Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК'

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОВАЯ МОДЕЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ВВП / ИНФЛЯЦИЯ / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оробинский А.С.

Целью настоящего исследования является идентификация предпосылок формирования новой модели финансового регулирования национальных экономик на основе анализа динамики макроэкономических показателей в их единстве и взаимосвязи. Структура/методология/подход. Структура исследования подчинена логике следования от конкретного к абстрактному: начиная с анализа прогнозной и фактической динамики ВВП, исследование продолжается анализом инфляции с продуцированной допэмиссией в глобальной экономике и последующей оценкой характеристик и следствий монетарной политики количественного смягчения. Результаты. Сформулирована гипотеза об ограниченной функциональности существующих моделей финансового регулирования в проекции оценки их влияния на экономическую динамику. Сделан вывод, что глобальные и национальные системы финансового регулирования требуют актуализации как в части мер и инструментов, так и в части своей институциональной структуры с учетом новых вызовов глобальной экономики. Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены при проведении научных исследований в области финансового регулирования на макроуровне. Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в аналитическом обосновании дисфункциональности существующего механизма финансового регулирования, сформированного в рамках неолиберальной модели, отводящей основную роль медиатора экономической динамики монетарным инструметам регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF A NEW MODEL OF FINANCIAL REGULATION OF NATIONAL ECONOMIES

The purpose of this study is to identify the prerequisites for the formation of a new model of financial regulation of national economies based on the analysis of the dynamics of macroeconomic indicators in their unity and interrelation. The structure of the study is subordinated to the logic of following from the concrete to the abstract: starting with the analysis of the forecast and actual dynamics of GDP, the study continues with the analysis of inflation produced by the additional issue in the global economy and the subsequent assessment of the characteristics and consequences of the monetary policy of quantitative easing. A hypothesis is formulated about the limited functionality of existing models of financial regulation in the projection of assessing their impact on economic dynamics. It is concluded that global and national financial regulation systems require updating both in terms of measures and instruments, and in terms of their institutional structure, taking into account the new challenges of the global economy. The conclusions and generalizations of the study can be applied when conducting scientific research in the field of financial regulation at the macro level. The scientific significance lies in the analytical substantiation of the dysfunctionality of the existing mechanism of financial regulation, formed within the framework of the neoliberal model, which assigns the main role of a mediator of economic dynamics to monetary regulatory instruments.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК»

Оробинский А.С.,

к.э.н., Гуковский институт экономики и права (филиал) РГЭУ (РИНХ) г. Гуково, Ростовская область E-mail: orobinski@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ

НОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

JEL classification: G28

Аннотация

Целью настоящего исследования является идентификация предпосылок формирования новой модели финансового регулирования национальных экономик на основе анализа динамики макроэкономических показателей в их единстве и взаимосвязи.

Структура/методология/подход. Структура исследования подчинена логике следования от конкретного к абстрактному: начиная с анализа прогнозной и фактической динамики ВВП, исследование продолжается анализом инфляции с продуцированной допэмиссией в глобальной экономике и последующей оценкой характеристик и следствий монетарной политики количественного смягчения.

Результаты. Сформулирована гипотеза об ограниченной функциональности существующих моделей финансового регулирования в проекции оценки их влияния на экономическую динамику. Сделан вывод, что глобальные и национальные системы финансового регулирования требуют актуализации как в части мер и инструментов, так и в части своей институциональной структуры с учетом новых вызовов глобальной экономики.

Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены при проведении научных исследований в области финансового регулирования на макроуровне.

Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в аналитическом обосновании дисфункциональности

существующего механизма финансвого регуилирования, сформированного в рамках

неолиберальной модели, отводящей основную роль медиатора экономической динамики монетраным инструметам регулирования.

Ключевые слова: финансовое регулирование, новая модель, национальная экономика, глобальная экономика, монетарная политика, ВВП, инфляция, ключевая ставка, денежно-кредитная политика.

A.S. Orobinsky

PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF A NEW

MODEL OF FINANCIAL REGULATION

OF NATIONAL ECONOMIES

Annotation

The purpose of this study is to identify the prerequisites for the formation of a new model offinancial regulation of national economies based on the analysis of the dynamics of macroeconomic indicators in their unity and interrelation.

The structure of the study is subordinated to the logic of following from the concrete to the abstract: starting with the analysis of the forecast and actual dynamics of GDP, the study continues with the analysis of inflation produced by the additional issue in the global economy and the subsequent assessment of the characteristics and consequences of the monetary policy of quantitative easing.

