Научная статья на тему 'Предоставление аутсорсинговых услуг российскими туристско-информационными центрами туристским организациям на основе взаимовыгодного партнерства'

Предоставление аутсорсинговых услуг российскими туристско-информационными центрами туристским организациям на основе взаимовыгодного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ТУРОПЕРАТОР / АУТСОРСИНГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST INFORMATION CENTER / THE TOUR OPERATOR / OUTSOURCING / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрачкова Зинаида Зульфировна

В статье отражена значимость туристско-информационных центров для российского туристского бизнеса. Рассмотрены существующие проблемы в их функционировании. Автор впервые обосновывает возможность и необходимость предоставления туристско-информационным центром аутсорсинговых услуг туристским компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the importance of tourist information centers for the Russian tourist business. The existing problems in their functioning are considered. The author for the first time proves the possibility and the need for providing tourist companies with outsourcing services.

Текст научной работы на тему «Предоставление аутсорсинговых услуг российскими туристско-информационными центрами туристским организациям на основе взаимовыгодного партнерства»

УДК 334.012.46

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ РОССИЙСКИМИ ТУРИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННЫМИ ЦЕНТРАМИ ТУРИСТСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОВЫГОДНОГО ПАРТНЕРСТВА

Петрачкова Зинаида Зульфировна, аспирант кафедры экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Института туризма и гостеприимства (г. Москва), (филиал) zina_4@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва Российская Федерация

The article reflects the importance of tourist information centers for the Russian tourist business. The existing problems in their functioning are considered. The author for the first time proves the possibility and the need for providing tourist companies with outsourcing services.

В статье отражена значимость туристско-информационных центров для российского туристского бизнеса. Рассмотрены существующие проблемы в их функционировании. Автор впервые обосновывает возможность и необходимость предоставления туристско-информационным центром аутсорсинговых услуг туристским компаниям.

Keywords: tourist information center, the tour operator, outsourcing, activities

Ключевые слова: туристско-информационный центр, туроператор, аутсорсинг, деятельность

На современном этапе развития российского туризма в конкурентных условиях важное значение отводится повышению качества приема, обслуживания туристов, а также выстраиванию четкой маркетинговой стратегии продвижения дестинаций. В связи с этим возникает необходимость в формировании туристско-информационных центров (ТИЦ), поскольку именно ТИЦ обеспечивает прием и информирование туристов при их личном посещении или через средства связи, содействует органам местной администрации и аккумулирует в себе информацию о туристском продукте и сопутствующих ему услугах на данной территории, продвигая их на российском и международном рынках. Функционируют ТИЦ, как правило, в основном на бюджетные средства [3]. ТИЦ является

действенным инструментом продвижения турпродуктов и сопутствующих туристских услуг своего региона и частично выполняет функции государственных органов в сфере туризма [5].

ТИЦ являются одним из главных элементов туристской инфраструктур, потому что способствуют взаимодействию ее составляющих: туристских компаний, средств размещения и питания, транспорта, объектов торговли, развлекательных центров, производства сувенирной продукции. Поэтому формирование ТИЦ обусловлено необходимостью в более эффективном использовании туристских ресурсов в целом. Деятельность ТИЦ служит стимулом для дальнейшего увеличения интереса к туристским возможностям региона, в котором он расположен и способствует привлечению туристов из других регионов РФ и стран.

Практика создания и функционирования ТИЦ в России находится на стадии активного развития. Примером для их формирования послужил зарубежный опыт, а именно стабильный рост в последние десятилетия туристских центров мирового уровня (ТЦМУ) в таких странах, как Франция, Испания, Италия, США, Китай и во многих других. Основной целью ТЦМУ является обеспечение стабильного развития туристского бизнеса в стране. ТЦМУ владеют систематизированной информацией, улучшают процесс приема и организации пребывания туристов в различных регионах страны, консолидируют усилия по продвижению турпродуктов на внутренние и внешние рынки. Вследствие такой системной работы ТЦМУ обеспечивают турпродуктам серьезную долю на международном туристском рынке и вхождение страны в состав лидеров.

Дальнейшее развитие ТИЦ в России позволит не только улучшить организацию приема, обслуживания туристов и обеспечить проведение крупномасштабной маркетинговой деятельности, но и повлияет на управление, координацию и развития туристской деятельности в России [3].

