Научная статья на тему 'Предоставление государственных услуг в электронном виде: реалии современности'

Предоставление государственных услуг в электронном виде: реалии современности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1761
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY / STATE SERVICES / ELECTRONIC FLOW OF DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абубекиров А. С., Шевко Н. Р.

В статье рассмотрено применение современных информационных технологий в деятельности органов государственной власти. Авторами проанализированы функции электронного правительства, порядок перевода госуслуг в электронный вид, а также выделены проблемы, препятствующие информатизации данной сферы. В статье представлены некоторые статистические данные, наглядно демонстрирующие распространенность использования высоких технологий гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM: REALITIES OF MODERN LIFE

The article is about the use of modern information technologies in the activities of state authorities. The authors analyze the functions of electronic government, the procedure of transfer of public services in electronic form, and emphasize the problems, that prevent informatization of this sphere. The article presents some statistics that demonstrate the prevalence of the use of high-tech citizens.

Текст научной работы на тему «Предоставление государственных услуг в электронном виде: реалии современности»

УДК 338

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ

*Абубекиров А.С. - студент; Шевко Н.Р. - к.э.н.

* Ииститут авиации, наземного транспорта и энергетики КГТУ им. Туполева (КАИ) Казанский юридический институт МВД России, e-mail: nailya-shevko@rambler.ru

Ключевые слова: современные информационные технологии, информационное общество, государственные услуги, электронный документооборот.

Keywords: modern information technologies, information society, state services, electronic flow of documents.

Глобальная информатизация является одним из процессов, обуславливающих изменения современного общества, государства, в том числе и российского. Процесс этот возник совсем недавно. Разработка и внедрение принципиально новых информационных технологий (ИТ), стремительное распространение их во все сферы экономической, политической, социальной и общественной жизни свидетельствуют о трансформации индустриального общества в общество информационное.

Сложное взаимодействие и зависимость глобального, национального, регионального и локального уровней является одной из особенностей современного этапа развития информационного общества. Говоря о становлении информационного общества в России, необходимо отметить особенности его формирования на отдельных территориях. Региональные перспективы развития информационного общества обеспечивают стратегию его формирования на федеральном уровне. И здесь нельзя отрываться от реальности международной информационной среды, в которой формируется мировое информационное пространство. Важнейшими элементами становления информационного общества являются, прежде всего, национальные телекоммуникационные структуры, для которых организация эффективного взаимодействия в глобальном масштабе чрезвычайно необходима.

Необходимость информатизации стала фактом, очевидным для всех. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей [3]. Сфера высоких технологий развивается более высокими темпами, чем другие отрасли. Кроме того, она оказывает огромное воздействие инновационного характера на все сферы общественного развития. Внедрение современных

информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в государственное управление, идет семимильными шагами. Все используемые сегодня информационные технологии, включая электронную коммерцию, электронное правительство, информатизацию науки и образования, здравоохранения и т.д., рассматриваются сегодня как интегрированная, взаимосвязанная совокупность всей информационно-телекоммуникационной сферы и образуют фундамент для перехода к информационному обществу.

Информационные технологии, которые широко используются в мире, в т.ч. ив государственном управлении [1], приводят к появлению новых понятий. Среди них важное место занимает понятие электронное правительство.

Электронное правительство (от англ. е-Ооуегпшеп1:)- это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство представляет собой систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны. Создание электронного правительства предвидит построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, которая реализует решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Электронное правительство - это часть электронной экономики. Впервые, еще в СССР Глушков Виктор Михайлович поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота. Глушков В.М. был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), которая была предназначена для автоматизации управления всей экономикой СССР в целом. Для этого он разработал теорию систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Информационно-коммуникативные технологии всех сфер деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Данное направление наиболее актуально, поскольку социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сферы (ЖКХ) становятся в современных условиях динамичными.

Электронное правительство - это не дополнение или аналог традиционного правительства, а лишь определение нового способа коммуникации на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг.

На сегодняшний день переведенные государственные услуги в электронный вид позволяют обеспечить прозрачность в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие услуги являются новой областью предоставления услуг населению, которая уже получила высокую социальную оценку за сравнительно короткий период времени. С 1 октября 2011 года, федеральные органы перешли на систему электронной коммуникации при оказании услуг гражданам: приблизительно 300 услуг, оказываются 56 федеральными ведомствами, в их числе пенсионный фонд, налоговая, миграционная служба, ГИБДД и некоторые другие, то есть электронные услуги - это, действительно, услуги массового характера [2]. Такие услуги предоставляют возможность гражданам учувствовать в управлении делами государства. В основе создания государственной информационной политики должны лежать такие принципы, как доверие и безопасность к размещаемому в сети интернет содержанию. Для увеличения количества людей, пользующихся электронными услугами необходимо вести учет социально-политических характеристик населения, и стимулировать создание соответствующих интернет-сообществ.

