Научная статья на тему 'Предпочтения молодежи при проведении досуга (на примере г. Астрахань)'

Предпочтения молодежи при проведении досуга (на примере г. Астрахань) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпочтения молодежи при проведении досуга (на примере г. Астрахань)»

ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА (НА ПРИМЕРЕ Г.АСТРАХАНЬ)

Перова Елена Васильевна

студентка 5 курса, кафедра социологии, Астраханского государственного университета, г.Астрахань

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Необходимость изучения проблемы обусловлена необходимостью получения дополнительной информации о свободном времяпрепровождении современной молодежи, поэтому был проведен опрос среди молодых людей с целью - изучить современные виды, формы досуга молодежи и на их основе выявить специфику организации культурно - досуговой деятельности молодежи.

Изучение интересов и приоритетов молодежи при проведении досуга (на примере г.Астрахань) является целью исследования, проведенного автором в

2014 году.

Перед проведением социологического исследования был проведен анализ астраханского рынка досуговых услуг для молодежи. Астраханский рынок для проведения досуга молодежью представлен довольно широким ассортиментом.

Для любителей пассивного отдыха в городе присутствует широкий выбор кинотеатров, кофеен, ресторанов, кафе, а так же парков, набережных и т.д.

Для любителей активного отдыха в городе так же представлен широкий ассортимент. Если говорить о спорте, то в Астрахани имеется множество спортивных и тренажерных залов, как для мужчин, так и для женщин. По проведенному анализу абонемент в тренажерный зал в г. Астрахань можно приобрести от 300руб. Так же в городе периодически проводятся культурно-развлекательные мероприятия, информация о которых предварительно появляется на специализированных сайтах.

В городе проводятся различные соревнования и мастер-классы по различным направлениям.

Так же нужно сказать и о познавательной деятельности, которая вытекает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посеще-

ния музеев, выставок. В Астрахани имеется картинная галерея, так же Астраханский Краеведческий музей, ТЮЗ, Музыкальный театр, Драматически театр. Регулярно проходят различные выставки и демонстрации.

Таким образом, можно сделать вывод, что для проведения досуга молодежью имеется широкий выбор услуг. Каждая категория молодежи может найти приемлемый для них вид проведения свободного времени.

Объектом исследования выступала молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Предметом исследования выступали предпочтения молодежи при проведении досуга.

Основным методом сбора эмпирической информации был метод анкетирования. Применение метода анкетирования позволило получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию было легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения. Опрос проводился в общественных местах на территории г.Астрахань.

Согласно полученным данным, большинство опрошенных респондентов (45%) свое свободное время посвящают отдыху несколько раз в неделю; по 22,5 % имеют свободное время для отдыха каждый день и несколько раз в месяц; а у 2,5% респондентов не бывает свободного времени для отдыха. Отсюда можно сделать вывод, что большая часть молодежи имеет мало свободного времени для отдыха.

Большая часть опрошенных (32,5%) предпочитают развлекательный вид отдыха; 27,5% респондентов предпочитают активный отдых; интеллектуальный отдых предпочитают 25% молодежи и лишь 15% предпочитают пассивный отдых.

Согласно полученным данным, большая часть молодежи (80%) проводят свой досуг дома; 62,5 % - в кафе, ресторанах, барах; 60% респондентов предпочитают гулять с друзьями; по 30% проводят свое свободное время в ночных клубах либо в кино, театрах, на концертах.

Большую часть летнего времени респонденты проводят в городе (45%); за городом лето проводят 22,5%, и только 17,5% и 15% респонденты проводят время на море и за границей соответственно.

Что касается зимнего времени, то большая часть респондентов (67,5%) проводят время в городе; 22,5% предпочитают ездить за границу и 2,5% респондентов ездят зимой на море

Что касается вопроса о посещении молодежью каких-либо секций, то большая часть (72,5%) не посещают секции.

Из той части опрошенных, которые все-таки посещают секции, большая часть отдает предпочтение спорту (54,5%); 30% занимаются интеллектуальной деятельностью, либо состоят в научных сообществах и 15,5% респондентов занимаются искусством.

На вопрос о причинах не посещения респондентами каких-либо секций, большинство опрошенных ответило, что у них нет на это времени (37%); по 25% указали,

что не имеют желания, либо тех секций, в которых они хотели бы заниматься в нашем городе нет; так же 17,5% молодых людей ответили, что не имеют материальной возможности, чтобы посещать секции.

Согласно полученным данным, большая часть молодежи (67,5%) не имеют возможности так часто посещать места культурного времяпрепровождения как им бы этого хотелось и лишь у 32,5% такая возможность имеется.

Что касается причин, по которым респонденты не могут посещать места культурного времяпрепровождения, так часто как им этого хотелось бы, то основной причиной является нехватка времени (51,9%) и нехватка материальных средств.

