УДК 34.06
Григоров А.А.
адвокат Коллегии адвокатов Костромской области «СТАТУС»
(г. Кострома Россия)
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРИ ВЕДЕНИИ АДВОКАТСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Аннотация: статья определяет круг предпосылок для разработки и создания специфичного программного обеспечения, которое может использоваться практикующим адвокатам при осуществлении адвокатской деятельности. В статье подробно обосновывается объективная необходимость для создания программного обеспечения (базы данных адвокатского делопроизводства), и очерчивается круг проблем (особенностей), которые должны быть учтены при разработке соответствующего программного обеспечения. Представляется, что указанные в ней наработки будут восприняты и найдут свое практическое применение, что в итоге существенно упростит ведение адвокатского делопроизводства и позволит без труда найти нужное адвокатское досье.
Ключевые слова: адвокатское делопроизводство, программное обеспечение, информация, информационный ресурс, адвокатская тайна.
Жизнь не стоит на месте. Мы живем в эру начала развития цифровых технологий и активного внедрения их в различные сферы жизнедеятельности. Это и финансовая сфера, банковская сфера, сфера торговли, сфера образования и здравоохранения и многие другие. Затронули цифровые технологии и сферу юриспруденции. Если раньше, в советское время юристам приходилось отслеживать изменение действующего законодательства путем отслеживания различных изданий средств массовой информации, систематизировать их и формировать различные правовые прошивки, то теперь весь массив правовой информации, включая некоторые научные статьи по юридической тематике и
материалы судебной практики, включен в справочные правовые системы. На сегодняшний день есть множество правовых систем, к числу которых можно отнести Гарант, Консультант Плюс, Кодекс, Юрист и многие другие. Не один юрист в настоящее время не представляет свою работу без применения справочных правовых систем.
Актуальная информация в правовой сфере - то необходимое, без чего немыслима деятельность юриста.
Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процесса, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Иными словами, информацию можно определить как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего либо [6 с.99]
Правовая информация это означает содержание данных, использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. Правовая информация охватывает такие понятия, как «источник права», «правовые акты», «правовой материал», «правовые документы», «письменная правовая консультация» и т.п., которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности [1 с.570].
Решению указанных выше задач помогают активно развивающиеся информационные технологии.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Информационные технологии — информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
Информационные технологии или 1Т-технологии в настоящее время так же можно активно использовать и при осуществлении адвокатской деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63 -ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 10.11.2022) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее -доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
В соответствии с п.4 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 15.04.2021) При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан: вести адвокатское производство;
Адвокатское делопроизводство связано с адвокатской деятельностью. Так при оказании квалифицированной юридической помощи, адвокат в рамках ведения любого дела, будь то гражданское, уголовное или административное, обязан вести адвокатское досье. На федеральном уровне Советом адвокатской палаты утверждены Методические рекомендации по ведению адвокатского судопроизводства (Протокол №5 от 28.09.2016 г. изменениями Протоколом №7). Указанными выше рекомендациями урегулированы вопросы порядка ведения адвокатского делопроизводства, содержания и оформления адвокатского досье, порядка и сроков хранения адвокатского досье, определен порядок систематизации материала в адвокатском досье, отдельно и более детально урегулирован порядок ведения адвокатского производства по уголовным делам.
В указанных выше рекомендациях Адвокатское производство рекомендуется вести на бумажных носителях. Однако, наряду с этим, допускается рекомендациями ведение адвокатского производства на цифровых носителях информации.
Одной из важнейших гарантий оказания квалифицированной юридической помощи Адвокатом является обязанность сохранности Адвокатом
Адвокатской тайны. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. (Ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 6Э-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
Таким образом, при ведении адвокатского делопроизводства в электронном виде и ведении адвокатского досье, Адвокат обязан хранить адвокатскую тайну и обеспечивать защиту к информации и сведениям, составляющим адвокатское досье по конкретному делу со стороны третьих лиц.