A hypothesis is formulated about the limitedfunctionality of existing models offinancial regulation in the projection of assessing their impact on economic dynamics. It is concluded that global and national financial regulation systems require updating both in terms of measures and instruments, and in terms of their institutional structure, taking into account the new challenges of the global economy.

The conclusions and generalizations of the study can be applied when conducting scientific research in the field offinancial regulation at the macro level.

The scientific significance lies in the analytical substantiation of the dysfunctionality of the existing mechanism of financial regulation, formed within the framework of the neoliberal model, which assigns the main role of

a mediator of economic dynamics to monetary regulatory instruments.

Keywords: financial regulation, new model, national economy, global economy, monetary policy, GDP, inflation, key rate, monetary policy.

Введение

Формирование контуров и контента новой концептуальной модели финансового регулирования российской экономики целесообразно инициировать с исследования глобального опыта и количественных параметров финансовых политик, обеспечивающих финансовое регулирование, а также с результатов их влияния на экономическую динамику. В настоящем исследовании предпринят анализ показателей динамики ВВП, инфляции, ключевой ставки и инструментов прямой государственной поддержки, в т.ч. в период развернувшейся глобальной пандемии. Финансовая политика вообще и финансовое регулирование в частности должны быть ориентированы на обеспечение финансовой стабильности и функциональности трансмиссионного механизма финансово-кредитной системы. Вместе с тем аналитическая оценка и сопоставление прогнозных и фактических значений базовых макроэкономических показателей (ВВП, инфляции и ключевой ставки) свидетельствуют об ограниченной функциональности глобальной и национальных систем финансового регулирования.

Материалы и методы

Исследование построено на аналитических данных о динамике ВВП, инфляции и показателях денежно-кредитной политики, представленных в российской научной и прикладной периодике, а также в изданиях международных финансовых организаций.

В рамках исследования были применены следующие методы: сравнительный и структурный анализ, логический метод, методы аналогии и экстраполяции, метод графической интерпретации данных.

Теоретико-методологической основой исследования избран системно-функциональный подход.

Результаты

1. Определено, что большинство стран в 2021 г. не достигает прогнозного

уровня ВВП, что свидетельствует о дис-функциональности национальных механизмов финансового регулирования в условиях новых глобальных вывозов и угроз.

2. Показано, что инфляционные процессы в глобальной экономике были форсированы беспрецедентной эмиссией, нацеленной на стимулирование потребительской активности. При этом на фоне снижения темпов экономического роста инфляционные процессы повышают вероятность стагфляции. Это позволяет утверждать, что существующая система финансового регулирования требует пересмотра мер и инструментов.

3. Выявлено, что исключительно группа монетарных мер финансового регулирования, доминирующих в глобальной экономике в качестве основных после кризиса 2008 г., более не справляется со своей задачей, т.к. денежно-кредитная политика количественного смягчения ограничена международными стандартами управления рисками банковских институтов. Снижение ключевых ставок в своем позитивном воздействии на экономику ограничено стандартами риск-ориентированного резервирования со стороны банковских институтов, что неизбежно приводит к необходимости применения инструментов бюджетного и фискального регулирования.

Обсуждение

1. Оценка динамики ВВП как результата финансового регулирования.

В настоящее время, согласно прогнозу Всемирного банка, подготовленному в январе 2021 г., глобальная мировая экономика на выходе из пандемического кризиса должна демонстрировать переход к новой модели роста, которая отличается более низкой динамикой, примерно на уровне 4% ВВП в 2021 г. и 3,8% ВВП в 2022 г. В докладе Всемирного банка «Перспективы мировой экономики» названы и факторы замедления роста глобальной экономики:

- во-первых, расширяющийся пандемический кризис;

- во-вторых, значительное снижение потребительского спроса на фоне вводимых ограничений и непонятных перспектив развития рынка труда;

- в-третьих, падение инвестиционной активности бизнеса;

- в-четвертых, рост государственного и частного долга.

Сохранение динамики роста возможно при условии организованной массовой вакцинации от COVID-19 во всех странах, который должен достигнуть значительного уровня охвата населения.

Динамика развития российской экономики в прогнозе Всемирного банка имеет

более низкий уровень, чем в аналитическом прогнозе для развитых стран. Улучшить перспективы (повысить ВВП в среднем на 0,8%) можно только за счет активных реформ, которые позволят ускорить рост.

