Научная статья на тему 'Предпосылки для реализации политики интеграции мигрантов в США'

Предпосылки для реализации политики интеграции мигрантов в США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
603
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / MIGRANTS / ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / MIGRANT'S INTEGRATION / США / USA / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / LEGISLATIVE INITIATIVES / HISPANICS / ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Розанова Марья Сергеевна

В статье представлен анализ предпосылок для реализации политики интеграции мигрантов в США. Среди анализируемых показателей численность мигрантов, их территориальное расселение, уровень владения английским языком и политическая активность. Также рассматриваются новые инициативы по интеграции мигрантов на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites for the Implementation of Integration Policy towards Migrants in the United States

The article presents an analysis of the common prerequisites for implementation of the migrant integration policy in the United States. Among the analyzed parameters: number of migrants, territorial settlement of migrants, English proficiency level, migrant’s political participation. The article also includes a description of the new initiatives on migrant’s integration at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Предпосылки для реализации политики интеграции мигрантов в США»

удк 325,327,341.1/8

М. С.Розанова

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В США

В статье представлен анализ предпосылок для реализации политики интеграции мигрантов в США. Среди анализируемых показателей — численность мигрантов, их территориальное расселение, уровень владения английским языком и политическая активность. Также рассматриваются новые инициативы по интеграции мигрантов на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: мигранты, интеграция мигрантов, США, законодательные инициативы, испаноязычные мигранты.

введение

Несмотря на существенные различия в историческом контексте развития миграционных процессов в США и странах ЕС, ряд аналогичных проблем в социальной и политико-правовой сферах делает возможным заимствование властями США европейского опыта внедрения механизмов миграционной политики в части интеграции мигрантов.

Соединенные Штаты исторически всегда представляли собой своего рода магнит для миграционных потоков, однако современная ситуация в миграционной сфере является по меньшей мере сложной, если не исключительной в истории страны. По численнности новейшую миграцию в США можно сравнить с периодами массовых миграций 1891-1920 и 1971-2000 гг, когда в страну прибыли около 18 млн и 20 млн мигрантов соответственно. Число мигрантов в общем населении страны всегда была весомым, но нынешние темпы его увеличения являются беспрецедентными: период 2000-2005 гг. ознаменовался наибольшим миграционным притоком в 7,9 млн человек. В 2011 г. общая численность мигрантов достигла 40,4 млн человек (13% от всего населения США), из которых 12 миллионов — нелегальные иммигранты, находящиеся в стране на постоянной основе (Hipsman, Meissner, 2013).

Столь высокий уровень иммиграции в США оказывает позитивное влияние на демографическую ситуацию и сглаживает надвигающиеся негативные тенденции старения населения. С одной стороны, в США по сравнению с другими развитыми странами, наблюдаются самые высокие показатели рождаемости (в среднем на 50% выше, чем в странах ЕС) (Westoff, 2007, p. 165), с другой — наступает время достижения пенсионного возраста представителями поколения так называемых «бэби-бумеров», родившиеся в период послевоенного демографического взрыва 1946-1964 гг. Помимо негативного влияния на общую возрастную структуру населения, это ведет к уменьшению числа лиц трудоспособного возраста, а также с новой силой актуализирует необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов из-за рубежа для поддержания стабильности на рынке рабочей силы.

© М. С. Розанова, 2013

Интеграция вновь прибывающих в страну мигрантов всегда была и остается непростой задачей для американского общества и государственных институтов. Прошлый успешный опыт ассимиляции иммигрантов на сегодняшний день практически исчерпал свой потенциал. Отсутствие целенаправленной государственной стратегии взаимодействия с мигрантами на протяжении последних трех десятилетий на фоне значительно возросшего миграционного потока из стран Латинской Америки и Азии с новой силой актуализирует проблему маргинализации и сепарации мигрантов в США (Berry et al., 1989, p. 187).

