В.П. Букин
кандидат социологических наук, профессор, декан факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета*
Предпочтения и возможности молодежи российской провинции в сфере
досуга
Социально-экономические преобразования, происходящие в России начиная с последнего десятилетия ХХ в., изменили роль и значение практически всех социальных институтов и принципы их функционирования. Изменилось и продолжает в связи с этим меняться и социальное поведение людей, они ставят перед собой уже несколько иные цели в сфере труда, занятости и досуга. По мнению А.Л. Маршака досуг - часть внерабочего (свободного) времени, направленная на развитие личностных качеств человека, удовлетворение его духовных, физических и других социально значимых потребностей. Многие современные отечественные и зарубежные авторы предлагают комплексное определение понятия досуга как времени для осуществления жизненно важных форм деятельности, в том числе в социально-культурной и социально-педагогической областях (Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, С.Н.Иконникова, Г.П.Орлов, Б.Н.Трегубов, В А. Ядов). С этих точек зрения, досуг - время для осуществления отдыха, повышения мастерства, образования, занятия спортом, самодеятельным творчеством, воспитанием детей и прочими личностно значимыми видами деятельности1.
Досуговая деятельность молодежи определяет культурно-творческую социализацию, характеризует стратификацию и социальный статус молодежи, мотивацию, позволяет выявить особые социально-демографические черты этой группы, проследить систему социальной интеграции молодежи, в том числе в условиях риска. Современные формы досуга отражают не только возрастные особенности молодежи, но и
* Букин Василий Петрович, e-mail: [email protected].
1 Энциклопедический словарь/Отв.ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М., 2008, с. 107.
социальную дифференциацию, специфику социокультурной среды, уровень жизни молодых людей. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению с остальными возрастными группами или всего лишь дополняет традиционно сложившийся и общепринятый тип проведения свободного времени, существенно расширяя его в каких-то параметрах, а в остальных - напротив, следуя ему как часть исконно российского менталитета?
Получить ответ на этот вопрос помогает типологизация форм досуговой активности населения, сформулированная Институтом социологии РАН1. Она строится по принципу своеобразной «пирамиды», т. е. расширения видов практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Люди часто предпочитают отдыхать дома и поэтому самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности.
Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности «развивающим». Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более разнообразен и интересен, и в целом он более традиционен для России, поскольку именно его на самом деле практикует подавляющее большинство населения.
Подлинная социальная активность в сфере свободного времени
1 Изменяющаяся Россия в зеркале социологии/ Под ред. М.К. Горшкова. Н.Е. Тихоновой. М., 2004, с.147-148.
начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, культурной, общественно-политической или иной деятельности. Именно это придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «социально активный» внедомашний тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен1.
В исследовании, проведенном учеными Пензы, Саранска и Ульяновска было изучено досуговое поведение молодежи: структура и возможности ее досуга в зависимости от возраста, социального статуса и положения, региона, культурных практик и предпочтений, а также косвенно выявлены потребности в развитии инфраструктуры досуга в трех регионах Приволжского округа2.
Возможность проведения своего досуга оценивается молодежью как «хорошая» - 37 ,4%, «удовлетворительная» - 50,7%. Лишь 12% респондентов не удовлетворены возможностями его проведения. Категория молодежи 16-21 лет более, чем другие категории молодых людей, удовлетворена возможностями проведения досуга. Так, 43,3% оценили эти возможности как «хорошие» (в группах 22-26 лет и 27-30 лет, соответственно, 36,3% и 28,7%), а 47,3% — как «удовлетворительные». Наряду с этим, в группе 27-30 лет 15,5% респондентов отметили, что у них плохие возможности проведения досуга.
На основе приведенных данных можно сделать вывод, что возможности досуга как «хорошие» выше всех оценивает молодежь Ульяновской области - 38,0%, в республике Мордовия эти оценки ниже -32,0%, в Пензенской области - 30,0%. Как «удовлетворительные» в Пензенской области, республике Мордовия и Ульяновской области эта
1 См.: Изменяющаяся Россия в зеркале социологии, с. 147-148.
