УДК 316.653 Шевелева Надежда Павловна
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского государственного университета
Кузнецов Иван Сергеевич
аспирант кафедры экономики и организации производства Тюменского государственного нефтегазового университета
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИЖДИВЕНЧЕСТВА В СРЕДЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Sheveleva Nadezhda Pavlovna
PhD in Technical Science, Assistant Professor, Production Economy and Management Department, Tyumen State University
Kuznetsov Ivan Sergeevich
PhD student, Production Economy and Management Department, Tyumen State University
PRECONDITIONS OF SOCIAL DEPENDENCY OF RUSSIAN YOUTH
Аннотация:
В статье рассматриваются причины распространения иждивенчества как осознанной жизненной стратегии среди молодежи, факторы формирования личности «молодого иждивенца». Представлены результаты социологического исследования проблемы молодежного иждивенчества в северных округах Тюменской области. Предлагаются принципы работы по формированию активной жизненной позиции у молодежи в противовес пассивному иждивенческому мировоззрению.
Ключевые слова:
социальное иждивенчество, негативная социальная адаптация, жизненная стратегия, факторы формирования личности, молодежное иждивенчество, криминализация молодежи, снижение иждивенчества.
Summary:
The article studies the reasons of spread of the social dependency as a deliberate life strategy among young people, the factors affecting development of the young dependent identity. The results of the sociological research dealing with the youth dependency in the northern districts of the Tyumen region are presented. The authors suggest some principles of development of an active life philosophy of young people as opposed to passive dependency outlook.
Keywords:
social dependency, negative social adaptation, life strategy, factors of personal development, youth dependency, criminalization of youth, decrease of dependency.
Феномен социального иждивенчества - многоплановая проблема как по причинам возникновения, так и по социально-экономическим последствиям. На настоящий момент распространенность иждивенчества в среде молодежи, согласно данным официальной государственной статистики, составляет порядка 11,8 % (процент молодежи, которая не учится и не работает). Являясь закономерным спутником и продолжением инфантилизма, порожденного современным «обществом потребления» [1], данный феномен препятствует развитию целеустремленности, эффективной коммуникации и становлению успешного человека в целом, снижает производительные ресурсы общества. Как уже отмечалось ранее в наших работах [2; 3], предпосылки возникновения этого феномена формируются не только в экономической, но и в социально-психологической сферах.
В статье мы рассматриваем социальное иждивенчество как результат негативной социальной адаптации и осознанную жизненную стратегию, стереотип поведения работоспособного члена общества. Главными причинами такого иждивенчества, по мнению авторов, сегодня являются деформация социальных и семейных ценностей, праздность, легкомысленное отношение молодежи к жизни и своему будущему, неумение и нежелание серьезно трудиться, обеднение эмоциональной и интеллектуальной жизни, пассивная позиция при встрече с реалиями жизни.
При отсутствии развитой морально-этической составляющей личности, обусловленном информационной перегрузкой с нередким частичным отрывом от реальности (виртуальное общение, зависимость от компьютерных игр и т. д.), приоритетами современного человека становятся биологические принципы существования. Это, в свою очередь, обусловливает преимущественную роль первичных потребностей, возврат к минимально активной жизненной стратегии получения энергии, пассивизацию личности, деградацию творческого, активного элемента человеческого характера.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)
Факторы формирования специфического типа личности молодого «социального иждивенца» условно можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним (психологическим) авторы относят следующие факторы:
1. Низкая мотивация к созидательному труду и труду вообще, которая в свою очередь может быть обусловлена:
- социальным пессимизмом, политической индифферентностью, пассивной гражданской позицией;
- низкими показателями здоровья (невротизация молодежи, склонность к разного рода зависимостям, несамостоятельность, инфантильность, эскапизм);
- сильной дифференциацией в доходах у различных слоев общества;
- ограниченными возможностями для самовыражения.
2. Снижение уровня образованности и культуры личности, профанация и формализация образования в представлениях молодежи.
3. Отсутствие или несформированность чувства социальной ответственности (потреблен-ческое мировоззрение, культ вещей и денег, эгоизм, мещанство).
4. Социальная неадаптированность как неумение интегрировать себя в общественную жизнь, решать задачи коммуникативного характера.
Представляется перспективным исследование тенденции углубления иждивенческих склонностей современного социума в сопряжении с парадигмой информационного общества. Доступность материальных благ и информационного обеспечения не только играет положительную роль, но одновременно создает прецедент обесценивания некоторых аспектов человеческой деятельности, «отмирания» социальных навыков и умений. Особенно сильно этот процесс сказывается на молодом поколении, утрачивающем навыки самостоятельного поиска и обработки информации, а также зачастую испытывающем трудности в общении со старшими. Это способствует инфантилизму, культурному вакууму и политической индифферентности, слабой гражданской позиции либо, наоборот, радикальным взглядам на некоторые социальные вопросы и проблемы.
К внешним факторам формирования феномена молодежного иждивенчества можно отнести:
1) ослабевающую связь между поколениями;
2) криминализацию общества и молодежи;
3) опережающее развитие социально-гуманистической мысли по сравнению с реальным ростом уровня жизни, социально-экономическим развитием. Средства массовой информации и общественное сознание провозглашают социальное право любого человека на достойный уровень жизни, образование, формируют нередко неоправданно сильное стремление к роскоши и даже излишествам, в то время как экономика страны пока не в силах реализовать для граждан такую возможность;
4) выраженное неравенство населения по уровню жизни и доходам в обществе, вызывающее формирование социального пессимизма на основе острого чувства социального неравенства.
