Рамазанов З.Р.
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ISLAM IN THE CONTEMPORARY WORLD
© Исламоведение, 2015 Том 6. № 4 (26)
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ ISSN 2077-8155 (print) ISSN 2411-0302 (on-line) Онлайн-доступ к журналу: http://islam.dgu.ru
УДК 821.411.21
Информация о статье:
З.Р. Рамазанов
Поступила в редакцию: 24.07.2015 Передана на рецензию: 26.07.2015 Получена рецензия: 20.08.2015 Принята в номер: 26.10.2015
Предопределение в исламе и его эксплуатация идеологами терроризма на примере искажения данной темы при реализации терактов «смертников»
МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки; [email protected]
В статье рассматривается эксплуатация искаженной интерпретации вопроса предопределения судьбы человека в исламе идеологами терактов «смертников». Данная тема по сей день вызывает споры среди ученых, а также среди обывателей. Объясняется это неоднозначными формулировками коранических айатов, посвященных данной теме, и интерпретацией их со стороны богословов, да и простых людей. Идеологи терроризма при аргументации своих действий часто прибегают к постулатам о том, что смертнику якобы предопределено свыше совершить теракт, однако мы приходим к выводу, что все эти утверждения голословны и лживы, являются не более чем искажением истинного смысла исламских догм.
Приведена статистика по смертникам и их религиозности, вкратце упомянуты основные вехи развития теории детерминизма и толкования данной темы различными богословскими школами.
Ключевые слова: ислам, предопределение, судьба, фатализм, терроризм.
The article discusses the issue of misinterpreting the concept of predestination by Islamic ideologists of suicide terrorism. The issue remains controversial both among scholars and common people, which is due to the ambiguous wording of corresponding Koranic ayahs and their contradictory interpretation. When substantiating their position, terrorism ideologists often resort to the postulate that a suicide bomber is allegedly predestined to commit a terrorist attack. However, the author arrives at the conclusion that such allegations are false and unfounded since they distort the true meaning of Islam dogmas. The author also provides statistics on suicide bombers and their religiosity and briefly discusses the theory of determinism as well as the interpretation of this subject by various theological schools.
Keywords: Islam, predestination, fatalism, terrorism, fate.
Введение
Тема предопределения судьбы человека и предрешенности его действий является одной из наиболее дискуссионных среди мусульманских ученых, богословов, а также среди рядовых мусульман. Она вызывает споры и среди приверженцев других мировых религий.
Вопрос предопределения судьбы человека (al-qada’ wa-l-qadr) включается рядом мусульманских богословов в список столпов имана (веры) [2], таким образом, вера в предопределенность событий в жизни человека часто фигурирует как шестой столп1. Согласно воззрениям ислама, мусульманин должен верить в то, что Аллах всеведущ, он в курсе всего, что когда-либо происходило, происходит и будет происходить.
К сожалению, в наши дни данная тема нашла применение у идеологов бесчисленных экстремистских группировок, нередко искажающих представление о предопределении в
1
В исламе пять так называемых столпов веры. Мусульманин обязан верить в: 1) Аллаха, 2) ангелов, 3) Священные Писания, 4) пророков, 5) Судный день, 6) предопределение. Понятие столпов веры в исламе не стоит путать с понятием столпов ислама, которые, в свою очередь, состоят из действий: 1) шахада -произнесение вслух фразы-свидетельства веры, 2) салат - молитва пять раз в день, 3) саум - пост в месяц Рамадан, 4) закят - милостыня, 5) хадж - паломничество в Мекку.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
43
Рамазанов З.Р.
исламе. «Жертвой» этих прикрывающихся знаменем ислама террористов становится принцип, что всё заранее предопределено, все события в жизни человека заранее предписаны, и изменить их нет никакого шанса. Конкретному новому «рекруту» предписано, к примеру, совершить теракт - утверждают вербовщики террористов.
Тема предопределения судьбы человека, детерминизма, является одной из сложнейших для понимания рядовым мусульманином. Ярким доказательством этого тезиса служат многочисленные, часто противоречащие друг другу, трактовки детерминизма различных богословов. Что уж говорить об обывателях, от которых споры ученых мужей крайне далеки. К сожалению, часто рядом с потенциальным террористом оказывается увещеватель, который обещает «правильно» объяснить ислам. В результате такого объяснения не один мусульманин погиб, став «смертником».