изменения в распределении миграционных потоков

Новые явления в миграционной сфере четко прослеживаются на примере территориального расселении иммигрантов в США. Происходит постепенное снижение темпов миграционного прироста в традиционных иммигрантских штатах1 за счет дисперсного распределения миграционных потоков по всей стране, что сопровождается оттоком мигрантов из мегаполисов (Godziak, Bump, 2008, p. 7). Так, демограф У. Фрей в своей работе «Миф о разнообразии» пишет, что вновь прибывающие мигранты — выходцы из стран Латинской Америки, и в меньшей мере стран Азии, «селятся в тех регионах, где большинство жителей никогда не слышали испанскую или китайскую речь, — в основном в пригородах, небольших городах и сельских населенных пунктах» (Frey, 1998, p. 38). Эти новые группы мигрантов практически заменили собой выходцев из стран Южной и Восточной Европы. В последние два десятилетия произошло резкое увеличение миграционного прироста в таких относительно однородных по этнокультурному составу штатах, как Северная Каролина, Джорджия, Арканзас2, Теннесси, Южная Каролина, Кентуки, Небраска, Алабама, Миннесота, Юта, Невада.

У. Фрей отмечает, что большая часть населения США (как и европейских «государств-наций» и России) не имеет опыта проживания в полиэтничной мульти-культурной среде, и многие представители принимающего общества не владеют навыками межкультурной коммуникации. В связи с этим, не только иммигранты, но и коренные американцы сегодня испытывают трудности в процессе адаптации к новой мультикультурной реальности (Frey, 2005).

изменения в этническом составе населения и рост влияния испаноязычных мигрантов

Сегодня более 75% иммигрантов являются выходцами из стран Латинской Америки (36% от общего числа иммигрантов прибывают из Мексики) и Азии (преимущественно из Китая и Индии (по 5% от общего числа иммигрантов соот-

1 В 2011 г. около 65% всех иммигрантов осели в шести штатах: Калифорния (25%), Нью-Йорк (11%), Техас (10%), Флорида (9%), Нью-Джерси (5%) и Иллинойс (4%) (Hipsman, Meissner, 2013).

2 В период с 1990 по 2005 г. миграционный рост в Северной Каролине составил 412%, в Джорджии — 382%, в Арканзасе — 320% (Godziak, Bump, 2008, p. 7).

ветственно), Филиппин (4%)) (Hipsman, Meissner, 2013). В ближайшие десятилетия в этническом составе населения США ожидаются серьезные качественные изменения. В первую очередь они затрагивают доминирующую на сегодняшний день группу белых американцев: в период 1970-2050-х гг. ожидается снижение числа белых американцев с 89% примерно до 50% (или менее 50%, если возобладает общеевропейская тенденция снижения рождаемости) по причине массовой «иноэтничной» миграции и высокого уровня рождаемости в испаноя-зычных семьях, который на 48% и 32% выше, чем у белых американцев и афро-американцев соответственно (Westoff, 2007, p. 167).

Необходимо учитывать, что неопределенность будущего нелегальных мигрантов, в основном испаноязычных, крайне затрудняет прогнозирование демографической ситуации и изменений в этническом составе американского общества: по данным Бюро переписи населения США, к 2050 г. численность населения страны возрастет до 439 млн человек; ООН прогнозирует увеличение до 402 млн (World Population..., 2007). Согласно расчетам Г. Сиснероса, прогноз ООН менее реалистичен, поскольку не учитывает миграционный прирост (Latino numbers., 2009) и устойчивую установку большинства мигрантов на получение вида на жительство и дальнейшую натурализацию в США (Godziak, Bump, 2008, p. 1). С точки зрения Сиснероса, население США может достичь 430 млн, что означает рост почти на 130 млн человек. Этнический состав этих 130 млн будет примерно следующий: 18 млн — белые американцы, 25 млн — афроамерикан-цы, 27 млн — азиаты (американцы азиатского происхождения), 60 млн. — латиноамериканцы. Согласно представленным расчетам, к 2050 г. общая численность выходцев из стран Латинской Америки и их потомков достигнет отметки в 100 млн человек, что будет соответствовать почти 25% всех жителей страны.

