УДК 304.3 ПРЕДПОСЫЛКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
© Сивач О. Б., 2016
Иркутского государственного университета, г. Иркутск
Студенческое самоуправление в России появилось сравнительно недавно. Поэтому можно без преувеличения сказать, что ССУ является «инновационным» в российском образовании. Но в то же время было бы неправильным считать, что история студенческого самоуправления России насчитывает чуть более двух десятилетий. И российское, и европейское студенчество богато многовековыми традициями создания и развития студенческих объединений. В условиях модернизации системы образования и общества в целом студенческое самоуправление как социальный институт в современном мире выходит на новый уровень развития. Это позволяет ССУ участвовать во всех процессах, связанных со студенчеством, влиять на вышестоящие органы и решать проблемы в пользу студента. За несколько десятилетий развития ОССУ приобрели поддержку и со стороны органов государственной власти. В новом законе об образовании от 22.12.2012 года «Об образовании в РФ» указывается, что без подтверждения и согласия органов студенческого самоуправления в вузах не может подписываться официально ни один документ. Поддержка работы студенческого самоуправления со стороны органов государственной власти является огромным достижением и результатом большой работы. Но по результатам проведенного анкетирования среди обучающихся студенты не готовы к самоуправлению и брать на себя ответственность. Поэтому необходимо формировать институт органов студенческого самоуправления, механизмы и принципы работы этого направления.
Ключевые слова: самоуправление, студенческое самоуправление, профсоюзная организация, общественные организации, студенты, обучающиеся.
На сегодняшний день термин самоуправление имеет широкий спектр реализации и представляет собой один из важнейших институтов современного общества от политики до бизнеса.
Корпорации активно используют метод партисипативного управления, где деятельность компании зависит от работника: он принимает участие в делах фирмы и вовлечен в управление, следовательно, является такими же собственником компании, как и акционеры. С точки зрения методологии управления человеческими
ресурсами работники из объекта управления превращаются в субъект управления, который самостоятельно решает проблемы развития организации. На основе самоуправления работник может реализовать свои потребности в самовыражении, признании и соучастии, а
предприятие достигает высокой
производительности труда и качества продукции.
Кроме этого, в условиях развития современной России стоит обратить внимание на местное самоуправление, которое является одновременно формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом
демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы. Хочется отметить, что работа по развитию местного самоуправления является приоритетной задачей государства, которое обозначено Правительством РФ. В декабре 2008 года отмечалось 15-летие действующей Конституции РФ, которая и заложила основы новой модели организации местного самоуправления в стране. Также в 2009 году закончился переходный период реализации ФЗ №131 «Об общих принцах
87 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 2 • 2016
организации местного самоуправления в РФ». В результате этого, вступили положения на каждой территории субъектов РФ об организации местного самоуправления [1].
Основная идея состоит в том, если общество хочет повысить качество и уровень жизни, бизнеса, условий труда и другое, нужно принимать участие в процессе самоуправления. Если анализировать деятельность самоуправления в нашей повседневной жизни, то активное развитие получила жилищно-коммунальная сфера, где жильцы сами принимают решения и управляют. Учитывая стратегическую и тактическую актуальность заявленной темы, возникает вопрос, готово ли наше молодое поколение включаться в самоуправление или оно в основном старается избегать ответственности и надеяться на кого-то. Рассмотрим данный вопрос на примере студенческого самоуправления.
Студенческое самоуправление в России появилось сравнительно недавно. Поэтому можно без преувеличения сказать, что ССУ является «инновационным» в российском образовании. Но в то же время было бы неправильным считать, что история студенческого самоуправления России насчитывает чуть более двух десятилетий. И российское, и европейское студенчество богато многовековыми традициями создания и развития студенческих объединений. В условиях модернизации системы образования и общества в целом студенческое самоуправление как социальный институт в современном мире выходит на новый уровень развития. Это позволяет ССУ участвовать во всех процессах, связанных со студенчеством, влиять на вышестоящие органы и решать проблемы в пользу студента.