При этом следует отметить, что объем информации и данных по конкретному делу может составлять значительный объем информации. В идеале, что бы в адвокатском досье было сформировано полностью все дело (уголовное, гражданское или административное), включая все документы и переписка, касающаяся взаимоотношений с доверителем (в том числе соглашение, переписка, возможные письменные предупреждения доверителя о различных обстоятельствах, имеющих значение для дела, доверенность, копии квитанций и другие документы), все документы, направленные на получение доказательств по делу (адвокатские запросы, ответы на них, запросы на проведение экспертиз, ответы на них и другие документы), а так же некоторые вспомогательные документы (технические регламенты, письма и позиции органов власти по делу, подборка судебной практики и позиции (кейсы) судов по спорным ситуациям относительно спорного дела). Естественно, данные документы будут различными по объему, различны доказательственному значению и значимости для дела. Условно все документы можно разделить на основные документы для дела, документы, имеющие вспомогательное значение по делу и документы, показывающие взаимоотношение с доверителем (которые основного значения для дела не имеют, но будут необходимы для решения вопроса о взыскании судебных расходов, выигранного дела).
В этой связи целесообразно ведение адвокатского делопроизводства с использованием специальных компьютерных программ, позволяющим
систематизировать материал адвокатского судопроизводства, отслеживать сроки по делу, вовремя получить и обратиться к нужному материалу по делу. Представляется, даже более оправданным, если такого рода программа будет установлена на планшет, или ноутбук, в котором будет загружено соответствующее адвокатское досье со всеми необходимыми документами. При этом все адвокатское делопроизводство целесообразно выстроить в виде упорядоченной базы данных, с поисковиком и различными критериями для поиска и классификации, чтобы поиск каждого конкретного дела занял минимальное количество времени.
При этом при ведении адвокатского делопроизводства в электронном виде возникает ряд проблем:
Адвокатское делопроизводство по каждому делу является достаточно большое, оцифрованные документы являются достаточно «увесистыми», что в свою очередь потребует значительный объем памяти устройства, на котором оно будет храниться. При этом, на протяжении времени, объем базы данных постоянно увеличивается.
База данных должна быть не в хаотичном виде, а систематизирована, с возможностью классификации и поиска нужного дела. При этом, на данное действие должно затрачиваться небольшое количество времени. Сама поисковая система должна быть удобной, с различными критериями поиска. Представляется, что все дела в базе данных должны быть классифицированы по тематике.
Целесообразно, что бы в базе данных «под рукой» были ссылки на важные судебные акты по различным тематикам, в которых сформулированы важные правовые позиции по делам. Все эти судебные акты на наш взгляд, целесообразно поместить в отдельное место базы данных, своеобразный «кейс» с судебными актами. Это было бы очень полезно при подготовке правовых документов по конкретным делам, что бы оперативно найти ту или иную
правовую позицию высшего суда по делу и сослаться на нее в подготавливаемом исковом заявлении, отзыве, возражении или письменном пояснении.
Так же в базе данных целесообразно установить календарь напоминаний, в котором по каждому делу можно было бы устанавливать напоминания о сроке для подготовки и подаче соответствующих документов. Например, поставить срок, до которого необходимо подготовить и подать апелляционную жалобу по делу, и что бы при каждом вхождении в систему, система сама, автоматически напоминала о приближающемся сроке и действии, которое необходимо осуществить.
Значительное время будет затрачено на оцифровку документов и перевод их в электронный вид. На практике, при ознакомлении с материалами дела применяется фотографирование. Фотографии хорошего качества являются весьма «тяжелыми» по объему, и с ними очень неудобно работать. Сами фотографии надо систематизировать, что бы они листались по порядку, в котором ведется дело. В этой связи целесообразно было бы придумать или прописать механизм, позволяющий систематизировать фотографии из каждого дела, что бы система в автоматическом режиме выдавала нужную фотографию в хронологическом нужном порядке. Разработка механизма систематизации фотографий имело бы очень большую практическую значимость, существенно сэкономило время и облегчило труд адвоката при подготовке к делу.
Еще одной практической проблемой является обеспечение работоспособности базы данных с разными форматами. Так документы в арбитражный суд подаются в формате PDF, фотографии при ознакомлении с материалами дела делаются в формате JPG. В судах в настоящее время ведется аудиозапись судебных заседаний. Аудио файлы вообще могут быть записаны в различных форматах. Таким образом, представляется, что было бы максимально удобным, что бы система (база данных) поддерживала всевозможные форматы и обеспечивала возможность включать в делопроизводство аудио файлы.
Так же было бы максимально удобным, что из указанной выше базы данных можно было скачать и перевести в нужный формат любые документы из адвокатского делопроизводства. Данная опция давала бы возможность вычленять нужные документы, отправлять их по электронной почте, производить их печать и совершать иные необходимые действия.