Несмотря на то что прогнозы дают очень приблизительные оценки и не учитывают смешанные браки3, все они предсказывают нарушение сложившегося этнического/расового баланса. Данные изменения могут способствовать тому, что латиноамериканцы станут одним из ведущих акторов в экономической, социальной и политической сферах США. Подтверждением этому служит тот факт, что в последние годы заметно повышается степень гражданской активности иммигрантов из стран Латинской Америки и их потомков: на президентских выборах 2004 г. участие в голосовании приняли лишь 2,8 млн испаноязычных граждан (в то время многие политологи по праву называли эту группу "спящим гигантом")4, в 2008 г. в выборах участвовало уже около 11 млн, а в 2012 г. — более 12 млн (10% от всего электората). В 2012 г. более 73% латиноамериканцев консолидированно отдали свои голоса Б. Обаме. Ожидается, что на президентских выборах 2016 г. испаноязычный электорат достигнет 28 млн человек.

3 Около 30% представителей третьего поколения латиноамериканцев и 40% третьего поколения азиатов вступают в браки с представителями иного расового или этнического происхождения; с 1972 г. количество смешанных браков в США увеличилось на 72% (Etzioni, 2009, p. 28).

4 Доклад Т. Джакоби на презентации книги "Latinos and the Nation's Future" 2 июня 2009 г в Woodrow Wilson International Center for Scholars, Вашингтон, ОК.

На фоне высокой политической активности латиноамериканцев их социокультурная интеграция проходит гораздо медленно. Основным показателем здесь является снижение уровня владения английским языком в среде испа-ноязычных мигрантов. В общей сложности, в 2011 r. 25,3 млн человек (как иностранного происхождения, так и родившихся на территории США) в возрастной группе от пяти лет и старше не владели английским языком в должной мере (Limited English Proficient). Количество людей латиноамериканского происхождения в данной группе составило 63 % (для сравнения: представителей азиатского происхождения — 20%, а европейского — всего 13%) (Whatley, Batalova, 2007). В Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке таковых насчитывается примерно 25% от всего населения штатов. Лингвистический барьер обусловливает рост мигрантофобии в американском обществе, а в качестве мишени все чаще выступают испаноязычные мигранты.

Происходящие изменения вызывают в американском обществе бурные дебаты о приоритетах миграционной политики, ее последствиях и о будущем мигрантов. Опрос общественного мнения показал, что «порядка 48% респондентов поддерживают идею усиления миграционного контроля» (Preston, Conelly, 2007). Далеко не все американцы верят в то, что иммиграция оказывает позитивное влияние на социально-экономическое развитие страны: 53% респондентов утверждают, что «иммиграция создает, скорее, проблемы, нежели открывает новые возможности» (The Transatlantic Trends..., 2011).

Несмотря на относительно терпимое отношение населения к культурному и религиозному разнообразию, сегодня нет оснований говорить об «американской исключительности». В стране в значительной степени распространено убеждение, что «Соединенные Штаты должны оставаться белой страной, а этнический и расовый составы населения не должны подвергаться радикальным изменениям» (Glazer, 2007, p. 264). Ярким примером отторжения испаноязыч-ных мигрантов служит фактическое отождествление в общественном сознании американцев понятий «нелегальные мигранты» и «латиноамериканцы», в особенности «мексиканцы» (Aman, Rehring, 2011, p. 57-58). Рост мигрантофобии в отношении испаноязычного населения открывает путь для «расализации» и маргинализации последнего, что в будущем может замедлить темпы интеграции этой группы мигрантов.

законодательные инициативы в области интеграции иммигрантов

В США, в отличие от таких стран классической иммиграции, как Канада и Австралия, до сих пор отсутствует федеральная политика интеграции мигрантов5. В организации институтов государственной власти нет специализированных органов по вопросам иммиграции и комплексной интеграции мигрантов. Большинство интеграционных программ реализуется на уровне гражданского общества

5 Исключением являются целевые группы беженцев и легальных трудовых мигрантов, получающие ограниченную государственную поддержку.

силами НКО, в том числе религиозных организаций, местных общин, школьных преподавателей, работодателей. В первую очередь они осуществляют содействие вновь прибывшим в изучении английского языка, приобретении рабочих специальностей, получении юридических и медицинских услуг

федеральный уровень

В основе современного иммиграционного законодательства США заложена широко поддерживаемая Республиканской партией концепция «иммиграции как контракта» в терминах Х. Мотомура (Motomura, 2006). Кратко такая модель может быть сведена к простому требованию, которое вынужденно принимают мигранты: «играй по нашим правилам или уезжай»; в ее рамках «в отношении легальных мигрантов справедливо и законно то, что мы (граждане. — М. Р.) не обязаны относиться к ним как к равным» (Ibid., p. 10).