Одним из источников проблемы иждивенчества является ослабевающая связь между поколениями, социальный эгоизм. Возрастает ритм жизни человека. Стремительно устаревают информация, профессиональные навыки, технологии. Чем старше работник, тем сложнее ему адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира. Одновременно с этим молодые работники зачастую не удовлетворяют требованиям работодателей, особенно в отношении имеющегося опыта и качества образования. Такого рода конкуренция на рынке труда еще более осложняет взаимопонимание между поколениями, даже разделенными менее чем десятилетием. Человек стремится выжить любой ценой, становится менее разборчив в средствах, эмоционально освобождается от кажущегося ему обременительным и бесперспективным опыта старших и заботы о них, их социальных установок.
Криминализация молодежи - явление, тесно связанное с социальным иждивенчеством. Психология криминализированных слоев - это психология иждивенчества в чистом виде. Для носителя своеобразной криминальной философии труд постыден по определению, но очень популярна жизнь за счет других людей и государства в целом. Процент преступлений, совершенных лицами молодежного возраста, весьма высок - около 50 % [4]. Причины этого разнообразны: тяжелая жизненная ситуация, целенаправленная деятельность криминальных структур и т. д. В условиях высоких требований к работникам на рынке труда человек может пополнить ряды социальных иждивенцев и в силу вторичной криминализации, наступающей из-за того, что не может найти работу, получить образование.
В определенной доле случаев можно говорить о социальном иждивенчестве как о радикальной разновидности негативной социальной адаптации. Человек, длительное время вынуж-
денный пребывать в статусе иждивенца, может приобрести определенную форму психологической зависимости от такого образа жизни. Постепенно утрачивается инициатива, устаревают профессиональные навыки, может развиться апатия и индифферентное отношение к жизни.
В 2013-2014 гг. авторами было проведено социологическое исследование проблемы молодежного иждивенчества в северных округах Тюменской области, которым было охвачено около 400 молодых людей в возрасте от 19 до 29 лет.
Как показало исследование, молодые люди в большинстве своем осознают, что иждивенчество негативно сказывается на них (свыше 54 % опрошенных). 42 % респондентов сочли иждивенчество «социальным пороком общества». Среди факторов, являющихся причинами иждивенческого стиля жизни, 39 % опрошенных назвали лень, 33 % - склонность к различным зависимостям (в том числе наркотическим), безответственность и неуверенность в себе - 29 % опрошенных. Это дает основание утверждать, что молодежь осознает негативную роль иждивенчества и необходимость его преодоления.
В качестве необходимых мер по снижению уровня иждивенчества респонденты в большинстве своем называют экономические и протекционистские рычаги. 61 % опрошенных высказывается за повышение зарплаты, в том числе за тяжелые, неквалифицированные виды труда. Увеличение количества рабочих мест занимает второе место по частоте упоминания - 52 %. Далее следует ограничение миграции трудовых ресурсов из-за рубежа - так считают 46 % респондентов. Развитие системы переобучения и социальной адаптации для безработных следует за первыми тремя позициями с большим отрывом (35 % респондентов).
Жители региона считают необходимым снизить уровень социальной нагрузки иждивенцев на общество, однако к самим иждивенцам относятся не враждебно, а скорее сочувственно, терпимо и даже гуманно. Однако при этом 68 % опрошенных относятся к перспективе оказаться в числе иждивенцев спокойно или безразлично.
Таким образом, работа по формированию активной жизненной позиции у молодежи в противовес пассивному иждивенческому мировоззрению должна прежде всего начинаться с воспитания подрастающего поколения. Для реализации этого процесса авторы предлагают придерживаться следующих принципов:
- поднятие престижа труда во всех отраслях (любой труд достоин уважения, любой труд может быть творческим, интересным и прибыльным);
- изменение отношения работодателей к молодым кадрам (государственное поощрение работодателям, снижение налогов и отчислений в бюджет, если взят работник без стажа (либо с небольшим стажем) и т. п.);
- формирование понимания необходимости социальной ответственности как залога собственного благополучия и процветания;
- совершенствование системы трудоустройства выпускников вузов, сближение содержания образовательных программ и запросов рынка труда;
- развитие самозанятости и поощрение молодежного предпринимательства (в частности, бесплатное логистическое сопровождение и режим налогового благоприятствования);
- формирование престижности здорового образа жизни;
- развитие инфраструктур здорового и доступного досуга молодежи;
- укрепление значения семейных ценностей в сознании молодежи.
Последний принцип является одним из самых ключевых, поскольку позволяет решить сразу несколько проблем. Чувство социальной ответственности изначально формируется именно в семье. Человек, пребывающий в благоприятном микроклимате семьи, более устойчив к социально-психологическим потрясениям, характеризуется более высокой социальной адаптацией, более активной жизненной позицией.
Реализация перечисленных выше принципов в формировании приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения позволит эффективно управлять уровнем иждивенчества в молодежной среде и в перспективе значительно снизить его среди экономически активного населения в возрасте до 29 лет.
Ссылки:
1. Кузнецов И.С. Роль иждивенчества в системе социального обеспечения // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2009. № 3. С. 72-75.
2. Шевелева Н.П., Кузнецов И.С. Оценка уровня социально-психологической адаптированности студентов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 4. С. 12-18.
3. Опыт формирования толерантного мировоззрения у студентов посредством деловой игры / Н.П. Шевелева, Б.О. По-лищук, Н.В. Зонова, Н.Г. Савкина // Глобальный научный потенциал. 2014. № 9 (42). С. 161-162.
4. Демидова-Петрова Е.В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3 (17). С. 45-52.