Исследование проводилось в декабре 2005 года в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях по инициативе Института социологии РАН и представительства Фонда им.Ф. Эберта в РФ. В исследовательскую группу вошли ученые и специалисты Приволжского дома знаний, Пензенского государственного университета, НИИ регионологии (г.Саранск), Ульяновского государственного университета.
оценка соответственно равны 35,2%, 32,6%, 32,2%. Как плохую организацию досуга оценивает молодежь Мордовии больше всех - 37,1%, Пензенской области - 35,4% и в Ульяновской области 27,4%.
Самооценка молодежью возможности проведения отдыха в период отпуска свидетельствует о том, что лучше всех их оценивают учащиеся и студенты. Хорошими считают эти возможности 40,6% респондентов, удовлетворительными - 39,9%, плохими - 19,5%. Эти оценки практически полностью совпадают с оценками молодежи в возрасте 16-21 лет, так как основная их масса является именно учащимися и студентами. Значительно ниже эта самооценка у работающей молодежи. Только 28,1% дают этим возможностям оценку «хорошо», 43% - «удовлетворительно» и 28,9% - «плохо». Эти данные также мало отличаются от оценок старших возрастных категорий молодежи (22-26 лет и 27-30 лет), так как они уже работают в разных сферах деятельности.
В разрезе регионов эта самооценка имеет разные значения, что является свидетельством разных возможностей проведения отпуска представителями молодого поколения. Лучше всех эти условия оцениваются молодежью Ульяновской области - 42,7%, почти в одинаковой мере представителями Республики Мордовия и Пензенской области - 29,5% и 27,8%, соответственно. Как удовлетворительные больше всех оценивает молодежь Пензенской области - 34,9%, Ульяновской области и Республики Мордовия - 33,4% и 31,7%. Плохими их признают в Республике Мордовия 39,1%, Пензенской и Ульяновской областях - 36,5% и 24,3%.
Теперь рассмотрим, как использует молодежь имеющиеся возможности в сфере досуга. Для этого сравним данные Института социологии РАН за 1997 и 2007 гг. в целом по России1 с данными, полученными в процессе исследования, проведенного в 2005 г. в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях.
1 СМ.: Молодежь Новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М., 2007, с.82-83.
Данные Института социологии РАН свидетельствуют о том, что за прошедшие 10 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи и характеризует активный тип социальной жизни. Например, значительно увеличилась доля молодежи, посещающей дискотеки и клубы с 19% до 33%, а доля молодых людей в провинции, предпочитающих такой вид отдыха, практически та же, что и в целом по России - 30%. В провинции немного ниже число молодых людей, посещающих кафе и бары - 24%, что объясняется более низкими доходами населения в рассматриваемых областях по сравнению с центром.
В целом по России произошел почти троекратный рост в использовании компьютерной техники в бытовых и информационных целях (с 11% до 32%), в два раза (с 14% до 29%) возросли занятия спортом, фитнесом, тренировками. В исследуемых регионах эти показатели значительно ниже — соответственно, 24% и 22%. В два раза чаще молодые россияне стали посещать концерты, кино, театры. Здесь также провинциальная молодежь менее активна. Даже по таким традиционным досуговым пристрастиям, как современная музыка и интерес к телевидению не ощущается заметный рост.
Отметим, что в исследуемых регионах преобладают пассивные, домашние виды проведения свободного времени. Например, заняты хобби и домашними увлечениями 13% провинциальной молодежи, что несколько превышает общероссийский показатель - 12%. Простой отдых предпочитают 48% молодых людей в регионах по сравнению с 40% в целом по России, читают периодику и книги 37% и 41% респондентов в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях, соответственно, что также выше общероссийских показателей. Все это говорит о том, что возможности молодежи регионов несколько скромнее молодых жителей столицы и пока
еще недостаточно развита инфраструктура досуга.