На сегодняшний день зарубежная практика имеет специальные технологии, которые позволяют отдельным группам населения, например, лицам с ограниченными возможностями получать необходимые услуги с помощью электронных услуг в упрощенном порядке.

Следует отметить, что есть тенденция, согласно которой граждане и организации уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению. Такие методы, которые предполагают оказание услуг по вертикальным каналам, свойственны индустриальной эпохе и постепенно уходят в прошлое.

Электронное правительство России побило все рекорды. Только за 2012 год количество пользователей Портала госуслуг достигло 15 000 000 человек. Более 3 000 000 пользователей зарегистрировали личные кабинеты на Портале. Миллионы граждан РФ уже знают, что получать государственные услуги через Интернет легко и удобно. Портал электронного правительства предназначен для предоставления информации о государственных и муниципальных услугах и функциях, ведомствах, а также для оказания услуг в электронном виде. С помощью портала можно получить услугу в электронном виде; получить информацию о государственной услуге, в том числе место получения, стоимость, сроки оказания и образцы документов и получить информацию

о государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, разработаны и внедряются приложения Портала госуслуг. Они предназначены для установки на смартфоны и планшеты на базе Android, iOS и Windows Phone. К наиболее популярным услугам относятся оплата штрафов ГИБДД, оформление загранпаспорта нового образца, уточнение, проверка состояния лицевого счета в ПФР, запись на оформление и регистрацию автомобиля, подтверждение подлинности электронной подписи и подача налоговой декларации.

Перевод услуги в электронный вид состоит из множества этапов. Первоначально оценивается наличие правовой возможности перевода в электронный вид рассматриваемой государственной услуги и, если это необходимо, в установленном порядке вносятся предложения по изменению законодательства. Затем оценивается социальная и экономическая эффективность перевода государственной услуги в электронный вид, выявление возможных рисков и наличия технической возможности реализации услуги в электронном виде, изучается передовой опыт предоставления аналогичных услуг в электронном виде не только в других регионах России, но и зарубежный опыт. Затем готовится техническая документация, создается узкоспециализированное программное обеспечение. Производится тестирование и отладка сервиса (в этот этап, как правило, включают этап обучения специалистов регистрирующих органов, которые будут предоставлять эти услуги). Определяется пилотная зона эксплуатации сервиса. Лишь после всего этого осуществляется ввод в эксплуатацию сервиса.

При переводе госуслуг в электронный вид основными проблемами являются законодательные барьеры. Работа в данном направлении ведется. Принимаются поправки к уже принятым законам. Более того, устранение нормативных барьеров является одним из ключевых показателей эффективности мероприятий в ходе мониторинга деятельности федеральных органов и регионов РФ. Современные информационные технологии должны способствовать выработке эффективной политики в отношении административно-территориальных образований региона за счет создания информационно-аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, выявить тенденции к сокращению различий в положении административно-территориальных образований региона.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (в действ. ред.)// СПС КонсультантПлюс. 2. Попов И.И. Информационные ресурсы и системы: реализация, моделирование, управление. М.: ТПК "Альянс". 2006. - 408 с. 3. Шевко Н.Р. Экономические ресурсы информационного общества. // Сборник научных трудов КазГАСУ. -Казань, 2009. 235с.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ:

РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ

Абубекиров А.С., Шевко Н.Р.

Резюме

В статье рассмотрено применение современных информационных технологий в деятельности органов государственной власти. Авторами проанализированы функции электронного правительства, порядок перевода госуслуг в электронный вид, а также выделены проблемы, препятствующие информатизации данной сферы. В статье представлены некоторые статистические данные, наглядно демонстрирующие распространенность использования высоких технологий гражданами.

PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM: REALITIES OF

MODERN LIFE

Abubekirov A. S., Shevko N. R.

Summary

The article is about the use of modern information technologies in the activities of state authorities. The authors analyze the functions of electronic government, the procedure of transfer of public services in electronic form, and emphasize the problems, that prevent informatization of this sphere. The article presents some statistics that demonstrate the prevalence of the use of high-tech citizens.

УДК 619:615.357-092:636.082.451

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АГОНИСТОВ ГОНАДОТРОПИН-РИЛИЗИНГ-ГОРМОНА В РЕГУЛЯЦИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ МЕЛКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

Агеева А. В. - аспирант; Багманов М.А. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана

тел.: (843) 273-96-07

Ключевые слова: гонадотропин-рилизинг-гормон,

фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, имплантат, химическая стерилизация.

Keywords: Gonadotropin-releasing hormone, follicle-stimulating hormone, luteinizing hormone, implant, chemical sterilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.