В. Ф. Данильчук
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ И МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
В настоящее время индустрия туризма является одной из развитых форм международной торговли. По различным прогнозным расчетам, к 2010 г. она станет передовой экспортной отраслью в мире. Во многих странах Европы и мира за счет этой сферы деятельности обеспечивается в среднем 10,4 % валового внутреннего продукта. В Украине доля туризма в доходах государства еще низкая - не достигла 2,0%.
В условиях трансформации экономики страны, когда ощущается острая необходимость в инвестициях, заработанных с использованием внутренних источников, государство вынуждено применить один из наиболее активных факторов ее экономического роста - развитие туристической отрасли и ее предприятий, т.е. поддерживать становление туристического бизнеса.
Для адекватной реакции на развитие мирового туризма - «феномена конца ХХ столетия» - государству, его национальному хозяйству целесообразно использовать имеющиеся в стране природные, материальные и финансовые потенциальные возможности ее территорий, вовлечение которых в производство будет способствовать ускорению формирования современного уровня качества и необходимого количества туристических предприятий.
Исторический аспект эволюции туристических предприятий [1-3] позволил сделать вывод о том, что развитие разнообразных их форм и видов обусловлено экологически чистой территорией, имеющей
привлекательность для туризма, соответствующей инфраструктурой и
системой обслуживания. Исходя из этого, основной системной предпосылкой формирования туристических
предприятий на всех исторических этапах является использование экологически чистых территорий, их географических, культурных и исторических
возможностей, экономической и правовой поддержки государством создания крупномасштабных проектов по формированию туристических центров и зон, их туристических предприятий.
При исследовании проблем развития регионов Украины, владеющих определенными рекреационными
ресурсами, В.Ф. Кифяк [4] отмечает, что для регионов, имеющих природные рекреационные ресурсы, стратегии развития зависят от степени значимости этих ресурсов. Там, где рекреационные ресурсы имеют преобладающее значение, рекреационная деятельность становится ведущей отраслью, а развитие остальных происходит постольку, поскольку они удовлетворяют рекреационные
потребности и не мешают функционированию рекреационного комплекса. Если же в пределах региона не существует уникальных рекреационных ресурсов, имеющих общегосударственное значение, а рекреационный комплекс имеет преимущественно внутренний спрос, то рекреация развивается таким образом, чтобы не мешать функционированию других отраслей. А также он рассматривает стратегическое
направление развития рекреационной системы как компромисс, когда регион не получает четко выраженной
рекреационной ориентации, но в то же время ограничивает развитие отраслей, несовместимых с рекреацией.
© Данильчук Валентин Федорович - кандидат технических наук, доцент. Донецкий институт туристического бизнеса.
ISSN 1562-109X
В отличие от высказанных стратегий развития, по сути туристической деятельности, на территориях, обладающих природными рекреационными ресурсами, механизм развития туристической деятельности на промышленной территории имеет более сложный функциональный характер. При этом под промышленной территорией в общем виде можно рассматривать земельное пространство с
обозначенными границами, которое имеет производственный комплекс, включающий в состав предприятия крупного индустриального производства, часть которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятости составляет большую половину всех хозяйствующих субъектов.
Развитие туристической
деятельности на промышленной территории, в первую очередь, направлено на выявление и поддержание экологически чистых территорий при сохранении естественной окружающей природной среды либо создании искусственных ландшафтов.
Важным фактором по созданию туристических предприятий на промышленной территории является развитие сферы услуг и возможности перераспределения трудовых ресурсов с производственной сферы, где занятость населения будет неуклонно снижаться из-за выработки природных ископаемых (горно-рудная промышленность),
перехода производства на новые технологии, автоматизацию и
робототехнику. Кроме того,
промышленные территории, как правило, являются территориями, генерирующими потоки туристов для туристских дестинаций, поэтому развитие
туристической деятельности приведет к оседанию части финансовых средств внутри промышленной территории.
Результаты анализа [5-7] свидетельствуют, что Украина в целом и, в частности, Донецкая область, как
территория, которая занимает ведущее место по числу рекреационных ресурсов, опираясь на имеющийся туристический потенциал территорий и подготовленных специалистов, имеют все предпосылки для создания туристических центров и зон, которые сво-
ей деятельностью внесут значительный вклад в подъем экономики страны и повышение жизненного уровня населения.
Анализ зарубежной практики развития туризма [8; 9] убедительно доказывает, что он должен занимать ведущее место в экономике страны, так как обеспечивает значительный приток валютных поступлений, служит источником создания новых рабочих мест, повышает благосостояние нации и является катализатором социальных процессов.
Выявлены особенности
формирования и функционирования туристических предприятий на территории, их экономическая, социальная и экологическая сущности. Наряду с тем, что туристические предприятия в самом общем виде представляют собой самостоятельно хозяйствующие уставные субъекты, обладающие правами юридического лица и осуществляющие туристическую деятельность (предоставление
туристических услуг и товаров), задачей которых является получение
соответствующей прибыли (дохода), они разделяются на создающие и посреднические, разрабатывающие и продающие туристический продукт (туристические операторы и агентства путешествий), транспортные (виды и формы доставки туристов), гостинично-оздоровительные (гостиницы,
пансионаты и др.), питания (рестораны, столовые и др.), развлекательные, историко-научно-познавательные, по оказанию деловых услуг, страховых, рекламно-информационных услуг и т.д.
При этом из анализа зарубежной практики следует отметить такие особенности туристической деятельности предприятий на территории: 1) каждое из них является, как правило, составной частью (элементом) крупных
производственно-хозяйственных комплексов по оказанию туристических услуг и производству туристических товаров, образующих как
внутригосударственные объединения (ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, картели, синдикаты, тресты, холдинговые компании, промышленно-финансовые группы), так и международные (транснациональные корпорации); 2) их сущность и содержание, наряду с производственной функцией и функцией получения максимума прибыли, включают также экологическую и социальную функции.
