ОБЗОРЫ
УДК 338.465 DOI: 10.12737/20189
ПРЕДМЕТЫ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ В КОЛЛЕКЦИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ
Жилкова Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой туризма и гостиничного дела, [email protected],
Макаренко Зоя Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected],
Бережная Марина Валерьевна, преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected]
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается вопрос об экспонировании предметов ювелирного искусства домонгольской Руси в музеях Российской Федерации. Сохранению культурного наследия страны способствовали открывающиеся в Российской Империи государственные и частные музеи. С их открытием многие частные коллекционеры жертвовали частично или полностью свои собрания государству, чему в особенности способствовало открытие в 1883 году для широкой публики Исторического музея. Экспозиции общественного музея пополнили коллекции Уваровых, Кропоткиных, Щербатовых, Голицыных. Примечательна судьба коллекции выдающегося собирателя М.П. Боткина.
Шедевры ювелирного искусства Древней Руси могут экспонировать лишь несколько музеев страны, в том числе в Московском Кремле есть две площадки, где представлены подобного рода предметы. В Оружейной палате, в зале один размещена экспозиция «Русские золотые и серебряные изделия Х11-начала XVII веков». В витрине два представлены ювелирные изделия из золота и серебра, выполненные златокузнецами Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода.
После Октябрьской революции музейное дело страны подверглось существенному реформированию. Музейные и дворцовые коллекции были объявлены национальной собственностью. Для регистрации, учёта и взятия под охрану всех художественных и культурных ценностей были созданы художественно-исторические комиссии и Государственный музейный фонд. Большинство личных коллекций было национализировано.
Русский музей, расположенный в Михайловском замке Петербурга, обладает одной из крупнейших коллекций русских домонгольских кладов и отдельных предметов ювелирного искусства Х-ХШ веков.
В экспозициях и фондах российских музеев собраны тысячи произведений ювелирного мастерства Древней Руси. Сегодня преумножаются коллекции не только центральных, но и провинциальных музеев, качественно улучшаются площади и экспозиции.
Ключевые слова: Древняя Русь, ювелирное искусство, экспонаты, домонгольский период, коллекция, музей
Около двухсот лет на территории России проводятся систематические археологические раскопки на местах городов и селищ Древней Руси. Накоплен обширный материал по истории декоративно-прикладного искусства и его самой интересной и квалифицированной области - ювелирному делу. Выдающимися учёными прошлых лет И.Е Забелиным, Н.П. Кондаковым, Б.А. Рыбаковым, Т.И. Макаровой, Г.Ф. Корзухиной и др. заложена прочная методологическая база. Благодаря их стараниям археология и искусствоведение из полулюбительских увлечений превратились в серьезную фундаментальную науку. Их традиции достойно продолжают исследователи нового поколения.
К началу XIII века древнерусские златокузнецы добились вершины мастерства в своём деле. Не было таких технологий и профессиональных навыков, которыми не смогли бы овладеть киевские, новгородские и рязанские ювелиры. Изделия, вышедшие из их рук, пользовались популярностью не только у ставшей чрезвычайно амбиционной и взыскательной местной элиты, но и далеко за пределами границ государства. Русские мастера, подтверждая свою высокую квалификацию, работали в Западной Европе, Центральной Азии, Византии. Катастрофический разгром, который повлекло нашествие орд Батыя, отбросил развитие страны на несколько веков назад.
Но это бедствие, как ни странно, для исследователей имело и обратный эффект. Вдоль всех путей войск Батыя осталось множество кладов с наиболее ценными вещами, которыми мог обладать житель средневекового города. Эти своеобразные тайники стали ценнейшим источником для изучения ювелирного искусства Древней Руси. Более 150 кладов, найденных до настоящего времени, прошли серьезную научную и исследовательскую обработку. Несколько тысяч предметов, извлеченных из земли, украшают коллекции ведущих музеев страны, некоторые из них, разными способами попав за рубеж, достойно представляют достижения древнерусских мастеров в музейных собраний Европы и Северной Америки.
К предметам древнерусского искусства в отечественных музеях всегда относились с особым уважением и почтением. «В 1821 году на реке Белоус, возле Чернигова местными жителями был найден золотой медальон-змеевик, получивший впоследствии название «Гривна Мономаха». Весть об этой неординарной находке распространилась так быстро, что вскоре она оказалась в Эрмитаже, а первая
публикация появилась в этом же году» [1]. Наверное, нет вещи, о которой так много писали и говорили в XIX веке.
В следующем, 1922 году, на городище Старая Рязань случайно обнаруживают «Рязанский клад», первый археологический комплекс домонгольского времени, попавший в музейное собрание. По личному распоряжению императора Александра I «найденные же вещи назначено было хранить в комнатах Эрмитажа Зимнего Дворца» [2], а крестьянам Устину Ефимову и Якову Петрову, нашедшим клад, была выплачена денежная компенсация в размере 10 000 рублей - сумма колоссальная по тем временам. Так получилось, что с этих двух событий начинает формироваться государственная коллекция произведений ювелирного искусства Древней Руси.
