Научная статья на тему 'Предостережение/угроза в православном и католическом житийном дискурсе середины XV XVII века'

Предостережение/угроза в православном и католическом житийном дискурсе середины XV XVII века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЧЕВОГО АКТА ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ/УГРОЗЫ / МАНИПУЛЯЦИЯ / УСЛОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ЖИТИЙНЫЙ ДИСКУРС / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / SPEECH ACT OF THREAT / MANIPULATION / CONDITIONAL CONSTRUCTIONS / RELIGIOUS DISCOURSE / HAGIOGRAPHIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аверьянова Екатерина Викторовна

Выявляется грамматическая репрезентация речевого акта предостережения/угрозы в православном и католическом житийном дискурсе середины XV XVII вв. Делается вывод о том, что речевой акт предостережения/угрозы представлен в житийном дискурсе на церковнославянском и латинском языках исключительно условными конструкциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats in Orthodox and Catholic Hagiographic Discourse mid XV-XVII century

The article reveals the grammatical representation of the speech act of threat in the Orthodox and Catholic hagiographic discourse mid XV-XVII centuries. Many researchers are now seeking to discover the relationship between manipulation and grammar. In this article the author comes to the conclusion that the speech act of threat is presented in hagiographic discourse in Church Slavonic and Latin only with conditional structures.

Текст научной работы на тему «Предостережение/угроза в православном и католическом житийном дискурсе середины XV XVII века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 5-8.

ФИЛОЛОГИЯ

Е. В. Аверьянова

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ/УГРОЗА

В ПРАВОСЛАВНОМ И КАТОЛИЧЕСКОМ ЖИТИЙНОМ ДИСКУРСЕ

СЕРЕДИНЫ XV - XVII ВЕКА

Выявляется грамматическая репрезентация речевого акта предостережения/угрозы в православном и католическом житийном дискурсе середины XV - XVII вв. Делается вывод о том, что речевой акт предостережения/угрозы представлен в житийном дискурсе на церковнославянском и латинском языках исключительно условными конструкциями.

Ключевые слова: грамматическая репрезентация речевого акта предостережения/угрозы, манипуляция, условные конструкции, житийный дискурс, религиозный дискурс.

Статья посвящена выявлению средств выражения предостережения/угрозы в православном и католическом житийном дискурсе на материале житий святых середины XV-XVИ в. (2400 страниц на церковнославянском языке и 2400 страниц на латинском языке). Актуальность темы обусловлена тем, что манипуляция в житийном дискурсе пока не была изучена. Наряду с предостережением/угрозой мы исследуем в других работах искушение, обольщение, провокацию, предписание и запрет1.

А.-Ж. Греймас и Ж. Куртес рассматривают запугивание как вид манипуляции и понимают как обмен негативными ценностями2, например, Если будешь молиться, я убью тебя. Представляется, что существует взаимозависимость между таким явлением дискурса, как запугивание, и грамматикой. Согласно нашей гипотезе, запугивание имеет регулярные языковые средства выражения в православном и католическом житийном дискурсе середины XV - XVII в.

Запугивание в трактовке А.-Ж. Греймаса и Ж. Куртеса реализуется в дискурсе в виде речевого акта предостережения/угрозы. А. А. Ар-ский рассматривает угрозу и предупреждение как два вида категории предупреждения: их основным признаком является осуществление давления на адресата, тогда как по семантике действия (требование/совет) и по бенефактив-ности действия (угроза совершается в интересах адресанта, а предупреждение - в интересах адресата) эти виды различаются3. В настоящей статье угроза и предупреждение рассматриваются совокупно.

В древнерусских житиях середины XV - XVII вв. нами было выявлено 260 ре-

чевых актов и макроактов предостережения/ угрозы. Рассмотрим конкретную реализацию речевого акта предостережения/угрозы: афе же не поклютсА и не престанет ^ злыхъ своих д^лъ, то к^дет казнь велА ^ кгл нл люди4. Данный речевой акт предостережения/ угрозы реализуется при помощи условной конструкции, где зависимая часть вводится условным союзом афе.

В. С. Храковский с соавторами относит к прототипическим условным конструкциям сложноподчиненные предложения с придаточным условия и осложненные предложения условия, тогда как к периферии относятся сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения, сверхфразовые единства и обобщенные условные конструкции5. Все другие необобщенные конструкции принято называть реальными, поскольку они имеют конкретные референты.

Всего условных конструкций было выявлено 260, из них реальных - 126, или 48,6 % от общего числа актов и макроактов предостережения/угрозы.

Нами было выявлено 69 речевых актов предостережения/угрозы в виде сложноподчиненных предложений с придаточным условия, или 26,9 % от общего числа предостережений/ угроз. При этом условное придаточное предложение вводится при помощи союза лще (если): афе п^стиши того жива, то горше киДет тек^ пакости творити6.