В риторике лидеров террористических групп фатализм и предопределенность играют немалую роль. К примеру, они оправдывают свои действия тем, что якобы это не их рук дело, а желание Всевышнего или же на самом деле Он их руками сотворил злодеяние (которое с их точки зрения таковым не является).
Исламисты понимают, что методы, используемые ими, а именно теракты «смертников», по сути запрещены исламом ввиду того, что это и убийство, и самоубийство. Поэтому для оправдания своих злодеяний они прибегают к фатализму, убеждая новобранцев в том, что на них нет никакой ответственности за теракт, таким образом, это и не самоубийство. Нередки случаи, когда смертник в последний момент отказывался от совершения теракта по тем или иным причинам [10] или же его начинали обуревать сомнения в правильности своих действий [16].
Безусловно, сама по себе вера в абсолютную предопределенность судьбы человека не может привести индивида к терроризму. Однако она может стать подходящим базисом для людей с нечистыми помыслами, стремящихся собрать вокруг себя легко внушаемую молодежь и отправить ее на совершение террористических актов.
На руку пропагандистам терроризма и рекрутерам играет многообразие толкований понятия предопределения различными богословами и мазхабами. К тому же нередки интерпретации коранических айатов и хадисов в интересах тех или иных радикалов. В случае, когда исполнителями теракта становятся женщины, стимулом к этому могут служить какие-либо ее «грехи» с точки зрения общества - измена, изнасилование и т. п. [4, р. 84-85].
Немаловажно, что узнавание своей судьбы у предсказателя является прегрешением с точки зрения ислама. Изначально фигура колдуна, предсказателя предстает негативной: его непременно ассоциировали со злом. Неоднократны упоминания связи колдунов с джиннами, которые со временем стали воплощениями скорее зла, чем добра. В хадисах подчеркивается, что мусульманину, воспользовавшемуся услугами предсказателя и поверившему в его россказни, придется 40 дней расплачиваться за такой грех. «Кто придет к предсказателю, спросит у него о чем-то и поверит в сказанное, у того не будет принята обязательная молитва-намаз на протяжении сорока дней».2
Безусловно, выдергивание цитат из контекста и без разъяснений, без тафсира, способствует тому, что все больше мусульман убеждены, что лишь убийством «неверных» можно достичь статуса праведника и отличиться, якобы в Судный день им зачтутся такие «достижения» [5, с. 736-742], трактуют догматы ислама в выгодном им радикальном ключе.
Лингвистическая справка
Тема предопределения тесно связана с понятиями воздаяния, Судного дня, воскрешения после смерти, но не равнозначна им. В Коране используются следующие корни,
2 Свод хадисов Ахмада и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. -Т. 2. - С. 362, хадис № 2/1671; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. - С. 505, хадис № 8284, «сахих». - С. 362, 505.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
44
Рамазанов З.Р.
которые тем или иным образом указывают на тему предопределения, фатализма - q-d-r, q-d-a, k-t-b. Корень q-d-r довольно многозначен. Значения слов этого корня можно объединить в следующие основные группы3:
1) всё связанное с силой, могуществом: глаголы «мочь, быть в состоянии что-либо сделать» (qadara, iqtadara), эпитет qadir (могущественный, сильный, в качестве эпитета Аллаха - всесильный).
1) значения, связанные с размерами: оценивать, определять, исчислять;
2) понятия, относящиеся к предопределению: глаголы qadara, эпитеты qadir, muqtadir, maqdur (предопределенный; перевод имени - судьба).
Глагол q-d-a крайне важен для рассмотрения данной темы. Группы значений слов с этим корнем таковы:
1) значения, связанные с судом: к примеру, глагол «судить» ^da), имя «судья» (qadin);
2) значения, касающиеся предопределения, решенных вопросов. Глагол «решать» (вопрос, проблему) - qаda;
3) значения, связанные со временем. Глагол «проводить (время)» или «проводить (жизнь)» - qada, «проходить, протекать (о времени)» - taqadda;
4) значения «умирать», или «положить чему-то конец».
Глагол qаda часто используется в произведениях, повествующих о предопределении, как в действительном, так и в страдательном залоге в контексте «(пред)решено». Как правило, в отличие от термина qadr, qada,используется в контекстах, где речь идет о решении Бога относительно судьбы человека, вынесенном в момент его создания или до этого. Относительно термина qadr большинство ученых и богословов сходятся на том, что этим словом передается решение судьбы человека, выносимое непосредственно в момент, когда он жив, а не нечто предначертанное заранее.