Термин «самоуправление» появился во французском языке лишь в начале 60-х годов и употреблялся применительно к Югославии. Однако политическая теория и общественное движение, то есть та самая реальность, которую он отражает, имеют более древние и глубокие корни. Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, термин самоуправление означает «такое объединение людей, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех». Таким образом, основой самоуправления является утверждение равенства между людьми. Подобное понимание уходит корнями в глубокую древность, так как еще философы-стоики считали каждого человека «гражданином мира» [2].
Считаю, что целью студенческого самоуправления является создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.
Признаки студенческого самоуправления в современном мире:
выражающиеся во управления вуза, хозяйственными образовательными и
1. Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.
2. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию.
3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей и т. д.
4. Связи с внешней средой, взаимодействии с органами преподавательским корпусом службами, с другими учреждениями, общественными государственными организациями.
5. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов. Каждый ОССУ действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально.
6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений.
7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики.
8. Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза.
9. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза [2].
Министерство образования и науки РФ определяет следующие формы студенческого самоуправления:
1. Первичные профсоюзные организации студентов;
2. Объединенные советы обучающихся;
3. Студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций;
4. Другие студенческие общественные объединения, действующие в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
5. Студенческие советы, формируемые на основании Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования, одобренного 29.09.2006 г. на заседании Совета по
вопросам развития студенческого самоуправления
[3].
Однако давайте посмотрим, готовы ли студенты к самоуправлению. Нами было проведено анкетирование обучающихся Иркутского государственного университета, в котором приняло участие 250 респондентов. Цель исследования — понять уровень самостоятельности студентов, уровень готовности к самостоятельной жизни и к самостоятельным решениям. Категория студентов от 17 до 23 лет, где 17 — это возраст поступления в университет, 23 — год окончания и определения
дальнейших действий по развитию и самоопределению.
При проведении анкетирования рассматривался блок вопросов касающихся общего уровня дохода и условий проживания обучающегося. По итогам исследования на вопрос «где вы живете?» большее количество 120 респондентов ответили, что с родителями или родственниками. Несмотря на свободные места в обычном общежитии и комнатах с повышенной комфортностью, большинство студентов проживают с родителями. Лишь 23 человека проживают самостоятельно: снимают квартиру или комнату отдельно.
Следует отметить, что студенты не готовы взять на себя финансовую ответственность по оплате за обучение в университете. Так на вопрос «кто платит за ваше обучение в университете?» 83,2 % респондентов ответили, что родители и близкие родственники являются плательщиками. Самостоятельно оплачивают лишь 2 % респондентов. Также следует обратить внимание на вопрос «почему вы не работаете в настоящее время?» большинство респондентов ответили, что не могут найти работу, не могут найти работу по специальности, не устраивает заработная плата, сложно совместить с учебой и просто не хотят — 126 обучающихся. Кроме этого, 102 респондента ответили, что не работают, потому что нет материальной необходимости и против этого родственники / родители. 18 респондентов затрудняются ответить на данный вопрос. Следовательно, в большинстве обучающихся не работают и не хотят работать по многим причинам, которые перечислены выше, более того большую роль играет мнение родителей и отсутствие необходимости работать ввиду финансовой обеспеченности студентов родителями.
На следующий вопрос «от чего зависит ваше благосостояние?» большинство респондентов (138) считает, что от внешних факторов (условий жизни, положения дел в обществе); 89 обучающихся, считают, что от внешних факторов и собственных усилий в равной степени и лишь малая часть считает, что от их самих, целеустремленности и активности.
Интересно проанализировать ответы на вопрос «назовите источник ваших материальных средств?», лишь 20 человек обеспечивают себя самостоятельно и 25 обучающихся занимаются активной деятельностью в университете (активисты), при этом 95 — живут только на стипендию (средний размер стипендии в ИГУ от 2000 рублей). При этом, всего 17 человек работают, а большую часть 80 респондентов обеспечивают денежными средствами родители и близкие родственники. Следовательно, студенты не готовы и не хотят брать на себя финансовую ответственность по содержанию себя.
