Научная статья на тему 'Предметы даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге'

Предметы даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
даосы / даосский культ / даосизм / живопись даосизма / экспозиция / государственный музей истории религий в Санкт-Петербурге / музейная практика / aoists / Taoist cult / Taoism / painting of Taoism / exposition / State Museum of the History of Religions in St. Petersburg / museum practice

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шэн Миньчжи

Целью данной статьи является обзор предметов даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге, относящихся к предметам живописи. Даосизм, который зародился в Китае еще в V-III веках до н.э., представлял собой учение о вечной жизни и о пути, который проходит все сущее. В статье представлен обзор учения о Дао – сущности, пути, духе, который не имеет формы, облика, однако, который является соотношение чувств человека и природы. Благодаря культуре и представлениям даосизма, живописные сюжеты в произведениях китайских художников наделены глубоким смыслом, определенной духовной составляющей и содержат в основном либо изображения святых («бессмертных»), либо пейзажи. Сам же художник, согласно даосизму, являлся отшельником, находящимся в уединении природы – только так ему могли открыться настоящие тайны Дао. Сюжеты в живописи в том или ином произведении благодаря влиянию даосизма имеют глубокое смысловое содержание и содержат в основном изображения святых в даосизме или же картины природы. Также автором был проведен анализ выставки ««Даосы на пути к бессмертию», которая прошла в 2018 году в музее религий и в контексте которой были представлены образцы живописи, относящиеся к культу даосизма. Кроме этого, автором статьи проведен обзор представленных произведений с кратким описанием, а также акцентировано внимание на постоянных предметах живописи даосизма в экспозиции музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taoist cult items in the collection of the State Museum of the History of Religions in St. Petersburg

The purpose of this article is to review the objects of the Taoist cult in the collection of the State Museum of the History of Religions in St. Petersburg, related to the subjects of painting. Taoism, which originated in China back in the V-III centuries BC, was the doctrine of eternal life and the path that passes through all things. The article presents an overview of the doctrine of the Tao – the essence, the way, the spirit, which has no form, shape, however, which is the ratio of human feelings and nature. Thanks to the culture and ideas of Taoism, the picturesque subjects in the works of Chinese artists are endowed with a deep meaning, a certain spiritual component and contain mainly either images of saints (“immortals”) or landscapes. The artist himself, according to Taoism, was a hermit who was in the solitude of nature – only in this way could the real secrets of the Tao be revealed to him. The subjects in painting in a particular work due to the influence of Taoism have a deep semantic content and contain mainly images of saints in Taoism or pictures of nature. The author also analyzed the exhibition “Taoists on the way to immortality”, which was held in 2018 at the Museum of Religions and in the context of which samples of paintings related to the cult of Taoism were presented. In addition, the author of the article reviewed the presented works with a brief description, and also focused on the permanent objects of Taoist painting in the museum’s exposition.

Текст научной работы на тему «Предметы даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге»

Шэн Миньчжи

Аспирант, Институт дизайна и искусств, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Предметы даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге*

Аннотация. Целью данной статьи является обзор предметов даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге, относящихся к предметам живописи. Даосизм, который зародился в Китае еще в У-Ш веках до н.э., представлял собой учение о вечной жизни и о пути, который проходит все сущее. В статье представлен обзор учения о Дао - сущности, пути, духе, который не имеет формы, облика, однако, который является соотношение чувств человека и природы. Благодаря культуре и представлениям даосизма, живописные сюжеты в произведениях китайских художников наделены глубоким смыслом, определенной духовной составляющей и содержат в основном либо изображения святых («бессмертных»), либо пейзажи. Сам же художник, согласно даосизму, являлся отшельником, находящимся в уединении природы - только так ему могли открыться настоящие тайны Дао. Сюжеты в живописи в том или ином произведении благодаря влиянию даосизма имеют глубокое смысловое содержание и содержат в основном изображения святых в даосизме или же картины природы. Также автором был проведен анализ выставки ««Даосы на пути к бессмертию», которая прошла в 2018 году в музее религий и в контексте которой были представлены образцы живописи, относящиеся к культу даосизма. Кроме этого, автором статьи проведен обзор представленных произведений с кратким описанием, а также акцентировано внимание на постоянных предметах живописи даосизма в экспозиции музея.