В данной связи исключительными по своему духу являются две федеральные программы, ориентированные на интеграцию мигрантов. Первой является программа «No Child Left Behind», утвержденная 107-м Конгрессом США в 2001 г. (одна из задач программы — финансирование образовательных школьных программ для повышения уровня владения учениками английским языком; особенно это положение касалось целевой группы детей мигрантов). Вторую программу «Children's Health Insurance Program» Конгресс утвердил в 2009 г., распространив право на медицинское страхование также на детей мигрантов, легально находящихся на территории страны.

Начиная с 2001 г. в Конгрессе неоднократно рассматривались законодательные инициативы по инструментальной и экономической интеграции мигрантов и их детей. В итоге базовым документом стал известный законопроект под названием DREAM Act (The Development, Relief and Education for Alien Minors Act). Для частичного решения проблемы нелегальной миграции законодатели предлагали продлить вид на жительство для тех нелегальных иммигрантов, которые на момент прибытия в США не достигли 16-летнего возраста, прожили в стране не менее пяти лет, получили хорошую личную характеристику и по окончании американской средней школы поступили в высшее учебное заведение или пошли служить в вооруженные силы США. На протяжении нескольких лет в законопроект вносились изменения, но всякий раз он отклонялся по итогам голосования. Например, в 2010 г. DREAM Act был принят Палатой представителей, но усилиями Республиканской партии Сенат США его отклонил (перевес составили всего 5 голосов). Сложности при принятии данного законопроекта связаны с тем, что он должен был стать первой ступенью в проведении всесторонней иммиграционной реформы, задача которой — определение статуса (и возможная амнистия) более 12 млн нелегальных иммигрантов, два миллиона из которых прибыли в страну вместе с родителями в несовершеннолетнем возрасте.

Определенные шаги предпринимаются Администрацией Президента Б. Оба-мы на пути перехода к модели «иммиграция как присоединение» (в терминах Х. Мотомура), в которой акцент делается на процесс постепенного включения иммигрантов в общество — по мере их трудоустройства, рождения детей, по_ 227

ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 4

лучения гражданства новой страны, укрепления социальных связей (Motomura, 2006, p. 10-11). В этом процессе иммигранты «превращаются из аутсайдеров в квазиграждан» (Rodriguez, 2007; 2008, p. 1113). В ходе интеграции иммигрантов в принимающее общество их статус может постепенно меняться, и вместе с правами иммигранты наделяются определенными обязанностями. Именно в рамках этой модели сейчас в Конгрессе ведутся дебаты о легализации нелегальных трудовых мигрантов, которые находятся на территории страны в течение длительного времени, имеют обширные социальные связи, вносят вклад в экономику страны и желают и далее оставаться в стране своего пребывания.

В рамках реализации данной модели в июне 2012 г. Администрация Президента Б. Обамы выступила с официальным заявлением о приостановлении де-партации молодых мигрантов, находящихся в стране нелегально, но удовлетворяющих критериям, которые содержатся в последней редакции законопроекта DREAM Act (Cohen, 2012).

Паралельно Администрацией была утверждена программа «Differed Action for Childhood Arrivals», которая направлена на защиту прав мигрантов, приехавших в США в раннем детстве и проходящих обучение в американских школах, не совершивших уголовно наказуемых правонарушений и не представляющих угрозу национальной безопасности. Все лица, удовлетворяющие данным требованиям, могут рассчитывать на иммунитет против депортации, на право легального трудоустройства, а также право получать водительское удостоверение (последнее остается на усмотрение властей штата). По данным Института миграционной политики, к данной категории мигрантов можно отнести порядка 1,7 млн мигрантов.

Важно отметить, что федеральные инициативы в рамках модели «иммиграция как присоединение», исходящие в первую очередь от представителей Демократической партии США, часто встречают колоссальное противодействие со стороны властей штатов.

