Научная статья на тему 'Предпосылки государственной политики российской Федерации в сфере внешнейторговлисахаром-песком'

Предпосылки государственной политики российской Федерации в сфере внешнейторговлисахаром-песком Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки государственной политики российской Федерации в сфере внешнейторговлисахаром-песком»

ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙТОРГОВЛИСАХАРОМ-ПЕСКОМ

Журавлева Е. А., д.э.н., проф. Кубанского государственного университета

Российская Федерация (РФ) - это около 10% пахотных земель всего мира и около 80% сельскохозяйственных угодий (пашни) в таких частях страны как Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь. Соответственно, сформированы условия для производства продовольствия в целях обеспечения собственных потребностей и экспорта в другие страны.

Бесконтрольная торговля продовольственные товарами и сельскохозяйственным сырьем со стороны государства может стать угрозой национальной продовольственной безопасности. В этом случае, необходимы регламентируемые условия работы на внешнем продовольственном рынке для российских предприятий [2].

РФ имеет зерновую экспортную специализацию и, в данное время, занимается усилением экспортных позиций по другим направлениям сельскохозяйственного производства.

Сахарная свекла является одной из основных возделываемых культур в РФ, как и зерновые, подсолнечник, картофель, лён.

Таким образом, предпосылки формирования государственной политики Российской Федерации в сфере внешней торговли сахаром-песком - это совокупность условий (факторов) при наличии которых возникают (прекращают, изменяются) отношения на внешнем рынке сахара-песка. К ним можно отнести природно-экономические, исторические условия производства сахара-песка из сахарной свеклы.

Например, 2011 г. стал переломным в производстве сахарной свеклы для РФ в переориентации с импорта сахара на его экспорт, который достиг максимальной для РФ отметки. Был зафиксирован рекордный сбор урожая в размере 46,2 млн т за десятилетний период (рис. 1).

Рисунок 1 -Динамика урожайности сахарной свеклы в РФ с 1990 по 2011 гг., ц/га (Обработка информации автором по данным Росстата)

Возможности сахарной промышленности также являются предпосылками формирования государственной политики с точки зрения перспектив работы на товарных рынках. Основные виды предложения российской сахарной промышленности: свекловичный сахар-песок, сырцовый сахар-песок, топлинговый сырцовый сахар на экспорт, рафинированный сахар-песок, жом гранулированный, меласса свекловичная, жом сырой, сахар-рафинад, меласса сырцовая.

Однако особое внимание следует сконцентрировать на государственной политике по экспорту топлингового сырцового сахара в страны Содружества независимых государств (СНГ), Монголию, Афганистан. Благоприятная конъюнктура экспортных цен меняет вектор внешней торговли на страны Средней Азии и Закавказья.

Основные производственные центры сахарной промышленности РФ: Краснодарский край, Центрально-Чернозёмный регион, Волго-Уральский регион, Алтайский край и Приморский край со средней производственной мощностью сахарных заводов на сахарной свекле около 251 тыс. т в сутки. Конкурентная среда экспортеров формируется лидерами внутреннего производства, компаниями: «Продимекс», «Русагро», «Разгуляй», «Евросервис», «Доминант» и Sucden. Рейтинг первых трёх: «Проди-мекс», «Русагро», «Разгуляй».

Основной мерой государственной политики с точки зрения защиты национальной продовольственной безопасности является квотирование импорта сахара-сырца из стран Центральной Америки, Аргентины, Тайланда, Кубы, Бразилии (север и юг страны) в рамках фактора сезонности (рис. 2).

Янв Фев Мар Аир Май Июнь Июль Авг Сент. Он Нояб Дек.

Рисунок 2 - Сезонность импорта сахара-сырца из стран дальнего зарубежья в РФ в 2011 г., т (Обработка информации автором по данным Росстата)

Основными компаниями, импортёрами сахара-сырца в Россию являются: Cargill (1-е место), Sucden (2-е место), E.D.&F.Mann (3-е место), Vitol (4-е место), Dreyfus (5-е место), Bunge (6-е место) и т. д.

Предпосылкой демократичности государственной политики является сезонность

производства. Например, в марте-июле сахарные заводы РФ имеют возможность закупать сахар-сырец, в сентябре-ноябре с ужесточением мер регулирования импорта - потребляют собственное сырье в виде сахарной свеклы (рис. 3).

Рисунок 3 - Сезонность импорта сахара-белого из стран дальнего зарубежья в РФ в 2011 г., т

(Обработка информации автором по данным Росстата)

Максимальный спрос на сырьё для российской сахарной промышленности наблюдается в июле. В этом месяце импортные пошлины уменьшаются с целью загрузки перерабатывающей промышленности сырьем и исключения простоев производства сахара-песка.