Как правило, главная часть условной конструкции, выражающая обязательство, следует за зависимой частью, выражающей условие: Афе солжеши, съ животомъ и диши погиКиши7.

В 37 случаях после зависимой части стоит коррелятивный союз то: Афе не покажеши ми его, то сам сл погуклю пред враты мо-настырл8.

В 28 случаях между зависимой и главной частями союз отсутствует: Святый же запрети ему, рекъ: аще пронесеши с1е, всяко от-щетишися и отрока конечне лишишися9.

Нами были выявлены 57 макроактов предостережения/угрозы, представленных сверхфразовыми единствами (22,7 % от общего числа предостережений/угроз).

Как правило, зависимая часть сверхфразового единства, выражающая условие, предшествует главной части, выражающей следствие (51 из 59): - W, кратТе, юкратитес, сн\ве чл\честТи къ Би\, Бг\оу вседръжителю, в^рою, покалтем, крфенТемъ, юкрафенТем юкратитес. Афе ли не юкратитесл, юрижТе свое на вы юцыстит и наострит. Л^къ свой напрлже и ^готова и в нем оуготова сосуды смртныл. Стрелы свол съгор^фими съд^ла10.

Мы рассмотрели реальные предложения, реализующие речевой акт и макроакт предостережения/угрозы. Но были также обнаружены обобщенные условные конструкции, относящиеся к периферии. Всего их мы выявили 134, или 51,5 % от общего числа предостережений/ угроз.

При обобщенном предостережении/угрозе самая большая группа примеров относится к прототипическим условным конструкциям, а именно к сложноподчиненным предложениям с придаточным условия (50 речевых актов, или 37,3 %). Чаще всего адресат выражен при помощи местоимения кто в зависимой части (25 примеров, или 18,7 %): Афе кто миръ лю-китъ врагъ кжТй кываетъ11.

К этой же группе мы отнесли примеры с временным союзом егда в значении условного (5 случаев): Егда ко кто не радить и разслак^еть помыслъ, и тогда волею согрешит гсви и проженет ^ сек^ клаго-дати дховныл осфн^е и прчтый влдка оставить и. и вселитсл нечстивый; и с ним внидет похот ^лаа, осквернлюфи окаанаго всегда12.

К этой же группе мы относим предложения, не имеющие союза в зависимой части (15 примеров). Из них 11 раз адресат манипуляции представлен при помощи местоимения иже: Иже кю житТю семи вдастьсл, тъи врагъ БжТи кываетъ и пагоукникъ дши своей13.

В 5 случаях адресат представлен определительным местоимением вс#къ: И вс#къ възносАй секе смиритсА14.

Другая большая группа примеров представлена осложненными предложениями, которые не были зафиксированы в реальных предложениях. Как правило, адресат выражен причастием (33 случая), зависимая часть представлена сжато и не содержит глагола, тогда как главная часть содержит глагол. Рассмотрим обобщенное предупреждение в осложненном предложении: проклАти оуклан#юфеис# W заповеден Твоихъ15. Как видно, зависимая часть и адресат выражены действительным причастием настоящего времени.

В 15 случаях зависимая часть представлена предикатом в виде прилагательного нечстивый или существительного гр^шникъ: има же нечстивых оугаснет16.

Речевые обобщенные макроакты предостережения/угрозы представлены 36 сверхфразовыми единствами (26,8 %): а шсокна стАжаша не им^ти никомиЖ, гако да не сего ради раки киДем тем, их же своа име@емъ. ThMb клюд^те секе крате, иж велика оставльше; да не како малыми ^ап#ти кывшее. И сих ради с^постати подр^чни к^дем17.

Обратимся к католическому житийному дискурсу. Предпринятое нами исследование выявило, что речевой акт и макроакт предостережения/угрозы представлены в католическом житийном дискурсе только условными конструкциями. Всего мы обнаружили 35 речевых актов и макроактов предостережения/угрозы на материале объемом в 2400 страниц. В католическом житийном дискурсе предостережение/угроза встречается в 7,4 раза реже, чем в православном. Это объясняется тем, что в католическом дискурсе прямая речь используется редко, поэтому предостережение/угроза реализуется также при помощи косвенной речи, которую мы не рассматривали.

Мы выявили 21 реальную условную конструкцию, или 60 % от всех предостережений/ угроз. Выявленные условные конструкции являются сложноподчиненными предложениями с придаточным условия.

Условное придаточное может содержать глагол в Futurum II indicativi. При этом в главной части употребляется глагол в Futurum I indicativi (21 пример):

Предостережение/угроза в православном и католическом житийном дискурсе.

7

Si vos, Patres, iter Если, отцы, вы про-coeptum prosecuti fue- должите свой путь, ris, vos una cum eo et вы будете сожалеть об vestra religione poeni- этом и о вашей рели-tebit18. гии.

