий стул Геррита Ритвельда, группа «Стиль», 1917 г.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Институт Баухауз, основанный в 1919 г. стал настоящим «альма-матер» минимализма в Германии. Именно здесь собрались самые прогрессивные дизайнеры того времени. Баухауз объединял искусство, технику и ремесло в единое произведение [4]. «Форма должна подчиняться сути», так было положено начало развитию промышленного и архитектурного минимализма. Главный принцип минимализма - поиск красоты в геометрических формах, линиях, идеальных пропорциях в сочетании с дорогими текстурами материалов. Один из создателей данного направления, архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ провозгласил девиз своего творчества: «Меньше - значит больше», тем самым сформулировав основной принцип минимализма. Также этой позиции придерживался конструктор Бакминстер Фуллер, девизом которого стало: «Делать больше с меньшими затратами».

Рис. 3 Пример интерьера в стиле «Баухауз»

Бум минимализма начался в середине 1960-х годов. Он стал ответом на пресыщение эклектикой и роскошью интерьеров. Современными воспринимались спокойные тона, минимум деталей, стекло и пластик. Фирма «Braun» стала первой компанией, которая стала распространять минималистические тенденции в серийном промышленном дизайне. Продукция компании «Braun» стала символом пуристского дизайна.

В переводе с латинского языка "purus" означает «чистый». Под пуризмом подразумевается стремление к совершенству, чистоте, неприкосновенности установленных норм, что стало следствием влияния на западную культуру дзен-буддизма Через некоторое время после прихода дзэн на Запад уже многие тысячи дзэн-буддистов стали объединяться в группы медитации под руководством западных и восточных наставников дзэн. Во второй половине XX века популярность дзэн на Западе превысила популярность других восточных течений.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Минимализм взял важнейшие принципы из буддизма:

- отсутствие привязанностей к вещам;

- сокращение страданий и увеличение счастья;

- внимательность и сосредоточенность;

- доброта и сострадание.

Традиционные буддисты ведут минималистичный образ жизни, потому что принципы буддизма и их повседневная жизнь крепко переплетены. Согласно буддийской религии, все непостоянно - все неизменно меняется. Буддисты считают, что привязанность к вещам причиняет страдания, поскольку все не будет длиться вечно. Подумайте о вашей любимой вещи, она ведь особенная, самая лучшая, но что будет, если она разобьется или потеряется? Естественная реакция — расстроиться, тем самым вызывая страдания из-за привязанности [7].

Рис. 4 Пример интерьера в стиле минимализм

Так принципы минимализма связаны с философией дзен-буддизма:

Отпускать привязанности к вещам. Они не определяют, кто мы есть. Все, что мы имеем, однажды будет утеряно, сломано, продано и т.д. То, чем мы владеем не должно приводить к страданиям.

Внимательность - всегда хочется больше и больше, необходимо помнить о нашем выборе, быть сосредоточенным на том, что важно и необходимо.

Доброта и сострадание - тратить меньше времени на вещи, или работу ради получения денег, и вместо этого использовать освободившееся время для более разумного развития отношений с другими людьми или для материальной помощи нуждающимся.

Другой подход - практический - помогает применить философию буддизма, чтобы сделать свою жизнь лучше, так, чтобы:

- путешествовать налегке;

- иметь больше свободного времени;

- иметь меньше вещей, но более ценных;

- иметь больше пространства;

- быть более продуктивными;

- быть более щадящим к окружающей среде;

- делать больше.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Современный минимализм отличается от других стилей строгостью, практичностью и многофункциональными предметами интерьера, но на сегодняшний день он приобрел новые черты и особенности. Любимым и основным цветом стиля остался белый. Но теперь, дизайнеры рекомендуют использовать его в сочетании не только с черным и оттенками серого, а с яркими и насыщенными тонами. Использовать их можно в качестве основных или просто дополнить интерьер при помощи ярких элементов декора. Также стало возможным добавление этнических мотивов. Наиболее популярным среди восточного минимализма стал японский.

Рис. 5 Пример интерьера в стиле японского минимализма

Литература:

1. Всеобщая история искусства. - М., 1956.

2. Ермакова Т., Островская Е. Классический буддизм. - М.: Изд. Азбука,

2009.

3. Сасаки Ф. Прощайте, вещи! Новый японский минимализм. - М.: Изд. Альпина Паблишер, 2020. - 264 с.

4. Уитфорд Ф. Баухауз. - М.: Изд. Ад Маргинем, 2020. - 240 с.

5. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://studbooks.net/567014/ kulturologiya/minimalizm (дата обращения: 15.04.2021)

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%94%D0%B5_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BB (дата обращения: 20.04.2021)

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://mnmlist.ru/blog/119.html (дата обращения: 20.04.2021)

8. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.chaika.ru/cities/105/ obj_descr/25/589/ (дата обращения: 21.04.2021)

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.topdom.ru/articles/ interior_design/purizm_v_interere_-_stremlenie_k_sovershenstvu.htm (дата обращения: 24.04.2021)

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.topdom.ru/articles/ interior_design/nepovtorimyy_i_funkcionalnyy_baukhaus_v_interere.htm (дата обращения: 24.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.