Если рассматривать темпы падения и восстановительного роста стран глобальной экономики, то кризисная и посткризисная динамика развития стран может быть представлена на рисунке 1.

США Великобритания Канада Корея Мексика Китай Россия ЮАР

2020 2021

Рисунок 1 - Показатели кризисного падения и восстановительной динамики стран мировой экономики [составлен автором по: 1]

Мнения российских специалистов по определению перспектив роста глобальной экономики и развитых стран практически в целом совпадает с выводами экспертов Всемирного банка в отношении перспектив роста мировой экономики, а также рисковых последствий роста государственного долга многих стран в период пандемии: «мировой долг увеличился на 15 трлн долларов и превысил в

третьем квартале 2020 г. 272 трлн долларов, поэтому большая часть доходов мировых биз-несов и государств будет направляться на обслуживание этого долга, что не может не отразиться на эффективности».

Динамика роста ВВП российской экономики и экономики развивающихся стран представлена на рисунке 2.

150 140 130 120 110 100 90

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Россия ^^"Развивающиеся страны (без Китая)

Рисунок 2 - Сравнительная динамика роста ВВП российской экономики и экономики развивающихся стран [составлено автором по: 2]

Формируя перспективный прогноз на

2021 г., эксперты Всемирного банка определяли, что «ВВП вырастет на 2,6%, а в

2022 г. - на 3%. При этом дальнейшую динамику экономического развития будет обеспечивать ощущаемый рост цен на промышленные товары, а также расширение мер государственной поддержки экономики», включающих в себя финансовые и организационные меры, например, регулирование процентной ставки, проведение гибкой фискальной политики, реализация инструментов кредитной и налоговой поддержки бизнеса, а также финансовые инструменты оказания адресной поддержки населения» [2].

Согласно «оценкам Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, суммарный рост ВВП стран БРИКС может составить в

2021 г. около 6-7%, что определит основной вклад этих стран в восстановление экономики в целом», отметил на финансовом форуме «Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС» И. Шувалов, глава ВЭБ. В целом страны БРИКС в 2021 г. «будут выходить из кризиса разными темпами, что зависит от объемов государственного долга и дефицита бюджета и, соответственно, от возможности каждой страны продолжить реализацию антикризисных мер» [3].

Объем государственной поддержки экономики в России составил 2,6% ВВП. В США и Германии объем поддержки составляет 11,8 и 8,3% ВВП.

Объем государственной поддержки бизнеса в разных странах по информации Всемирного банка представлен на рисунке 6.

11,8

8,3 8,3

5,3

■ 4,6

2,6 1,8

■ ■

США Германия Бразилия ЮАР Китай Россия Индия

Рисунок 6 - Объем государственной поддержки бизнеса по данным Всемирного банка

[составлен автором по: 3]

Развивающиеся страны, такие как Россия, Индия и Бразилия, с точки зрения ограниченности ресурсов не могут организовать значимую «фискальную поддержку в условиях кризиса, делает вывод главный аналитик «Алор брокера» А. Антонов1. «Во-первых, эти страны не являются мировым эмиссионным центром, как США и Евросоюз; во-вторых, они сильно зависят от экспорта дешевеющего сырья»; в-третьих, как показал опыт Российской Федерации и других стран глобальной финансовой пери-

ферии, могут в случае формирования геополитической напряженности выступить объектом санкций развитых стран, которые стремятся превратить страны с формирующимися рынками в территории для освоения финансового капитала.

Посткризисная глобальная экономика не сможет дотянуться до прогнозных оценок, которые были представлены до возникновения текущего кризиса. К тому же пакеты стимулирующих мер, разработанных для поддержки бизнеса и населения,

1 Антонов А. Особенности антикризисной программы развивающихся стран: факторы и ограничения.

приведут к возникновению финансовых дисбалансов, прежде всего в бюджете.

По мнению А. Лосева, в последние годы в качестве основной проблемы финансового регулирования в США и большинства стран Европы выделялась задача противодействия формированию модели развития по образцу экономики Японии, связанной с наличием рисков «длительного дефляционного спада и бесконечной стагнации, как это происходило в Японии на протяжении последних десятилетий» [4].

