УДК 316.613 : 26-44 Счастливая Татьяна Валерьевна
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Сибирского федерального университета [email protected]
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В КРИМИНОЛОГИИ
Schastlivaya Tatiana Valerievna
PhD, Assistant Professor of the Cultural Science Department, Siberian Federal University [email protected]
ESTIMATED POTENTIAL OF THE HUMAN BEING NATURE THEORY FOR CRIMINOLOGY
Аннотация:
В статье анализируется освещенность проблемы «вечного» философского вопроса о сущности человека. Автор предлагает свою позицию о человекомерном подходе и использовании его в юридической практике.
Ключевые слова:
сущность человека, человекомерный подход, социальная практика, криминология, юридическая практика, культура.
Summary:
The article analyzes how well the timeless philosophic question of the human being nature is studied. The author presents an original interpretation of the human being nature theory and its potential for implementation in the legal practices.
Keywords:
human being nature, theory of human being nature, social practice, criminology, legal practice, culture.
В предыдущих статьях Т.В. Счастливой делается попытка определения видовой сущности человека и применение человекомерного подхода в социальной практике [1; 2; 3; 4].
Здесь показано, что учение о человеке имеет методологическое значение в юридических науках, особенно в криминологии.
В предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника и причины преступления. Можно, пожалуй, сказать, что и сама наука криминология началась с этого. На заре ее развития ученые представляли преступника как личность, выпадающую из человеческой популяции. Одни видели в правонарушителях людей, отмеченных печатью Каина, в соответствии с распространенными тогда теологическими концепциями; другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшееся с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ломброзо и его последователей, было распространенным в течение длительного времени.
Чем дальше и глубже шли исследования, как самой преступности, так и тех, кто совершает преступление, тем больше у ученых появлялось оснований и аргументов для отказа от приверженности жестким зависимостям и жестким формулам типа «личность преступника».
Когда френологи, а затем Ломброзо разрабатывали биологический тип преступника, измеряя его лоб т.д., они исходили из того, что преступников нужно искать в «низах» общества и что они «отмечены природой». Венценосных преступников они не обмеряли, впрочем, как и те, кто стоял на позициях, что преступник есть социальный тип, а не биологический.
Первые же проверки таблиц Ломброзо показали, что наличие у преступника особых физических черт, отличающих их от всех остальных современных людей и сближающих их с первобытным человеком, не более чем миф. Теория Ломброзо и вытекающие из нее современные мистификации исходят из положения о том, что между некоторыми физическими чертами и характеристиками организма человека, с одной стороны, и с преступным поведением с другой, существует определенная зависимость, что моральному облику соответствует и физическое строение человека. Следует указать, что в повседневном, бытовом сознании, отчасти в художественной литературе и других произведениях искусства, действительно фигурирует стереотип преступника ломброзианского типа (фигура злодея), которому противостоит добродетельный герой, чье физическое преимущество всегда дополняется преимуществом моральным. Однако никакого научного обоснования такие совпадения не имеют.
В 1913 г. Английский криминолог С. Горинг проверил исследования Ломброзо, сравнив заключенных со студентами Кембриджа (1 000 человек), Оксфорда и Абердина (959 человек), с военнослужащими и учителями колледжей (118 человек). Оказалось, что никаких различий между ними и преступниками не существует. Подобное исследование, с теми же результатами осуществил В. Хиле в 1915 г.
Ломброзо покоится также на представлении о том, что физическая норма (совершенство тела) само собой подразумевает совершенство моральное и что существует объективная норма (единая для всех времен народов) физических черт человека. Антрополог искренне считал, что для преступника характерно наличие черт «монгольского типа». Он писал, что эти черты, характеризующие, по его мнению, преступника, «приближают преступника-европейца близко к историческому человеку и монголу».
Как только была развеяна легенда об анатомических отклонениях, предрасполагающих к преступлению, возникли новые течения подобного рода, в основу которых были положены либо особенности эн-
докринной системы (желез внутренней секреции), либо психофизическая конституция людей (теория немецкого психиатра Э. Кречмера), либо врожденные свойства нервной системы (экстраверты и психопаты английского психиатра А. Азейнка) и т.д.