Ключевые слова: даосы, даосский культ, даосизм, живопись даосизма, экспозиция, государственный музей истории религий в Санкт-Петербурге, музейная практика.

Sheng Minzhi

Postgraduate student, Institute of Design and Arts, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

Taoist cult items in the collection of the State Museum of the History of Religions in St. Petersburg

Abstract. The purpose of this article is to review the objects of the Taoist cult in the collection of the State Museum of the History of Religions in St. Petersburg, related to the subjects of painting. Taoism, which originated in China back in the V-III centuries BC, was the doctrine of eternal life and the path that passes through all things. The article presents an overview of the doctrine of the Tao - the essence, the way, the spirit, which has no form, shape, however, which is the ratio of human feelings and nature. Thanks to the culture and ideas of Taoism, the picturesque subjects in

* © Шэн Миньчжи, 2023.

Предметы даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге

the works of Chinese artists are endowed with a deep meaning, a certain spiritual component and contain mainly either images of saints ("immortals") or landscapes. The artist himself, according to Taoism, was a hermit who was in the solitude of nature - only in this way could the real secrets of the Tao be revealed to him. The subjects in painting in a particular work due to the influence of Taoism have a deep semantic content and contain mainly images of saints in Taoism or pictures of nature. The author also analyzed the exhibition "Taoists on the way to immortality", which was held in 2018 at the Museum of Religions and in the context of which samples of paintings related to the cult of Taoism were presented. In addition, the author of the article reviewed the presented works with a brief description, and also focused on the permanent objects of Taoist painting in the museum's exposition.

Key words: Taoists, Taoist cult, Taoism, painting of Taoism, exposition, State Museum of the History of Religions in St. Petersburg, museum practice.

История Китайской живописи имеет глубокие корни, уходящие в века еще до нашей эры. В основном источником вдохновения в живописи Китая являлся сам человек, а также то, что его окружало. Так как живопись в Китае достаточно рано стала очень важной часть в китайском обществе, то и к ее содержанию предъявлялись особые требования: изображать было необходимо природу, архитектуру, человека в ней, а позже пейзажные картины отделились в самостоятельный вид художественного творчества1.

Даосизм, который зародился в Китае еще в У-Ш веках до н.э., представлял собой учение о вечной жизни и о пути, который проходит все сущее. Дао - это некое вечное действие, которое обеспечивает единство всех вещей и существ в нашем мире и определяет движение в природе.

Российский исследователь-китаевед В. Малявин в своей «Антологии даосской философии» писал, что Дао, как великое искусство, является родоначальником всех существующих ремесел и искусств2. Также, по его мнению, в

1 Ринчинова М.М. Живопись как феномен китайской культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 213-220.

2 Малявин В.В. Антология даосской философии / В.В. Малявин. - М.: Клышников - Комаров и К, 1994. 448 с.

контексте Дао художник общается через природу и не способен изобразить Дао на холсте, так как Дао не имеет никакого облики по своей сущности. В соответствии с этим, художники старались познать и изобразить Дао в своих пейзажах. Пейзаж здесь выступал самым удобным средством, чтобы показать сущность Дао и с помощью природы художники стремились установить особый контакт, некую незримую связь с небом.

В 2018 году в государственном музее истории религий в Санкт-Петербурге открылась первая в истории музейной практики выставка, которая была посвящена даосизму. Основной идеей выставки выступали образы даосских сяней («бессмертных» или «святых»)3.

Первые представления о сянях возникли еще в IV веке до н.э. Согласно дошедшим до нас сведениями, сяней воспринимали изначально как неких бессмертных существ, которые жили на островах Восточного моря и владели напитком, обеспечивающим это самое бессмертие4. К I веку до н.э. термином

3 Выставка«Даосына пути к бессмертию». К 200-летию Азиатского музея // URL: Института восточных рукописей РАН. // URL: https://gmir. ru/news/2834.html?ysclid=loxy02mt28402013304 (Дата обращения: 14.11.2023)

4 Прошкина О.А., Во Ван Лак. Влияние философии даосизма на вьетнамскую народную графику Хангчонг XVIII века // Вестн. Кемеров.

Рисунок 1. Гун-гун, Китайский бог воды, изображающийся с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове.