Отдельную опцию в базе данных следует уделить вспомогательным инструментам. Так в базу данных необходимо включить рабочие формы соглашений, которые заключаются с доверителями по разным категориям дел (гражданским, уголовным, арбитражным), поскольку соглашение по каждой категории дел обладает своей спецификой. На наш взгляд в базу данных целесообразно загрузить формы документов: Адвокатского запроса, заявления на ознакомление с материалами дела, формы доверенностей (которые могут заверяться по месту работы или месту жительства в управляющей компании), актов оказанных услуг и счетов (которые адвокат направляет юридическим лицам, находящимся у него на обслуживании), а также бланки ордеров и квитанций. Естественно, должна быть обеспечена возможность редактирования данных документов под конкретную ситуацию и их последующего сохранения.
Максимально практичной и полезной является функция ведения учета. Так, в базе данных, в электронном виде, можно было бы вести учет (нумерацию и датирование) и регистрацию заключаемых соглашений, учет и регистрацию направляемых адвокатских запросов, отражать номера выписанных ордеров, с привязкой к делу, на которое он выдан и учет квитанций, выданных доверителю после произведенного внесения гонорара адвокату.
Положения статьи 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» возлагают на адвоката обязанность обеспечить режим адвокатской тайны относительно всего адвокатского делопроизводства. В этой связи особое внимание необходимо уделить режиму защиты базы данных (программного продукта). Предлагается ввести систему паролей, которые устанавливаются не только при входе в саму
базу данных, но и при входе в отдельные ее разделы. Кроме того, сами файлы, загружаемые в базу данных целесообразно так же помещать в специальное место на диске, исключающем их видимость для пользователей и установление режима ограниченного доступа к папкам, в которых они хранятся со стороны пользователей компьютера или ноутбука. При этом саму базу данных со всем содержимым представляется оправданным хранить на съемном жестком диске.
Все указанные выше «проблемы» при ведении адвокатского делопроизводства являются практическими, однако предлагается, что их можно решить путем внедрения в адвокатскую деятельность современных компьютерных технологий. Подобного рода программное обеспечение с предлагаемыми опциями при осуществлении адвокатской деятельности существенно бы упростило ведение адвокатского делопроизводства, сэкономит время, способствует более оперативно решать поставленные проблемы, и, без труда оперативно найти нужное адвокатское производство, в момент, когда это необходимо. Полагаем, что предлагаемые предпосылки для создания программного обеспечения в ближайшем будущем, в силу объективной необходимости» найдут свое практическое воплощение, а созданное программное обеспечение будет активно использоваться и применяться при осуществлении адвокатской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС ГАРАНТ
3. Большой юридический словарь. Третье издание под ред. д -ра юрид. наук, проф. А.Я. Суханова. Москва ИНФРА-М, 2006, 856 с.
4. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 15.04.2021) /СПС КонсультантПлюс
5. Методические рекомендации по ведению адвокатского судопроизводства (утв. Советом адвокатской палаты. Протокол №5 от 28.09.2016 г. изменениями
495
Протоколом №7) // Сеть ИНТЕРНЕТ:https://fparf.m/documents/fpa-rf/the-documents-of-the-council/methodical-recommendations-on-the-maintenance-bar-production/ дата обращения 06 мая 2023 г.
6. Самтынова Е. ФПА РФ планирует разработать систему цифровой рабочей среды адвоката // Сеть ИНТЕРНЕТ: https://www.garant.ru/news/1308027/ дата обращения 06 мая 2023 г.
7. Теория государства и права. Учебник. Отв. ред. ДЮН, проф. Малько А.В. М.2006. 400 с.
8. Толковый словарь русского языка. - М.:ВАКО, 2015. 288 с.
Grigorov A.A.
Lawyer of the Kostroma Region Bar Association "STATUS"
(Kostroma, Russia)
PREREQUISITES FOR THE CREATION OF SOFTWARE, IN CONDUCT OF LAWYER'S OFFICE WORK
Abstract: the article defines the range of prerequisites for the development and creation of specific software that can be used by practicing lawyers in the implementation of advocacy. The article substantiates in detail the objective necessity for the creation of software (a database of lawyer's office work), and outlines the range ofproblems (features) that should be taken into account when developing appropriate software. It seems that the developments indicated in it will be perceived and will find their practical application, which in the end will significantly simplify the conduct of lawyer's office work and will allow you to easily find the right lawyer's dossier.
Keywords: lawyer's office work, software, information, information resource, attorney's
secret.