Научная статья на тему 'Предметное моделирование или макетирование в учебном процессе — составная часть графической культуры студента-архитектора'

Предметное моделирование или макетирование в учебном процессе — составная часть графической культуры студента-архитектора Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1462
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / МАКЕТ / ARCHITECTURAL DESIGN / PROJECT / MAQUETTE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Осипов Юрий Константинович

При обучении студентов по направлению «Архитектура» требуются нетривиальные подходы к архитектурной графике как к способу познания композиционно-художественных закономерностей архитектуры. Образ будущего объекта в графическом изображении может быть усилен при использовании макетов, т.е. творческий замысел получает наглядное выражение в материальном исполнении. Определены виды рабочих макетов, которые могут быть использованы в зависимости от поставленной задачи (исследования несущего остова, интерьера, градостроительства, объемных моделей фрагментов зданий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object simulation or modeling in learning process as an integral part of graphic culture of architect-student

Teaching students in Architecture requires non-trivial approaches to architectural graphics, as method of understanding of composition and art laws of architecture. Graphic image of the future object can be amplified when using maquettes, i.e. artistic design gets its visual expression in materials. Identified are the types of maquettes that can be used depending on task (study of load bearing frame, interior design, urban design, three-dimensional model of fragments of buildings).

Текст научной работы на тему «Предметное моделирование или макетирование в учебном процессе — составная часть графической культуры студента-архитектора»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 721.021.23

Ю.К. Осипов

Сибирский государственный индустриальный университет

ПРЕДМЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ МАКЕТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-АРХИТЕКТОРА

Архитектурная графика в учебной работе в вузе преследует воспитательные задачи. Через графику студент познает композиционнохудожественные закономерности архитектуры, ее стилевые особенности, графические средства, художественные и технические способы и приемы изображения, изобразительные материалы. Графика является одним из критериев развития и оценки творческих способностей студента.

В связи с этим в учебной практике проектирования необходимо развивать культуру архитектурной графики, вкус к разнообразным композиционно-графическим приемам изображения и материалам.

Разработка архитектурного чертежа основана как на научных (чертеж), так и на художественных (рисунок) методах изображения. Метод графических изображений - не единственный, имеются еще методы макетирования и моделирования. Как правило, все эти методы участвуют совместно в творческом процессе проектирования, степень же участия в них определяется стадиями проектирования. Если на начальной стадии проектирования рисунок служит основным методом изображения, то на последующих он используется в качестве дополнительного средства при выполнении сложных криволинейных форм, орнаментов, антуража и пр.

Совместное использование двух способов изображения - рисунка и чертежа - является также специфической особенностью архитектурной графики, когда достоинства рисунка (наглядность и художественная выразительность) сочетаются в проекте с научным построением ортогональных проекций, перспективы и аксонометрии. Другой особенностью архитектурного чертежа является условность изображения, делающая его более простым и в то же время понятным, например, совмещение на одном листе плана, фасада, разреза (иногда и перспективных изображений), вынос отдельных элементов чертежа (деталей), совмещение разных масштабов, совмещение различных средств изображения (линии, тона, светотени,

цвета) и изобразительных материалов (тушь, акварель, гуашь).

Восприятие объемно-пространственной композиции проектируемых зданий и сооружений на чертеже существенно отличается от восприятия построенного объекта. Устранение такого недостатка достигается путем внедрения в практику учебного проектирования, предметного моделирования или макетирования, что имеет большое образовательное значение в силу преимуществ этого метода перед традиционными.

Студент-архитектор лишь постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит быстрее.

Посредством макета мысли автора, его творческий замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.

Макетирование как метод разработки проекта в современной практике приобрел большое значение; к нему обращаются на всех стадиях архитектурного проектирования, и макет все чаще заменяет перспективные изображения. Роль макетирования еще велика потому, что макет дает возможность проверки архитектурной композиции с разных сторон и при различном освещении, он приближает проектируемый объект к реальному восприятию его в натуре. Фотографирование макетов и совмещение полученных фотографий на одном листе с графическими изображениями стало в современной архитектурной графике одним из способов выполнения чертежей, предназначенных для подачи на просмотр, для выставок и для передачи строительству.

Исторически использование макетов для практических целей строительства в нашей стране имеет давние традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты, что подтверждается изображениями на фресках древних новгородских храмов XII века. При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми «образцами»), которые в то время слу-

-92 -

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015

жили источником передачи информации строителям о замысле зодчего.

