Научная статья на тему 'Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации'

Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН / CITIZENS' ELECTORAL RIGHTS / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / GUARANTEE THE RIGHTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Алексей Анатольевич

Предоставление субъектам Российской Федерации возможности самостоятельно, с учетом местных условий и традиций, законодательно обеспечивать дополнительные гарантии избирательных прав граждан при проведении региональных и муниципальных выборов должно быть в основе дальнейшей работы по совершенствованию федерального и регионального избирательного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING ADDITIONAL GUARANTEES OF ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Providing subjects of the Russian Federation of autonomy, according to local conditions and traditions, the law provides additional guarantees of electoral rights of citizens during regional and municipal elections should be the basis for further work to improve federal and regional electoral law.

Текст научной работы на тему «Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации»

1.8. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ильин Алексей Анатольевич, аспирант. Место учебы: Пензенский государственный университет. E-mail: ar-temovast@mail.ru

Аннотация. Предоставление субъектам Российской Федерации возможности самостоятельно, с учетом местных условий и традиций, законодательно обеспечивать дополнительные гарантии избирательных прав граждан при проведении региональных и муниципальных выборов должно быть в основе дальнейшей работы по совершенствованию федерального и регионального избирательного законодательства.

Ключевые слова: избирательные права граждан, субъект Российской Федерации, гарантии прав граждан.

PROVIDING ADDITIONAL GUARANTEES OF ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ilyin Aleksey Anatolyevich, postgraduate student. Place of study: Penza State University. E-mail: artemovast@mail.ru

Annotation: Providing subjects of the Russian Federation of autonomy, according to local conditions and traditions, the law provides additional guarantees of electoral rights of citizens during regional and municipal elections should be the basis for further work to improve federal and regional electoral law.

Keywords: citizens' electoral rights, subject of the Russian Federation, guarantee the rights of citizens.

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (п.11 ст. 2. ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ).1 Иными словами это все необходимые средства (правовые, организационные, информационные и иные) обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан.

Основным документом, обеспечивающим гарантии избирательных прав граждан РФ и регулирующим назначение и проведение выборов, является ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который создает необходимые предпосылки демократической однородности выборов на всех уровнях.

Федеральные органы государственной власти гарантируют проведение выборов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение выборов на соответствующей территории. Это означает, что названные органы ответственны за создание необходимых правовых, материально-технических, финансовых и иных условий для выбо-

1 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2008 N 222-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 24. - Ст. 2253

ров, не препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан.

Субъекты Российской Федерации принимают законы о порядке проведения выборов на своих территориях. При этом в названных актах положения не могут противоречить Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но в них могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Как отмечает Воробьёв Н. И., ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» позволяет на достаточно высоком качественном уровне обеспечивать реализацию гражданами России конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, организованно и гласно проводить выборы в стране и ее регионах.2

По мнению Воробьёва Н. И., основной недостаток данного Федерального Закона в том, что он содержит ряд необоснованных ограничений и запретов, создающих дополнительные трудности и проблемы в реализации избирательных прав граждан на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований при подготовке и проведении соответствующих выборов региональных органов государственной власти и выборов органов местного самоуправления.

В юридической литературе нет однозначного отношения к законодательным полномочиям в области избирательного права на региональном уровне. К примеру, С. Д. Князев утверждает, что регулирование избирательных прав граждан составляет прерогативу федерального законодательства. Более того автор подчеркивает, что «федеральное законодательство должно взять на себя весь объем правового регулирования избирательных прав граждан, не допуская неконституционной по своему характеру передачи законодательного регулирования на региональный уровень».3 Предположительно, мнение автора построено на положении ст. 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым регулирование прав граждан является исключительной компетенцией Федерации. Однако при внимательном изучении норм Конституции нельзя не обратить внимание на противоречие. Ст. 71 в п. «в» к исключительной компетенции Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, тогда как п. «б» ст. 72 устанавливает, что защита прав и свобод человека является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Из текста данных норм следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится одновременно и в исключительной компетенции Российской Федерации и в совместном ведении. Как справедливо отмечает А.Е. Постников, такая "размытость конституционных ориентиров приводит к непоследовательности федерального законодателя в определении объема регулирования выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации. И нередко ведет к необоснованному огра-

2 Воробьёв, Н. И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / Н. И. Воробьёв // Журнал российского права. - 2004. - № 1. - С. 15 - 20.

3 Князев, С.Д Российское избирательное право: учебник / С.Д.

Князев. - Владивосток: Издательство Дальневосточного государ-

ственного университета, 2001.- С. 22.

ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Ильин А.А.

ничению полномочий субъектов Российской Федерации в области избирательного законодательства".

Несмотря на то, что, как ранее уже указывалось, федеральный законодатель ясно подтверждает возможность установления дополнительных гарантий избирательных прав граждан в законах субъектов Российской Федерации при правовом регулировании выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, федеральное регулирование этих общественных отношений и судебная практика рассмотрения споров, связанных с противоречиями между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в сфере избирательного права субъектов Российской Федерации, по сути дела затормозили введение этих гарантий.5

В качестве примера Сергеев Д. Б. приводит определение Верховного Суда РФ по жалобе А. Н. Макаре-вича на решение Питкярантской территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ на определение судебной коллегии по гражданским делам Республики Карелия. Такой вывод делался, поскольку Верховный Суд РФ не счел установлением дополнительной гарантии избирательных прав граждан отмену регистрации кандидата исключительно в судебном порядке, а не избирательной комиссией, как это было предусмотрено действовавшей на тот момент редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...». Верховный Суд РФ решил, что поскольку Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав.» установлена более упрощенная процедура для отмены решения избирательной комиссии в случае выявления допущенных кандидатом нарушений требований указанного Закона - самой избирательной комиссией, то законодатели в субъектах Российской Федерации не могут усложнять эту процедуру, обуславливая отмену решения избирательной комиссией обязательным обращением в суд.6

На законотворческий процесс в регионах оказывает влияние Конституционный Суд Российской Федерации.