региональный уровень

Политический тренд, связанный с растущей мигрантофобией (главным образом, к мигрантам из стран Латинской Америки), на региональном уровне постепенно перешел из сферы политических дискуссий в поле законодательных инициатив. В противовес позиции федерального центра в лице Администрации Президента в ряде штатов были проведены массовые кампании против мигрантов и приняты законы, усиливающие репрессивные меры по отношению к нелегальным мигрантам и общий контроль за миграцией. В 2010 г. парламентарии Аризоны приняли жесткий закон антиммиграционной направленности (SB1070), наделяющий полицию штата правом останавливать любого человека для проверки его статуса в том случае, если у полицейского возникло подозрение, что «данный индивид является нелегальным иммигрантом». Фактически закон ущемлял права всей группы людей латиноамериканского происхождения вне зависимости от их статуса и времени пребывания в стране. В 2011 г аналогичные законы были приняты в штате Юта, Индиана, Джорджия, Алабама и Южная

Каролина. Это повлекло судебные разбирательства в Верховном суде США на предмет антиправовой направленности данных законодательных актов Аризоны, Алабамы, Южной Каролины и Юты, их несоответствия нормам конституции США и противоречий федеральному законодательству в части, относящейся к вопросам совместного ведения штатов и федерального центра.

В процессе принятия столь жестких антиммиграционных мер в ряде штатов фактически неучтенным оказался исторический опыт успешной интеграции ис-паноязычных мигрантов в американское общество: значительная часть латиноамериканцев второго и третьего поколений считают английский своим родным языком и позиционируют себя как «американцы» (Citrin et al., 2007). Именно для скорейшего достижения данного результата власти отдельных штатов принимают программы позитивных действий в области интеграции мигрантов. Например, в ноябре 2005 г. губернатор штата Иллинойс демократ Р. Благоевич инициировал первую в истории США государственную программу по интеграции мигрантов «New Americans Executive Order», основанную на принципах частно-государственного партнерства и объединяющую усилия государственных властей штата, органов местного самоуправления и неправительственных организаций. Данная программа была направлена на социокультурную и отчасти инструментальную и экономическую интеграцию вновь прибывших и включала: оказание юридических услуг для желающих получить американское гражданство; помощь высокообразованным и высококвалифицированным иммигрантам и беженцам в нострификации дипломов о высшем образовании и подтверждении их профессиональной квалификации; организацию курсов профессиональной подготовки для низкоквалифицированных иммигрантов в сочетании с практикой английского языка с учетом профильных специальностей; общие курсы английского языка; дошкольные образовательные программы для детей младшего возраста, позволяющие обучать английскому языку не только детей, но и их родителей; налаживание тесного взаимодействия и укрепление сотрудничества с местными общественными организации, специализирующимися на работе с иммигрантами и беженцами, и др.

Элементы инструментальной интеграции были также закреплены в 2006 г. парламентариями Калифорнии в программе DREAM Act (SB 160), позволяющей выпускникам американских школ, не имеющим легального статуса, получать стипендии штата для продолжения обучения в калифорнийских колледжах и университетах. Несмотря на то что в 2007 г. губернатор Калифорнии республиканец А. Шваценеггер наложил вето на данную программу, обосновывая свое решение непосильными для штата финансовыми расходами, программа была вновь утверждена парламентариями Калифорнии в 2010 г., поддержана новым губернатором демократом Д. Брауном, и 8 октября 2011 г. был принят соответствующий закон.

заключение

На данном этапе глобализации перед США и странами ЕС стоят общие проблемы — это рост нелегальной миграции, кардинальное изменение этнического

состава населения, увеличение культурного разнообразия и фрагментарности социальной ткани и, как следствие; — всплески ксенофобии и мигрантофобии в принимающих обществах. Данная ситуация требует выработки нового гибкого подхода, который заключается в комплементарном сочетании «американской» и «европейской» моделей взаимодействия с мигрантами для эффективной реализации всего комплекса мер политики интеграции — инструментальной, экономической, социальной и культурной (Achkasov, Rozanova, 2013, p. 6-7).

Доминирование моделей «иммиграция как контракт» и «иммиграция как принадлежность» в современной миграционной политике США препятствует легализации и интеграции мигрантов, одновременно способствуя росту нелегальной миграции (Rodriguez, 2008, p. 1123). Объединяет эти модели то, что «со всеми иммигрантами обращаются как с изначально неравными» (Ibid., p. 1114). Данная установка не просто препятствует совершенствованию демократического политического режима, который не признаёт формального неравенства людей, живущих в одном социуме, но также повышает риски маргинализации огромных потоков мигрантов из стран Латинской Америки и Азии и усиливает мигрантофобию со стороны принимающего населения.

