DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10024 ЧЕМИДОВА Л. С.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ АУДИТОРИИ МЕСТНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
Аннотация: В статье описаны предпочтения разных сегментов аудитории, разделенных по гендерному, возрастному критериям в отношении медиаконтента. Эмпирическая часть исследования основана на опросе жителей Республики Калмыкия, проведенном отделом социологических исследований ИКИАТ в апреле 2018 года.
Ключевые слова: местные электронные СМИ, сегментирование аудитории, предпочтения зрительской аудитории.
В современной теории коммуникации роль средств массовой информации во взаимодействии с общественностью несколько меняется. Еще недавно исследователи говорили о главенствующей роли СМИ в манипулировании общественным сознанием. Н. Больц писал о роли массмедиа в современном мире: «...вследствие того, что наши знания о реальности опосредованы СМИ, стало бессмысленным отличать отображение от отображенного явления. Что есть тот или иной политик или событие - это вообще можно понять лишь в их медиальной (через СМИ) инсценировке. Все то, что реально происходит, становится общественным событием только через свое медиальное отображение» [1]. Вместе с тем, некоторые ученые считают, что и общественного мнения, как среднестатистического мнения всего населения страны, не существует. «Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит, и их видение мира [2]. Сегодня некоторые ученые говорят о том, что односторонний механизм влияния органов власти опосредованно СМИ на общественность сменяется взаимопроникаемым взаимодействием. Результаты исследования доцента кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ Вырковского А.В. подтверждают данный тезис: «Одно из самых масштабных изменений в мире массмедиа последних лет - кардинальная трансформация роли аудитории, которая становится гораздо более активной и все сильнее влияет на работу массмедиа» [3].
Сущность этих процессов в том, что общественность может участвовать в управлении делами общества наравне со СМИ. В данной ситуации становится наиболее актуальным узнать мнение своей аудитории электронных СМИ. Обратная связь от телезрителей и пользователей Интернета и итоги социологических исследований являются достоверным источником сведений о действенности работы медиаслужб.
В Калмыкии подобные исследования проводятся впервые. Многообразие информационных потоков и трансформация пассивной аудитории в активную ведет к трансформации механизма взаимодействия СМИ как коммуникатора и аудитории как реципиента от директивного одностороннего к двустороннему.
Такая ситуация порождает необходимость знания аудитории, ее предпочтений, желаний, интересов. Очевидно, что в современный, весьма непростой для массмедиа период изучение потребностей аудитории - отличная возможность для СМИ, в особенности региональных, улучшить свою деятельность. В связи с этим сегодня существует потребность получения обратной связи от населения и изучение аудитории региональных СМИ.
В апреле 2018 года отделом социологических исследований было проведено исследование аудитории региональных СМИ, которое включало изучение удовлетворенности потребителей как печатными изданиями, так и электронными СМИ (телевидение и Интернет). В данной статье рассмотрим предпочтения аудитории только электронными СМИ.
В качестве основного метода сбора первичной информации использовался метод массового уличного анкетного опроса. Данный метод позволил в достаточно быстрые сроки охватить необходимый массив выборки, обработать результаты опроса и получить объективную информацию. Опрос проводился во всех районах Республики Калмыкия и в г. Элиста. Выборка анкетного опроса проектировалась как пропорциональная квотная по полу и возрасту.
По результатам исследования в качестве основного источника информации население республики выделяет электронные виды СМИ - в первую очередь Интернет и в телевидение (29,4% и 26,0% соответственно). Печатные издания, как показано на рисунке 1, на втором месте по популярности. Суммарный процент республиканских и районных изданий составляет 28,2%. Также остается актуальным такой вербальный источник передачи информации, как рассказы родственников, коллег, друзей. Местное радио как источник отметило незначительное количество респондентов.
10 15 20 25 30 35
0% 5% % % % % % %
Интернет, соц.сети Печатные издания Местное телевидение Родственники, друзья, коллеги Местное радио Другое
0,4
31,2% %
2,6%
26
29,4% 28,2% 0%
Рис. 1. Источники получения информации о местных новостях, событиях и происшествиях
Несмотря на использование Интернета как основного источника получения информации, жители республики выражают доверие в первую очередь телевидению как источнику достоверной информации о местных событиях (41,0%). Во вторую очередь доверие вызывает такой источник, как Интернет -22,9%. Этот столь популярный источник информации вызывает доверие у респондентов почти в 2 раза меньше. Третий по значимости источник информации для населения - печатные издания - 20,4%.
Следует отметить, что значительная часть опрошенных (13,3%) выбрала вариант ответа «Другое», среди которого превалирует ответ «никому не доверяю».
Другими словами, в условиях многообразия информационных потоков люди сохраняют критичное отношение к потребляемой информации и источникам их распространения. Возможно, выражая не очень высокий уровень доверия к источникам получения информации, жители республики косвенно выражают и в определенной мере свое отношение к властям в целом.