Исследование, проведенное в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях, свидетельствует, что наиболее активной в досуговой сфере является возрастная группа от 16 до 21 года. Наименее популярными способами проведения свободного времени у них являются посещение политических собраний, церкви, музеев, занятия в кружках, повышение образования и квалификации - от 2,2% до 11,2%, занятие домашним хозяйством - 18,1%, наиболее популярными для этой возрастной группы являются встречи и общение с друзьями - 66,3%, слушание музыки, чтение книг - 62,9%, просмотр телепередач - 55,8%, просто отдых - 51,8%, посещение дискотек, ночных клубов - 47,3%, прогулки - 44,0%.
В возрастной группе от 22-26 лет наблюдается значительное снижение интереса ко многим видам проведения досуга. Так, самый популярный вид досуга - просмотр теле- и радиопередач - привлекает 57,2%. Наименее популярные такие виды проведения досуга, как участие в работе политических и общественных организаций, занятия в различных кружках и клубах. Число респондентов, посещающих развлекательные мероприятия, сокращается более чем в 2 раза - с 47,3% до 22,6%.
В 22 года большая часть молодежи заканчивает высшие учебные заведения и начинает трудовую деятельность и семейную жизнь, что предполагает резкое сокращение времени для досуга. Возрастает число респондентов, посвящающих свое свободное время ведению домашнего хозяйства и занятиям с детьми - до 38,9%.
Тенденция снижения интереса и возможностей проведения досуга (как деятельности, свободной не просто от работы, но и от других видов неотложных занятий) продолжается и в следующей возрастной группе - от 27 до 30 лет. Резких отличий между досуговыми занятиями между возрастной группой 27-30 лет и 22-26 лет не наблюдается. В этой группе значительно сокращается число респондентов, посещающих развлекательные мероприятия - с 22,6% до 9,2%. Продолжается рост числа
людей, посвящающих свое свободное время домашним хлопотам - с 38,9% до 59,3%. Возможно, это связано с ростом числа состоящих в браке в этой возрастной группе по сравнению с более младшей и ростом числа респондентов, имеющих детей.
Влияние факта возраста и брака на досуговую активность очевидно. Отмечено резкое снижение проводящих досуг тем или иным образом с возрастом и состоянием или нет в браке. Особенно снижается число проводящих свой досуг активно или познавательно - посещающих развлекательные мероприятия - с 47,3% до 9,2%, занимающихся в кружках по интересам - с 6,7% до 1,7%, посещающих театры и кино - с 23,2% до 16,6%, уменьшается число проводящих досуг не активно - встречающихся с друзьями - с 66,3% до 55,8%, слушающих музыку и читающих книги - с 62,9% до 51,5%. Возрастает лишь число респондентов, занимающихся домашним хозяйством - с 18,1% до 59,3%.
Жизненные установки, которыми руководствуется молодежь, находят выражение в типах проведения досуга. Те, кто хочет много работать и хорошо зарабатывать, наиболее часто занимаются спортом и участвуют в работе политических организаций. Сторонники наличия большого количества свободного времени предпочитают занятия хобби. Желающие иметь все, что хочется, не работая и не учась, предпочитают развлечения, дискотеки, ночные клубы.
Анализируя предпочтения провинциальной молодежи в сфере досуга мы пришли к выводу, что качество жизни молодежи характеризует содержание «активного» досуга. Они позволяют молодежи социализироваться и приобрести социальный капитал.
По мнению В.В. Маркина и А.А. Нелюбина качество жизни населения как один из важнейших критериев социального благополучия того или иного региона и страны в целом выражает уровень и качество удовлетворения материальных и духовных потребностей1. И как указывают многие
1 Маркин В.В., Нелюбин А.А. Социальное благополучие регионов: преодоление диспропорций в уровне и
исследователи, «серьезный досуг» развивает целеустремленность, упорство, умение достигать поставленной цели, вносит вклад в развитие личности и в социальную интеграцию.
