Научная статья на тему 'Предпочтения аудитории местных электронных СМИ'

Предпочтения аудитории местных электронных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
524
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местные электронные СМИ / сегментирование аудитории / предпочтения зрительской аудитории. / local electronic media / audience segmentation / audience preferences.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чемидова Л. С.

В статье описаны предпочтения разных сегментов аудитории, разделенных по гендерному, возрастному критериям в отношении медиаконтента. Эмпирическая часть исследования основана на опросе жителей Республики Калмыкия, проведенном отделом социологических исследований ИКИАТ в апреле 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREFERENCES OF LOCAL ELECTRONIC MEDIA

The article describes the preferences of different segments of the audience, separated by gender, age criteria in relation to media content. The empirical part of the research is based on a survey of residents of Kalmyk Republic, conducted by the IKIAT sociological research department in April 2018.

Текст научной работы на тему «Предпочтения аудитории местных электронных СМИ»

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10024 ЧЕМИДОВА Л. С.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ АУДИТОРИИ МЕСТНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

Аннотация: В статье описаны предпочтения разных сегментов аудитории, разделенных по гендерному, возрастному критериям в отношении медиаконтента. Эмпирическая часть исследования основана на опросе жителей Республики Калмыкия, проведенном отделом социологических исследований ИКИАТ в апреле 2018 года.

Ключевые слова: местные электронные СМИ, сегментирование аудитории, предпочтения зрительской аудитории.

В современной теории коммуникации роль средств массовой информации во взаимодействии с общественностью несколько меняется. Еще недавно исследователи говорили о главенствующей роли СМИ в манипулировании общественным сознанием. Н. Больц писал о роли массмедиа в современном мире: «...вследствие того, что наши знания о реальности опосредованы СМИ, стало бессмысленным отличать отображение от отображенного явления. Что есть тот или иной политик или событие - это вообще можно понять лишь в их медиальной (через СМИ) инсценировке. Все то, что реально происходит, становится общественным событием только через свое медиальное отображение» [1]. Вместе с тем, некоторые ученые считают, что и общественного мнения, как среднестатистического мнения всего населения страны, не существует. «Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит, и их видение мира [2]. Сегодня некоторые ученые говорят о том, что односторонний механизм влияния органов власти опосредованно СМИ на общественность сменяется взаимопроникаемым взаимодействием. Результаты исследования доцента кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ Вырковского А.В. подтверждают данный тезис: «Одно из самых масштабных изменений в мире массмедиа последних лет - кардинальная трансформация роли аудитории, которая становится гораздо более активной и все сильнее влияет на работу массмедиа» [3].

Сущность этих процессов в том, что общественность может участвовать в управлении делами общества наравне со СМИ. В данной ситуации становится наиболее актуальным узнать мнение своей аудитории электронных СМИ. Обратная связь от телезрителей и пользователей Интернета и итоги социологических исследований являются достоверным источником сведений о действенности работы медиаслужб.

В Калмыкии подобные исследования проводятся впервые. Многообразие информационных потоков и трансформация пассивной аудитории в активную ведет к трансформации механизма взаимодействия СМИ как коммуникатора и аудитории как реципиента от директивного одностороннего к двустороннему.

Такая ситуация порождает необходимость знания аудитории, ее предпочтений, желаний, интересов. Очевидно, что в современный, весьма непростой для массмедиа период изучение потребностей аудитории - отличная возможность для СМИ, в особенности региональных, улучшить свою деятельность. В связи с этим сегодня существует потребность получения обратной связи от населения и изучение аудитории региональных СМИ.

В апреле 2018 года отделом социологических исследований было проведено исследование аудитории региональных СМИ, которое включало изучение удовлетворенности потребителей как печатными изданиями, так и электронными СМИ (телевидение и Интернет). В данной статье рассмотрим предпочтения аудитории только электронными СМИ.

В качестве основного метода сбора первичной информации использовался метод массового уличного анкетного опроса. Данный метод позволил в достаточно быстрые сроки охватить необходимый массив выборки, обработать результаты опроса и получить объективную информацию. Опрос проводился во всех районах Республики Калмыкия и в г. Элиста. Выборка анкетного опроса проектировалась как пропорциональная квотная по полу и возрасту.

По результатам исследования в качестве основного источника информации население республики выделяет электронные виды СМИ - в первую очередь Интернет и в телевидение (29,4% и 26,0% соответственно). Печатные издания, как показано на рисунке 1, на втором месте по популярности. Суммарный процент республиканских и районных изданий составляет 28,2%. Также остается актуальным такой вербальный источник передачи информации, как рассказы родственников, коллег, друзей. Местное радио как источник отметило незначительное количество респондентов.

10 15 20 25 30 35

0% 5% % % % % % %

Интернет, соц.сети Печатные издания Местное телевидение Родственники, друзья, коллеги Местное радио Другое

0,4

31,2% %

2,6%

26

29,4% 28,2% 0%

Рис. 1. Источники получения информации о местных новостях, событиях и происшествиях

Несмотря на использование Интернета как основного источника получения информации, жители республики выражают доверие в первую очередь телевидению как источнику достоверной информации о местных событиях (41,0%). Во вторую очередь доверие вызывает такой источник, как Интернет -22,9%. Этот столь популярный источник информации вызывает доверие у респондентов почти в 2 раза меньше. Третий по значимости источник информации для населения - печатные издания - 20,4%.

Следует отметить, что значительная часть опрошенных (13,3%) выбрала вариант ответа «Другое», среди которого превалирует ответ «никому не доверяю».