Доказательством того, что фатализм прочно укоренился в умах рядовых мусульман, может служить фраза bi-l-qada’ wa-l-qadar, состоящая из двух терминов, используемых в данной теме, и переводящаяся не иначе, как «(произошедшее) стихийно, случайно, по воле судьбы». Всего слово qada’ в значении «решение, приказ, страшный суд» встречается в 42 контекстах. В отличие от корня qadr, он полностью отсутствует в раннемекканских сурах [ 7], что косвенно может указывать на вытеснение одного термина другим. Он используется для передачи идеи о суде над человеком лишь в двух контекстах (Коран, 10:71, 20:72). Как правило, решение Бога выносится до творения человека, то есть оно предопределяет его судьбу, и таким образом близко по значению к qadar, т. е. к вечному универсальному решению, выносимому Богом по отношению к его творениям [7].
Также часто в Коране употребление глагола kataba (писать) в страдательном залоге в значении «предписано». В рамках данной темы важно понимание аксиомы: Аллаху известно все, в том числе все поступки человека (Он о всякой вещи знающ!)4.
Позиции богословов
Средневековые богословы вели ожесточенные споры об истинном смысле ниспосланного о предопределении в Коране и в хадисах. Стоит сказать, что к единому знаменателю они, конечно, не пришли, и нельзя сказать, что есть какая-то одна устоявшаяся точка зрения. Тем не менее, есть два выделяющихся направления - основное, приверженцы которого убеждены в предопределенности судьбы, и различные религиозные школы и
3 Переводы всех слов даются по: Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. - М., 2007.
4 Коран (2:29).
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
45
Рамазанов З.Р.
течения, которые так или иначе предполагают, что у человека есть шанс на изменение некоторых поворотов судьбы, возможность повлиять на течение жизни.
Одна из ведущих линий в исламском богословии утверждает, что Аллах действительно всемогущ и всеведущ, но человек не марионетка, у него есть своя автономная воля, которая и формирует его поступки. «Не думай, будто ты подобен куску мяса на колоде мясника и что тебе остается лишь лежать безвольно под ударами топора. Ты должен всегда проявлять свою волю и действовать так, как если бы твоя воля была свободной» [1], - писал авторитетный в среде мусульман ученый ал-Газали5 в одном из своих произведений.
Сторонниками теории абсолютного фатализма, а значит, и отсутствия у человека свободной воли, были джабариты6 7. Они придерживались мнения, что человек - пассивный агент. Примерно такой же позиции придерживались джахмиты . Им противостояли кадариты8, к которым также часто относили и движение мутазилитов. Мурджииты9 и мутазилиты10 в свою очередь пытались выработать рациональную теорию, в которой бы соблюдался баланс между фатализмом и верой в свободу воли человека [3].
В целом есть основания для выделения, по крайней мере, трех подходов к пониманию судьбы человека и событий в его жизни. Первый можно назвать абсолютным фатализмом: это абсолютная убежденность индивида в предопределенности любых его действий, шагов, поступков и вера в невозможность каким-либо образом на них повлиять.
В качестве второго подхода можно указать теорию движения ашаритов11, выдвинувших концепцию так называемого «присвоения» (kasb/iktisab). Представим себе, что человек идет по жизни и вокруг него повсюду раскиданы выборы. Ему лишь стоит дотянуться до них и присвоить их себе. Тогда из ничейных эти действия превратятся в его личные и за них он будет отвечать после смерти [9].
При этом в шиизме, к примеру, распространена крайне необычная на фоне размышлений суннитских богословов мысль о том, что нет ни предопределенности всех событий в жизни человека, ни его абсолютной свободы. «Нет фатализма, так же как и нет абсолютной независимости действий; истина располагается между ними», - говорится в одном из хадисов12
В другом хадисе Имам Бакир говорит: «Воистину, Аллах милосерднее того, чтобы заставлять людей вершить грехи, а затем наказывать их за это. И Аллах величественнее того, чтобы, пожелав совершить что-либо, не совершить это». Его спросили: «Есть ли что-либо
5 Ал-Газали Абу Хамид (1058-1111) - исламский богослов, философ. Оказал особое влияние на развитие суфизма.
6 Джабариты (al-jabariyya; от араб. «принуждение») - религиозно-правовая школа в исламе, возникла в VIII веке н. э., основатель - Аль-Джаад ибн Дирхам (?-724).