Находки вызвали такой резонанс в обществе, что представители буквально всех слоев населения ринулись отыскивать сокровища, а коллекционеров русских древностей насчитывалось сотни. В результате многие ценнейшие клады были безвозвратно утеряны или растворились в многочисленных частных собраниях.
Для поправки ситуации в 1859 году была создана Императорская археологическая комиссия (ИАК), одним из первых указов которой было «распоряжение о доставке всех найденных вещей в Петербург для научных исследований и фиксации» [3]. По возможности вещи выкупались у их владельцев. С 1889 года только ИАК могла выдавать «открытые листы» для проведения археологических работ. Это не распространялось только на помещичьи земли. Значительная часть кладов и отдельных находок попадала в научный оборот, некоторые, благодаря деятельности членов Комиссии, и сейчас украшают музейные собрания страны.
В 1824 году был найден первый зафиксированный Киевский клад. Однако, к великому сожалению, этот один из богатейших домонгольских кладов, в котором были богатые ювелирные украшения и крупные драгоценные церковные сосуды, бесследно исчез. От него осталось только беглое описание и несколько зарисовок.
Стараниями Кёлера, хранителя 1-го отдела Эрмитажа, второй Киевский клад 1827 года был передан для хранения в Эрмитаж [4, с. 108-109].
В 1850 году клад с золотыми и серебряными вещами был найден в Чернигове. Часть вещей этого клада попала в Минц-Кабинет Киевского университета [4, с. 109].
В 1865 году обнаружен второй клад во Владимире. Непосредственно после обнаружения, он был тщательнейшим образом изучен В.В. Стасовым. Через ИАК клад
поступил в Эрмитаж [5]. В общей сложности, к началу XX века несколько десятков кладов попали в собрания различных музеев.
Сохранению культурного наследия страны способствовали открывающиеся в Российской Империи государственные и частные музеи. Оружейная палата как хранилище государственной казны и посольских даров известна с конца XIV века. Статус музея она получает в 1865 году. Императорский музей «Эрмитаж» начинает свою историю с 1764 года. В 1852 музей можно посещать по билетам, но только во фраках, а в 1865 году отменяются входные билеты и ограничения в одежде. В 1898 году в Михайловском дворце размещается Императорский Русский музей. В 1890 году распахивает двери один из первых в центральной России историко-археологический музей Рязанской Учёной архивной комиссии. Открытие Киевского художественно-промышленного и научного музея состоялось 30 декабря 1904 года. Это был первый общедоступный музей города [6].
С их открытием многие частные коллекционеры жертвовали частично или полностью свои собрания государству, чему в особенности способствовало открытие в 1883 году для широкой публики Исторического музея. Экспозиции общественного музея пополнили коллекции Уваровых, Кропоткиных, Щербатовых, Голицыных.
Примечательна судьба коллекции выдающегося собирателя М.П. Боткина. Накануне Октябрьской революции вдова коллекционера обратилась в Русский музей с просьбой взять на хранение их огромную семейную коллекцию. Вскоре более тридцати объёмных ящиков были доставлены в музей. В одном из них находилось около 450 предметов древнерусского искусства, относящихся к Х-ХШ векам. В 20-е годы прошлого столетия коллекция отошла государству на постоянное хранение. Это было одно из самых больших частных собраний древнерусского ювелирного искусства [7].
После Октябрьской революции музейное дело страны подверглось существенному реформированию. Музейные и дворцовые коллекции были объявлены национальной собственностью. Для регистрации, учёта и взятия под охрану всех художественных и культурных ценностей были созданы художественно-исторические комиссии и Государственный музейный фонд. Большинство личных коллекций было национализировано [8].
В 20-30 годы ХХ века наблюдается устойчивое развитие музеев. Археология переживает эпоху расцвета. Во многих музеях осуществляется ротация коллекций. Так, из Эрмитажа отправляют в Русский музей всю коллекцию ювелирного искусства Древней Руси, а в петербургский музей поступает византийское собрание.
Перегородчатые эмали грузинских мастеров из коллекции Боткина переезжают в Тбилиси.
Многие археологические находки и клады теперь не отправляются в ведущие музеи Москвы и Ленинграда, а остаются на местах обнаружения, в музеях областных и районных центров.
В послевоенные годы многие музеи получают статус музеев-заповедников, а в последнее время часть из них взяты на учет ЮНЕСКО и объявлены Объектами Всемирного наследия. Так, в 1968 году Рязанский музей преобразован в историко-архитектурный музей-заповедник, а в 1995 году включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В 1865 году основан музей древностей при Новгородском губернском статистическом комитете. После революции он продолжил свое существование в качестве историко-археологического музея и Новгородского древлехранилища. В 1962 году музейному комплексу Великого Новгорода присвоен статус Музея-заповедника. В 1992 году памятники истории Новгорода и его окрестностей включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия49.