Эмпирические данные однозначно указывают на то, что тип досуга и отношение к своему свободному времени становятся сегодня в России неотъемлемыми чертами принадлежности и определенному социальному слою, включая дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности1.
Известно, что самоидентификация индивида связана с той социальной общностью, к которой он себя относит. В связи с этим респондентам был задан вопрос: «В нашем обществе есть люди, которых скорее можно отнести к верхушке общества, и люди, которых скорее можно отнести к низам общества. Куда бы Вы поместили себя по этой шкале?». В соответствии с десятибалльной шкалой, куда поместили респонденты себя в настоящее время, было определено четыре их социальных положения: низкое, среднее, высокое, высшее. На основании ответов были определены их досуговые предпочтения.
- Низкое положение
Больше всех эта категория молодежи в свободное время смотрит телевизор и слушает радиопередачи - 54,6%. После этого предпочтение отдается встречам и общению с друзьями дома или в гостях - 50,8%, слушанию музыки, чтению книг и просмотру видео - 50,3%, простому отдыху и расслаблению - 45,4%, занятию домашним хозяйством, детьми, дачей - 43,5%. Во вторую пятерку предпочтений входят проведение времени на природе, прогулки - 36,9%, чтение газет и журналов - 34,6%, увлечение компьютером, Интернет, компьютерными играми - 26%, посещение спортклубов и секций - 18,5%, посещение дискотек, ночных клубов и
качестве жизни населения. Сб. материалов «Основные направления преодоления диспропорций социально-экономического развития регионов России». М.,2008, с.70.
1 См.: Изменяющаяся Россия в зеркале социологии, с.152.
других развлекательных мероприятий - 18,1%.
Меньше всех свободное время уделяется посещению церкви, других религиозных собраний - 5,1%, посещению музеев, выставок, вернисажей -5%, занятиям в различных кружках, клубах по интересам - 4,5%, участию в работе общественных организаций - 3,7%, посещению политических организаций, собраний, митингов - 1,9%, другим формам досуга - 1,1%.
- Среднее положение
Эта категория молодежи больше всех свободного времени проводит во встречах и общении с друзьями дома или в гостях - 62,8%, смотрит телевизор и слушает радиопередачи - 60,2%, слушает музыку, читает книги, смотрит видео - 58,9%, просто отдыхают, расслабляются - 48,7%, проводят время на природе, гуляют - 38,9%.
Далее формами организации свободного времени являются: чтение книг и журналов - 38,3%, занятие домашним хозяйством, детьми, дачей -34,0%, посещение дискотек, ночных клубов, других развлекательных мероприятий - 30,3%, увлечение компьютером, Интернет, компьютерными играми - 24,3%, посещение кафе, баров, ресторанов - 23,6%.
Эта категория молодых людей, как и занимающих низкое положение, меньше всех посещает церковь и другие религиозные собрания, посещает музеи, выставки, вернисажи, занимается в различных кружках, клубах по интересам, участвует в работе общественных организаций, собраний, ассоциаций, политические организации, собрания, митинги.
- Высокое положение
Имеющие это социальное положение основное свободное время уделяют музыке, чтению книг, просмотру видео - 61,4%, встречам и общению с друзьями - 60,5%, просмотру телевизора и слушанию радиопередач - 59,8%, простому отдыху - 79,7%, посещению дискотек, ночных клубов, развлекательных мероприятий - 45,4%.
Менее значимыми для респондентов этой категории являются проведение времени на природе, прогулки - 42,9%, чтение газет, журналов -
35,8%, посещение кафе, баров, ресторанов - 35,7%, увлечение компьютером, Интернет, компьютерными играми - 33,9%, посещение спортклубов, секций, тренировок - 32,7%.