7 Джахмиты (al-jahmiyya, от имени основателя) - течение в исламе, основанное Джахмом ибн Сафваном (696-745).
8 Кадариты (al-qadariyya, от араб. «предопределение») - религиозно-правовая школа в исламе, основанная в VIII веке в пику джабаритам. Считали, что судьба человека полностью в его руках, он не марионетка. Основатели - Гайлан ад-Димашки (?-742) и Хасан ал-Басри (642-728).
9 Мурджииты (al-murji’a - от араб. «отсрочивающие») - течение в исламе, основанное внуком праведного халифа Али Хасаном ибн Мухаммадом ибн Али. Настаивали на том, что совершение
грехов человеком не относится к его вере.
10
Мутазилиты (al-mu’tazila - от араб. «обособившиеся») - первое крупное направление в каламе -исламской философии. Основано Василем ибн Атой (699-748) и Амром ибн Убайдом (699-761).
11 Ашариты - школа философии в исламе (калама). Основатель - Абу ал-Хасан ал-Ашари (874935). В целом их позиция по вопросу предопределения представляет собой нечто среднее между взглядами джабаритов и кадаритов.
13
Сборник хадисов Аль-кафи, Кулейни. - С. 160.
Мухаммад ибн Али аль-Бакир (676-732) - пятый шиитский имам. Шииты-двунадесятники
считают 12 имамов преемниками пророка Мухаммада.__________________________
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. №4 46
46
Рамазанов З.Р.
третье, располагающееся между фатализмом и абсолютной независимостью?» Имам ответил: «Да, и оно шире пространства между небом и землей».14
Кроме того, у шиитов есть крайне любопытное понятие «бада» (от глагола bada -являться, казаться) - им они характеризуют случаи, когда Аллах в последний момент подменяет заранее предписанное им же событие другим по тем или иным причинам.15
В пользу теории о том, что у человека все же есть свобода воли, свидетельствует мнение многих богословов, что в случае ее отсутствия были бы бессмысленны идеи о Судном дне, воздаянии, всё связанное с понятием греха. Насколько обширна и всеобъемлюща эта свобода воли - отдельный вопрос, требующий детального рассмотрения. Эта проблематика находит отражение и в явлениях повседневной жизни, к примеру, в суевериях. Так, представление о сглазе теряет весь свой смысл, если судьба человека полностью предрешена, каждый его шаг и действие предопределены и их, по сути, никому не под силу изменить.
Социологический и психологический аспект терактов «смертников»
Так называемые «теракты смертников» стали, увы, крайне популярными среди террористов всех мастей и стран. Методы осуществления таких терактов разнообразны: смертник может привести в действие взрывное устройство, закрепленное у него на поясе или же подорваться, будучи за рулем автомобиля (увеличив тем самым радиус поражения и общий ущерб от взрыва). Безусловно, на выбор человека в пользу осуществления суицида влияет огромное количество социальных и психологических факторов. Как замечает Бохаз Ганор, как правило, на роль «смертника» обычно претендуют молодые люди, которые не замечены ранее в активном участии в каких-либо террористических группировках. Наоборот, чаще всего это ранимые юноши с сильными религиозными чувствами. Ганор отмечает, что как раз этими религиозными чувствами манипулируют идеологи терроризма, чтобы убедить такого молодого человека совершить акт суицида. Немалое количество таких вербовок происходит в мечетях и религиозных школах-медресе [8, с. 134-45].
Ряд ученых пришли к выводу, что подобные виды терактов широко применяются в обществах, испытывающих значительные политические, социальные и экономические потрясения. Индивиды совершают акты суицида из фаталистических побуждений, когда они окружены атмосферой безысходности в результате продолжительного политического и экономического подавления, считают Джонсон [11, с. 145-53] и Тэйлор [17]. У таких людей «будущее блокировано», им не к чему стремиться, так как ввиду избыточного регулирования их жизни государством они считают, что им не удастся осуществить свои мечтания [15]. Безусловно, у таких индивидов есть и изначальная склонность к суициду, но ряд факторов накладывается друг на друга и приводит к ужасающему исходу. Большая часть таких терактов была осуществлена террористами, которые практиковали ислам16 в повседневной жизни и учились в религиозных школах [13].