В условиях практически нерегулируемой массовой миграции реформирование всей иммиграционной системы США, особенно в области интеграции мигрантов, особенно актуально, поскольку, как доказывают исследования социологов А. Алейникова и Р. Румбаута, то, как принимающее общество встречает мигрантов, определяет их дальнейшее поведение; последнее, в свою очередь, влияет на то, как общество встречает новых мигрантов (Aleinikoff, Rumbaut, 1998. P. 2).

Литература

Achkasov V., Rozanova M. Migrant's adaptation and cultural integration into urban multicultural society: a case study of St. Petersburg // OMNES: The Journal of multicultural society. 2013. Vol. 4, N 1. P. 1-31.

Aleinikoff A., Rumbaut R. Terms of belonging: are models of membership self-fulfilling prophecies? // Georgetown Immigration Law Journal. 1998. Vol. 13, Issue 1. P. 1-24.

Aman A., Rehrig G. The domestic face of globalization: Law's role in the integration of immigrants in the United States // OMNES: The Journal of Multicultural Society. 2011. Vol. 2, N 2. P. 43-71.

Berry J. W., Kim U., Power S., Young M., Bujaki M. Acculturation attitudes in plural societies // Applied Psychology. 1989. Vol. 38, Issue 2. P. 185-206.

Citrin J., MurakamiM., Pearson K. Testing Huntington: Is Hispanic immigration a threat to American identity? // Perspective on Politics. 2007. Vol. 5, N 1. P. 35-44.

Cohen T. Obama administration to stop deporting some young illegal immigrants // CNN. 2012. June 16 // http://edition.cnn.com/2012/06/15/politics/immigration/index.html?hpt=hp_t1

EtzioniA. New Common Ground: a New America, a New World. Virginia: Potomac books, 2009. 276 p.

FreyW. H. The diversity myth // American Demographics. 1998. Vol. 20, N 6. P. 38-43.

Frey W. H., Liaw K.-L., Wright R., White M.J. Migration within the United States: Role of race-ethnicity // Brookings-Wharton Papers on Urban Affairs. Washington, D. C.: Brookings Institution Press, 2005. P. 207-262.

Glazer N. Concluding Observations // Debating Immigration / ed. by C. M. Swain. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 257-269.

Godziak E. M., Bump M. N. New Immigrants, Changing Communities: Best Practices for Better America. Lanham, M.D.: Lexington Books, 2008. 132 p.

Hipsman F., Meissner D. Immigration in the United States: New economic, social, political landscapes with legislative reform on the horizon // Migration Policy Institute. 2013. April // http://www. migrationinformation.org/Profiles/print.cfm?ID=946

Latino numbers and social trends: Implications for the future in Latinos and the nation's future / eds H. G. Cisneros, J. Rosales. Houston, Texas: Arte Publico Press, University of Houston, 2009. 248 p.

Motomura H. Americans in Waiting: the Lost Story of Immigration and Citizenship in the United States. England: Oxford University Press, 2006. 256 p.

Preston J., Conelly M. Immigration Bill Provisions Gain Wide Support in Poll // The New York Times. 2007. May 25 // www.nytimes.com/2007/05/25/us/25poll.html?_r=3&

Rodriguez C. E Pluribus Unum The Democratic Case for Bilingualism // Democracy: A Journal of Ideas. 2007. N 4. P. 35-47.

Rodriguez C. M. The citizenship paradox in a transnational age// Michigan Law Review. 2008. Vol. 106, N 6. P. 1111-1128.

The Transatlantic Trends: Immigration 2011 // Transatlantic Trends. 2011. December 15 // http:// trends.gmfus.org/immigration/key-findings/

Westoff C. F. Immigration and Future Population Change in America // Debating Immigration / ed. by C. M. Swain. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 165-175.

Whatley M., Batalova J. Limited English Proficient Population of the United States // Migration Policy Institute. 2013. July 25 // http://www.migrationinformation.org/Feature/print.cfm?ID=960

World Population Prospects: The 2006 Revision // United Nations Organization. 2007 // www. un.org/esa/population/publications/wpp2006/WPP2006_Highlights_rev.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.