Развитие генетики, возможность в не столь отдаленном будущем расшифровки генетического кода, законное само по себе стремление подвести научную базу под изучение преступности вновь вызвали к жизни попытки увязать противоправное поведение с биолого-анатомическими, врожденными чертами личности, например, с особенностями хромосом.
Между тем, преступность - не биологическая, а социальная категория. Ее изменчивость с развитием социальных условий является бесспорным фактом. Очевидна стабильность биологически наследуемых признаков. Если из двух сопоставляемых явлений одно беспрерывно меняется, а другое нет, то трудно усмотреть основание для того, чтобы приписать им причинно-следственную связь. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, безусловно. Предопределяют (на уровне возможного), но не являются причиной [5].
Вызывает решительные возражения попытка подразделить эти врожденные свойства на криминогенные, предопределяющие антисоциальное поведение, и положительные, ведущие человека по пути добродетели, более и менее ценные. Одной из разновидностей такого оценочного подхода к врожденным особенностям генетической программы является теория повышенной криминогенности лиц с набором хромосом типа ХУУ.
Известно, что в результате деления клеток все хромосомы, включая те из них, от набора которых зависит пол человека, распределяются таким образом, что в каждой новой клетке образуется полный набор хромосом. Сочетание хромосом типа X и У определяет пол человека (XX - женщина, ХУ - мужчина). В определенном проценте случаев это нормальное распределение может нарушаться. Один из результатов такого нарушения (наличие лишней хромосомы типа X) ведет к рождению умственно неполноценного индивида (синдром Дауна). Возможно дальнейшее нарушение нормального распределения хромосом за счет наличия в новой клетке лишней, второй хромосомы У ^УУ). В обычных условиях наличие одной хромосомы У предопределяет мужской пол человека. Отсюда возникло предположение, что у лиц с хромосомной формулой XYY имеются некие дополнительные характеристики «сверхмужчин» (повышенная агрессивность, сексуальность и т.д.). Иными словами, возникла версия о том, что люди такого типа -прирожденные преступники.
В 1966 г. в английском журнале «Природа» был опубликован доклад криминолога П. Джекобса, где говорилось о том, что 3,5 % «умственно отсталых пациентов-мужчин с опасными, насильственными или преступными наклонностями, содержащихся в одной из шведских тюрем, обладали лишней У-хромосомой».
В опровержении этого вывода американский генетик Т. Поуледж привел данные, согласно которым формы их поведения ничем не отличаются от подобных же поведенческих актов людей с нормальным набором хромосом, образующих основную массу насильственных преступников.
В противоположность биологизаторским теориям существовали социологизаторские концепции преступного поведения. Для примера можно назвать теорию социальной физики в криминологии. 9 июля 1813 г. на заседании бельгийской Королевской академии наук в Брюсселе выступил с докладом астроном и математик А.Ж. Кетле. Он заявил: «Мы можем рассчитывать заранее, сколько индивидуумов обагрят руки в крови своих сограждан, сколько человек станут мошенниками, сколько станут отравителями, почти так же, как мы заранее можем посчитать, сколько человек родится и сколько умрет. Здесь перед нами счет, по которому мы платим с ужасающей регулярностью - мы платим тюрьмами, цепями и виселицами».
Биологические особенности человека - есть та база, те условия, которые способствуют восприятию человеком социальных программ, но это не причины его преступного поведения. При этом надо иметь в виду, что, даже «собравшись вместе», биологические факторы не делают явление социальным, ибо они лежат в разных плоскостях реальной жизни.
Принципиальным для криминологии, для правильного понимания соотношения социального и биологического в человеке, является тот факт, что биологические особенности влияют на тип поведения человека (холерик в одинаковой жизненной ситуации поступит иначе, чем флегматик или сангвиник, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности), не являясь причинами его действий (поступков), в том числе преступных.
В заключение можно отметить, что в криминологии недостаточно используется философия.
Ссылки:
1. Рыженкова Т.В. Значение видовой сущности человека и механизмы ее становления при кризисных явлениях // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9.
2. Счастливая Т.В. Проблема сущности человека и кризисные явления в обществе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5.
3. Счастливая Т.В. Предполагаемые возможности реализации учения о сущности человека в медицинской практике // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6.
4. Счастливая Т.В. Возможные пути реализации учения о человеке в педагогике // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7.
5. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. О проблеме социального и биологического в преступном поведении: Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1989.