Рекрутеры смертников в своей пропаганде используют намеренно искаженную картину рая в исламе и способа попадания туда. Они подгоняют под эту картинку свои злонамеренно искаженные представления о жизни после смерти, которые способны легко пленить неискушенных в вопросах ислама новобранцев. В итоге смертники принимают на веру все эти речи и считают, что после выполнения своей «миссии» они получат
14 Сборник хадисов Аль-Кафи; Книга единобожия; Хадис 170.
15 Может ли измениться предопределение? / Islam.az [Электронный ресурс] Режим доступа: http://islam.az/article/a-316.html
16 Практика ислама - понятие довольно растяжимое. Возможно, имеется в виду выполнение различных ритуалов, в том числе молитв 5 раз в день, или же подразумевается напускная «набожность» индивида.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
47
Рамазанов З.Р.
«гарантированные» дары - женщин, вино, счастье [5]. Стоит отметить, что все же никто доподлинно не знает, что ожидает мусульманина после смерти, кроме Бога17.
Группа западных социологов в результате проведенной исследовательской работы выявила среднестатистический портрет террориста-смертника: это, скорее всего, мужчина 17-27 лет, холостой, безработный, как минимум с законченным средним образованием [ 8]. Как правило, смертники происходят из бедных семей [6].
Зачатки теории фаталистического суицида разработал социолог Дэвид Дюркгейм. При этом Дюргкейм исходил из того, что индивид считает, будто сама судьба предопределила все его несчастья и страдания, и он видит исход лишь в суициде.
Заслуживает упоминания в данном контексте фильм «Рай - сейчас» режиссера Хани Бу-Ассада. В одном из эпизодов главный герой записывает обращение перед тем, как совершить теракт в густонаселенном израильском городе. («Видеозавещание» - одна из «традиций» палестинских смертников). Герой говорит сначала традиционную речь о том, что он готов принести себя в жертву ради освобождения Палестины и якобы во имя ислама, но затем замечает, что его вербовщики с аппетитом жуют бутерброд и им безразличны пламенные речи боевика, который вскоре погибнет. В итоге герой просто обращается к своей матери с банальной просьбой не забыть купить фильтры для воды, при этом у него в душе уже есть зерно сомнения в идеях группировки.
Согласно статистике, совершающие суицид террористы в среднем старше «обычных» террористов - то есть, совершающих теракты другими способами. В целом у смертников меньше семейных связей, что опять же способствует их радикализации и готовности пожертвовать собой [14].
Вернемся к теме намеренного искажения исламских ценностей и предоставления лишь радикальной интерпретации тех или иных теорий. Характерны в этой связи заявления одного из смертников, которому не удалось привести в действие взрывное устройство: «Когда ты выходишь за дверь с поясом смертника, сам Бог совершает все остальное...». Он же: «Ты просто приводишь это в действие, и сам Бог позволяет тому произойти. - Бог должен был воспламенить пояс смертника? - Да. Мне сказали, что сам Бог взорвет его» [18]. То есть смертнику внушили, что якобы не он осуществляет теракт, а сам Бог, и тем самым с него полностью снимается ответственность за происходящее.
В то же время некоторые смертники цитируют различные айаты из Корана, которые, по их мнению, указывают на то, что все изначально предопределено, в т. ч. и срок их жизни. Иранский ученый Фархад Хосровар утверждает, говоря о басиджах18, что «иранские мученики цитируют ad nauseam (до тошноты. - Ред.) стих, оглашающий, что все предопределено Богом, определившим момент их смертей. Мученики используют этот образ предопределенной смерти, чтобы преодолеть страх смерти. Мученичество имеет место только тогда, когда смерть случается неизбежно, в особый момент, вне зависимости от того, выбирает ли кто-либо или нет умереть святой смертью. Поэтому мученик провозглашает, что лучше принять святую смерть, нежели умереть трусливой нелепой смертью тех, кто умирает в своей постели» [12].
Что касается неудавшихся терактов, то в этих случаях боевики склонны заявлять, что это также заранее предустановлено, и ничего удивительного в случившемся нет. Дескать, Бог все предусмотрел, и Ему было угодно, что именно в данный момент теракт не удался.
Заключение
В очерке агентства РИА Новости рассказывается история о том, как правоохранительным органам удалось задержать двух юных беглянок, поддавшихся на уговоры вербовщиков запрещенной на территории России группировки «Исламское
17 Коран (2:255).
18 Басиджи - иранские полувоенные вооруженные отряды, основанные аятоллой Хомейни в 1979 году.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
48
Рамазанов З.Р.