Меньше всех эти респонденты уделяют свободное время посещению музеев, выставок, вернисажей, участию в работе общественных организаций, собраний, ассоциаций, занятиям в различных кружках, клубах по интересам, посещению церкви, других религиозных собраний.
- Высшее положение
Досуговые предпочтения этих респондентов во многом отличаются от ранее рассмотренных категорий молодежи. На первом месте у них находятся простой отдых, просмотр телепередач и слушание радиопередач - 41,9%. Следующие позиции занимают посещение дискотек, ночных клубов, других развлекательных мероприятий - 40,8%, посещение кафе, баров, ресторанов -33,6%, слушание музыки, чтение книг, просмотр видео - 32,8%, встречи и общение с друзьями - 25,3%.
Меньше внимания ими уделяется чтению книг и журналов, участию в работе общественных организаций, собраний, ассоциаций, занятиям в различных кружках, клубах по интересам - 16,5%, посещению театров, кино, концертов - 16,4%, проведению времени на природе, прогулкам, дополнительным занятиям для получения образования и квалификации, посещению музеев, выставок и вернисажей, занятиям домашним хозяйством, детьми, дачей - 8,3%. Намного больше времени, чем другие категории, эти респонденты уделяют посещению политических организаций, собраний, митингов - 8,1%. В то же время они абсолютно не посещают церковь и другие религиозные собрания, не имеют хобби и не занимаются им дома.
Подводя итоги анализу досуговых предпочтений молодого поколения отметим, что социально-экономические, культурные и материальные условия, духовность и менталитет населения российской провинции формируют и обусловливают образ жизни и досуг молодежи. Основной
вывод заключается в том, что при формировании здорового образа жизни и возрастании среднедушевого дохода семьи расширяется досуговая занятость молодого поколения (от занятий в кружках по интересам к участию в общественной жизни).
У большинства провинциальной молодежи (около 60%) преобладают так называемые пассивные и простые виды отдыха. Активный досуг молодежи как параметр качества жизни начинается при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Их предпочитают самые молодые из опрошенных респондентов и те, кто относит себя к среднему классу. Те виды досуга, которые требуют определенных затрат, наиболее востребованы представителями среднего и высокого статуса, более старшими молодыми людьми и теми, кто занимает стабильное социальное положение в обществе. Нацеленность на активный внедомашний досуг снижается по мере взросления респондентов.
Общая направленность досуга молодого поколения характеризует культурный потенциал как самой молодежи, так и всего общества в целом. Именно поэтому при формировании основных направлений молодежной политики в регионе стоит уделять более серьезное внимание тому, чем занята молодежь в свободное время и оценивать, насколько значима и эффективна эта деятельность для будущего каждого молодого человека. Именно это во многом определяет в дальнейшем путь развития регионального социума.
Букин В.П. Предпочтения и возможности молодежи российской провинции в сфере досуга. В
статье на основе социологического исследования, проведенного в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях, рассмотрены особенности, возможности и предпочтения молодежи российской провинции в сфере досуга. Представлена динамика досуга российской молодежи за последние 10 лет, проведен сравнительный анализ общероссийских данных и данных, полученных в результате проведенного исследования.
Ключевые слова: досуг, молодёжь, отдых, регион, свободное время, семья, развлечение, хобби, провинция, социальное положение, культурный потенциал.
Bukin V.P. Preferences and Possibilities of Russian Province Young Adultsin the Sphere of Recreation.
The article considers specific possibilities and preferences of young adults in Russian province concerning the sphere of recreation and is based on the results of the sociological researches, have taken place in the Republic of Mordovia, Penza and Ulyanovsk regions.
The article represents the dynamics of young adults' recreation for the recent 10 years, the comparative analysis of all-Russian data and the data obtained as the result of the researches.
Key word: leisure, young adults, recreation, region, spare time, family, entertainment, hobby, province, achieved status, cultural potential.