По мнению Чурина И., Конституционный Суд Российской Федерации своей деятельностью непосредственно влияет на процесс законотворчества в области избирательного права как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Подобное влияние Конституционного Суда Российской Федерации выражается следующим образом:

1) путем отмены (по поступившим запросам о проверке конституционности нормативного акта) положений законодательства, нарушающих Конституцию Российской Федерации и действующее избирательное законодательство;

2) путем определения и разъяснения в своих решениях основных принципов организации органов госу-

4 Постников, А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов/ А. Е. Постников // Журнал российского права - 2002. - № 5. - С. 12.

5 Сергеев, Д. Б. Источники избирательного права субъектов Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование. Диссертация ... канд. юрид. наук. - СПб.: 2003. - 172 с.

6 Определения Верховного Суда РФ от 15 марта 1999 г. по делам № 75-В98-22 и № 75-В98-23 // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995—2000). В 2-х т. / Отв. ред. -О.Ю. Вельяшев. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - Т. 2. - С. 162-167.

дарственной и муниципальной власти, на основании которых обеспечивается возможность реализации конституционных прав и свобод граждан в области избирательного права в полном объеме, предусмотренном Конституцией Российской Федерации;

3) путем прямого указания в своих решениях на необходимость нормативного урегулирования того или иного вопроса. 7

Последовательно, начиная с 1993 г., усиливается влияние федерального избирательного законодательства на развитие избирательного законодательства субъектов Федерации.8 Содержание все большего количества избирательных процедур и институтов непосредственно определяется федеральным законодательством, регулирующим избирательные права граждан. Качественные характеристики основных элементов системы избирательного законодательства субъектов Федерации и их взаимосвязи в значительной мере определяются на федеральном уровне. Это, естественно, привело к формированию в Российской Федерации достаточно унифицированной модели избирательного законодательства.9

Предоставление субъектам РФ, согласно конституционному принципу распределения полномочий между центром и регионами, возможности самостоятельно, с учетом местных условий и традиций законодательно обеспечивать дополнительные гарантии избирательных прав граждан при проведении региональных и муниципальных выборов должно быть в основе дальнейшей работы по совершенствованию федерального и регионального избирательного законодательства.10 Специфика региональных и муниципальных выборов, обусловленная самыми разнообразными факторами (географическим положением, социально-

экономическим развитием, национальным составом, культурными традициями, в том числе и правовой культурой большинства граждан, проживающих в том или ином субъекте Федерации, и т.д.), не может, да и не должна отражаться федеральным законодательством в необходимой мере, из чего можно сделать вывод, что существует реальная необходимость в установлении дополнительных гарантий избирательных прав граждан на региональном уровне.11

Закон слишком одномерно, без необходимой дифференциации регулирует избирательный процесс применительно ко всем видам федеральных, региональных и муниципальных выборов, «забывая» о спе-

7 Чурин, И. Роль решений Конституционного суда Российской Федерации в развитии избирательного права России: аналитический обзор / И. Чурин // Журнал о выборах.-2010. - № 1. - с.13-18.

8 Этот процесс проявился в принятии: Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года, сменившего его Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 30 марта 1999 года, Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

9 Алехичева, Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства / Л.Г. Алехичева // Журнал российского права.-1999.-№ 9.-с.9-10.

10 Серков С.В. Конституционно-правовое регулирование голосования на выборах в Российской Федерации Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Тюмень: 2007. - 22 с.

11 Информационный портал, посвященный законодательству Российской Федерации. - Сайт информационного портала alldocs.ru. - http://alldocs.ru/zakons/index.php?from=3633

цифике последних. Некоторые из норм действующего Закона не только не обеспечивают гарантии избирательных прав, но и не позволяют законодателям субъектов Федерации создавать дополнительные условия и процедуры их реализации, наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс на местах при проведении региональных и муниципальных выборов.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации» аспиранта Пензенского государственного университета Ильина Алексея Анатольевича.

Данная работа А. А. Ильина посвящена определению возможности установления дополнительных гарантий избирательных прав граждан в законах субъектов Российской Федерации при правовом регулировании выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации - это важнейшее средство, обеспечивающие реализацию избирательных прав в Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации принимают законы о порядке проведения выборов на своих территориях, устанавливая дополнительные гарантии избирательных прав граждан. Однако, в условиях усиления влияния федерального избирательного законодательства на развитие избирательного законодательства субъектов Федерации, этот процесс становится сложнее и требует большего внимания со стороны научного сообщества.

Автором проведена работа по выявлению проблем в реализации избирательных прав граждан на уровне субъектов Федерации, установлению дополнительных гарантий. Важным в статье является рассмотрение необходимости законодательных полномочий субъектов Российской Федерации в области избирательного права на региональном уровне.

Научная статья А. А. Ильина «Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета УлГУ Доктор юридических наук,

Арзамаскин

Государст»в1.но»овмк«Тгвл^ •Гучреаде<с К еыешго профвссяонвпкмого обраюмхкя УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ? УНИВЕРСИТЕТ

Имч.1 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.