Большая часть молодежи (55%) считают, что в городе достаточно мест для проведения досуга молодежи и лишь 5% указывают, что таких мест не достаточно.

Что касается вопроса о создании государственной программы по организации досуга молодежи, то большая часть респондентов (57,5%) считают, что такая программа не нужна; а 27,5% думают, что такая программа необходима и 12,5% указали, что им все равно.

Основная часть респондентов указывает, что в городе необходима школа искусств (65%); 32,5% считают, что в городе не хватает парков и скверов; так же 45% отметили, что не хватает ночных клубов и 2,5% указали, что не хватает торговых центров.

Что касается вопроса частоты посещения молодежью культурно-развлекательных учреждений, то нужно отметить, что большая часть респондентов часто посещают ночные клубы (62,5%), бары, кафе, рестораны (65%), спортивные клубы (50%); 60% редко посещают кино, театры, концерты; 52,5% указали, что редко гуляют с друзьями и 55% редко посещают парки; так же нужно отметить тот факт, что 27,5% молодежи вообще не посещают библиотеки; 12% вообще не посещают кино, театры и концерты и 2,5% вообще не посещают спортивных клубов.

Что касается оценки деятельности досуговых учреждений, то в целом нужно сказать, что почти все досуго-вые учреждения оцениваются большей частью молодежи на 5, кроме ночных клубов, деятельность которых на 5 оценивают лишь 20% опрошенных.

В данном исследовании было опрошено 35 % респондентов в возрастной группе от 16 до 20 лет, 30 % респондентов в возрастной группе от 21 до 25 лет, 35 % респондентов в возрастной группе от 26 до 30 лет.

Анализируя семейное положение респондентов, можно сделать вывод о том, что большинство респондентов (45%) женаты (замужем), 35 % никогда не состояли в браке, 12,5 % состоят в незарегистрированном браке, 7,5 % разведены.

Что касается уровня образования респондентов, то большая часть респондентов (52,5 %) имеет незаконченное высшее образование, 32,5 % респондентов имеют высшее профессиональное образование и по 7, 5 % респондентов имеют среднее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование соответственно.

Подводя итог, можно сказать, что в ходе исследования были решены все задачи, поставленные в начале исследования. Были изучены и исследованы объект и предмет исследования, были изучены интересы и приоритеты молодежи при проведении досуга.

Проведя работу по изучению интересов и приоритетов молодежи при проведении досуга можно сформулировать следующие выводы:

1. У большей части молодежи не хватает свободного времени для отдыха, меньше чем половина респондентов лишь несколько раз в неделю могут посвятить время отдыху;

2. Молодежь в большей мере предпочитают развлекательный и активный виды отдыха;

3. Свое свободное время молодежь предпочитает проводить по-разному, что зависит от различных факторов, так например: молодежь от 16-20 лет и от 21 -25 лет больше предпочитают активный и развлекательный виды отдыха, в то время как молодежь от 26-30 лет больше настроены на спокойное и умеренное времяпрепровождение; так же досуговые предпочтения девушек и мужчин отличаются, но не значительно;

4. Досуговые предпочтения в зависимости от времени года изменяются лишь у 12,5% молодежи, что говорит о том, что большая часть молодежи в не зависимости от времени года проводят свой досуг одинаково;

5. Молодежь, у которой досуговые предпочтения меняются в зависимости от времени года, проводят большую часть зимнего времени в городе, а летом же выезжают за город, на море, либо за границу;

6. Большая часть молодежи не посещает никаких секций, что связано с нехваткой времени, а та часть молодежи, которая все-таки посещает секции, в основном занимаются спортом, либо интеллектуальной деятельностью;

7. Большая часть молодежи не может так часто посещать места культурного времяпрепровождения как им того хотелось бы и основной причиной так же является нехватка времени;

8. Для проведения досуга молодежью в городе, по мнению опрошенных, мест вполне достаточно, но, тем не менее, у молодежи присутствует потребность в создании школы искусства, парков и скверов, а так, же ночных клубов;

9. Большинство часто посещают ночные клубы, бары, кафе, рестораны, спортивные клубы, торгово-раз-влекательные центры и гуляют с друзьями, а так же необходимо отметить, что часть молодежи вообще не посещают библиотеки, кино, театры, концерты;

10. В целом деятельностью культурно - досуговых учреждений в г. Астрахани молодежь довольна и по большей части оценивают деятельность данных учреждений на 5.

Список литературы

1. Акимова Л.А. Социология досуга. М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.

2. Багдасарян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Со-цис. 1995. - №4. - С. 35- 41.

3. Иваненков С. П. Проблемы социализации молодежи: Оренбург., Димур, 2006.-270 с.

4. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: Инфра-М, 2005.- 115с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.