Как правило, зависимая часть предшествует главной части:

Si attentaueris, quod Если попробуешь сде-cogitasti explere, te de лать то, что замыслил, cetero in confessione они впредь не будут non audiant19. слушать твою испо-

ведь.

В 4 случаях из них зависимая часть вводится при помощи условного союза nisi (если не): In infernum, inquit, В ад пойдешь, если не ibis, nisi dixeris pec- расскажешь о грехах, cata, quae commisisti20. которые совершил.

5 макроактов предостережения/угрозы представлены сверхфразовыми единствами: Mando tibi, quod omnia Прошу тебя о том, quae omnia in te opera- чтобы все, что я в тебе tus sum, bona reducas возделывал, хорошим ad me. Quod si non мне вернул. Если же feceris, esto quod non не сделаешь этого, я puniam te, punirem te тебя накажу не сейчас, post obitum meum21. а после своей смерти.

Что касается периферии, то было зафиксировано 14 обобщенных предостережений/ угроз, или 40 % от их общего числа. В центре этой группы примеров сложноподчиненные предложения с придаточным условия (10 предложений). Адресат представлен при помощи местоимения qui:

Qui oderunt justum de- Если кто-то ненави-linquent22. дит праведника, то со-

вершает проступок.

Таким образом, мы рассмотрели грамматическую репрезентацию речевого акта и макроакта предостережения/угрозы в православном и католическом житийном дискурсе середины XV - XVII в. Было установлено, что речевой акт и макроакт предостережения/угрозы представлены в латинском языке в основном сложноподчиненными предложениями с придаточным условия. В церковнославянском языке - сложноподчиненными предложениями с придаточным условия, осложненными предложениями условия и сверхфразовыми единствами, выражающими условие. Следовательно, можно сделать вывод о наличии взаимозависимости между речевым актом предостережения/ угрозы и условными конструкциями в обоих языках.

Примечания

1 См.: Аверьянова, Е. В. 1) Архетипическая структура искушения и запугивания в древнерусском языке // Вестн. Тюм. гос. ун-та. 2009. № 1. С. 165-170; 2) Фигура провокации в религиозном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 17-19; 3) Предписание и запрет как манипулятивные категории // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2012. № 1. С. 60-63; 4) Манипулятив-ная фигура обольщения в религиозном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 17 (271). Филология. Искусствоведение. Вып. 66. С. 13-17.

2 См.: Greimas A.-J., Courtés J. Sémiotique. Dictionnaire raisonné de la théorie du langage. P., 1993. P. 220.

3 См.: Арский, А. А. Семантические категории угрозы и предостережения и их вербальная реализация в современном немецком языке (тактико-ситуативный подход) : дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 1998. С. 44.

4 Житие преподобного Кирилла Новоезерского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. С. 65. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page. php?page=list.

5 См.: Храковский, В. С. Теоретический анализ условных конструкций (семантика, исчисление, типология) // Типология условных конструкций / отв. ред. В. С. Храковский. СПб., 1998. С. 7-96.

6 Димитрий Ростовский. Жития Святых в четырех книгах [Электронный ресурс]. Киево-Пе-черская Лавра, 1764 // Святоотеческое наследие. Вып. 2. Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709). СПб., 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Т. III. С. 636.

7 Димитрий Ростовский. Указ. соч. Т. IV. С. 18.

8 Житие преподобного Александра Свирского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. С. 19. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page. php?page=list.

9 Макарий. Великие Минеи Четии [Электронный ресурс] // Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482-1563). СПб., 2009. Святоотеческое наследие. Вып. 1. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Т. I. С. 1534.

10 Макарий. Великие Минеи Четии. Т. XVI. Ч. 3.

11 Житие преподобного Антония Сийского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. С. 5.

URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page.

php?page=project.

12 Житие преподобного Павла Обнорского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. С. 28. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page. php?page=list.

13 Макарий. Великие Минеи Четии... Т. XV. Ч. 2.

14 Житие преподобного Корнилия Комельского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. С. 51. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page. php?page=list.

15 Макарий. Великие Минеи Четии. Т. XV. Ч. 2.

16 Житие преподобного Дионисия Глушицкого [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский

корпус агиографических текстов. С. 46. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page.

php?page=list.

17 Житие преподобного Павла Обнорского. С. 23.

18 Acta Sanctorum januarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. Т. II. Societe des Bollan-distes. 1643. P. 186. URL: http://documentacatho-licaomnia.eu.

19 Acta Sanctorum februarii... Т. III. Societe des Bollandistes. 1658. P. 307. URL: http://documen-tacatholicaomnia.eu.

20 Там же. P. 158.

21 Там же. P. 314.

22 Acta Sanctorum aprilis [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. Т. I. Societe des Bollandistes. 1675. P. 423. URL: http://documentacatho-licaomnia.eu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.