Инструменты финансового регулирования стран финансового центра в условиях либеральной модели развития глобальной экономики были направлены на блокировку этого сценария развития событий. Например, ФРС США и центральные банки других развитых стран стремились ограничить негативные факторы развития, остановить дефляционные тренды, однако методы монетарного стимулирования экономики способствовали росту неопределенности и продолжают создавать дополнительные риски для либеральной глобализации.

Современная динамика экономического роста развитых стран (стран финансового центра) и большинства развивающихся стран (стран финансовой периферии) в посткризисной глобальной экономике остаются значительно ниже уровня докризисных показателей, а трансграничные потоки капитала годами находятся в диапазоне 5 -7% мирового ВВП, несмотря на то что перед началом мирового финансового кризиса в 2007 г. достигали 21%. По информации А. Лосева, это составляет исторический максимум.

После выхода из кризиса крупнейшие экономики, которые понесли огромные потери, стали формировать новые подходы к созданию модели финансового регулирования, обеспечивающей стратегию устойчивого развития. В настоящее время страны, прошедшие период посткризисного развития, оценивают факторы и последствия глобального финансового кризиса, не только формируя антикризисные инструменты финансового регулирования, но и оценивая долгосрочные риски глобальной финансо-

вой системы в условиях роста геополитического давления США и развязывания провокационных торговых войн и факторов неопределенности.

Согласно концепции формирования деглобализационных процессов, представленных в работе А. Лосева, многие страны «стали задумываться о целесообразности подчинения своих национальных интересов глобальной системе, а процесс деглоба-лизации, частью которого стали торговые и валютные войны (конкурентные девальвации) и протекционизм, был запущен в посткризисной экономике того периода» [4].

Важной особенностью развития современной глобальной финансовой экономики можно назвать резкий рост инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов, вызывающий проблемы ограничения роста экономики и появления деструктивных явлений в финансовой системе.

Таким образом, оценка динамики ВВП стран в глобальном контексте в сопоставлении с прогнозами, сделанными в 2021 г., позволяет сделать вывод о том, что привычные представления о мерах финансового регулирования и их результативности необходимо корректировать, т.к. фактическая динамика ВВП отстает от прогнозной более чем на 1%, что в масштабе национальной экономики является весьма существенным показателем.

2. Оценка динамики инфляции и вероятности стагфляции.

По мнению А. Широва, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, рост темпов инфляции в период восстановительного роста экономики может негативным образом повлиять на потребительскую активность и, соответственно, рост экономики в развивающихся странах, так как будет снижать потребительскую активность и платежеспособный спрос населения [5].

В такой ситуации методы финансового регулирования могут быть направлены либо на «стерилизацию денежной массы, либо на усиление государственного финансового контроля над постоянным ростом цен, следовательно, применение правительством «ручного регулирования» цен

на социально значимые товары, прежде всего цен на продовольствие. Однако, по заключению аналитиков, каждый из этих вариантов окажет негативное влияние на экономический рост [1].

Для стимулирования экономики к выходу из рецессии на основе увеличения потребительской активности населения и инвестиционной активности экономических агентов правительствам развивающихся стран необходимо сформировать пакет финансовых мер, позволяющих увеличивать доходы населения и стимулировать инвестиционную активность компаний на основе применения государственных гарантий и различных форм финансового регулирования инвестиционным процессом, например на основе частно-государственного партнерства.

Снижение динамики внутреннего спроса происходит в посткризисной экономике за счет сокращения основных доходов населения. Потребительский спрос обеспечивает около 50% ВВП страны, поэтому финансовое регулировании должно быть направлено на поиск инструментов стимулирования потребительской активности населения и других экономических агентов рынка.

Предполагалось, что активизация потребительского спроса в условиях выхода из рецессии или при формировании долгосрочной модели посткризисного финансового регулирования, направленной на обеспечения роста, достигается не только применением экономических методов финансового регулирования, но и формированием новой концепции финансового поведения потребителей, связанного с уровнем развития общества, а также благоприятным инвестиционным климатом и комфортной деловой средой.

Фактически стимулирование потребительского спроса было обеспечено беспрецедентной в истории эмиссией: по результатам 2020 г. денежная масса в ведущих национальных экономиках мира увеличилась на 26%, а объем вливания денег в экономику за год составил 27 трлн долл. [6] Темпы инфляции в мире продолжают уве-

личиваться на фоне замедления экономического роста, что формирует объективный и высочайший риск стагфляции в национальных экономиках.

3. Оценка динамики ключевой ставки и типа денежно-кредитной политики.

