Научная статья на тему 'Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста'

Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1376
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / НАСИЛИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НАКАЗАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / AGGRESSION / BEHAVIOR / VIOLENCE / EDUCATION / PUNISHMENT / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плаксина Н.И., Сорокина А.А.

В настоящей статье рассматриваются основные социально-психологические причины и факторы, способствующие формированию и развитию детской агрессивности в дошкольном возрасте. Основной аспект направлен на рассмотрение внутрисемейных семейных отношений в системе «родители ребенок». Предложены основные направления профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the basic socio-psychological causes and factors contributing to the formation and development of children's aggression in the preschool years. The main aspect sent to the intra-family relationships in the «parent child». The main directions of the prevention and correction of aggressive behavior in children

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

Территория науки. - 2014. - № 1.

отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. 564 с.

Плаксина Н.И., Сорокина А.А.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: агрессия, поведение, насилие, воспитание, наказание, коррекция.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются основные социально-психологические причины и факторы, способствующие формированию и развитию детской агрессивности в дошкольном возрасте. Основной аспект направлен на рассмотрение внутрисемейных семейных отношений в системе «родители -ребенок». Предложены основные направления профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.

Keywords: aggression, behavior, violence, education, punishment, correction.

Abstract: In this article the basic socio-psychological causes and factors contributing to the formation and development of children's aggression in the preschool years. The main aspect sent to the intra-family relationships in the «parent - child». The main directions of the prevention and correction of aggressive behavior in children.

Проблема агрессивного поведения детей остро стоит в наши дни и вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. И это не удивительно, когда детям зачастую не хватает эмоционального тепла, понимания со стороны взрослых и т.д. С каждым годом агрессивных детей становится все больше и больше, и взрослые испытывают большие затруднения перед проблемой детской агрессивности. Родители и учителя отмечают сложность, а порой и невозможность управления поведением детей, трудности в преодолении детской жестокости и враждебности. Оетовной мерой педагогического воздействия, временно помогающей, а иногда и не действующей, является наказание, после которого у детей отмечается внешняя сдержанность в поступках. Поведение ребенка становится будто бы более адекватным, ребенок начинает проявлять некоторую покорность взростым, а потом все возвращается в исходное состояние.

58

Территория науки. - 2014. - № 1.

С.И. Семенака отмечает, что основные причины, ведущие к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компонент - насилие.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации [3].

Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне её, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают неудачниками, или они не ощущают родительской поддержки, то возможно, что дети окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут конфликтовать с другими детьми и вести себя агрессивно по отношению к своим родителям [3].

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение.

Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение).

Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение.

59

Территория науки. - 2014. - № 1.

Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических опасностей.

Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Кроме того аверсивное обращение может привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения.

Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали. И наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

Любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и стараются

60

Территория науки. - 2014. - № 1.

причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр [2].

Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо, чтобы профилактика и коррекция агрессивного поведения носила не эпизодический, а систематический, целенаправленный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности конкретного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт и понимание того, что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Т.П. Смирнова пишет, что при работе с агрессивным ребенком важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность [2].

Опираясь на теоретико-практический опыт работы с агрессивными детьми можно выделить основные направления профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Таким образом, при работе с агрессивным поведением необходимо учитывать, что агрессия - это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку.

Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослых вся коррекционная работа будет обречена на неудачу, так как ребенок скорее всего, потеряет доверие ко взрослому и будет сопротивляться дальнейшей работе [1].

В то же время, работая с агрессивным ребенком, нельзя играть роль «доброй тети или «доброго дяди», поскольку помимо сочувствия этим детям необходима конструктивная, действенная помощь в

61

Территория науки. - 2014. - № 1.

отреагировании травмирующих ситуаций, а так и в приобретении навыков саморегуляции и контроля.

Очень важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т.п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие с ребенком в ходе совместной деятельности: контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком -оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Список литературы

1. Лютова Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е. Лютова, Г. Монина. - СПб: Речь, 2000. - 153 с.

2. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей // Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 154 с.

3. Фурманов И.А. Детская агрессивность. / И.А. Фурманов. -М., 2006. - 192 с.

Пронин М.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД

Воронежский государственный аграрный университет

Ключевые слова: психологические особенности, самооценка, студенты, здоровый образ жизни.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности влияния самооценки студентов на выбор здорового образа жизни. Делается вывод об активном влиянии образовательной среды вуза на выбор студентами здорового образа жизни.

Keywords: psychological characteristics, self-esteem, students, healthy lifestyle.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.