Практика формирования ТИЦ в России показывает, что при их активном создании и функционировании существует ряд проблем: неоднородность их структуры и функций, конкуренция за туристов и в некоторых случаях отсутствие тесного контакта с туристскими компаниями. ТИЦ должны не конкурировать за туристов, а грамотно определять целевые аудитории и выходить на новые рынки совместно с турфирмами, то есть необходимо выходить на профессиональный уровень, тем самым способствуя развитию внутреннего и въездного туризма [6]. Решением таких проблем может стать аутсорсинг, а именно оказание ТИЦ аутсорсинговых услуг туристским компаниям. Несмотря на пересекающиеся цели ТИЦ и турфирм, а также их взаимные интересы в сотрудничестве, партнерство между ними может отсутствовать или ограничивается лишь

предоставлением информацией о турфирме на сайте ТИЦ. Довольно часто ТИЦ и турфирмы одного региона функционируют обособленно, не говоря уже о случаях, когда они расположены в разных регионах.

Для обоснования возможности оказания ТИЦ аутсорсинговых услуг туристским компаниям, необходимо рассмотреть основные цели создания ТИЦ, а также направления его деятельности, чтобы убедиться, что оказание аутсорсинговых услуг не будет противоречить им. Для обоснования необходимости оказания ТИЦ аутсорсинговых услуг следует определить интересы обеих сторон партнерства и выявить взаимосвязь между ними.

Возможное партнерство на основе аутсорсинга между ТИЦ и турфирмой рассмотрено на примере Смоленского областного автономного учреждения «Смоленский областной туристско-информационный центр» (СО ТИЦ) и ООО «Смоленск Трэвел» (Смоленск Трэвел), осуществляющее туроператорскую деятельность. Как было отмечено выше, несмотря на то, что и ТИЦ, и туроператор расположены на территории одного региона, Смоленской области (г. Смоленск), они не являются партнерами в настоящее время.

СО ТИЦ создан распоряжением Администрации Смоленской области от 19 октября 2012 года № 1449-р/адм, в целях информационного продвижения Смоленской области на внутренних и внешних рынках, в том числе туристских, продвижения бренда Смоленской области в федеральном и международном информационных пространствах. СО ТИЦ - это бюджетная некоммерческая организация, учредителем и собственником имущества которой является субъект Российской Федерации - Смоленская область, а именно Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Главное управление информационной политики и общественных связей Смоленской области [2].

Смоленская область обладает уникальным потенциалом для отдыха. Это регион с богатой историей, достопримечательностями и наследием. Создание СО ТИЦ - это шаг на пути к созданию полноценного информационного пространства, рассчитанного на предоставление всеобъемлющей информации о возможностях отдыха в Смоленской области как гостям, так и жителям. Основные цели СО ТИЦ [2] рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Основные цели Смоленского областного автономного учреждения «Смоленский областной туристско-информационный центр»

Основные цели

1 Формирование и поддержка позитивного имиджа Смоленской области как региона, благоприятного для туризма как внутри страны, так и на основных международных туристских рынках

2 Распространение информации об историко-культурном наследии, природно-оздоровительном и ином потенциале Смоленской области в средствах массовой информации

3 Рекламирование и распространение Смоленской области в информационных пространствах России и за рубежом

Деятельность СО ТИЦ заключается в реализации указанных целей, что приведет к расширению информационного поля туристских предложений региона и продвижению его на российском и международном рынках. Согласно Уставу СО ТИЦ вправе осуществлять в соответствии с федеральным законодательством приносящую доход деятельность при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности и соответствует целям его создания [1; 2]. Иными словами, партнерство на основе аутсорсинга между СО ТИЦ и Смоленск Трэвел возможно.

«Смоленск Трэвел» зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью в марте 2005 года и является самостоятельным хозяйствующим субъектом. С декабря 2011 года Смоленск Трэвел осуществляет туроператорскую деятельность. Основной вид деятельности - внутренний туризм [4].

Главной целью осуществления деятельности ООО «Смоленск Трэвел2, как и любой коммерческой организации, является получение прибыли, для этого необходимо повышать эффективность. Деятельность любой организации возможно рассмотреть как последовательность процессов, а эффект, получаемый от выполнения каждого, способствует повышению общей эффективности деятельности компании. Практика туристского бизнеса показывает, что по определенным причинам ряд процессов турфирмами не выполняется, несмотря на то, что они могут повлиять на повышение эффективности деятельности. Например, к таким процессам можно отнести прогноз покупательского спроса туристов или определение слабых сторон предложенных турпродуктов. Анализ деятельности ООО «Смоленск Трэвел» показал, что названными процессами туроператор не занимается. При этом он может повысить свою

эффективность при их передаче на аутсорсинг, то есть получить эффект в виде информации о спросе на тот или иной турпродукт при прогнозе покупательского спроса. На основе данной информации сотрудники ООО «Смоленск Трэвел» могут сделать выводы о дальнейшем формировании и реализации турпродуктов без изменений или усовершенствовать его. При определении слабых сторон предложенных турпродуктов «Смоленск Трэвел» получит эффект в виде информации о недостатках в них, в соответствии с которой примет соответствующие меры с целью их устранения.