В современной глобальной экономике инфляция растет быстрыми темпами, быстрый рост глобальной инфляции актуализирует задачу перехода к новой системе финансового регулирования. С начала экономической рецессии вследствие развития пандемического кризиса практически все страны мировой экономики разработали антикризисные программы, а также стали активно применять в рамках реализации этих программ меры и инструменты финансового регулирования, направленные на борьбу с новой вирусной инфекцией и преодолением экономических последствий пандемии COVID-19.

К числу таких мер относятся правительственные меры по финансовому стимулированию экономики, которые заключались в расширении линейки стимулирующих финансовых инструментов, направляемых в экономику, и в увеличении денежной массы, чтобы поддерживать потребительский спрос.

Такая модель финансового регулирования приводила к росту не только инфляции, но и инфляционных ожиданий. Агрессивное увеличение доступной денежной массы в посткризисной экономике развитых стран вызвало стремительный рост инфляции, особенно в развитых странах глобальной финансовой системы. Сложность финансового регулирования такой проблемы, как рост глобальной инфляции, связана с тем, что необходимых инструментов и методов оценки этого явления пока нет.

Глобальным финансовым институтам и макрорегуляторам сложно оценить возникшие риски увеличения инфляции в среднесрочной перспективе. Для выявления основных рисковых факторов следует также изучить возможные риски возникновения гиперинфляции в странах мирового финансового центра и последствия влияния этих рисков на динамику экономического

развития стран с формирующимися финансовыми рынками, развивающиеся страны, страны финансовой периферии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведении мягкой кредитной политики в США регуляторы пытались представить, например, как новую модель финансового регулирования, отражающую особенность развития финансовой системы, которую можно рассматривать в качестве главного вызова современной финансовой антикризисной политики, направленной на стимулирование денежно-кредитных факторов экономического роста.

Остальные страны глобального финансового центра вынуждены были следовать за лидером глобализирующейся финансовой экономики, обеспечивая конкурентные условия своих стран и национальных компаний, производителей продуктов и услуг в посткризисном пространстве в условиях роста неопределенности и геополитических рисков. Например, правительства и макрорегуляторы стран Евросоюза и

Японии стимулировали финансовые институты к проведению мягкой денежно-кредитной политики. Центробанки этих стран постоянно увеличивали денежную эмиссию, поддерживая такими методами очень низкие ставки рефинансирования, которые держались практически около нуля, а порой даже отрицательные ставки. Важно отметить также, что в посткризисной концепции финансового регулирования для постоянного стимулирования роста экономики применяли специфические эмиссионные механизмы, например, такие как выкуп активов с рынка. Даже стремительно возникшую кризисную ситуацию в условиях пандемии американский финансовый капитал стратегически использует в целях увеличения собственной финансовой устойчивости за счет перераспределения финансовых потоков в свою пользу.

Динамика ставок Центробанков на денежно-кредитном рынке ряда развитых и развивающихся стран с 2020 г. представлена на рисунке 3.

4,5

1,5

-150^

0,25

США

2

-225

0

3,5

-300

Германия Бразилия ЮАР Ставка ЦБ, % —

3,85

-20

Китай Россия Изменение ставки, б.п.

4,25 4

-115

3

В''

-200

100

-50

-200

-350

Индия

Рисунок 3 -Динамика ставок Центробанков на денежно-кредитном рынке ряда развитых и развивающихся стран с 2020 г. [составлен автором по: 7]

0

3

0

Для выявления особенностей современной модели финансового регулирования выделим финансовые риски, которые вызовет такая денежно-кредитная политика, направленная на увеличение потребительского спроса на внутреннем рынке, к чему приведет финансовая политика, направленная на рост государственного долга. Возможно, что последствия либеральной глобализации создадут в рамках

вектора антикризисной стратегии финансового регулирования в современной ситуации дополнительные риски для финансовых систем национальных государств и неустойчивой на данный момент глобальной экономики в целом.

Динамика ключевых ставок на развивающихся рынках представлена на рисунке 4.

Россия Бразилия Индонезия ......ЮАР Индия Мексика

Рисунок 4 - Динамика финансового регулирования ключевой ставки развивающихся стран

[составлен автором по: 3]

В современной глобальной экономике особенности развития кризиса представляют собой факторы, которые регулируются геополитическими и информационными инструментами.

Пандемия COVID-19 выявила хрупкость миропорядка последних 30 лет, усиление тенденции деглобализации и снижение роли доллара в мировой финансовой экономике.