государство». Девушки собирались выйти замуж за боевиков, обещавших им "сады Рая" в загробной жизни. «Правозащитница предоставила видеозапись своей беседы с одной из задержанных девушек. На записи молодая женщина, одетая в черное с головы до ног, представляется, затем противоречиво и сбивчиво отвечает на вопросы на чистом русском языке.
«- Почему ты хотела уехать в Сирию?
- Там шариат.
- А тебе кто-то мешает дома соблюдать требования шариата, молиться?
- Тут никто молиться не мешает, и я не против, просто Коран - это законы Аллаха, а конституция - их законы.
- Ты считаешь, что здесь не соблюдают требования Корана?
- Нет, я так не думаю, я рада, что тут уважают Коран
- Почему ты поверила тем, кто далеко от тебя, а не родным и близким? Тебе не жалко маму, папу?
- Я вижу, что маме плохо, конечно, я их жалею.
- О своем поступке жалеешь?
- Да.
- Вы рады, что вас остановили?
- Аллах так предопределил»19
Проанализировав эту речь, можно сделать вывод, что вербовщики настолько искусно обманывают попавших в их сети мусульман, что те верят им на 100 % и убеждены в том, что они попадут в рай.
Как мы видим, намеренное искажение или однобокое рассмотрение теории предопределения судьбы человека в исламе играет на руку экстремистам, целью которых является уничтожение ни в чем не повинных людей.
Как можно решить данную проблему? Возможно, ее решение кроется в проведении некоей пропагандистской работы, в просвещении молодежи. Причем объяснять азы ислама необходимо, быть может, без использования особо рафинированных определений, которые тяжело понять даже образованному человеку; ведь как выяснилось, среди смертников есть молодежь с минимальным образованием. Да, такую деятельность вести непросто, попытки ее мы видим в том числе и в России. Однако молодежь действительно в этом нуждается, и более того нуждается и все мировое сообщество, чтобы не допускать повторения ужасающих терактов, уносящих жизни людей. Важно донести до молодежи, что убийство, какими бы ни были его «цели», в исламе недопустимо, не говоря уже о самоубийстве. А все увещевания новоявленных «толкователей» - не более чем обман и выдумка для достижения их собственных целей.
Литература
1. Ал-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере. - М.: Наука, 1980. - Т. 1-2.
2. Аляутдинов Ш.Р. «Кадар» - предопределение? / Umma [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://umma.ru/fetvi/potustoronnie-miry/4852-kadar-no-ne-
predopredelenie.
3. Вольф М.Н. Средневековая арабская философия: Мутазилитский калам. - Новосибирск, 2005.
4. Alvanou М. Palestinian Women Suicide Bombers: The Interplaying Effects of Islam, Nationalism and Honor Culture. Tel Aviv: Strategic Research and Policy Center, National Defense College, IDF, 2007. 109 p.
http://www.itstime.it/Approfondimenti/Alvanou_Palestinian_Women.pdf
19 См.: Женщинам, вступающим в ИГ, вербовщики обещают "сады Рая" / РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/world/20150616/1071864684.html
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
49
Рамазанов З.Р.
5. Andriole, K. Murder by Suicide: Episodes from Muslim History // American Anthropologist. - 2002. - 104 (3). - P. 736-742.
6. Ergil D. Suicide Terrorism in Turkey: The Workers’ Party of Kurdistan // Countering Suicide Terrorism: An International Conference, February 20-23, 2000, Herzliya, Israel, International Policy Institute for Counter-Terrorism. 2000.
7. Frolov D.V. «Decision» // The Encyclopaedia of the Qur’an. - Leiden: Brill. - 2001.
- V. 1. - Р. 515-517.
8. Ganor B. Suicide Terrorism: An Overview. In Countering Suicide Terrorism // An International Conference, February 20-23, 2000, Herzliya, Israel, International Policy Institute for Counter-Terrorism. 2000.
9. Hammouda G. Al-Ash'ari's theory of acquisition (al-Kasb). London, Islamic Quarterly. - 1995. - № 2. - Р. 3-8.
10. Inside the Mind of the Suicide Bomber / Dir. T. Roberts (TV-Film). -Channel Four Television Corporation MM III, 2003.
11. Johnson K. Durkheim Revisited: Why Do Women Kill Themselves? // Suicide and Life-Threatening Behavior. - 1979. - Vol. 9. - P. 145-153.