Другой предпосылкой формирования государственной политики в сфере внешней торговли сахаром-песком является деятельность международных организаций и мероприятия по регулированию международной торговли в рамках территорий государств, международных экономических союзов и Всемирной торговой организации (ВТО) с помощью системы правил и норм, способов сертификации продукции, стандартов, акцизов, налогов, ограничений на транзит товаров, экономических войн и международных санкций.

Перечисленные предпосылки сформировали два противоположных типа государственной политики внешней торговли РФ сахаром-песком: протекционизм и свободная торговля. В сахарной промышленности сложная система государственного регулирования импорта: ли-

цензирование, квотирование, сезонные и обычные пошлины.

Исторический фактор оказал на ее содержательную часть важное влияние. Например, после экономического кризиса 1991 г. в РФ из Кубы и Бразилии поставлялся сахар-сырец в объёме 75-80% его внутренних потребностей. Постепенно данные пропорции сократились с помощью мер регулирования внешней торговли до 60-65%. Необходимой мерой государственного регулирования и предпосылкой развития сырьевой базы для собственной сахарной промышленности РФ оказалось увеличение пошлин на сахар-сырец.

Исторические предпосылки в этом вопросе связаны с развитием эффективной стратегии РФ по сахару - 1/3 импорт и 2/3 собственное производство. Отказ от неё в 1993 г. и либерализацией внешней торговли привели к дефициту предложения и высокой цене на сахар. Производство сахара в РФ стало неконкурентоспособным по причине высокой его стоимости (Обзор рынка сахаропроизводителей).

С 1996 г. государственная политика РФ характеризовалась протекционизмом во внеш-

ней торговле, принятием специальных мер, постановлением об ограничении импорта в РФ.

С 01.01.1997 г. впервые меры государственного регулирования были связаны с введением запретительных импортных пошлин на белый сахар в связи с ростом его поставок до 2,5 млн т в год. Данное мероприятие стимулировало аналогичного размера импорт сахара-сырца для предприятий перерабатывающей промышленности. Они снова были введены в эксплуатацию.

В период 2001-2003 гг. наблюдалась импортная государственная политика в сфере сахарной промышленности, характеризуемая мерами квотирования. Средний размер квоты достигал 4 млн т. Минимальная цена лота была 3 и максимальная - 40 евро за 1 т., аукционная - 55 и 102 евро за 1 т; пошлины на сырец для сахарной промышленности внутри квоты 15 и 95 и вне квоты от 90 и 200 евро за 1 т; сезонная пошлина на сахар-сырец составляла 120 и 230 евро за 1 т, импортная пошлина на сахар белый 120 и 240 евро за 1 т и сезонная - 160 и 270 евро за 1 т. Сроки проведения аукционов15 и 25.10 ежегодно.

С 2004 г. РФ применяла «гибкую» государственную политику в отношении импортных пошлин на сахар-сырец в зависимости от биржевой цены. Чем выше биржевая цена - тем ниже пошлина и наоборот. В данной ситуации рассматривается биржевой индекс КСО на сахар (дол./т). Его виды: КСО Сп; ISCOReg, К-СОР1^. С 01.07 устанавливалась сезонная пошлина на сырец от 120 до 230 евро за 1 т. Существовала и запретительная пошлина в размере 340 долл. за 1 т, кроме стран СНГ (режим свободной торговли).

С 2005 г. режим импорта в РФ немного изменился по расчёту средней биржевой цены на сахар-сырец. Вместо 1 мес. в расчётах стал применяться период 3 мес. Таким образом, были сглажены колебания импортной пошлины и сбалансирован импорт сырца.

Импорт сахара из Белоруссии и Украины контролируется и регулируется РФ в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Со странами СНГ подписаны межгосударственные соглашения. По одному из них с начала 2009 г. свекловичный сахар из Украины не облагается импортными пошлинами. Украину в свеклосахарном производстве по отношению к России эксперты называют «спящим гигантом».

В отношении импортного сахара из Белоруссии существовал режим «контроль происхождения» на централизованном складе в Московской области (март 2006 г.-февраль 2007 г.). С апреля 2007 г. режим «самоограничения» -180 и 100 тыс. т соответственно в 2007 г. и 2008 г. (Обзор рынка сахаропроизводителей). Основным институтом, реализующим данную государственную политику в РФ, является Межведомственная комиссия по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, определяющая направления регулирования внешней торговли сахаром песком.

