Научная статья на тему 'Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в Республике Мордовия'

Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
558
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волостнова Т.И.

Статья посвящена предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста. Рассматриваются виды и формы социального обслуживания граждан пожилого возраста в Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волостнова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в Республике Мордовия»

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

© Волостнова Т.И.*

Средне-Волжский филиал Российской правовой академии

Министерства юстиции Российской Федерации, г. Саранск

Статья посвящена предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста. Рассматриваются виды и формы социального обслуживания граждан пожилого возраста в Мордовии.

Ключевые слова социальные услуги, социальное обслуживание, трудная жизненная ситуация, обслуживание на дому.

Предоставление социальных услуг в России имеет давние традиции. Социальная поддержка нуждающихся предпринималась еще в ХГУ-ХУ вв. [1]. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов. В связи с неразвитой системой хозяйствования поддержка на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Церкви и монастыри предпринимали первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, а также закладывали основы медицинской помощи и просветительской деятельности [2].

В настоящее время большую роль в предоставлении социальных услуг играют центры социального обслуживания населения. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [3].

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, организации досуга и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

* Доцент кафедры Гражданского права, кандидат исторических наук.

В Республике Мордовия предоставление социальных услуг осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 г. № 479 «О порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации» и закрепляет право на:

- социальное обслуживание на дому;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

- полустационарное социальное обслуживание.

Социальное обслуживание на дому является формой социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый Правительством Республики Мордовия. Осуществляется социальными работниками, состоящими в штате комплексного центра социального обслуживания населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

В стационарные учреждения социального обслуживания принимаются:

- престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, которым пребывание в учреждении не противопоказано по медицинским показаниям;

- в психоневрологические интернаты социального обслуживания граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, страдающие психическими хроническими заболеваниями;

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. В отделении дневного (ночного) пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов могут выделяться помещения для медицинского кабинета, клубной работы, библиотеки, столовой (буфета) и так далее.

Необходимо отметить о платности большинства услуг. Бесплатно предоставляются следующие виды услуг на дому в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания:

1. одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Республике Мордовия;

2. гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, мало-обеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Республике Мордовия;

3. гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Мордовия.

Все остальные услуги предоставляются с полной либо частичной оплатой.

К организациям, предоставляющим социальные услуги гражданам пожилого возраста, относятся: комплексные центры социального обслуживания населения, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Необходимо отметить о том, что с 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ, который устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг. Законом предусматриваются следующие виды социальных услуг:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;

- срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения и т.д.).

Политика в области социального обеспечения должна учитывать не только изменения материального положения граждан, но и оказывать помощь при ухудшении его психологического состояния. В Республике Мордовия проводится и реализуется большое количество мер по оказанию социальной помощи населению, но на практике остается достаточное количество проблем, таких как платность услуг, отсутствием центров социальной помощи именно пожилым гражданам. Возможно с принятием нового закона, данные проблемы исчезнут, так как система социального обслуживания будет включает в себя:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

- региональный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;

- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания;

- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Список литературы:

1. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelt.ru/2001/6/karelova_6.html.

2. Демидова И.В. Система социальной защиты населения: Исторический опыт становления и развития, 90-е годы XX столетия [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2002. - Режим доступа: http://www.dslib.net/is-toria-otechestva/sistema-socialnoj-zawity-naselenija-istoricheskij-opyt-stanovle-nija-i-razvitija-90-e. html.

3. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.

ПРОБЛЕМЫ ПОДБОРА И ПОДГОТОВКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ АНТИТЕРРОРА

© Галковский А.А.*

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Работа посвящена вопросам подбора и обучения сотрудников правоохранительных органов в области противодействия терроризму.

Ключевые слова правоохранительная служба, терроризм, антитеррор.

Среди угроз безопасности сегодня наиболее серьезной можно считать терроризм. В виду этого всем государственным органам, занятым в сфере обеспечения безопасности приходиться бороться с данным явлениям.

К сожалению, далеко не все правоохранители знакомы с проблематикой антитеррора, поэтому возникает необходимость подготовки (переподготовки, повышения) кадров в настоящей области.

Анализ кадровой ситуации в полиции, сложившейся в последние годы, показывает, что она в целом продолжает оставаться сложной и противоречивой. Результаты исследования показывают, что 62 % сотрудников кадровых подразделений считают, что на правоохранительной службе возникают проблемы с подбором кандидатов на вакантные должности. В качестве основной причины отсутствия желания у кандидатов поступать на правоохранительную службу 83 % опрошенных видят низкий уровень денежного содержания, 8 % - отсутствие возможности дополнительного заработка, 6 % -отсутствие социальных гарантий и компенсаций, соответствующих уровню сложности и напряженности работ, 3 % - низкий престиж правоохранительной службы. В результате продолжается отток квалифицированных кадров

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.