«сянь» стали называть людей, которые смогли достичь бессмертия - то есть изначально некий мифологический контекст был частично утрачен и к сяням стали относить не только различных обожествленных персонажей, но и людей, которые реально жили на земле и оставили какой-либо свой значимый след в китайской культуре5.

Самой главное достопримечательностью выставки в 2018 году стала иллюстрированная рукопись «Житие даосских святых» (Ле сянь чжуань), которая до этого находилась в коллекции Института восточных рукописей РАН и экспонировалась впервые. На сегодняшний день рукопись содержит 14 томов, в каждом заполнено по 16 листов и всего в ней насчитывается 208 жизнеописаний. К сожалению, некоторая часть всех листов рукописи все же была утрачена при неизвестных обстоятельствах и понять точно, какое же было количество томов в ней изначально по

гос. ун-та культуры и искусств. 2019. № 48. С. 44-50.

5 Ломов С.П., Ли Ф. Конфуцианская и да-

осская идеологии в Китайской живописи // Право

и практика. 2018. № 4. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/konfutsianskaya-i-daosskaya-ideologii-v-kitayskoy-zhivopisi (Дата обращения: 14.11.2023).

Рисунок 2. Лубок. Китай. Начало ХХ в. Бумага, гуашь.

задумке автора, сегодня невозможно6.

Еще одним интересным экспонатом в постоянной экспозиции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге является Лубок начала ХХ века (рисунок 2). Как известно, весьма существенной чертой даосизма являлась практика изгнания злых духов. Их главой и повелителем считался Чжун-куй. Его изображения с мечом в руке, нарисованные красной краской, вывешивались у входа в дом как обереги.

Еще один лубок под названием «Восемь бессмертных» также является ярким представителем живописи эпохи Даосизма в музее истории религий Санкт-Петербурга (рисунок 3). Даосы верили в возможность достижения человеком бессмертия в физическом теле. Богатая мифология рассказывала о том, как это сделать и давала разнообразные

6 Терехов А.Э. Выставка «Даосы на пути к бессмертию» в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург, 29 ноября 2018 г. - 5 марта 2019 г.) // Письменные памятники Востока. 2019. Т. 16. № 2 (37). С. 154-156.

Рисунок 3. «Восемь бессмертных». Лубок. Китай. Начало ХХ в. Бумага, акварель, ксилография.

примеры подобных достижений. Особенно популярна была группа Восьми бессмертных, каждый из которых имел свою чудесную историю. Каждый из участников этой восьмерки обладает по приданию определенными сверхъестественными способностями.

Мифы о восьмерых бессмертных получили в Китае большую популярность - возможно, это связано с тем, что изначально участники восьмерки (Ба сянь) были любимы народом, их почитали, уважали, они были известными историческими личностями, а став святыми, ушли в высокие горы7.

Также на выставке в 2018 году были представлены некоторые образцы Китайского лубка (няньхуа). Китайский лубок представляет собой печать небольших картинок с помощью резных деревянных блоков. В целом лубочные картинки предназначались для защиты от злых духов, болезней, различных неприятностей, но также встречаются

7 Даосизм. // URL: https://gmir.ru/expo-sition/budda/china/?action=show&category=113& id=1607 (Дата обращения: 14.11.2023)

и лубки религиозных назначений - например, с изображением даосских свя-тых8. В 2020 году Санкт-Петербургский музей истории религий выпустил собственную книгу на 96 страниц под названием «Китайский лубок из собрания Государственного музея истории религии. Альбом». В данной книге содержатся лубки из музейного собрания. В этой коллекции условно разделяют периоды (конец 19-го и начало 20-го века) и типы самих лубков: первый тип относится к праздничным лубкам, которые было принято вешать и снимать на определенные праздники; второй тип -это лубки, на которых изображены святые, люди со сверхъестественными способностями и прочие персонажи. Вся коллекция лубков принадлежит по праву обладания академику В.М. Алексееву и хранится в музее религий Санкт-Петербурга (рисунок 4).

8 Чжоу С. Живопись периода Сун (X-XIII) и китайская народная картина няньхуа // известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 60. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-perioda-sun-h-hiii-i-kitayskaya-narodnaya-kartina-nyanhua (Дата обращения: 14.11.2023).