Архитектурные макеты имеют иную природу, чем натурный объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и потому качественно от него отличаются, они отображают пространственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи, оно проводится исходя из основных целей:

1 ~ содействовать творческому поиску и наглядной проверке объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов (в этом случае оно носит характер рабочего макетирования);

2 ~ служить для лабораторных проверок и экспериментального изучения определенных закономерностей - для проверок конструктивной структуры, воспроизведения на макетах изучаемых явлений (здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями);

3 ~ служить иллюстрацией и контрольной проверкой конечного результата проектирования - композиции объекта (в этом случае макет носит характер чистового макета).

В методическом отношении наибольшее значение имеет рабочее макетирование с целью поиска композиционного решения и для лабораторных испытаний.

Макетирование предполагает исполнение рабочих макетов на всех этапах проектирования и наряду с графическим эскизированием становится творческим методом разработки вариантов решений.

Рабочее макетирование вызывает активное поведение студента, оно связано с мыслительным «обмериванием» макета, отысканием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и, что особенно важно, соотношений внутреннего и внешнего пространства.

Макетирование развивает способность зрительно воспринимать и оценивать решение, делает замысел наглядным. В рабочем макете студент, фиксируя свою мысль, имеет возможность проанализировать ее.

В зависимости от программы-задания макетирование приобретает различный характер. При градостроительном макетировании раскрывается пространственный замысел застройки, ее связь с окружающим. Градостроительные макеты исполняются при проектировании поселка, города, жилого комплекса и

сопутствуют темам дипломного проектирования.

Макетирование объекта в конкретной природной или градостроительной среде раскрывает связи архитектуры и ландшафта и воспитывает у студента понимание отдельного здания как компонента более сложно организованной системы.

Разработка в макетах отдельных объектов (объемно-пространственное макетирование курсовых проектов) способствует поиску внешнего архитектурного образа объекта и воспитывает у студента трехмерное представление о сооружении.

Макетирование интерьера применяется при проектировании квартир и особенно успешно - зрелищных зданий. Макеты поэтажных сечений на уровне зрительных залов помогают понять диалектику внутреннего и внешнего; та или иная поверхность, как мембрана, одновременно строит внутреннее пространство и отделяет его от пространства внешнего.

При проектировании жилых объектов из объемных элементов, когда в графическом изображении трудно представить себе возможность вариантных комбинаций, макетирование как средство компоновки объекта часто приводит к хорошим творческим результатам.

Макетирование в учебном процессе применяется с целью лабораторных проверок влияния инсоляции, естественного освещения и акустики на формообразование сооружения, помещения, зала. В этом случае применяется также макетирование фрагментов, например для выбора солнцезащитных устройств, что сближает обучение с научным исследованием.

Макет в малых масштабах имеет и свои недостатки: он воспринимается преимущест-

венно сверху, с «птичьего полета», а не с реальных точек зрения. Этот недостаток снижается при исполнении макетов в крупных масштабах и в натурных материалах.

Метод рабочего макетирования способствует активному освоению темы, делает сам процесс разнообразным и интересным. С макетированием связано использование возможностей фотофиксации как предварительных, так и окончательных вариантов с целью раскрытия замысла автора с наиболее характерных и убедительных направлений.

Эффективность применения объемного макетирования может быть достигнута путем:

- улучшения качества проектных решений (при ликвидации ошибок, связанных с взаимоувязкой различных частей проекта и др.), сокращения объема проектной документации и сроков ее разработки;

-93 -

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015

- сокращения расходов, связанных с эксплуатацией запроектированных и построенных зданий и сооружений;

- совершенствования самого процесса макетирования;

- улучшения качества подготовки архитектурно-строительных кадров.

На кафедре архитектуры СибГИУ занятия со студентами по изучению макетного метода рекомендуется проводить по следующему примерному плану, который включает:

- цель и задачи архитектурного макетирования как необходимого элемента творческого процесса в работе архитектора;

- роль и значение архитектурного макета на различных этапах развития архитектуры;

- виды макетных работ, отличительные особенности на различных этапах проектирования;

- градостроительное макетирование;

- макетирование жилых и общественных зданий; макетирование интерьера;

- макетирование промышленных сооружений;

- масштаб и его влияние на выбор материала и детализацию элементов макета;

- необходимые материалы, инструмент и оборудование при изготовлении макетов;

- технология изготовления макетов различного назначения.

Выводы. Архитектурная модель - макет здания или сооружения - наиболее доходчиво и полно раскрывает свойства и закономерности организации пространства и архитектурных форм, способствует развитию образного и объемно-пространственного мышления как у проектировщиков, так и у студентов вузов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чавчанидзе В, Г е л ь м а н О. Моделирование в науке и технике. - М.: Знание, 1966. - 480 с.

2. Матехина О.В., Осипов Ю.К., С ё-м и н А.П. Архитектурные формы, детали, графика, термины. Учебное пособие. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2005. - 166 с.

© 2015 г. Ю.К. Осипов Поступила 3 февраля 2015 г.

-94 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.