Вопреки ожиданиям, пандемический кризис показал, что даже в случаях мас-

штабных кризисов накопившиеся разногласия между государствами сложнее преодолеть в рамках сложившейся архитектуры глобального управления.

В условиях пандемического кризиса доллар стал терять позиции на мировом рынке. Так, за период с 1 июня 2020 г. по 1 июня 2021 г. индекс DXY (курс доллара относительно шести ведущих валют) снизился на 8,2%. Динамика индекса DXY представлена на рисунке 5.

100 -

97,83

98

96 94 92

90 -

88

ей гй гй гй г» гй пФ ей* г.«?' ЛУ' гй* „V

и> лУ сиУ аУ <ЗР <$> «У V V V

89,83

й

т

* ^ ¿>

Рисунок 5 - Динамика индекса БХУ с 01.06.20 по 01.06.2021 [составлен автором по: 8]

Высокие темпы распространения ко-ронавируса в США, масштабные шаги монетарного стимулирования экономики и высокая неопределенность вынуждают инвесторов уходить из доллара.

Экономики ведущих стран, поддерживаемые монетарными стимулами, постепенно переходят к росту, поэтому доллар, безусловно, наверстает утраченное, определяют специалисты. Федеральная резервная система США ввела 5 пакетов поддержива-

ющих антикризисных мер. Аналитики выделяют риск того, что восстановительный импульс в экономике США начнет угасать; это заставит Федеральную резервную систему США прибегнуть к политике отрицательных процентных ставок, что будет способствовать еще большему снижению доллара.

В таких условиях международные инвесторы с большим интересом следят за курсом валют других развитых стран; факторами слабости рубля выступили конвертация дивидендов в валюту иностранными инвесторами и усиление санкционного давления со стороны США и Европы.

Вместе с тем ослабление доллара по отношению к валютам развитых стран, возможно, по мнению экспертов, временное явление: если ситуация с коронавирусом будет взята под контроль, то это положительно скажется на экономике. В связи с этим рассуждения о том, «что доллар может утратить статус ключевой резервной валюты, преждевременны» [9].

В условиях современной экономической рецессии, вызванной эпидемией мирового уровня происходит, во-первых, минимизация разницы между короткими ставками в долларах и евро, а во-вторых, уменьшение разницы между ожиданиями или долгосрочными ставками.

Укрепление евро со временем должно замедлиться, а последующая динамика этой валюты будет выглядеть не столь однозначно.

Таким образом, ослабление доллара по отношению к валютам развитых стран можно считать краткосрочным явлением. Нет значимых предпосылок к тому, что доллар может утратить статус ключевой резервной валюты. Другие валюты не представляют ликвидности инструментам для инвестирования. В глобальной экономике вся мировая торговля происходит в долларах.

Риски финансовой глобализации были сформированы за счет реализации долгосрочной политики количественного смягчения, проводимой макрорегуляторами рынка. Перенаправление финансовых

потоков в условиях укрепления модели либеральной глобализации будут иметь негативные последствия для финансового рынка и вызовут системные риски в экономиках периферийных стран, но и в экономиках развитых стран глобального финансового центра. Центробанки развивающихся стран, следуя рекомендациям международных финансовых институтов, копируя действия регуляторов стран финансового центра, последовательно снижали ключевые ставки, стимулируя развитие экономики и потребительского спроса.

Заключение

Выделяя факторы и особенности финансового регулирования в условиях кризиса либеральной модели глобализации, можно утверждать, что современная глобализированная экономика, сформированная на основе доминирующего влияния мирового финансового капитала, представляет собой результат долговременного процесса трансформации и интеграции национальных экономик в единую геоэкономическую систему, созданную по определенным правилами либеральной финансовой экономики, разделенной под давлением глобального финансового капитала на этапе формирования на страны финансового центра (развитые страны) и страны финансовой периферии (развивающиеся страны). Доминирующая модель финансового регулирования в условиях «пандецессии» показывает ограниченную результативность, поскольку монетарные методы более не способны справляться с задачами активизации экономического роста. Глобальные и национальные системы финансового регулирования требуют актуализации как в части мер и инструментов, так и в части своей институциональной структуры с учетом новых вызовов глобальной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шохина Е. Всемирный банк обещает медленный рост на многие годы [Электронный ресурс] Официальный сайт газеты «Ведомости». - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2021/01/13/853973^етппп-Ьапк (дата обращения 28.11.2021).