Рассматривая аудиторию местных электронных СМИ, мы изучали объемы аудитории местного телевидения, Интернет-пользователей и аудитории телеканала «Хамдан». Объем местного телевидения в целом составляет 56,6%. Из них объем постоянных зрителей равен 23,3% жителей республики, а треть населения (33,3%) относится к непостоянным зрителям. В большей степени это зрители среднего и предпенсионного возраста от 30 до 49 лет - 36,3% и от 50 до 59 лет - 23,8% (см. рис.2). У остальной части опрошенных (37,5%) нет желания или возможности смотреть местное телевидение. В большей степени это касается части населения моложе 29 лет.
1
в 18-29 лет □ 30-49 лет
□ 50-59 лет □ 60 лет и старше
& 18-29 лет □ 30-49 лет
□ 50-59 лет □ 60 лет и старше
Рис. 2. Сегментация аудитории электронных региональных СМИ по возрасту
Одной из задач исследования было выявление удовлетворенности населения республики телеканалом «Хамдан-Калмыкия». Объем аудитории телеканала «Хамдан» немного меньше и составляет 51, 9%, но тем не менее, это более половины зрителей. Однако сегментация аудитории на постоянных и непостоянных зрителей показала несколько другие пропорции, нежели сегментация в целом аудитории регионального телевидения.
Объем постоянных зрителей телеканала «Хамдан» составил 8,3% от числа всех опрошенных. В большинстве случаев это люди от 30 до 49 лет - 37,8%, в большинстве с высшим образованием (59,1%).
Тех, кому время от времени удается посмотреть передачи данного телеканала, существенно больше - 43,6%. Среди этой группы населения люди разных возрастных когорт. В большей части это люди от 30
до 49 лет (38,5%), с высшим образованием, также каждый четвертый зритель - представитель молодежи от 18 до 29 лет (25,5%), чуть меньше - это люди предпенсионного возраста от 50-59 лет (22,3%).
А тех, кто лишь слышал о существовании телеканала, но не смотрел, около трети (30,1%) из общего числа опрошенных. В основном это люди старшего поколения от 60 лет и старше (33,7%). Никогда не слышали о канале -17,9%, это люди со средним специальным образованием старше 60 лет.
Нужно отметить, что доля молодого зрителя у телеканала «Хамдан» больше, чем доля у местного телевидения в целом, а доля зрителей от 50 лет и старше несколько меньше.
Объем аудитории пользователей Интернета в Калмыкии несколько больше. 78,6% жителей республики сказали, что ежедневно пользуются Интернетом. В основном это люди среднего возраста и молодежь (от 30 до 49 лет - 41,8%; от 18 до 29 лет - 27,0%).
30 25 20 15 10 5 0
«у <5 V Л, Ъ N <У <о Л <Ь 9 .О л6*
О» О* > > \ \ м» т
Часы
Рис. 3. Количество времени в сутки, которое респонденты тратят на просмотр электронных СМИ
В среднем жители республики уделяют от 1 до 3 часов ежедневно на просмотр телепередач и Интернет-ресурсов.
Исследование предпочтений аудитории показало, что потребители используют электронные СМИ, прежде всего, в качестве источников новостей. Для 72,4% потребителей телевидения и для 74,5% потребителей Интернет-контента интересны новостные ленты. Каждый второй опрошенный смотрит кинофильмы по телевизору (51,2%) и каждый третий - в Интернете (29,6%). Для пользователей Интернета чуть больше интересен развлекательный и образовательный контент, чем для телезрителей. Это объясняется более молодым возрастным составом аудитории потребителей Интернет-контента. По этой же причине популярность спортивных, политических и медицинских передач несколько выше у телезрителей по сравнению с Интернет-пользователями.
80% 60% 40% 20% 4 0%
72,4%
Щ,2%
74,5%
31,4%
23,1%.....................
19,2%
13,7%
12,4%............
12,4% 10,0%,-.
8%
5Г5|%2,5%
37,9%
29,6%
32,7%
—^
12,2%.
9,8%8,8% 6,2% 3,6%
" 11,5%"
Телевидение
Интернет
И Новостные НИ Спортивные □ Медицинские
ЕЗ Кинофильмы □ Образовательные 3 Научные
□ Развлекательные 13 Политические
□ Детские
Рис. 4. Предпочтения аудитории региональных электронных СМИ
Самое удобное время просмотра телепередач - это вечернее время, от 18 до 21 часа. Его отметили 71,4% опрошенных. Для пользователей Интернета таких критериев не выделялось, но предлагалось отметить устройства, которые чаще всего используют потребители. Чаще всего для выхода в сеть Интернет респонденты используют смартфон - 52,2% и домашний компьютер - 30% опрошенных
пользователей. Намного реже используют планшет (9,9%) и рабочий компьютер (7,1%). Почти не используют компьютерный салон (0,3%).
Исследование аудитории региональных СМИ, ее предпочтений, возможностей, уровня удовлетворенности и ориентаций дает необходимый материал для формирования нового формата взаимоотношений СМИ и общественности.
1. Пугачев, В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. N° 4. С. 3-30.
2. Солодухин, Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. М.: Энигма. 1995. С. 15.
3. Вырковский, А.В. Предпочтения интернет-аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов / А.В. Вырковский, М.А. Любимцева [Электронный ресурс] // иЯЪ^йр:/ /www.mediascope.ru/1726/.