Ранее было отмечено, что СО ТИЦ может заниматься приносящими доход иными видами деятельности, не противоречащие основным. Партнерство с туроператором на основе аутсорсинга не предполагает оплату за услуги. Речь идет о некоммерческом аутсорсинге - форме взаимоотношений между туристской компанией, являющейся организацией-заказчиком и некоммерческой организацией - исполнителем (в роли такого исполнителя может выступить СО ТИЦ), заключающейся в выполнение последней переданных ей на выполнение функций или процессов, при соблюдении обеими сторонами взаимовыгодного партнерства или взаимного аутсорсинга. Ключевым моментом при таком аутсорсинге является то, что партнерство принесет выгоду и пользу обеим сторонам, без «традиционного» денежного вознаграждения за услуги исполнителю. Такую выгоду от взаимного аутсорсинга в последующем возможно выразить в денежном эквиваленте, то есть для ООО «Смоленск Трэвел» возможно рассчитать полученный эффект от выполнения процесса ТИЦ. А предоставление СО ТИЦ аутсорсинговых услуг позволит ему реализовать свои цели. Прогноз покупательского поведения туристов в регионе позволит «Смоленск Трэвел» увеличить число туристов, приезжающих в г. Смоленск и в Смоленскую область в целом. То есть СО ТИЦ сможет расширить информационное поле региона, Смоленской области, увеличить объем потока туристов без конкуренции за них с другими ТИЦ. Партнерство СО ТИЦ и «Смоленск Трэвел» на основе аутсорсинга является взаимовыгодным. Необходимо, чтобы СО ТИЦ сотрудничало со всеми туристскими компаниями Смоленской области, а также с турфирмами из других регионов.

При организации партнерствае между СО ТИЦ и Смоленск Трэвел необходимо выполнить следующие действия:

1) определить основные требования «Смоленск Трэвел» к СО ТИЦ:

- соответствие квалификации и профессионального опыта работников СО ТИЦ поставленным задачам перед ними;

- наличие специализированных навыков у работников;

- возможность в получении всей необходимой информации для выполнения переданных процессов;

2) определить характеристики, относящиеся к совместной деятельности СО ТИЦ и ООО «Смоленск Трэвел» в рамках аутсорсинга:

- способы коммуникации: личные встречи руководства партнеров и их сотрудников, переписка в Интернете, общение по телефону и пр.;

- режим и график работы;

3) установить сроки выполнения передаваемых процессов на аутсорсинг СО ТИЦ. Таким образом, рассматривая цели деятельности ТИЦ, а также принципы его

функционирования, можно сделать вывод о возможности оказания им аутсорсинговых услуг для туристского бизнеса. Выявление общей заинтересованности в аутсорсинговом партнерстве отражает необходимость в нем. То есть партнерство между ТИЦ и турфирмами на основе аутсорсинга позволит ТИЦ реализовывать свои цели, а туристским компаниям - повысить эффективность своей деятельности. Предоставление ТИЦ аутсорсинговых услуг туристским компаниям должно стать стратегией их дальнейшего развития.

Литература

1. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

2. Распоряжение Администрации Смоленской области от 27 авнуста 2010 года № 1192-р/адм об утверждении Устава смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Смоленский областной информационный центр».

3. Шарафутдинова Е.В. Пути совершенствования информационного обеспечения в туристском бизнесе. Автореф. дис...канд. эконом. наук. Сочи., 2010. 24 с.

4. Туристическая компания «Smolensk Travel»// URL: http://www.smolensk-travel.ru/ (дата

обращения: 26.02.2013).

5. Туристско-информационный центр (ТИЦ): законодательство и организационно-

правовые формы// URL: http://linc.com.ua/documents/storage/TIC_Manual_Rus.pdf/ (дата обращения: 26.02.2013).

6. Российский Союз Туристской Индустрии//http://www.rstnw.ru/edinuyu-sistemu-turistsko-

informaczionnyix-czentrov-rossii-nachnut-sozdavat-na-konferenczii-rosturizma-na-severo-zapade.html/ (дата обращения: 26.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.