Другими словами, в условиях многообразия информационных потоков люди сохраняют критичное отношение к потребляемой информации и источникам их распространения. Возможно, выражая не очень высокий уровень доверия к источникам получения информации, жители республики косвенно выражают и в определенной мере свое отношение к властям в целом.

Рассматривая аудиторию местных электронных СМИ, мы изучали объемы аудитории местного телевидения, Интернет-пользователей и аудитории телеканала «Хамдан». Объем местного телевидения в целом составляет 56,6%. Из них объем постоянных зрителей равен 23,3% жителей республики, а треть населения (33,3%) относится к непостоянным зрителям. В большей степени это зрители среднего и предпенсионного возраста от 30 до 49 лет - 36,3% и от 50 до 59 лет - 23,8% (см. рис.2). У остальной части опрошенных (37,5%) нет желания или возможности смотреть местное телевидение. В большей степени это касается части населения моложе 29 лет.

1

в 18-29 лет □ 30-49 лет

□ 50-59 лет □ 60 лет и старше

& 18-29 лет □ 30-49 лет

□ 50-59 лет □ 60 лет и старше

Рис. 2. Сегментация аудитории электронных региональных СМИ по возрасту

Одной из задач исследования было выявление удовлетворенности населения республики телеканалом «Хамдан-Калмыкия». Объем аудитории телеканала «Хамдан» немного меньше и составляет 51, 9%, но тем не менее, это более половины зрителей. Однако сегментация аудитории на постоянных и непостоянных зрителей показала несколько другие пропорции, нежели сегментация в целом аудитории регионального телевидения.

Объем постоянных зрителей телеканала «Хамдан» составил 8,3% от числа всех опрошенных. В большинстве случаев это люди от 30 до 49 лет - 37,8%, в большинстве с высшим образованием (59,1%).

Тех, кому время от времени удается посмотреть передачи данного телеканала, существенно больше - 43,6%. Среди этой группы населения люди разных возрастных когорт. В большей части это люди от 30

до 49 лет (38,5%), с высшим образованием, также каждый четвертый зритель - представитель молодежи от 18 до 29 лет (25,5%), чуть меньше - это люди предпенсионного возраста от 50-59 лет (22,3%).

А тех, кто лишь слышал о существовании телеканала, но не смотрел, около трети (30,1%) из общего числа опрошенных. В основном это люди старшего поколения от 60 лет и старше (33,7%). Никогда не слышали о канале -17,9%, это люди со средним специальным образованием старше 60 лет.

Нужно отметить, что доля молодого зрителя у телеканала «Хамдан» больше, чем доля у местного телевидения в целом, а доля зрителей от 50 лет и старше несколько меньше.

Объем аудитории пользователей Интернета в Калмыкии несколько больше. 78,6% жителей республики сказали, что ежедневно пользуются Интернетом. В основном это люди среднего возраста и молодежь (от 30 до 49 лет - 41,8%; от 18 до 29 лет - 27,0%).

30 25 20 15 10 5 0

«у <5 V Л, Ъ N <У <о Л <Ь 9 .О л6*

О» О* > > \ \ м» т

Часы

Рис. 3. Количество времени в сутки, которое респонденты тратят на просмотр электронных СМИ

В среднем жители республики уделяют от 1 до 3 часов ежедневно на просмотр телепередач и Интернет-ресурсов.

Исследование предпочтений аудитории показало, что потребители используют электронные СМИ, прежде всего, в качестве источников новостей. Для 72,4% потребителей телевидения и для 74,5% потребителей Интернет-контента интересны новостные ленты. Каждый второй опрошенный смотрит кинофильмы по телевизору (51,2%) и каждый третий - в Интернете (29,6%). Для пользователей Интернета чуть больше интересен развлекательный и образовательный контент, чем для телезрителей. Это объясняется более молодым возрастным составом аудитории потребителей Интернет-контента. По этой же причине популярность спортивных, политических и медицинских передач несколько выше у телезрителей по сравнению с Интернет-пользователями.

80% 60% 40% 20% 4 0%

72,4%

Щ,2%

74,5%

31,4%

23,1%.....................

19,2%

13,7%

12,4%............

12,4% 10,0%,-.

8%

5Г5|%2,5%

37,9%

29,6%

32,7%

—^

12,2%.

9,8%8,8% 6,2% 3,6%

" 11,5%"

Телевидение

Интернет

И Новостные НИ Спортивные □ Медицинские

ЕЗ Кинофильмы □ Образовательные 3 Научные

□ Развлекательные 13 Политические

□ Детские

Рис. 4. Предпочтения аудитории региональных электронных СМИ

Самое удобное время просмотра телепередач - это вечернее время, от 18 до 21 часа. Его отметили 71,4% опрошенных. Для пользователей Интернета таких критериев не выделялось, но предлагалось отметить устройства, которые чаще всего используют потребители. Чаще всего для выхода в сеть Интернет респонденты используют смартфон - 52,2% и домашний компьютер - 30% опрошенных

пользователей. Намного реже используют планшет (9,9%) и рабочий компьютер (7,1%). Почти не используют компьютерный салон (0,3%).

Исследование аудитории региональных СМИ, ее предпочтений, возможностей, уровня удовлетворенности и ориентаций дает необходимый материал для формирования нового формата взаимоотношений СМИ и общественности.

1. Пугачев, В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. N° 4. С. 3-30.

2. Солодухин, Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. М.: Энигма. 1995. С. 15.

3. Вырковский, А.В. Предпочтения интернет-аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов / А.В. Вырковский, М.А. Любимцева [Электронный ресурс] // иЯЪ^йр:/ /www.mediascope.ru/1726/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.