Другой предпосылкой, определяющей то, что РФ является членом Евразийского экономического сообщества и сохраняет систему преференций в выборе внешнеэкономических партнёров, включающую развивающиеся страны, Кубу, Бразилию (основные мировые производители сахара-сырца).

Кроме того, Таможенный союз (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕАС) (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация), в целях тарифного регулирования импорта сахара проводит с 01.01.2009 г. мониторинг цен на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже для определения среднемесячной цены. [1].

Все это отразилось на изменении сезонных импортных цен на сахар-сырец и сахар-белый в РФ (рис. 4).

Рисунок 4 - Сезонность изменения импортной цены на сахар-сырец и сахар-белый во внешней торговле РФ с странами дальнего зарубежья в 2011 г., тыс. дол./т

(Обработка информации автором и расчёты по данным Росстата)

В настоящее время во внешней торговле сахаром белым и сахаром-сырцом РФ применяет протекционистскую политику, которая снижает привлекательность сахарной промышленности для инвесторов.

Ранее РФ сама являлась инвестором сахарной промышленности Кубы, поставляя материальные ресурсы в обмен на сахар-сырец, сформировав её «сахарную» специализацию мощностью более 6 млн т в год. Это количество равнялось размеру спроса со стороны РФ.

В итоге, следует отметить, что конкурентоспособность национального сахарного производства показывает разница между низкой мировой ценой на тростниковый сахар и высокой ценой спроса со стороны РФ. Это связано с увеличением себестоимости производства свекловичного сахара в РФ и конкурентоспособной (низкой) ценой предложения со стороны развивающихся латиноамериканских стран, в том числе Кубы.

С вступлением России в ВТО будет наблюдаться дифференциация борьбы среди экономически сильных и более слабых национальных конкурентов (страновая конкурентоспособ-

ность) в агропромышленном комплексе (АПК) РФ. В данном случае, менее конкурентоспособные в сельскохозяйственном производстве и внешней торговле продовольственными товарами страны более подвержены влиянию и контролю сельскохозяйственных транснациональных корпораций (ТНК). Данная ситуация в некоторой мере наблюдается и на российском рынке сахара, в сахарной промышленности и сахарном производстве, для чего необходима более взвешенная государственная политика [3].

Источники

1. Решение Комиссии Таможенного Союза Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе в рамках евразийского экономического сообщества» (в ред. Решений комиссии таможенного союза от 16.04.2010 n 238, от 09.12.2011 n 859).

2. Marcel Kohler CO2 emissions, energy consumption, income and foreign trade: A South African perspective / Energy Policy. - №63. - 2013, p. 1042-1050.

3. Yen-Ju Lin Optimal Trade Policy, foreign ownership and corporate control / Procedia Economics and Finance. - №5. - 2013, p. 488-493.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В РФ: СОСТОЯНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Семенов С.Н., д.э.н., гл. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН, Новинькова Ж.Л., к.э.н., доц. Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХ и ГС при Президенте РФ

Анализ показывает, что определение термина «агропромышленная политика» отсутствует, а распространенные толкования в научных публикациях противоречивы и неопределенны.

В концептуально-содержательном аспекте агропромышленную политику предполагается рассматривать как разработку и реализацию федеральными, региональными и муниципальными органами власти стратегии целенаправленных изменений структуры, номенклатуры конечной продукции агропромышленного производства, социальных параметров территориальной организации агропромышленной экономики и сельских сообществ.

Такая политика должна быть нацелена на обеспечение баланса между размещением агропромышленного производства и системой сельского расселения, расширяющего тем самым возможности социально-экономически оправданного функционирования и развития региональных агропродовольственных систем и интегрированных систем «город-село».

В настоящее время сельские территории занимают около 70% площади страны. На них

проживает 38,6 млн человек, что составляет 27% населения.

Всего в Российской Федерации имеется 1 555 289 сельских населенных пунктов, из них в 32 997 сельских населенных пунктах проживает менее 6 постоянных жителей, что свидетельствует о том, что более 21% всех сельских населенных пунктов исчезнет в ближайшей перспективе.

Это приведет к дальнейшему сокращению социально-экономического потенциала сельских территорий, ускорению выбытия из оборота земель сельскохозяйственного назначения и снижению продовольственной безопасности РФ и её регионов.

В целях более эффективного решения этих и других проблем неустойчивого развития АПК и сельских территорий нами разработаны концептуальные положения новой агропромышленной политики.

I Основные положения агропромышленной политики

1. Агропромышленную политику следует рассматривать как систему научно обоснованных, общественно обсужденных, сформулиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.