КИТАЙСКИЙ ЛУБОК

из собрания госвдклшиого музея истории гепиии

Ш1Н1«1 nrn IU IK4 пкшшпош пи HUI «HI« or IKI IKlm Ol IE1II.ID*

Рисунок 4. Обложка альбома «Китайский лубок из собрания Государственного музея истории религии».

Таким образом, мы можем судить о том, что предметы живописи даосского культа в коллекции государственного музея истории религий в Санкт-Петербурге представлены хоть и в малом количестве, но представляют собой очень интересное и ценное наследие Китайского искусства. Музей уделяет им особое внимание, о чем говорит проведенная выставка и выпущенный альбом с экспозициями лубков, относящихся к культу даосов. Хочется надеяться, что постоянные экспозиции музея в дальнейшем будут только пополняться.

References

[1] Lomov S.P., Li F. Confucian and Taoist ideologies

in Chinese painting // Law and practice. 2018. № 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kon-futsianskaya-i-daosskaya-ideoloii-v-kitayskoy-zhivopisi (11.14.2023).

[2] Malyavin V.V. Anthology of Taoist philosophy /

V.V. Malyavin. - M.: Klyshnikov - Komarov and K, 1994. 448 p.

[3] Proshkina O.A., Vo Van Lac. The influence of Taoist philosophy on Vietnamese folk graphics of the Hang Chong of the 18th century // Vestn. Kemerovo. state University of Culture and Arts. 2019. № 48. P. 44-50.

[4] Rinchinova M.M. Painting as a phenomenon of Chinese culture // Bulletin of the Kemerovo State

University of Culture and Arts. 2020. № 53. P. 213-220.

[5] Terekhov A.E. Exhibition "Taoists on the Path to

Immortality" at the State Museum of the History of Religion (St. Petersburg, November 29, 2018

- March 5, 2019) // Written monuments of the East. 2019. Vol. 16. № 2 (37). P. 154-156.

[6] Zhou S. Painting of the Song period (X-XIII) and

Chinese folk painting Nianhua // News ofthe Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen. 2008. № 60. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/zhivopis-perioda-sun-h-hiii-i-kitay-skaya-narodnaya-kartina-nyanhua (11.14.2023).

[7] Exhibition "Taoists on the Path to Immortality." To the 200th anniversary of the Asian Museum - URL: Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences. // URL: https://gmir.ru/news/2834. html?ysclid=loxy02mt28402013304 (11.14.2023)

[8] Taoism. // URL: https://gmir.ru/exposition/ budda/china/?action=show&category=113& id=1607 (11.14.2023)

Список литературы

[1] Ломов С.П., Ли ф. Конфуцианская и даосская идеологии в Китайской живописи // Право и практика. 2018. № 4. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/konfutsianskaya-i-daosskaya-ideologii-v-kitayskoy-zhivopisi (Дата обращения: 14.11.2023).

[2] Малявин В.В. Антология даосской философии

/ В.В. Малявин. - М.: Клышников - Комаров и К, 1994. 448 с.

[3] Прошкина О.А., Во Ван Лак. Влияние философии

даосизма на вьетнамскую народную графику Хангчонг XVIII века // Вестн. Кемеров. гос. унта культуры и искусств. 2019. № 48. С. 44-50.

[4] Ринчинова М.М. Живопись как феномен китайской культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 213-220.

[5] Терехов А.Э. Выставка «Даосы на пути к бессмертию» в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург, 29 ноября 2018 г.

- 5 марта 2019 г.) // Письменные памятники Востока. 2019. Т. 16. № 2 (37). С. 154-156.

[6] Чжоу С. Живопись периода Сун (X-XIII) и китайская народная картина няньхуа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 60. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-perioda-sun-h-hiii-i-kitayskaya-narodnaya-kartina-nyanhua (Дата обращения: 14.11.2023).

[7] Выставка «Даосы на пути к бессмертию». К 200-летию Азиатского музея - URL: Института восточных рукописей РАН. // URL: https://gmir. ru/news/2834.html?ysclid=loxy02mt28402013304 (Дата обращения: 14.11.2023)

[8] Даосизм. // URL: https://gmir.ru/exposition/ budda/china/?action=show&category=113& id=1607 (Дата обращения: 14.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.