2. Перспективы мировой экономики [Электронный ресурс] Официальный сайт Всемирного банка. - Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publicatio n/global-economic-prospects (дата обращения 28.11.2021)

3. Кошкина А. Россия удержалась от экономического обвала при небольших объемах господдержки [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Ведомости» - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2020/11/16/847146-rossiya-uderzhalas (дата обращения 28.11.2021)

4. Лосев А. Глобальная инфляция стала одной из ключевых тем Петербургского международного экономического форума неслучайно [Электронный ресурс] Официальный сайт газеты «Ведомости» -Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4815647 (дата обращения 10.06.2021)

5. Potapenko V.V., Shirov A.A. Forecast of Russian Personal Consumption Expenditures as Function of Income Distribution and Relative Prices // Studies on Russian Economic Development. V 32. № 1. Р. 1-10.

6. Лосев А. Монетарная политика или фискальная рефляция [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Коммерсант». - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5097906 (дата обращения 30.11.2021)

7. US Dollar/USDX - Index - Cash (DX-Y.NYB) Historical Data - Yahoo Finance / Yahoo Finance - Stock Market Live, Quotes, Business & Finance News [Electronic resource]. - Режим доступа: https://fi-nance.yahoo.com/quote/DX-Y.NYB/his-tory?p=DX-Y.NYB

8. Палаева Т. Доллар пал жертвой ко-ронавируса/ Сохранив при этом статус ключевой резервной валюты [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Коммерсант». - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4441638 (дата обращения 17.06.2021).

9. Манушин Д.В. Оценка и совершенствование антикризисных планов в России и мире в условиях пандемии COVID-19.

Специфика управления кризисом в государстве // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 4.

10. Лосев А. Перспективы новой глобализации. Что будет с глобальной экономической системой после Трампа [Электронный ресурс] / Официальный сайт газеты «Коммерсант». - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/45835707qu ery (дата обращения 20.06.2021) BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Shokhina E. The World Bank promises slow growth for many years [Electronic resource] Official website of the Vedomosti newspaper - Access mode: https://www.ve-domosti.ru/economics/arti -cles/2021/01/13/853973 -vsemirnii-bank (accessed 11/28/2021)

2. Prospects of the world economy [Electronic resource] Official website of the World Bank - Access mode: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publica-tion/global-economic-prospects (accessed 11/28/2021)

3. Koshkina A. Russia refrained from an economic collapse with small amounts of state support [Electronic resource] // The official website of the Vedomosti newspaper - access mode: https://www.vedomosti.ru/econom-ics/articles/2020/11/16/847146-rossiya-uderzhalas (accessed 11/28/2021)

4. Losev A. Global inflation has become one of the key topics of the St. Petersburg International Economic Forum for a reason [Electronic resource] // The official website of the Vedomosti newspaper - access mode: https://www.kommersant.ru/doc/4815647 (accessed 10.06.2021)

5. Potapenko V.V., Shirov A.A. Forecast of Russian Personal Consumption Expenditures as Function of Income Distribution and Relative Prices // Studies on Russian Economic Development. V. 32. № 1. Р. 1-10.

6. Losev A. Monetary policy or fiscal reflation [Electronic resource] / Official website of the newspaper "Kommersant - access mode: https://www.kommer-sant.ru/doc/5097906 (accessed 30.11.2021)

7. US Dollar/USDX - Index - Cash (DX-Y.NYB) Historical Data - Yahoo Finance / Yahoo Finance - Stock Market Live,

Quotes, Business & Finance News [Electronic resource] - Access Mode: https://finance .ya-hoo.com/quote/DX-Y.NYB/history?p=DX-Y.NYB

8. Palaeva T. The dollar fell victim to the coronavirus/ While maintaining the status of a key reserve currency [Electronic resource] // The official website of the newspaper "Kom-mersant" - access mode: https://www.kom-mersant.ru/doc/4441638 (accessed 17.06.2021)

9. Manushin D.V. Assessment and improvement of anti-crisis plans in Russia and

the world in the context of the COVID-19 pandemic. Specifics of crisis management in the state // Actual problems of economics and law. 2020. Vol. 14. No. 4.

10. Losev A. Prospects of the new globalization. What will happen to the global economic system after Trump [Electronic resource] // Official website of the Kommersant newspaper - access mode: https://www.kom-mersant.ru/doc/4583570 ?query (accessed 20.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.