Особенности форм туристической деятельности на территории в зависимости от видов оказываемых услуг обусловили необходимость организации первичного и вторичного рынков туристических услуг. На первичном рынке продавцами выступают
предприятия туристических услуг, сформировавшиеся в различных дестинациях, и предприятия средств доставки, страховки и прочих услуг, а покупателями - специализированные туристические предприятия -
туроператоры и турагенты, создающие комплекс туристических услуг. На вторичном рынке они выступают в роли продавцов, а в роли покупателей -непосредственно туристы как
индивидуалы. Взаимодействие
туристических предприятий, укрепление связей между ними обеспечивают получение синергетического эффекта.
Таким образом, туристические предприятия в процессе своего формирования и функционирования решают
экономические, социальные и
экологические вопросы, что составляет
их сущность и коренное отличие от других хозяйствующих форм
деятельности.
В процессе обобщения
теоретических положений по
формированию и развитию субъектов туристической деятельности территорий и результатов анализа зарубежного опыта выявлено, что устойчивое развитие туризма обеспечивается использованием разработанной научной концепции и таких ее основных принципов, как экологическая стойкость и
обеспеченность, организационная
обеспеченность, экономическая стойкость и обеспеченность, государственно-правовая обеспеченность и постоянство и социально-культурная обеспеченность (рис. 1). Результаты исследования свидетельствуют, что указанные принципы могут быть реализованы посредством адаптированного
организационно-экономического механизма формирования и развития туристической деятельности на территории, взаимодействия и взаимосвязей его звеньев и элементов (рис. 2).
В соответствии с конкуренцией каждое звено и элемент механизма нацелены на реализацию указанных принципов. Исходя из вышеизложенного, организационно-экономический механизм формирования и развития туристических предприятий на территории в общем виде представляет собой систему звеньев и элементов (экологической
обеспеченности, организационной
обеспеченности, экономической
обеспеченности, государственно-правовой обеспеченности и постоянства, социально-культурной обеспеченности), использование потенциала природных, производственных и экономических ресурсов, действующих законодательных актов и выявленных направлений решения вопросов стабильной деятельности хозяйствующих субъектов туризма, адаптированного к условиям
внутренней и внешней экономическим средам. Эффективность обоснованного механизма обеспечивается результатами реализации разработанной научной
Субъекты венники к менеджер уровней уп и отрасле нального х
_ Цель
Создание предпосылок для получения максимума прибыли при сохранении окружающей природной среды
Задачи
Выявление факторов, которые сдерживают формирование и развитие туристических
предприятий на территории, и разработка предложений по учету их влияния, что обеспечит повышение эффективности деятельности туристических хозяйствующих
концепции формирования и развития туристических предприятий на территории.
других
Стадии
Формирование туристических предприятий
Развитие туристической деятельности
Последовательность выполнения
Анализ теоретических и практических мировых достижений в сфере туризма,
выявление и оценка возможных направлений совершенствования форм и методов их развития и на этой основе улучшение звеньев и элементов организационно-экономического механизма формирования и развития туристической деятельности на
Рис. 1. Структурные элементы концепции формирования и развития туристической деятельности предприятий на территории
Выводы. Доказано, что устойчивое развитие предприятий туризма обеспечивается использованием ими разработанной научной концепции и таких ее основных принципов, как системность, экологическая стойкость, организационная обеспеченность, экономическая стойкость, государственно-правовая обеспеченность и постоянство, и социально-культурная обеспеченность.
Рис. 2. Структурные звенья и элементы адаптированного организационно-экономического механизма формирования и развития туристической деятельности на территории
Аргументировано, что принципы научной концепции могут быть реализованы при помощи адаптированного организационно-экономического механизма формирования и развития туристической деятельности на территории, взаимодействия и взаимосвязей его звеньев и элементов.
Литература
1. Всемирная туристская организация: Специальный доклад № 18. - Мадрид: ВТО. -2001. - Ноябрь. - 32 с.
2. Глобальные тенденции развития туризма // Гостиничный бизнес. - 2000. - №1. -С. 63-65.
3. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность / В.А. Квартальнов: в 2-х т. -М.: Финансы и статистика, 2002. - Т. 2. - 517 с.
4. Кифяк В.Ф. Програмно-цшьовий метод планування та управлшня розвитком територiально-рекреацшноi системи / В.Ф. Кифяк // Формування ринкових вщносин в УкраМ - 2007. - № 6(73). - С. 165-170.
5. Бейдик О.О. Рекреацшно-туристсью ресурси Украши: Методолопя та методика аналiзу, термшолопя, районування / О.О. Бейдик: моногр. - К.: Видавничо-полiграфiчний центр «Кшвський ушверситет», 2001. - 365 с.
6. Борозняк В.С. Перспективи розвитку украшського туризму / В.С. Борозняк // Бiзнес. - 2002. - С. 15-16.
7. Данильчук В.Ф. Пути использования и создания ландшафтных ресурсов в рекреационных целях / В.Ф. Данильчук, А.Я. Бовсуновская, С.Н. Голубничая // Социально-экономические, экологические и гуманитарные проблемы развития туристического бизнеса: сб. науч. тр. - Донецк: Донецкий ин-т турист. бизнеса. - 2003. - С. 20-25.
8. Франжиалли Франческо. Стратегическая задача туризма - снижение бедности в наименее развитых странах / Франческо Франжиалли // Новости турбизнеса. - 2006. - №
7(57). - С. 16.
9. Штефанов Г. Бразилия ставит рекорды / Г. Штефанов // Туризм: практика, перспективы. - 2000. - № 7. - С. 36-37