Следующий вопрос: «Каковы ваши жизненные планы на ближайшие 5-7 лет?» большинство ответов связано с созданием семьи (20,5 %) и получением хорошего образования (23,8 %). Далее,
89 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 2 • 2016
ответы заниматься любимым делом (16,8 %), добиться материального благополучия (15,6 %), получить приличную работу (11,1 %). Таким образом, большинство обучающихся в основном не нацелены на развитие, открытие бизнеса, а на первое место ставят создание семьи и получение образования.
- дкие □ л и.. | 1141; фач.....¿пдодАшпе '
гет^ - хнэпич^гтво
Если говорить о выходных данных и категории студентов, которые принимали участие в анкетировании, то 73,4 % (женский пол) и 26,6 % (мужской пол).
Раи
Исходя из результатов проведенного анкетирования среди обучающихся в возрасте от 17 до 23 лет, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существуют проблемы с развитием студенческого самоуправления. Большинство студентов не готовы оплачивать свое проживание и обучение, решать самостоятельно проблемы, зарабатывать. При предоставлении студентам возможности проживания в общежитии большинство из них предпочитают жить с родителями или родственниками. Если говорить о перспективах, то, к сожалению, большинство респондентов считают, что их благосостояние от них в будущем не зависит, ключевыми факторами являются не они сами и их активность, а внешние факторы. В ближайшие 5-7 лет обучающиеся планируют создать семью и получить хорошее образование, крайне мало внимания уделяется развитию, работе, созданию собственного бизнеса и достижению материального благополучия.
Данная тема имеет актуальность в связи с активным развитием самоуправления в условиях гражданского общества. Студенты, которые
принимали активное участие в период обучения в студенческом самоуправлении, будут в дальнейшем руководить на всех уровнях государственной власти, развивать бизнес. Поэтому необходимо формировать институт органов студенческого самоуправления, механизмы и принципы работы этого направления. ■
1. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад. -М.: Экон-Информ. 2009. - 524с.
2. Состояние третьего сектора характеризует уровень развития гражданского общества в России. Электронная статья от 18 сентября 2002 года. Источник: http://ashpi.asu.ru/kiak/dn15c.html
3. Козина И. М. Российские профсоюзы: трансформация отношений внутри традиционной структуры / И. М. Козина. - Экономическая социология. Электронный журнал, т. 3, 2002, № 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Козина И. М. Российские профсоюзы: трансформация отношений внутри традиционной структуры / И. М. Козина. - Экономическая социология. Электронный журнал, т. 3, 2002, № 5
Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад. - М.: Экон-Информ. 2009. - 524с.
Состояние третьего сектора характеризует уровень развития гражданского общества в России. Электронная статья от 18 сентября 2002 года. Источник: http://ashpi.asu.ru/kiak/dn15c.html
Assumptions of the social institute of student government formation in the context of the society modernization
© Sivach O., 2016
Student government in Russia doesn't have a long history; therefore it may be said without exaggeration that the system of student government is innovative in Russian education. At the same time it would be incorrect to think that the history of the student government in Russia numbers more than two decades. Russian and European student governments are rich of traditions of creation and development of student communities. Consider the modernization of educational system and the society in whole, the system of student government in the modern world is going to level up. It allows the system to participate in all the processes, which are connected with student's life and influence the authority and solve the problems in favor of students. Student government in Russia has got the support from the authority during the last decades. In a new education law «About education in Russian Federation», which was launched on the 22nd of December in 2012, it is pointed that no document can be signed without approval of student government. The support of the authority is a great achievement and can be considered as the result of a lot of efforts. On the contrary, according to the results of survey, students are not ready for student governments and take responsibility for this. Considering this, it is necessary to
form the institute of student government and study methods trade Union organization, social organization, students
and principles of this. studying.
Keywords: student, self-government, student government,