12. Khosrokhavar F. Suicide Bombers: Allah's New Martyrs / Translated by David Macey. - London, 2005. - P. 64.
13. Merari A. The readiness to kill and die: suicidal terrorism in the Middle East // W. Reich (Ed.), Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, Theologies, States of Mind, 192-207. - New York: Cambridge University Press. 1990.
14. Pedahzur A., Perliger A. Altruism and Fatalism: The Characteristics of Palestinian Suicide Terrorists // Deviant Behavior. Vol. 24. Issue 4. - P. 405-423
15. Stack S. Durkheim's theory of fatalistic suicide: a cross-national approach // The Journal of Social Psychology. - 1979. - № 107. - Р.161-168.
16. Suicide Killers / Dir. P. Rehov (DVD-Rom). City Lights Pictures, 2006.
17. Taylor S. Durkheim and the Study of Suicide. - London: Hutchinson. 1982.
18. The Cult of the Suicide Bomber 2 / Star. R. Baer, dir. K. Toolis (DVD-ROM).
- The Disinformation Company, 2008.
References
1. Al-Gazali A.Kh. «Voskreshenie nauk o vere». [The resurrection of the sciences of faith] Vol. 1-2. Moscow. Nauka, 1980. (in Russian)
2. Alyautdinov Sh.R. «Kadar» - predopredelenie? [“Qadar” - predestination?] / Umma. URL. http://umma.ru/fetvi/potustoronnie-miry/4852-kadar-no-ne-predopredelenie (in Russian)
3. Vol'f M.N. Srednevekovaya arabskaya filosofiya: Mutazilitskii kalam. [Medieval Arabian philosophy: Mutazilitsky kalam] Novosibirsk, 2005(in Russian)
4. Alvanou M. Palestinian Women Suicide Bombers: The Interplaying Effects of Islam,
Nationalism and Honor Culture. Tel Aviv: Strategic Research and Policy Center, National Defense College, IDF, 2007. 109 p.
http://www.itstime.it/Approfondimenti/Alvanou_Palestinian_Women.pdf
5. Andriolo K. Murder by Suicide: Episodes from Muslim History. American Anthropologist. 2002.104(3). pp. 736-742.
6. Ergil D. Suicide Terrorism in Turkey: The Workers’ Party of Kurdistan. Countering Suicide Terrorism: An International Conference, February 20-23, 2000, Herzliya, Israel, International Policy Institute for Counter-Terrorism. 2000.
7. Frolov D.V. «Decision». An: The Encyclopaedia of the Qur’an. Leiden: Brill. 2001. Vol. 1, pp. 515-517.
8. Ganor B. Suicide Terrorism: An Overview. In Countering Suicide Terrorism: An International Conference, February 20-23, 2000, Herzliya, Israel, International Policy Institute for Counter-Terrorism. 2000.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
50
Рамазанов З.Р.
9. Hammouda G. Al-Ash'ari's theory of acquisition (al-Kasb). London, Islamic Quarterly 1995. 2, Pp. 3-8.
10. Inside the Mind of the Suicide Bomber / Dir. T. Roberts (TV-Film). Channel Four Television Corporation MM III, 2003.
11. Johnson K. Durkheim Revisited: Why Do Women Kill Themselves? Suicide and Life-Threatening Behavior. 1979. Vol. 9, pp. 145-153.
12. Khosrokhavar F. Suicide Bombers: Allah's New Martyrs. Translated by David Macey. London, 2005. P. 64
13. Merari A. The readiness to kill and die: suicidal terrorism in the Middle East. In. W. Reich (Ed.), Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, Theologies, States of Mind, 192-207. New York: Cambridge University Press. 1990.
14. Pedahzur A., Perliger A. Altruism and Fatalism: The Characteristics of Palestinian Suicide Terrorists // Deviant Behavior. vol. 24, issue 4, pp. 405-423
15. Stack S. Durkheim's theory of fatalistic suicide: a cross-national approach // The Journal of Social Psychology 1979, no.107, pp. 161-168.
16. Suicide Killers / Dir. P. Rehov (DVD-Rom). City Lights Pictures, 2006.
17. Taylor S. Durkheim and the Study of Suicide. London: Hutchinson. 1982.
18. The Cult of the Suicide Bomber 2 / Star. R. Baer, dir. K. Toolis (DVD-ROM). -The Disinformation Company, 2008.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
51