В 1854 году «по заключению» губернского статистического комитета был основан музей во Владимире. По распоряжению Совета Министров 11 сентября 1958 года был образован Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, а в 1998 году он вошёл в десятку победителей конкурса «Лучший музей Европы - 1998»50.
Шедевры ювелирного искусства Древней Руси могут экспонировать лишь несколько музеев страны, в т.ч. в Московском Кремле есть две площадки, где представлены подобного рода предметы. В Оружейной палате, в зале один размещена экспозиция «Русские золотые и серебряные изделия ХП-начала XVII веков». В витрине два представлены ювелирные изделия из золота и серебра, выполненные златокузнецами Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода (рис. 1-3)51.
49 Новгородский государственный объединённый музей-заповедник. URL: http ://novgorodmuseum. ru/ (дата обращения: 07.04.2016)
50 Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. URL: http://www.vladmuseum.ru/rus/ (дата обращения: 10.04.2016)
51 Музеи Московского Кремля (Оружейная палата). URL: http://armourv-
chamber.kreml.ru/exposure/view/vitrina-2-proizvedeniYa-russkogo-zolotogo-i-serebrvanogo-dela-xii-xv-vekov/ (дата обращения: 10.04.2016)
Рисунок 1 - Витрина 2. Произведения русского золотого и серебряного дела Х1-ХУ веков
К сожалению, это только незначительная, разрозненная часть кладов и археологических комплексов ХП-ХШ веков, которыми обладает собрание музея.
Рисунок 2 - Колт Северо-Восточная Русь, Х11 в. Серебро. Ковка, пайка, скань, зернь (входил в состав клада, найденного близ села Кресты Тульской губернии)
Рисунок 3 - Подвеска (сионец). Россия,
Рязань (?), Х11-начало ХШ вв. Золото. Скань, чеканка, зернь, эмаль. Высота 4 см. Ширина 2,3 см. Длина 2,3 см
В подклете Благовещенского собора размещена экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Это новая выставка, на которой впервые представлены
предметы ювелирного искусства домонгольского времени, найденные непосредственно на территории Москвы. Пока на территории Кремля было найдено три клада, в общей сложности насчитывающих более 1500 предметов (1963, 1966 и 1988). Государственный исторический музей обладает крупнейшей коллекцией предметов искусства Древней Руси. Древнерусской истории, культуре и искусству посвящены
52
экспозиции с 8 по 12 .
Русский музей, расположенный в Михайловском замке Петербурга, обладает одной из крупнейших коллекций русских домонгольских кладов и отдельных предметов ювелирного искусства X-XIII веков. Основной костяк собрания сформировался в начале XX века, когда в музей поступила коллекция русских древностей Эрмитажа и предметы из коллекции Боткина. В собрании музея в общей сложности хранится 11 полных кладов ювелирных изделий Древней Руси из Киева, Чернигова, Старой Рязани, которые в основном были найдены в XIX веке, и знаменитая «Черниговская гривна».
В декабре 2015 года в залах Михайловского замка впервые в истории музейного дела России была развернута выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея». На ней представлены практически все сокровища, которые до этого хранились в фондах музея. К выставке подготовлен пространный и красочный каталог.
В экспозициях и фондах российских музеев собраны тысячи произведений ювелирного мастерства Древней Руси. Сегодня преумножаются коллекции не только центральных, но и провинциальных музеев. Качественно улучшаются площади и экспозиции. Хорошо организована охрана и безопасность экспонатов, что позволяет регулярно проводить выставочную и экспозиционную работу с особо ценными предметами. Появляются новые формы музейных объединений: историко-археологические заповедники и центры с исследовательскими, реставрационными и научными структурами, и это дает возможность на местах организовывать эффективную музейную и археологическую деятельность.
В последнее время на фоне роста патриотических чувств россиян достижения наших предков в области искусства и культуры вызывают бурный интерес в самых широких слоях общества. В музеях, историко-археологических заповедниках непрерывно растет число посетителей, на выставках появились уже давно забытые многочасовые очереди. Этому способствуют отреставрированные произведения
52 Музеи Московского Кремля (Благовещенский собор). URL: http://annunciation-cathedral.kreml.ru/frames-and-ancient-times/view/ (дата обращения: 10.04.2016)
искусства, восстановленные памятники и расширяющие свои экспозиционные площади музеи.
Литература
1. Анастасевич В.Г. Известие о золотой гривне, найденной близ Чернигова в 1821 году // Отечественные записки. СПб., 1821. Ч.УШ. Кн. 20. С. 425-442.
2. Оленин А.Н. Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань. СПб., 1831. С. 11.
3. Клады Древней Руси в собрании Русского музея: альманах. СПб.: Palace Editions, 2015. Вып. 457. С. 4-12.
4. Кондаков Н. П. Русские клады: исследование древностей великокняжеского периода. СПб., 1896. С. 108-109.
5. Корзухина Г.Ф. Русские клады IX-XIII вв. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. С. 146.
6. Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М.: Эксмо, 2011.
7. Новаковская-Бухман С.М. Памятники древнерусского прикладного искусства в собрании М.П. Боткина. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. С. 137-145.
8. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. С. 160-171.
ITEMS OF JEWELRY ART OF PRE-MONGOLIAN RUSSIA IN THE COLLECTIONS OF RUSSIAN MUSEUMS
Zhilkova Yulia, PhD in Pedagogic sciences, Head of the Department of Tourism and Hotel
Industry, e-mail: [email protected],
Makarenko Zoya, PhD in Pedagogic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected],
Berezhnaya Marina, lecturer, e-mail: [email protected]
Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University
of Tourism and Service,
Moscow, Russian Federation
The article deals with the question of exhibiting of jewelry art items of pre-Mongolian Russia in Russian museums. Public and private museums that were opening in the Russian Empire contributed to preservation of the cultural heritage of the country. When they were emerging, many private collectors donated part or all of their collections to state. This was especially promoted by opening of the Historical Museum in 1883 for the general public. Exhibits of public museum were replenished by the collections of Uvarovs, Kropotkins, Shcherbatovs, Golitsyns. The fate of collection of the outstanding collector M. Botkin is noteworthy.
Masterpieces ofjewelry art of ancient Russia may be exhibited in only a few museums in the country, including two sites in the Moscow Kremlin, which show such kind of items. Collection "Russian gold and silverware of beginning of XII-XVII centuries" is located in the exposition hall 1 of Armory Chamber. The glass case 2 presents gold and silver items, made by goldsmiths of Kiev, Chernigov, Ryazan, Suzdal, Novgorod.
Museum affair after the October Revolution in the country was significantly reformed. Museums and collections of the palaces were declared as the national property. For registration, accounting and secure of all artistic and cultural treasures, the artistic and historical commissions and the State Museum Fund were created. Majority private collections were nationalized.
Russian Museum, located in the Mikhailovsky Palace in Sankt Petersburg has one of the largest collections of pre-Mongolian Russian treasures and individual items of jewelry art ofX-XIII centuries.
Thousands of works of jewelry art of ancient Russia are collected in the expositions and funds of Russian museums. Today collections of not only central but also local museums are multiplied, facilities and exhibitions are quality improving.
Keywords: Ancient Russia, jewelry art, exhibits, pre-Mongolian period, collection, museum
References
1. Anastasevich V.G. Izvestie o zolotoj grivne, najdennoj bliz Chernigova v 1821 godu [The news about gold hryvnia that was found near Chernigov in 1821] // Otechestvennye Zapiski [Annals of the Fatherland]. St. Petersburg, 1821. Part VIII. Book 20. Pp. 425-442.
2. Olenin A.N. Rjazanskie russkie drevnosti, ili Izvestie o starinnyh i bogatyh velikoknjazheskih ili carskih ubranstvah, najdennyh v 1822 godu bliz sela Staraja Rjazan' [Ryazan Russian antiquity, or news about the ancient and rich grand-ducal or tsarist finery, which were found in 1822 near the village of Staraya Ryazan]. St. Petersburg, 1831. P. 11.
3. Klady Drevnej Rusi v sobranii Russkogo muzeja [Treasures of Ancient Rus in the collection of the Russian Museum]: Al'manah. St. Petersburg: Palace Editions, 2015. Iss. 457. Pp. 4-12.
4. Kondakov N.P. Russkie klady: issledovanie drevnostej velikoknjazheskogo perioda [Russian treasure: a study of antiquities of Grand Ducal period]. St. Petersburg, 1896. Pp. 108-109.
5. Korzuhina G.F. Russkie klady IX-XIII vv. [Russian treasures of IX-XIII centuries] Мoscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1954. P. 146.
6. Yureneva T.Yu. Muzei mira: istorija i kollekcii, shedevry i raritety [World Museums: History and collection of masterpieces and rarities]. Мoscow: Eksmo, 2011.
7. Novakovskaja-Buhman S.M. Pamjatniki drevnerusskogo prikladnogo iskusstva v sobranii M.P. Botkina [The monuments of ancient arts and crafts in the collection of M.P. Botkin]. St. Petersburg: Publishing House of the State Hermitage, 2001. Pp. 137-145.
8. Osnovy muzeevedenija [The Basics of Museology] / Ed. by E.A. Shulepov. Мoscow: LIBROKOM, 2013. Pp. 160-171.